Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В. Частная благотворительность

 

На Руси широко были распространены традиции частной благотворительности, оказываемые вне зависимости от социального и экономического положения человека. В числе тех, кто оказывал помощь были и купцы, и крестьяне, и представители духовенства. Они кормили нищих, давали им деньги, продукты, вещи, усыновляли осиротевших детей и т.д., а так же могли предоставить им временный приют.

Традиции христианской этики благотворительности поддерживали лучшие представители духовенства.

Преподобный Сергий Радонежский в своих заветах говорил, что нужно не только помогать нуждающимся, подавая им милостыню, но их нужно любить христьянской любовью, как братьев своих, исполняя свой долг из любви к ближнему.

Преподобный Иосиф Волоцкий не только помогал сам нуждающимся, но и призывал к милосердию князей и бояр. Он убеждал их оказывать крестьянам помощь, поясняя, что обнищавший пахарь не сможет платить дань и кормить свою семью. При этом не забывал напоминать, что немилосердным грозит Страшный суд.

Старец Серафим Саровский призывал делать добро, считая это важнейшим средством достижения цели истинного христианина – обретения Царствия Небесного, так как делая бескорыстно другому человеку добро, он достигает блага своей души. В основе христианской этики лежит духовное совершенствование самого себя и мира вокруг себя, что может быть достигнуто не только молитвами и выполнением обрядов, но и в первую очередь добротой, милосердием, честностью, добросовестным трудом.

Феофан Затворник рассматривал сущность духовной жизни, где заострял внимание на необходимости заботиться о своей душе, о мире и гармонии в ней, а так же о том, что в связи с заботой о собственной душе помогать ближнему.

Таким образом, целью православной религиозной морали являлось воспитание человека добродетельного, милосердного, совестливого, скромного, уважающего людей и верующего в возможность совершенствования своей души, мира и людей. Тем самым богатый полезен бедному тем, что дает ему возможность выжить, а бедный полезен богатому тем, что дает ему возможность проявить щедрость души и совершить благой поступок, без которого невозможно обрести рай.

В годы реформ Петра 1 выходит в свет большое количество светских кодексов поведения, где подчеркивается необходимость проявлять сочувствие к человеку, попавшему в беду, вне зависимости от его происхождения, цвета кожи, сословия. Этика помощи нуждающимся находит своё дальнейшее развитие в работах русских философов.

В своих трудах П.Я.Чаадаев писал: «прочь себялюбие, прочь эгоизм. Они-то и убивают счастье… Доброжелательность, бесконечная любовь к себе подобным – вот истинное блаженство. Поступайте с другими так, как мы желаем, чтобы поступали с нами». По мнению П.Я.Чаадаева, человек, заботящийся только о собственном благополучии, не оказывающий помощи и поддержки своему ближнему – мертв - мертва его душа.

Н.Г.Чернышевский считает стремление человека к нравственному совершенствованию наиболее долговечным и надежным в отношении добра и блага, приносимого окружающим и самому себе. Он считает, что делать добро окружающим, помогать людям – это согласуется со здравым смыслом и отвечает естественным потребностям человека.

В.С. Соловьев считает, что человек изначально греховный, однако, по его убеждению, обращаясь к Богу, он может преодолеть греховность своей натуры. По мнению В.С.Соловьева вера в Бога – это и есть вера в добро, справедливость, которого не дает ни природа, ни разум.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
В. Возникновение этики. Христианская этика | В. Структурные элементы этической деятельности (цели, мотивация,
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 467; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.