Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Анализ и построение системы управления затратами




Планирование ассортимента продукции, подлежащей реализации. База распределения постоянных расходов, варианты оптимизации производственной программы.

База постоянных расходов это показатель, пропорционально которому постоянные расходы распределяются по носителям затрат. Постоянные (накладные) расходы образуются в связи с организацией, обслуживанием и управление производством. Постоянные (накладные) расходы – это затраты, не связанные прямо с производством отдельных видов продукции (работ) и относимые на весь выпуск продукции. К ним относят: расходы на содержание, эксплуатацию и текущий ремонт зданий, сооружений, оборудования; содержание и заработная плата административно-управленческого персонала; отчисления на социальное страхование и другие обязательные платежи. Они включаются в себестоимость изготовляемой продукции не прямо, а косвенно, т. е. пропорционально показателю, который является базой распределения этих расходов.Выбор базы зависит от того, какой фактор оказывает наибольшее влияние на размер затрат.В качестве базы распределения могут выступать- стоимость основных материалов затраты на оплату труда основных рабочих, прямые затраты,объём производства в натуральном выражении. Как правило, количество основных производственных материалов используется главным образом в материалоёмких отраслях, основная зарплата рабочих- в фондоёмких отраслях.

Для учёта накладных расходов используются синтетические счета 23 «Вспомогательное производство»,25 «Общепроизводственные расходы»,26 «Общехозяйственные расходы»,44 «Расходы на продажу».Постоянные расходы.связанные с обслуживание и управлением производства отражаются в конце месяца по Д 20 сч. «Основное производство» и К сч.25, 26.

Производственная программа – это основной раздел годового и перспективного бизнес –плана развития предприятия, в ней определяют объём изготовляемой продукции по номенклатуре, ассортименту, качеству в натуральном и стоимостном выражении.Обычно в качестве критерия оптимизации производственной программы часто применяют максимальную прибыль на единицу изделия и критический объём продаж -минимальный необходимый объём производства(продаж) изделия, обеспечивающий его безубыточность. Чтобы сформировать производственную программу надо использовать следующий алгоритм:

1) Рассчитать величину маржинального дохода на единицу продукции по каждому виду;

2) Проранжировать продукцию в порядке убывания маржинального дохода;

3) Разработка производственной программы должна сопровождаться расчётами загрузки производственного оборудования и площадей;

4) Итоговая программа обычно чуть меньше производственной мощности;

5) В отдельных случаях лимитирующим фактором для оптимизации производственной программы могут оказаться недостаток квалифицированных кадров, слабый уровень НИОКР, устаревшее оборудование,ограничение по закупке.

Варианты оптимизации производственной программы на примерах:

А) в случае недостаточной загрузки производственных мощностей в условиях спада потребительского спроса возможны ситуации, когда временно целесообразно производить нерентабельную продукцию.В этом случае следует:1)определить величину маржинального дохода(разница между ценой и постоянными затратами по каждому виду нерентабельной продукции;2)если маржинальный доход является положительной величиной,не исключать данную продукцию из производственной программы;3)помнить, что дополнительный выпуск продукции поможет сохранить квалифицированные кадры;4) проанализировать не приведёт ли временная реализация изделий по цене меньше себестоимости к снижению будущих рыночных цен и сокращению дохода в будущем, в таком случае придётся отказаться от производства данного вида изделия;5)проверить как отразится снятие с производства конкретного вида продукции на реализации других изделий.

Б) при неравномерном спросе на продукцию должны учитывать некоторые особенности1) поддерживать запасы готовой продукции на минимально необходимом уровне;2) план производства продукции должен быть в строгом соответствии со спросом;3)определить минимально необходимый уровень запасов.

В этом случае сокращаются расходы на хранение запасов, это уменьшает потребность в оборотном капитале, увеличению оборачиваемости оборотных активов. Неравномерный характер производства может привести к потери квалифицированных работников в период спада, увеличению сверхурочных работ в период увеличения спроса.

Рассмотрим пример, когда содержание производственной программы меняется в зависимости от внутренних условий.

Исходные данные- спрос на изделие А в плановом году 12 000 шт., по кварталам- 1-2999 шт.;2-3500 шт.;3-4400 шт.;4-2100шт.

Ожидаемые остатки готовой продукции на складе на начало планируемого года 200 шт.

Составить вариант производственной программы,если1) остатки готовой продукции на складе на конец каждого квартала не должны превышать 10 % спроса на изделие в последующем квартале; остатки на конец года равны остаткам на начало года.

Таблица 14.1 – Варианты производственной программы

 

Формирование вариантов производственной программы
Показатели год, в том числе по кварталам        
1. спрос,шт. 12000        
2. план поставок, шт.12 000        
3. план производства, шт. 12 000        
4. остатки готовых изделий на складе на начало периода, шт. 200.        
5. остатки готовых изделий на складе на конец периода, шт. 200.        

 

 

Пояснения: план поставок принимается на уровне спроса; остатки готовой продукции на конец каждого квартала по условию не должны превышать 10% спроса на изделие в последующем квартале, т.е. остатки готовой продукции на конец 1 квартала равны

3500х0,1=350 шт. и так далее, остатки на конец года равны остаткам на начало года. Определим план производства в 1 квартале 2000-200 +350=2150 шт.; во 2 квартале 3500 -350 +440= 3590 и т. д.

14.3 Анализ «затраты - объём-продукция- прибыль».

В практической деятельности руководителю любой организации приходится принимать множество разнообразных управленческих решений. Каждое принимаемое решение, касающее цены,затрат предприятия,объёма и структуры реализации продукции, в конечном итоге складывается на финансовом результате предприятия. Мощным инструментом менеджеров в определении точки безубыточности служит методика анализа взаимосвязи «затраты- объём- прибыль», (CVP-анализ).

Этот вид анализа- одно из наиболее эффективных средств планирования и прогнозирования деятельности предприятия.Он помогает руководителям предприятий выявить оптимальные пропорции между переменными и постоянными затратами, ценой и объёмом реализации,минимизировать предпринимательский риск. Ключевыми элементами C V P-анализа выступают маржинальный доход, порог рентабельности(точка безубыточности),производственный леверидж и маржинальный запас прочности.

Маржинальным доходом на предприятии считается разница между выручкой предприятия от продажи продукции и суммой её производственной себестоимости.

Порог рентабельности (точка безубыточности)-это показатель,характеризующий объём реализации продукции, при котором выручка предприятия от продажи продукции, работ,(услуг), равна всем его совокупным затратам, это тот объём продаж, при котором предприятие не имеет ни прибыли, ни убытка.

Производственный леверидж - механизм управления прибылью предприятия в зависимости от изменения объёма реализации продукции.

Маржинальный запас прочности - это процентное отклонение фактической выручки от продажи продукции от пороговой выручки (порога рентабельности).Для расчёта объёма выручки,покрывающие постоянные и переменные затраты, производственные предприятия в практической деятельности используют такие понятия,как величина и коэффициент маржинального дохода.

Величина маржинального дохода показывает вклад предприятия в покрытие постоянных затрат и получение прибыли.

Существует два способа определения величины маржинального дохода.

При первом способе из выручки предприятия за проданную продукцию вычитают все переменные затраты.При втором способе величина маржинального дохода определяется путём сложения постоянных затрат и прибыли предприятия.

Под средней величиной маржинального дохода понимают разницу между ценой продукции и средними переменными затратами. Средняя величина маржинального дохода отражает вклад единицы изделия в покрытие постоянных затрат и получение прибыли.

Коэффициентом маржинального дохода называется доля величины маржинального дохода в выручке от продажи или (для отдельного изделия) доля средней величины маржинального дохода в цене товара.

Взаимосвязь между затратами, объёмом и результатами может быть выражена следующей формулой:

N=S пост. +Р/М ед.=S пост. / +Р/ Цед.-Sпер.на ед. продукции, (14)

где: N-объём продукции в натуральном выражении;

Р сумма прибыли;

Ц ед.- цена единицы продукции;

S пост. –сумма переменных затрат на единицу продукции;

М ед. –сумма маржинального дохода на единицу продукции.

Пример Колбасный цех выпускает и продаёт полукопчёную колбасу «Одесская».Планируемый объём продаж за месяц составляет 5 000 кг. Колбасное изделие продаётся по цене 100 руб. за кг. При этом переменные затраты на единицу изделия(1 кг) составляют 60 руб, постоянные затраты-150 000 руб., планируемая прибыль-50 000 руб.

Установим взаимосвязь между всеми показателями данной задачи и определим влияние каждого фактора на планируемый результат.

1.Определим планируемый объём продаж при ожидаемой прибыли в сумме 50 000 руб.:

N= S пост.=Р/Ц ед.-S пер. на ед. прод.= 150 000=50 000/100- 60= 5000кг.

Отсюда объём безубыточной реализации продукции составит:

N=S пост./ Ц ед.- S пер. на ед. прод. =150000/100-60= 3760 кг.
2.Определим сумму ожидаемой прибыли при заданных координатах:

Р=N(Ц ед.-S пер. на ед.)- S пост.= 5000-(100 -600) – 150000 = 50 000 руб.

3.Определим сумму постоянных затрат при заданных координатах:

S пост.= N (Ц ед – Sпер. на ед.)-Р= 5000-(100 -600- 50000=150 000 руб.

4.Определим планируемую цену продаж:

Ц ед.=S пер. на ед. + S пост.+ Р/N = 60 + 150000+50000/5000=100 руб.

5.Определим сумму переменных затрат на единицу изделия:

S пер. на ед.= Ц ед.-S пост. + Р/N =100-150000+50000\5000 =60 руб.

6.Определим сумму маржинального дохода на единицу продукции:

М=Sпост. +Р/N =150000 +50000 / 5000=40 руб.

Следует отметить,что основным условием СVP- анализа является деление затрат организации на постоянные и переменные.Как, известно, постоянные затраты не зависят от объёма производства и продаж, а переменные изменяются пропорционально изменению этого показателя. Поэтому для установления точки безубыточности к приведённой выше формуле целесообразно дополнительно использовать показатель коэффициента реагирования продукта.

Его можно определить по формуле:

К n=Nб./N р.; (15)

где: K n-коэффициент реагирования продукта;

N б -объём безубыточной реализации продукции;

Nр- объём прибыльной реализации продукции.

Для нашего примера коэффициент реагирования продукта составит:

Кn=3750/5000=0,75.
С помощью этого показателя определим показатели безубыточности,зависящие от объёма реализации продукции.

1.Объём реализации продукции в стоимостном выражении:

500000 х 0,75=375 000 руб.

2.Определим цену безубыточной реализации продукции:

100 х 0,75=75 руб.

Использование CVP- анализа в практике работы коммерческих организаций помогает оперативно и качественно решить многие задачи, например, определить размер прибыли при различных объёмах выпуска.

Пример, швейное предприятие выпускает и продаёт мужские костюмы, при этом средние переменные затраты на производство и сбыт одного костюма составляют 500 руб. Костюм продаётся по цене 750 руб. Постоянные затраты предприятия в месяц составляют 80 тыс. руб. Рассчитаем,какую прибыль может получить предприятие в месяц, если оно продаёт 400,500 или 600 костюмов.

Поскольку постоянные затраты предприятия не завися от объёма выпуска, найдём величину маржинального дохода и прибыль(как разность между величиной маржинального дохода и суммой постоянных затрат)для всех трёх вариантов.

 

Таблица 14.2 – Прибыль предприятия для разных вариантов объема выпуска

Прибыль предприятия при различных объемах выпуска, руб.
Объём выпуска, шт.      
Показатели      
Выручка от реализации      
Переменные затраты      
Маржинальный доход(п.1-п.2)      
Постоянные затраты      
Прибыль(п.3-п.4)      
Средняя величина маржинального дохода      

Так как средняя величина маржинального дохода одинакова для всех трёх вариантов, расчёт прибыли можно упростить. Определим прибыль предприятия при любом объёме выпуска.

Умножив среднюю величину маржинального дохода на объём выпуска, получим общую величину маржинального дохода. От общей величины маржинального дохода отнимем постоянные затраты

Рассчитаем, какую прибыль получит предприятие, если произведёт и продаст 480 костюмов.
Величина маржинального дохода для данного объёма составит:

250 х 480 =12 000 руб.

Прибыль составит 120 000-80 000=40 000 руб.

Пример расчёта точки безубыточности, CVP- анализ иногда называют анализом точки безубыточности.

Рассчитаем на примере маржинальный запас прочности. Показатель, характеризующий превышение фактической выручки от реализации продукции (работ, услуг) над пороговой, обеспечивающей безубыточность реализации, определяется формулой

Маржинальный запас прочности =(фактическая выручка- пороговая выручка) / фактическая выручка х 100 %.

Чем выше маржинальный запас прочности, тем лучше для предприятия. Определить цену продукции при безубыточной реализации можно по формуле

Цена безубыточности = Пороговая выручка / Объём произведенной продукции в натуральном выражении.

Система управления затратами формирует информацию о затратах для руководителей различных уровней предприятия. С целью принятия ими правильных управленческих решений. Содержание системы управления затратами определяется целями предприятия,оно может быть изменено по решению администрации в зависимости от задач и целей поставленных перед руководителями внутренних подразделений предприятия.

По полноте включения затрат в себестоимость различают 2 системы управленческого учёта: система полного включения затрат в себестоимость и система частичных затрат (учёт не неполной себестоимости).

Для обеспечения оперативного получения необходимой информации о расходах на данном предприятии применяются следующие системы управления затратами: по форме взаимосвязи финансового(управленческого) учёта - автономную систему, по оперативности учёта затрат- учёт нормативных(плановых)затрат; по полноте включения в себестоимость затрат - система частичной(переменной)себестоимости.

Функции системы управления затратами зависят от функции управления сводятся к следующему:

1) Обеспечение всех уровней управления информацией, необходимой для планирования,контроля и принятия оперативных управленческих решений;

2) Оперативный контроль и оценка результатов деятельности внутренних подразделений и предприятия в целом;

3) Формирование информации, которая служит средством внутренней связи между уровнями управления различными структурными подразделениями одного уровня;

4) Перспективы планирования и координация развития предприятия в будущем на основе анализа и оценки фактических результатов работы.

5) Процесс управления затратами ориентирован на эффективную реализацию этапов управления предприятием и включает в себя: планирование затрат и ресурсов; учёт затрат и реализации; контроль;анализ. Планирование затрат и результатов заключается в выявлении затрат и их количественной оценке расчёт стоимости ресурсов для производства продукции. При планировании решаются следующие задачи: расчёт стоимости ресурсов для производства продукции; определение общего объёма затрат на производство; исчисление себестоимости каждого вида продукции.

Плановый объём затрат рассчитывается исходя из наличия структуры ассортимента и номенклатуры продукции и объёма её производства.

Учёт затрат и результатов является важным разделом системы управления затратами и представляет собой информационный поток, отражающих происходящие на предприятии в течении определённого времени. В процессе учёта затраты измеряются,

регистрируются, группируются в разрезе необходимом для управления предприятием и оценке его деятельности.К основным задачам учёта относятся:

-наблюдение за фактическим уровнем затрат в сопоставлении с нормативными в целях выявления отклонений;

-исследование себестоимости выпускаемой продукции для оценки готовой продукции и расчёта финансовых результатов;

-выявление экономических результатов в производственной деятельности структурных подразделений;

-информационное обеспечение администрации предприятия для принятия управленческих решений.

Контроль и анализ затрат - контроль это проверка осуществления планов со стороны руководства, менеджеров.Оно включает измерения состояния объектов. Сопоставление фактических затрат и результатов с плановыми,выявление результатов отклонения от плана, для эффективности контроля необходимо, чтобы после выявления отклонений анализировались причины и виновники их возникновения. Контроль и анализ затрат осуществляется по носителям затрат и по местам их возникновения (центры ответственности), что позволяет управлять расходованием ресурсов, себестоимостью продукции подразделений предприятия.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1382; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.062 сек.