Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правовые основы и особенности службы в органах внутренних дел





Необходимость совершенствования государственной службы обусловлена тем, что реализация Федерального закона от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» должна осуществляться путем реализации федеральных программ реформирования и развития федеральной государственной службы и соответствующих программ субъектов Российской Федерации.

В связи с этим Президент РФ Указом от 10 марта 2009 г. № 261 «О федеральной программе «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы»)[1] установил, что основными направлениями реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации являются:

1) формирование системы государственной службы Российской Федерации как целостного государственно-правового института, создание системы управления государственной службой;

2) внедрение на государственной службе Российской Федерации эффективных технологий и современных методов кадровой работы;

3) повышение эффективности государственной службы Российской Федерации и результативности профессиональной служебной деятельности государственных служащих.

Необходимо отметить, что Федеральный закон от 27 мая 2003 г. «О системе государственной службы» выделяет следующие виды государственной службы: государственная гражданская служба, военная служба, правоохранительная служба.

При этом правоохранительная служба определяется как вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина.

По состоянию на 1 декабря 2011 г. федеральный закон о правоохранительной службе еще не принят, однако правовое регулирование государственной службы в органах внутренних дел значительно продвинулось вперед.

Кроме закона «О системе государственной службы» 2003 года к правовым основам службы в органах внутренних дел следует отнести:

Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции»,

Федеральный закон от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»,

Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»,

Указы Президента РФ от 1 марта 2011 года: № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации», № 249 «Типовое положение о территориальном органе Министерства внутренних дел по субъекту Российской Федерации», № 250 «Вопросы организации полиции», № 251 «О внеочередной аттестации сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации», № 252 «О предельной штатной численности органов внутренних дел Российской Федерации», № 253 «Об утверждении перечня должностей начальствующего состава в органах внутренних дел Российской Федерации, в Федеральной миграционной службе, в Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территориях государств – участников Содружества Независимых Государств и соответствующих этим должностям специальных званий»; приказы МВД России: от 30 сентября 2010 г. № 700 «Об утверждении порядка оформления личного поручительства в органах внутренних дел Российской Федерации и категории должностей, при назначении на которые оформляется личное поручительство», от 16 июня 2011 г. № 660 «Об утверждении Положения о Департаменте государственной службы и кадров Министерства внутренних дел Российской Федерации», от 22.07.2011 N870 «Об утверждении кодекса этики и служебного поведения федеральных государственных гражданских служащих системы Министерства внутренних дел Российской Федерации», от 15 августа 2011 г. № 939 «О мерах по реализации Указа Президента РФ от 23 мая 2011 г. № 668» (об общественных советах при МВД России и его территориальных органах) и другие нормативные правовые акты Министерства.



Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации» (далее – Закон «О службе в ОВД») определено, что служба в органах внутренних дел - федеральная государственная служба, представляющая собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях в органах внутренних дел Российской Федерации, а также на должностях, не являющихся должностями в органах внутренних дел, в случаях и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации;

К общим условиям службы в органах внутренних дел можно отнести следующие:

1. Кандидат на службу должен быть гражданином Российской Федерации.

2. Предельный возраст для поступления на службу - не моложе 18 лет, за исключением лиц, поступающих в вузы, и не старше 35 лет для подразделений полиции.

3. Годным по состоянию здоровья выполнять служебные обязанности.

4. Обладать соответствующими деловыми, личными и моральными качествами.

5. Иметь образование не ниже среднего для лиц рядового и младшего начсостава и среднее специальное или высшее - для лиц среднего и старшего начсостава.

Прохождение службы в органах внутренних дел обусловлено рядом особенностей, которые выражаются в том, что, во-первых, сотрудникам для выполнения их обязанностей установлена форма одежды, знаки различия, выдаются служебные удостоверения и жетоны с личными номерами; во-вторых, для них установлен порядок принятие присяги сотрудника органов внутренних дел, в-третьих, в органах наиболее ярко проявляется принцип единоначалия; в-четвертых, прохождение службы регулируется в основном не трудовым законодательством, а специальными законодательными актами и издаваемыми на их основе приказами и инструкциями МВД России; в-пятых, поступление на службу в органы внутренних дел предусматривает оформление обязательства о неразглашении государственной и служебной тайны; в-шестых, сотрудники органов внутренних дел обладают специальными полномочиями (особый правовой статус) для производства дознания, предварительного следствия, оперативно-розыскной, административной деятельности; в-седьмых, предусмотрено заключение письменного контракта о службе в органах внутренних дел на определенный или на неопределенный срок, а для поступающих в вузы МВД России - не менее пяти лет после его окончания; в-восьмых, сотрудники органов внутренних дел имеют право на постоянное ношение и хранение табельного огнестрельного оружия и специальных средств; в девятых, граждане, поступающие на службу в органы внутренних дел, проходят психофизиологические исследования (обследования), тестирование, направленные на выявление потребления без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ и злоупотребления алкоголем или токсическими веществами; в десятых, на гражданина, поступающего на службу в органы внутренних дел, оформляется личное поручительство, которое состоит в письменном обязательстве сотрудника органов внутренних дел, имеющего стаж службы не менее трех лет, о том, что он ручается за соблюдение указанным гражданином ограничений и запретов.[2]

Кроме того, для сотрудников полиции (как одной из категорий сотрудников органов внутренних дел) независимо от занимаемой должности, места нахождения и времени установлены обязанности (ч.2 ст. 27 Закона «О полиции»:

-оказывать первую помощь гражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также находящимся в беспомощном или ином состоянии, опасном для их жизни и здоровья;

- в случае обращения к нему гражданина с заявлением о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии либо в случае выявления преступления, административного правонарушения, происшествия принять меры по спасению гражданина, предотвращению и (или) пресечению преступления, административного правонарушения, задержанию лиц, подозреваемых в их совершении, по охране места совершения преступления, административного правонарушения, места происшествия и сообщить об этом в ближайший территориальный орган или подразделение полиции.

Порядок отбора граждан на службу в органы внутренних дел установлен Инструкцией о порядке отбора граждан на службу (работу) в органы внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 19 мая 2009 г. N 386.

Порядок отбора граждан на службу (работу) в органы внутренних дел предусматривает проведение следующих мероприятий:

1) выявление кандидатов на службу в органы внутренних дел;

2) их изучение;

3) проведение проверки и оценку ее результатов;

4) принятие решения о приеме на службу.

Основной целью отбора является своевременное и качественное замещение вакантных должностей в органах внутренних дел, комплектование профессиональных образовательных учреждений МВД России переменным составом.

Работа по выявлению кандидатов на службу в органы внутренних дел является одним из основных условий их эффективной деятельности. Ее организация возлагается на руководителей органов внутренних дел, руководителей их структурных подразделений, в которых предполагается использовать кандидатов, а также кадровые аппараты.

Основными направлениями деятельности по выявлению кандидатов на службу в органы внутренних дел являются:

-информирование населения о порядке приема и условиях службы в органах внутренних дел;

-профессионально-ориентационные мероприятия с определенными группами населения по вопросам службы в органах внутренних дел;

-непосредственный поиск кандидатов на службу в органах внутренних дел;

-первоначальные разъяснительно-ознакомительные собеседования (консультации) с кандидатом.

Работа по отбору кандидатов на службу в органы внутренних дел носит плановый характер и включается самостоятельным разделом в план работы органа внутренних дел и его структурных подразделений.

Изучение кандидатов для поступления на службу в органы внутренних дел осуществляется в два этапа:

а) предварительное изучение;

б) изучение кандидатов в процессе медицинского освидетельствования, психодиагностического обследования, сдачи нормативов по физической подготовке.

Предварительное изучение кандидата организуется руководителем структурного подразделения органа внутренних дел, в котором предполагается использовать кандидата.

Руководитель структурного подразделения лично проводит с ним собеседование, выясняет достоверность полученных в процессе предварительного изучения данных, разъясняет характер предстоящей работы.

В процессе предварительного изучения кандидата в случае необходимости также проводится беседа с родителями, женой (мужем) кандидата. Выясняются мотивы поступления на службу в органы внутренних дел. Обращается внимание кандидата и его родственников на особо напряженный и опасный характер будущей деятельности, условия службы в органах внутренних дел в целом и в конкретном структурном подразделении.

При принятии начальником органа внутренних дел, имеющим право назначать на должность, решения о дальнейшем изучении кандидата в результате рассмотрения его заявления, анкеты, автобиографии и справки о результатах предварительного изучения кандидата, последний представляет в кадровый аппарат трудовую книжку или ее копию, диплом (свидетельство) об образовании или его копию, военный билет (удостоверение о приписке к призывному участку), характеристику с последнего места работы, где кандидат проработал не менее одного года.

На каждого кандидата, отвечающего предъявляемым требованиям, составляется заключение о приеме на службу в органы внутренних дел, которое состоит из четырех разделов:

1. Справка о результатах предварительного изучения кандидата, предусмотренная первым разделом, заполняется сотрудником, проводившим его изучение, в которой отражается:

- каким образом выявлен кандидат (обратился в орган внутренних дел лично; обратился к сотруднику при профессиональной ориентации и т.д.);

- кто и когда проводил ознакомительное собеседование;

- как, каким образом и в какие сроки проводилось изучения деловых, личных и нравственных качеств кандидата, другая информация.

На основании результатов изучения кандидата, анализа полученных фактов и сведений в справке делается вывод о возможности приема кандидата на службу и даются рекомендации об установлении и продолжительности испытательного срока, предложения о закреплении за принимаемым в качестве стажера по должности наставника.

Справка (раздел) подписывается начальником структурного подразделения органа внутренних дел, в котором проводилось изучение кандидата, и сотрудником, проводившим его изучение.

Второй раздел заключения содержит результаты медицинского освидетельствования и психодиагностического обследования кандидата со ссылкой на номер документа и дату заключения военно-врачебной комиссии о годности его к службе в органах внутренних дел. Этот раздел заключения подписывает сотрудник кадрового аппарата.

В третьем разделе заключения отражаются результаты проверки физической подготовленности кандидата на службу, в нем указывается соответствующий норматив и фактические результаты его выполнения. Раздел подписывает сотрудник, проводивший проверку.

Четвертый раздел заключения содержит сведения о проверке кандидата по оперативным учетам и месту жительства.

Проверка подразделяется на полную, неполную и местную.

Полной проверке подлежат лица:

- принимаемые на службу на должности рядового и начальствующего состава, в том числе на учебу в образовательные учреждения МВД России;

- принимаемые на работу в качестве рабочих и служащих на должности, связанные с выполнением секретных работ, а также на должности, которые дают возможность доступа в служебные помещения сотрудников, занимающихся оперативной либо следственной работой.

Неполной проверке подлежат лица, принимаемые на работу в органы внутренних дел в качестве рабочих и служащих на должности в аппараты МВД ГУМВД, УМВД России по субъектам Российской Федерации, а также на должности служащих в органы внутренних дел на работу, не связанную с доступом к секретным работам и документам.

Местной проверке подлежат лица, принимаемые на должности рабочих в органы внутренних дел.

Вывод по результатам изучения и проверки кандидата подписывается руководителем структурного подразделения, в котором предполагается использовать кандидата, и помощником начальника органа по кадрам. Решение о приеме кандидата на службу в органы внутренних дел принимается начальником органа внутренних дел, имеющего право назначения на должность.

Заключение о приеме на службу кандидата и его заявление служат основаниями для заключения контракта о службе в органах внутренних дел.

Законом «О полиции» (статья 29) предусмотрены ограничения и запреты, связанные со службой в полиции.

Сотрудник полиции не может находиться на службе в полиции в следующих случаях:

1) признание его недееспособным или ограниченно дееспособным по решению суда, вступившему в законную силу;

2) осуждение его за преступление по приговору суда, вступившему в законную силу, а равно наличие судимости, в том числе снятой или погашенной;

3) прекращение в отношении его уголовного преследования за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, вследствие акта об амнистии, в связи с деятельным раскаянием;

4) отказ от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если выполнение служебных обязанностей по замещаемой должности в полиции связано с использованием таких сведений;

5) наличие заболевания, включенного в утверждаемый Правительством Российской Федерации перечень заболеваний, препятствующих прохождению службы в полиции, и подтвержденного заключением медицинской организации;

5) наличие заболевания, включенного в утверждаемый Правительством Российской Федерации перечень заболеваний, препятствующих прохождению службы в полиции, и подтвержденного заключением медицинской организации;

6) близкое родство или свойство (родители, супруги, дети супругов и супруги детей, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с сотрудником полиции, если замещение должности связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

7) выход из гражданства Российской Федерации;

8) приобретение или наличие гражданства (подданства) иностранного государства;

9) представление подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на службу в полицию.

Кроме того, на сотрудника полиции распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и статьями 17, 18 и 20 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", за исключением ограничений, запретов и обязанностей, препятствующих осуществлению сотрудником полиции оперативно-розыскной деятельности.

Сотрудники полиции также не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории России их структурных подразделений, если это не предусмотрено международным договором или законодательством Российской Федерации.[3]

Для поступления на службу в органы внутренних дел гражданин лично представляет в федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориальный орган, подразделение:

1) заявление с просьбой о поступлении на службу в органы внутренних дел (на обучение в образовательное учреждение высшего профессионального образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел) по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел (далее - заявление);

2) паспорт гражданина Российской Федерации;

3) собственноручно заполненную и подписанную анкету по форме, установленной Правительством Российской Федерации;

4) собственноручно написанную автобиографию;

5) документ государственного образца об образовании;

6) документы воинского учета - для военнообязанных и граждан, подлежащих призыву на военную службу;

7) трудовую книжку, за исключением случаев, если служебная (трудовая) деятельность осуществляется впервые либо если трудовая книжка утрачена, или копию трудовой книжки, если гражданин на момент изучения его документов работает по трудовому договору;

8) уведомление или свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;

9) сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по форме, установленной законодательством Российской Федерации;

10) согласие, выраженное в письменной форме, на проведение мероприятий, связанных с оформлением допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, и проверкой достоверности сообщенных гражданином сведений;

11) согласие, выраженное в письменной форме, на обработку персональных данных гражданина в целях изучения возможности приема его на службу в органы внутренних дел.

После издания приказа начальника органа внутренних дел о приеме на службу, сотрудник направляется в учебный центр для прохождения специального первоначального обучения.

Специальное первоначальное обучение в профессиональных центрах МВД, ГУМВД, УМВД по субъектам Российской Федерации проводится последовательно в два этапа:

-во время прохождения испытательного срока (стажировки по должности);

-после назначения на должность и присвоения специального звания.

Продолжительность, структура и содержание специального первоначального обучения для каждой должностной категории сотрудников определяются соответствующими учебными, тематическими планами и программами, разрабатываемыми МВД России.

Специальное первоначальное обучение в учебном центре осуществляется в очной форме обучения или в форме экстерната.

Правом обучения в форме экстерната на втором этапе подготовки пользуются сотрудники, окончившие образовательные учреждения высшего профессионального образования юридического профиля.

Разрешение на обучение слушателя в форме экстерната дает руководитель органа (подразделения, учреждения) внутренних дел по мотивированному рапорту начальника комплектующего органа.

Начальником учебного центра издается приказ об окончании слушателями сборов специального первоначального обучения и направлении их для прохождения службы в органы (подразделения, учреждения) внутренних дел. Учебным центром оформляется свидетельство о специальном первоначальном обучении, которое направляется в орган (подразделение, учреждение) внутренних дел по месту службы выпускника для приобщения к личному делу.[4]





Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 2911; Нарушение авторских прав?


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2020) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.009 сек.