Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и состав совокупного экономического потенциала страны




Термин «потенциал» (от лат. potentia — сила) применитель­но к экономике означает источники, возможности, средства, за­пасы, которые могут быть использованы для достижения целей социально-экономического развития. На макроуровне под сово­купным экономическим потенциалом понимается максималь­но возможная способность национальной экономики произво­дить товары и услуги в соответствии с запросами внутреннего и внешних рынков.

Объемы и структура, технический уровень производства и потребления, качество товаров и услуг во всех сферах и отрас­лях национальной экономики, а также накопленные и распола­гаемые ею на всей территории и за рубежом материальные и ду­ховные ценности, трудовые и природные ресурсы характеризу­ют уровень развития совокупного экономического потенциала страны.

Важнейшими составляющими совокупного экономического потенциала Беларуси являются:

• природно-ресурсный потенциал;

• демографический и трудовой потенциалы;

• научный, научно-технический и инновационный потен­циалы;

• информационно-технологический потенциал;

• производственный потенциал;

• инвестиционный потенциал национальной экономики;

• внешнеэкономический потенциал;

• экологический потенциал.

Для общей оценки совокупного экономического потенциала используются следующие показатели-индикаторы:

численность населения, его половозрастная структура, ес­тественное и механическое движение населения;

трудовые ресурсы, их структура, обеспеченность рабочей силой и квалифицированными кадрами в соответствии с требо­ваниями научно-технического прогресса (НТП) и рыночной экономики;

индекс развития человеческого потенциала;

стоимость и структура основных производственных фон­дов, показатели их воспроизводства (коэффициенты обновле­ния, выбытия, степень износа);

валовой национальный продукт, валовой внутренний про­дукт, в том числе на душу населения в сравнении с экономичес­ки развитыми странами;

возможные объемы роста выпуска промышленной, сель­скохозяйственной продукции, продукции строительства, пере­возок грузов и пассажиров;

уровень потребления благ и услуг на душу населения в сравнении с научно обоснованными нормами и нормативами, а также с экономически развитыми странами;

наличие запасов и уровень использования минерально-сырьевых, топливно-энергетических, лесных, водных, земель­ных ресурсов;

экологическая емкость экосистем и уровень загрязнения окружающей среды (по основным ее компонентам).

Экономический потенциал зависит не только от абсолютных объемов ресурсов и производственных возможностей, но и от степени их использования. Высокий уровень совокупного эко­номического потенциала имеют страны с развитыми произво­дительными силами и рыночной экономикой.

Основной закономерностью развития совокупного экономи­ческого потенциала является рациональное и гармоничное со­четание всех его составляющих, что обеспечивает повышение уровня благосостояния населения и национальную безопас­ность страны.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 348; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.