КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие и правовая природа регулирования банковской деятельности в России
Финансово-правовые аспекты государственного регулирования банковской деятельности. ТЕМА 19. Финансово-правовые аспекты государственного регулирования банковской деятельности. Правовое положение Центрального банка Российской Федерации.
Правовое регулирование банковской деятельности представляет собой нормотворческую и индивидуально-властную деятельность субъектов регулирования, направленную на упорядочение создания и деятельности кредитных организаций, банковской системы в целом, формирование и поддержание устойчивого правового порядка в сфере банковской деятельности, защиту прав и законных интересов ее участников и частных лиц. Правовое регулирование банковской деятельности, имеет двойственную правовую природу. - С одной стороны, оно выражается в принятии органами государственной власти нормативных актов, устанавливающих основы организации и основные параметры банковской системы страны, статус субъектов и правовые режимы банковской деятельности, а также правила осуществления банковской деятельности как совокупности банковских операций и сделок. - С другой стороны, она проявляется в реализации Банком России, как субъектом банковской системы, внутрисистемного регулирования от имени государства и в публичных интересах путем нормативного регулирования и принятия индивидуально-правовых актов в отношении конкретных кредитных организаций, а также осуществления банковского надзора. Государственное воздействие на гражданско-правовые отношения в сфере банковской деятельности характеризуется следующими признаками: 1. Воздействие со стороны государства на банковскую деятельность носит характер регулирования; 2. Государственному регулированию банковской деятельности объективно присуща правовая форма. Оно осуществляется с помощью нормативно - закрепленных правовых средств регулирования, образующих правовой механизм государственного регулирования банковской деятельности; 3. Государственное регулирование банковской деятельности реализуется посредством двух относительно независимых, но взаимообуславливающих процессов: - нормотворческой деятельности органов государственной власти (внешнее банковское регулирование), - нормотворческой и индивидуально - правовой деятельности Центрального Банка Российской Федерации как субъекта банковской системы страны, обладающего закрепленной законом независимостью от органов государственной власти и дискреционными полномочиями (усмотрением) в принятии решений («внутрисистемное банковское регулирование»). Внутрисистемное регулирование осуществляется Центральным банком Российской Федерации на основании делегирования на основании закона Банку России, как органу, не входящему в систему органов исполнительной власти, прав осуществления государственного регулирования; 4. Объектом правового регулирования выступает не только правила осуществления банковских операций, статусные характеристики кредитных организаций, режимные требования к банковской деятельности и деятельность конкретных кредитных организаций, но и параметры такого уникального субъекта регулирования как банковская система страны в целом. Вышеприведенные факторы позволяют рассматривать государственное регулирование банковской деятельности как уникальное правовое явление, специфическую систему правовых средств регулирования, не свойственную Закон «О банках и банковской деятельности" гласит: В Законе «О Центральном банке РФ» закреплено: «Банк России не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами». Таким образом, установленный правовой режим банковской деятельности, сочетающий легализующий метод и гарантии независимости кредитных организаций от вмешательства органов государственной власти и Банка России в оперативную деятельность. Это позволяет сделать вывод о том, что «управление, носящее административный характер и основанное на властеотношениях между субъектом регулирования и конкретным объектом (кредитной организацией) в государственном регулировании банковской деятельности осуществляется только в случаях, установленных законом и имеет незначительный удельный вес в общем объеме правовых средств, используемых в государственном регулировании банковской деятельности». Государственное регулирование осуществляется с целью реализации и защиты публичного интереса в сфере банковской деятельности. Для понимания целей и задач государственного регулирования банковской деятельности необходимо определить содержание публичного интереса в банковской деятельности как фактора, определяющего задачи и методы государственного регулирования. Проблема соотношения частных и публичных начал в банковском праве в настоящий момент широко дискутируется. Можно выделить следующие характерные и объективно присущие особенности банков, которые определяют неустойчивость банковской системы в целом и отдельных банков, а также ее уязвимость к потенциально возможным финансовым кризисам: - Во-первых, это высокий уровень зависимости банков от клиентов и вкладчиков, обусловленный тем, что банки на финансовом рынке выступают в качестве финансовых посредников и, как правило, имеют активы, значительно превышающие собственный капитал. Ресурсы банка, используемые как активы в процессе банковской деятельности, основываются на привлеченных денежных средствах, имеющих различный правовой статус, большинство из которых (денежные средства вкладчиков) могут быть изъяты в любой момент. Во-вторых, отдельные банки, как элементы банковской системы страны, связаны тесными экономическими связями друг с другом. Это выражается прежде всего в наличии корреспондентских отношений между банками и наличии остатков денежных средств на корреспондентских счетах других банков, а также в наличии межбанковского рынка кредитов. Как следствие этого, неплатежеспособность одного банка может привести к неплатежеспособности ряда других банков и, теоретически, к системному кризису в целом. В-третьих, коммерческие банки создаются и осуществляют банковские операции с целью извлечения прибыли. Неразвитость банковской системы, наличия нестабильных банков, несегментированность рынка банковских услуг, сильная конкуренция вынуждают руководство банков осуществлять инвестиционную деятельность в наиболее доходные сферы предпринимательской деятельности, которые зачастую сопровождаются наибольшим риском.
4. Банковская деятельность как предмет правового регулирования
Финансово-правовое регулирование банковской деятельности осуществляется с использованием механизмов денежно-кредитного регулирования, в том числе регулирования банковской ликвидности, надзора и контроля за банковской деятельностью. Механизм денежно-кредитного регулирования функционирует посредством влияния на объем и структуру денежной массы в обращении и направление движения ресурсов банков, которые могут быть использованы для кредитования реального сектора экономики. При этом регулирование осуществляется посредством тех инструментов денежно-кредитной политики, использование которых связано с особенностями функционирования банковской системы, способностью банков увеличивать или уменьшать с помощью кредитной эмиссии объем денежной массы. В современных условиях в странах с развитой рыночной экономикой преимущественно используются три основных инструмента, посредством которых центральные банки осуществляют косвенное регулирование денежно-кредитной системы, - это: учетная ставка, операции на открытом рынке, нормы обязательных резервов. В банковском законодательстве для определения совокупности организаций, имеющих право на осуществление в Российской Федерации банковской деятельности, используется термин «банковская система». Статья 2 Закона «О банках и банковской деятельности» устанавливает структуру банковской системы Российской Федерации. Поэтому субъектный состав в механизме финансово-правового регулирования банковской деятельности представляется Центральным банком Российской Федерации, кредитными организациями, филиалами и представительствами иностранных банков. Различное правовое положение элементов банковской системы позволяет условно выделить несколько уровней, т.к. ее элементы имеют различные в рамках данной системы цели, задачи, функции, полномочия и ответственность, имеют различный правовой статус, но при этом действуют в одной сфере общественных отношений. Банковская деятельность как составная часть финансовой деятельности проявляется в целенаправленной деятельности кредитных организаций и Банка России, носит публичный характер и направлена на систематическое осуществление банковских операций. Ее основой для Банка России и его учреждений является Закон «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)»; для кредитных организаций - специальное разрешение (лицензия) Банка России, полученное после государственной регистрации в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Правовое регулирование банковской деятельности представляет собой нормотворческую и индивидуально-властную деятельность, направленную на упорядочение банковской системы в целом, создание условий для функционирования кредитных организаций. Оно призвано формировать и поддерживать устойчивый правовой порядок в сфере банковской деятельности, защиту прав и законных интересов ее участников и частных лиц. Правовое регулирование банковской деятельности осуществляется с целью реализации и защиты публичного интереса в сфере банковской деятельности, а также частного интереса, получившего отражение в определении правового положения кредитных организаций. Финансово-правовое регулирование банковской деятельности - это система мер, с помощью которых достигается обеспечение стабильного, безопасного функционирования банков, предотвращение дестабилизирующих тенденций в интересах развития всей экономики и государства в целом. Финансово-правовое регулирование является составной частью государственного регулирования банковской деятельности. Немаловажными являются предъявление квалификационных требований к руководителям кредитной организации, надзор за исполнением нормативных правовых актов, касающихся осуществления банковской деятельности, и применения в случае обнаружения нарушений установленных в законе санкций к нарушителю. Финансово-правовое регулирование как составная часть государственного регулирования носит императивный характер, нацелено на защиту публичного интереса, обеспечивается принудительными мерами и процедурами.
Правовое положение Центрального банка Российской Федерации.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 781; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |