Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

III. Формирование личности посредством профориентации и организации досуговой деятельности


I. Основные структурные элементы формирования личности как исходная позиция учебного плана.

1. Научное познание мира, законов развития общества и природы, формирование мировоззрения

2. Практически преобразующая деятельность.

3. Самопознание.

4. Нравственно-эстетическое отношение к действительности

II. Классификация учебных предметов в соответствии с основными структурными элементами личности.

1. Основы научного, понятийно-символического познания. 2. Основы обществоведения.     3. Основы политехнизма, техники и технологии производства, производительного труда. 4. Основы природоведения и антропологии.   5.Основы нравственно эстетического познания действитель- ности   Элементы философии, математика, логика, астрономия. История, Конституция,основы государства и права, экономическая география. Физика, математика, информатика, химия, биология,труд.   Естествознание, география, экология, анатомия, физиология, генетика, психология. Родной язык и литература, этика, музыка, изобразительное искус. етво, организация учебной деятельности.

1. Иностранные языки, профилирующие и профориентирующие предметы.

Прикладная математика, физическая химия, химическая физика, молекулярная биология, геология, археология, биохимия, астрофизика, экономика, инженерная психология, эргономика, петрография, био-ни.ка, этнография, агрономия, архитектура, медицинские науки и др.

2. «Досуговые» предметы.

Коллекционирование, фотографирование, вырезание, выжигание, самодеятельные искусства, шахматы, моделирование, виды спорта и физической культуры и др.

Учебный план средней общеобразовательной школы включает в себя главные системообразующие предметы, составляющие стабиль-, ную общую основу развития индивидуальности и формирования личности.

Динамичность учебного плана диктуется требованиями радикальной экономической реформы, научно-технической революцией, перестройкой и обновлением всей общественной жизни. По мере преобразования общества и экономики, возрастания требований к духовному миру личности возникает необходимость и возможность введения в содержание образования современного актуального материала.

Ведущее и определяющее место в формировании гражданина занимают гуманитарные науки и искусства. Динамизм в структуре среднего общего образования проявляется в его гуманизации в целом, усилении духовно-ценностного, гуманитарного образования. В условиях демократизации и гласности, всемерного развития духовных потребностей личности, укрепления научного мировоззрения и цивилизованного образа жизни — это закономерный и естественный процесс. Динамизм выражается также в создании и введении в учебный план системообразующих синтетических и интегративных курсов, вбирающих в себя сведения из нескольких смежных дисциплин. Так, основы демократического государства вбирают в себя сведения об этических отношениях. Обществоведение широко использует материал философии, социологии, истории, текущей политики.



Концепция стабильно-динамического содержания общего среднего образования позволяет целенаправленно осуществлять необходимые практические изменения в учебном плане и программах.

Реализации задач всестороннего развития школьников в обучении активно содействует концепция единства школьного и внешкольного познавательного процесса. В учебном плане школы определен круг основных наук, необходимых и достаточных для вступления ребенка в жизнь, для образования у него прочного запаса знаний в целях развития его интеллектуального потенциала, основ гражданственности и практических умений. Учтены межпредметные связи, дающие возможность создать в сознании ребенка единую картину мира, усилить интеллектуально развивающие возможности каждого предмета. . ' .

Учебный план является главным организующим документом всего учебно-воспитательного процесса. Но в современных условиях учащиеся получают научную информацию не только в школе. Школьная информация составляет теперь едва ли не половину той, которую дети свободно усваивают на факультативах, в кружках по интересам, в различного рода клубах и объединениях, через средства массовой информации. Объем и качество информации требуют от школьников серьезной умственной работы: отбора наиболее ценной, ее самостоятельного анализа, соотнесения со школьными знаниями. Учителям необходимо учитывать и регулировать это «свободное» усвоение, соотносить его с организованным процессом постижения основ наук.

Информация, получаемая детьми в свободное время, обеспечивает развитие их интересов, дополнительное стимулирование способностей и дарований, осознание себя как индивидуальности. Свободное и добровольное усвоение знаний, умений и навыков школьниками организуется за счет специального набора углубленных профильных программ по различным предметам; факультативов, добровольно избираемых каждым ребенком. При этом возможен переход от одной программы к другой, что реально обеспечивает индивидуализацию, дифференциацию обучения и развития учащегося. Разнообразие типов школ предполагает многообразие учебных планов, имеющих общий базовый компонент, отвечающий требованиям международного общеобразовательного стандарта.

В процессе формирования учебного плана и отбора содержания образования учитываются возрастающие требования к человеку научно-технической революции, обновляемой жизни нашего общества. Общие задачи учебного плана состоят в формировании у школьников научного мировоззрения, осуществления гражданского воспитания в духе идеологии обновления и разностороннем психическом развитии личности. К специфическим задачам относятся: накопление научных знаний, умений и навыков, овладение методами самостоятельного добывания знаний как условия непрерывного образования, развития различных способов мышления и черт характера.

Гуманитарные науки играют решающую роль в гуманизации образования, в формировании духовного мира школьника, в развитии его духовных потребностей. Чем глубже и шире они изучаются всеми учащимися, тем больше школа делает для нравственного становления личности, ее самосознания, учит гражданской ответственности, самостоятельности суждений и действий в перестройке обще--ственной жизни. Усиление внимания к духовному миру и развитию детской личности, к ее духовному богатству и нравственной устойчивости влечет за собой необходимость создания новых учебных гуманитарных предметов на основе интеграции и концентрации гуманитарных знаний из различных общественных наук.

Предметы естественно-математического цикла также выполняют важную функцию в становлении гуманной детской личности. Придание предметам естественно-математического цикла гуманистического звучания достигается за счет усиления направленности решения научно-технических проблем на социальную сферу, на обеспечение интересов человека. Учащимся важно показать, что человек не придаток производства. Вся современная техника и технология призваны обеспечить его нужды, сберечь окружающую среду, защитить от войн и других социальных потрясений.

Стремительное развитие техники, рост объема естественнонаучной информации диктуют необходимость создания новых учебных предметов, таких как экология, основы информатики и электронно-вычислительной техники.

Общая задача естественно-математического цикла состоит в осуществлении политехнического принципа на основе крупных, связанных с технологическими процессами обобщений в области естественных наук. Педагогика исходит из общеразвивающих возможностей предметов естественно-математического цикла, обеспечения ими оптимального объема политехнических знаний, умений и навыков, необходимых для участия в современном производстве и для углубления занятий по свободно избранным профильным предметам. Возрастание объема научно-технической информации влечет за собой необходимость обобщения общеобразовательных естественно-научных знаний, создания новых обобщенных предметов. Одновременно необходима и дифференциация учебных дисциплин в целях организации профильного обучения по интересам на основе свободного выбора.

Профильная часть учебного плана, обеспечивающая дифференциацию обучения, содержит в себе углубленные варианты программ по всем предметам, входящим в учебный план. Наряду с ними должны быть представлены для индивидуального выбора и углубленного изучения учащимися наиболее актуальные современные науки, которые после их свободного избрания становятся для школьника обязательными. Опыт показывает, что интересы учащихся относительно стабилизируются к концу подросткового возраста, начиная с которого и закрепляются профильные углубленные занятия по интересам. В течение первой половины учебного года детям необходимо предоставить возможность свободного выбора, широкого использования консультаций по всем возникающим вопросам, компетентными суждениями и заключениями специалистов по своим практическим работам. Углубленное изучение учащимися отдельных предметов обогащает общеобразовательный учебно-воспитательный процесс. Учащиеся делятся своими познаниями с товарищами, обогащают друг друга. Возрастает роль взаимообучения при руководящей и направляющей роли педагога.

Профильная часть учебного плана, обеспечивающая дифференциацию и индивидуализацию обучения, помогает ребенку преодолеть противоречие между обязательными и желательными занятиями в школе, повысить интерес к общеобразовательным предметам и к школе как учебно-воспитательному учреждению в целом. Профильные индивидуализированные занятия, в зависимости от условий в школе и ее реального окружения, организуются на основе широкого круга самых разнообразных форм и способов работы. Возможны не только коллективные урочные занятия, но и кружковые объединения, индивидуальные самостоятельные работы, выполненные на базе предприятий, научных лабораторий, учреждений культуры с привлечением в качестве консультантов высококвалифицированных специалистов. Широко применимы в организации дифференцированного обучения такие эффективные формы, как обзорные лекции, подготовка рефератов и докладов, проведение читательских и научных конференций. Многообразие форм отвечает возрастным особенностям развития детей, их влечению к раскованности и самодеятельности при изучении свободно избранных предметов. Умелое сочетание и взаимодействие форм учебной работы помогает осуществить реальную модернизацию учебного процесса.

Существенную роль в организации всей детской жизни и осуществлении единства познавательного и воспитательного процессов может сыграть специальная дополнительная часть учебного плана. Ее основная педагогическая задача состоит в организации спонтанной трудовой творческой деятельности и познавательного процесса. Самое главное в организации трудовой практики детей состоит в том, чтобы труд был действительно общественно полезным, четко спланированным, экономически эффективным.

Таким образом, учебный план школы — важнейший государственный документ, организующее начало, обеспечивающее единство гражданского воспитания личности ребенка, его общего и индивидуального развития, формирования. его как коллективиста и труженика-творца.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Учебный план школы | Программ и учебников

Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 766; Нарушение авторских прав?


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2020) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.003 сек.