Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В. Становление моральных норм

 

Переломным моментом в «гуманизации» и морализации отношений в первобытнообщинном строе стало освоение огня. Сам человек и человеческая жизнь в этот период становится наивысшей ценностью. В повседневной жизни в жертву приносили продукты питания, животных, различные изделия. Однако в особо ответственных, значимых случаях в дань богам приносились человеческие жертвы, причем в жертву приносили самых молодых, сильных и красивых представителей племени, то есть лучших её соплеменников.

Огонь позволил людям перейти к оседлому образу жизни. Огнем обогревали жилища, защищались от хищных животных, люди научились использовать его для приготовления пищи, это позволяло делать запасы пищи на случай голода, а так же его использовали для успешной охоты. Огонь использовали и в лечении от простудных заболеваний, что позволило снизить смертность и делало племя более жизнестойким.

В данный период совершенствовались орудия труда и охоты, возникло первое, примитивное разделение труда между членами племени по половому и возрастному признаку, причем здесь стали полезны абсолютно все члены племени (от детей до стариков). Это говорит о том, что человек становится уже социальным существом, а не является только биологическим видом. Но нельзя сказать, что смерть слабых и немощных соплеменников была полностью искоренена, в голодные и экстремальные периоды жертвовали именно ими. Так же в подтверждении, что человек становится социальным существом, говорит и тот факт, что старики выполнив свою биологическую функцию (деторождение, добытчик, защитник и т.д.) остаются жить в племени.

Постепенное усложнение труда привело к необходимости обучения подрастающего поколения навыкам профессиональной деятельности, то есть передача опыта от поколения к поколению. И эта роль (учителей, наставников) отводилась старикам, так как каждый из них в прошлом – охотник и мастер. Так же они передавали опыт связанный с взаимодействием членов племени, обучали определенным правилам поведения в племени, на охоте и др., то есть шел процесс передачи знаний и навыков от старших к младшем. Это, в свою очередь, способствовало повышению значимости детей и стариков для племени.

С образованием материнского рода начинается постепенное формирование собственно моральных отношений, регулирующих взаимодействие людей на основе определения нравственных законов, которые передаются в форме устных преданий, легенд, заповедей, запретов.

К этому периоду можно отнести первые формы взаимопомощи людей, прообразов будущей благотворительности. Первыми видами такой социальной помощи было предоставление приюта и пищи чужим людям, путникам пришедших с миром. Такие формы помощи могли появиться лишь при наличии уже сложившихся традиций заботы о своих нуждающихся соплеменниках и возросшем экономическом потенциале племени. Таким образом, можно сделать вывод, что у славянских племен, уже в этот ранний период истории, деление на «своих» и «чужих» при оказании помощи было условным, и этика взаимной помощи распространялась более или менее одинаково.

С появлением семьи и собственности возросла степень регулирования нравственных отношений между людьми. В данном случае мораль функционирует как способ преодоления противоречия между личностью и обществом.

Первые моральные принципы и нормы преследовали цель сохранения единства и сплоченности рода, его безопасности и жизнеспособности и поэтому в дальнейшем они получили своё закрепление в запретах, религиозных заповедях, а позже и в светских законах.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
В. Происхождение понятия морали | В. Возникновение этики. Христианская этика
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 561; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.