Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В. Этические обязательства социального работника перед обществом


Социальному работнику должен содействовать развитию благосостоянию общества. Должен содействовать:

  1. чтобы исключить несправедливость против человека или группы людей на основе национального, полового, политического, религиозного убеждения, социальных ориентаций, возраста, психических и физических недостатков, так же исключить предпочтения и привилегии отдельных категорий населения
  2. чтобы расширить личностные возможности людей, с особым вниманием относится к ущербным, немощным и т.п. лицам и группам людей
  3. создавать условия для развития всех культур
  4. способствовать созданию необходимых соответствующих служб в обществе, т.е. способствовать развитию целостной системы оказания социальной помощи населению
  5. должен настаивать на совершенствовании политики и законодательства с целью улучшения социальных условий жизни населения
  6. должен поддерживать участие общественности в формировании социальной политики и развивать активную деятельность всех социальных институтов

1в. Подходы к определению направлений в деятельности социальных служб.

Социальные службы осуществляют свою деятельность в социальном контексте государственных и общественных организаций и институтов. Поэтому наряду с этическими стандартами взаимодействия социальных работников между собой и с клиентом встает вопрос об этике взаимодействия социальных служб между собой и со сторонними организациями и структурами, вопрос об этике взаимодействия системы соц. защиты с обществом и государством.

Тогда целесообразно говорить об универсальных этических нормах взаимодействия, применяемых с учетом специфики социальных служб и системы социальной защиты как единого института.

Социальная работа является одним из социальных механизмов, обеспечивающих нормальное социальное функционирование личности. Ее деятельность направлена на расширение круга социального общения клиента, активизацию его самостоятельности, т.е. на то , чтобы клиент социальной службы перестал им быть. Следовательно, в этом смысле конечным результатом социальной работы может являться – нормализация социального функционирования клиента. Этот результат не может не интересовать как конкретного социального работника, так и социальную службу, и всю систему социальной работы в целом.

Если социальная работы замкнется на собственных этических стандартах, это может привести к падению авторитета института социальной работы, так как эти стандарты не будут являться общепризнанными, а следовательно не будут поддерживаться обществом и государством, что непременно отразится на положении клиентов, чьи интересы представляет социальная служба.

Однако есть и другая сторона. Если же социальная работа полностью откажется от собственных этических стандартов, то это в свою очередь приведет к утрате специфики и своеобразия собственной системы ценностей. Институт социальной работы начнет заботиться о собственном благополучии и процветании, т.е. будет решать вопросы, связанные с повышением престижа и статуса профессии в обществе, вопросах финансирования социальных служб. А это можно решить только через предоставление платных услуг населению (т.к. государство здесь не помощник). Это значит, что клиенты, имеющие возможность оплатить услуги, станут приоритетными и желанными для социальных служб, в то время как неимущие клиенты, более других нуждающиеся в помощи, станут не востребованы. Это приведет к переориентации системы ценностей и системы оказания услуг на тех, кто может их оплатить, а не на тех, кто в ней действительно нуждается. В этом случае социальная работы станет элитарной, ориентированной на платежеспособное население и утратит свою доступность для большинства. Это трудная этическая проблема.



Также не маловажной проблемой является определение направлений деятельности социальных служб, ранжирование их по приоритетам. И здесь существует несколько подходов:

  • наиболее распространенный подход основан на том, что социальная работа рассматривается как социальный институт, как неотъемлемая часть структуры государства. Поэтому именно государство (или местные органы власти) должно определять направления деятельности системы социальной защиты в соответствии с направлениями государственной или региональной социальной политики. В этом случае социальная защита становится лишь орудием государства, которое в своей деятельности не всегда руководствуется интересами слабозащищенных слоев населения.
  • Второй подход заключается в том, что органы и учреждения социальной защиты и отдельные соц. работники принимают активное участие в формировании социальной политики. Это наиболее целесообразный подход, т.к. представители системы социальной защиты имеют представления о социальных проблемах клиента не теоретическое, а сталкиваются с ними непосредственно на практике. Следовательно, при данном подходе есть хорошая возможность сочетать интересы отдельного клиента и всего общества в целом. Этот подход оптимален и с этической точки зрения, т.к. позволяет учитывать интересы не только клиентов различных по видам деятельности социальных служб, но также и граждан, не нуждающихся в социальных услугах и поэтому выпадающих из поля зрения социальных служб.
  • Третий подход заключается в предоставлении системе социальной защиты значительной автономии и самостоятельности на основании того, что соц. работники, чья деятельность проходит в непосредственном общении с населением, действительно знают что и как надо делать. Однако это может привести к отрыву от общественных интересов. Соц. работа не может существовать автономно, т.к. не имеет собственных средств для обеспечения помощи нуждающимся. Эти расходы берет на себя государство и местный бюджет, а следовательно не лишено права вмешиваться в распределение этих средств и координации деятельности социальных служб.

Это же касается и профессиональной деятельности отдельного социального работника, который представляет учреждение социальной защиты и поэтому зависим от общих установок данной службы. Однако в решении конкретной проблемы

2в. Этические проблемы исследования в социальных науках.

В данном вопросе мы рассмотрим общие этические аспекты науки и те специфические этические проблемы, которых возникают в социальных науках, где объектом исследования выступает человек.

Исследование является одним из важнейших видов деятельности социальной работы. Результаты исследования нужны для того, чтобы развивать систему оказания социальной защиты населению и наиболее полно удовлетворять рациональные потребности клиентов и общества.

Решение о начале любого социального исследования должно строиться на уверенности в пользе, которую данное исследование может принести клиенту и обществу. Знания, полученные в ходе исследования, становятся силой, способной преобразовать действительность. Но всякая сила таит в себе и разрушительный потенциал. Яркий пример этому – создание атомной бомбы, после которой остро встал вопрос о моральной ответственности ученого за результаты своей деятельности.

Другой аспект проблемы не столь драматичен, касается использования средств, выделяемых на исследование. Они должны использоваться с максимальной отдачей, т.е направляться на решение самых насущных проблем. Но кто определяет их важность и приоритетность? Не последнюю роль здесь играют сами ученые, обосновывая важность и необходимость проведения того или иного исследования. Но не стоит забывать, что ученые тоже люди, не лишенные недостатков, что может проявиться в подтасовке данных в свою пользу. Наука как социальный институт вырабатывает особые механизмы коллективного контроля деятельности ученых.

Также существует ответственность ученого перед наукой и перед своими коллегами. Ученый несет ответственность за строгое соответствие сообщаемых данных реальным фактам, которые обычные люди принимают на веру. Любые отступления от принятых в науке норм рассматриваются как действия порочащие авторитет науки и работника, что может привести к лишению ученого его звания. Исследования чаще всего являются коллективной деятельностью, где большое внимание уделяется отношениям между коллегами. Если мы пользуемся результатами других исследователей, мы обязаны на них ссылаться, иначе это противоречит научной этике и рассматривается как плагиат.

Мы рассмотрели этические принципы, которыми руководствуется наука вообще. Однако существуют и специфические принципы, которыми руководствуется социальный работник, проводящий исследование. Эти принципы частично изложены в кодексе «Этические принципы в проведении исследований над людьми» (1975г., Американская психол. Ассоциация)

ПРИНЦИПЫ:

  1. 1. Уважение к индивидам и группам, являющимися объектом исследования,

т.е. забота о поддержании достоинства граждан, приемлемость выбора методов исследования и сферы использование его результатов. В случае, если исследователь предвидит негативные последствия исследование его необходимо видоизменить или отменить, чтобы не нанести ущерба чести и достоинству клиента.

  1. 2. Добровольность участия клиента в исследовании,

которое базируется на праве на личную свободу. Если клиент обращается в службу за помощью, специалист, чтобы оказать ее на должном уровне и решить проблему клиента, должен собрать как можно больше сведений о самом клиенте и его окружении. Предоставить эту информацию является обязанностью клиента, поскольку обследование делается исключительно в интересах клиента и результаты его имеют чисто практическое значение. Например, для предоставления клиенту социальных услуг на дому, специалист должен знать о доходах клиента, состоянии здоровья, условиях проживания, составе семьи, что позволит правильно определить количество и качество предоставляемых услуг и их стоимость. В этом случае проводимое исследование является обязательным и отказ от него автоматически означает отказ от социальных услуг.

  1. 3. Честность и открытость.

Имеется ввиду, что этически обоснованное исследование должно сопровождаться соглашением между исследователем и клиентом. Исследователь берет на себя обязанности полного информирования клиента об исследовании и его результатах, а клиент обязуется предоставлять достоверную информацию, необходимую в ходе проводимого исследования в объеме, достаточном для исследования. Если методика требует скрыть что-либо от клиента, исследователь должен объяснить это и восстановить доверительные отношения. Исследователь не имеет права собирать информацию о клиенте в тайне от него, а также произвольно передавать эту информацию третьим лицам, не участвующим в исследовании и не занятым разрешением проблемы клиента.

  1. 4. Необходимая и достаточная информированность клиента о целях, ходе и результатах исследования

Информирование клиента об исследовании должно строиться по схеме:

- раскрытие целей исследования;

- гарантия конфиденциальности полученных от клиента сведений;

- объяснение сущности исследования, т.е. тех процедур, которые будут проводиться с клиентом;

- гарантирование клиенту права и возможности отказаться от участия в исследовании на любом из этапов;

- гарантирование права на консультацию независимого специалиста по сущности и целям исследования;

- сообщение о предполагаемых результатах исследования и их возможном применении.

Возникает вопрос, насколько этично привлекать к исследованию клиентов, не способных осознанно решить свое участие либо неучастие в исследовании (в силу состояния здоровья и неадекватности восприятия). В данном случае, если участие такого клиента в исследовании желательно или обязательно, соц. работник должен поставить в известность лечащего врача и заручиться его поддержкой, а также получить согласие лица, имеющего юридические основания принимать решения от имени клиента (например опекун).

  1. 5. Конфиденциальность

т.е. гарантированность сохранения тайны исследования. Т.к. исследование затрагивает чаще всего стороны жизни клиента глубоко личные, даже интимные, предание его огласке может поставить клиента в неудобное положение или нанести вред его интересам. Социальный работник должен четко представлять какие из полученных сведений могут быть обнародованы и в какой форме, тогда участие клиента может быть анонимным. Такие данные как имя клиента, место его жительства и др. сведения могут быть обнародованы только с согласия клиента и только в том случае, если социальный работник объяснит клиенту возможные не только положительные, но и отрицательные последствия гласности.

(пример: наркоман в семье и сбор средств на его лечение через прессу может не только помочь собрать деньги, но и сделать изгоем эту семью в обществе).

  1. 6.Контроль за ходом исследования

В ходе исследования, несмотря на заранее разработанную программу, могут вносится изменения, которые вызваны как объективными, так и субъективными причинами и ошибками. Информация о вносимых изменениях должна быть предоставлена клиенту в полном объеме. Главное для исследователя – сделать прогноз возможных нежелательных для клиента последствий и исключить их, т.к. главное для специалиста это не нанесение морального, физического или материального ущерба клиенту.

 

  1. 7.использование результатов исследования исключительно на благо клиента

Исследования в социальной работе проводятся с целью выявления потенциальных клиентов, выяснения их проблем, изучение деятельности социальных служб и системы соц. защиты в целом. Конечный итог - совершенствование деятельности социальных служб, а следовательно повышение эффективности социальной помощи, поддержки и обслуживания. Результаты исследования в социальной работе не должны быть использованы в целях извлечения личной выгоды или переданы другим лицам для этой же цели.

 

3в. Этическое воспитание социального работника

Неотъемлемой частью становления социального работника как специалиста является этическое воспитание, направленное на развитие этических навыков и нравственности специалиста, формирование нравственной убежденности и нравственных потребностей как основы его личности.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
В. Этические обязательства социального работника по отношению к руководителю и руководящей организации | Этическое воспитание специалиста идет по четырем направлениям

Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 995; Нарушение авторских прав?


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2020) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.006 сек.