Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В. Происхождение понятия морали

 

В любом из периодов общественного развития функциями морали являются регулирование и оценка индивидуального поведения людей, приведение его в соответствие с теми нормами и принципами, которые приняты данным обществом в качестве базовых. Моральные нормы включают в себя предписания должностного поведения, они фиксируют нравственные аспекты личности, которые необходимы для нормативно одобряемого поведения, так как оцениваются не только действия и поступки, но и мотивы деятельности, цели, средства.

Одной из наиболее ранних форм общественного сознания и регуляторов человеческого поведения является мораль. Относительно происхождения морали существую две точки зрения:

1. Одни связывают происхождение морали с первыми формами совместной деятельности, где необходима регуляция поведения людей для успешного достижения результата этой деятельности.

2. Другие утверждают, что мораль появилась задолго до общественного разделения труда и уходит корнями в первобытно общинный строй.

Давайте попробуем разобраться, какая из точек зрения является наиболее предпочтительной. Для этого обратимся к истории.

В первобытно общинном строе, люди жили ордой, затем племенами, так как сообща было легче выжить, но при этом они не вступали в определенные отношения с другими людьми. Из истории нам известно, что изначально первобытный человек был стадным существом и вел кочевой образ жизни, передвигаясь с места на место в поисках лучших условий проживания и добычи пищи.

Сам по себе один человек выжить не мог, он объективно нуждался в защите и помощи себе подобных, поэтому первобытные люди и объединялись друг с другом. Общество первобытных людей – это общество молодых сильных и выносливых людей, которые были способны сражаться за жизнь (орда - общество без стариков, общество сильных людей). И в то же время, это жестокие люди, так как суровые условия жизни заставляли их в голодные периоды убивать детей и использовать их в качестве пищи. Первобытные люди не оказывали помощь престарелым, больным и раненым членам орды, так как они замедляли их передвижение, что могло привести к смертельному исходу для всех (могли попасть в лапы зверей, на них могли напасть такие же дикие люди, погибнуть от голода и т.д.).

Следовательно, уже тогда существовали нормы регуляции поведения между людьми, однако они носили чисто примитивный биологический характер исходя из коллективной потребности выживания как биологического вида. Слабые подчинялись сильнейшему, который имел безоговорочные права, авторитет и абсолютную власть над остальными представителями орды. Таким образом, в первобытной орде царило социальное неравенство и полное подчиненность интересов отдельного индивида интересам коллектива.

Стремление выжить требовало от первобытных людей взаимопомощи при обороне и нападении. Но следует отметить, что в самой орде взаимоотношения поддерживались миролюбивые, за которыми следил вожак, запрещая бессмысленные уничтожения друг друга. Изначально нормы поведения в орде, складывались естественным путем и регулировались авторитетом вожака, и направлены они были на обеспечение жизнедеятельности сообщества, удовлетворению потребностей и защиты его от внешних врагов. Следовательно, даже в самом примитивном обществе существовала система норм и запретов, гарантирующая безопасность существования общности людей.

Такие понятия как «благо», «добро», и «зло» в этот период не отличалось от ощущений животного:

- благо, добротепло, сытно, безопасно;

- злоопасность, голод, холод.

Первобытный коллектив – это социальный организм, замкнутое сообщество, противостоящее окружающему миру в борьбе за существование. Объединяться в первобытные коллективы человека побуждает не нравственное начало, а стремление выжить, так как бороться вместе за жизнь легче, чем одному.

Таким образом, мораль помощи и взаимопомощи уходит корнями в природу человека и человеческого общества, так как в первобытной орде поведение каждого её члена соответствовало требованиям выживания в данных климатических условиях и было направлено на удовлетворение прежде всего коллективных потребностей – обеспечение безопасности, выживания, продолжение рода. Такое поведение было вызвано:

- инстинктом сохранения вида, который требовал жертвовать

малым, во имя большого;

- выжить в одиночку было не возможно, поэтому первобытный

человек стремился к объединению в орду.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
В. Основные причины этической регламентации профессионального поведения СР | В. Становление моральных норм
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 900; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.