Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

План прибылей и убытков промышленного предприятия





Генеральный и операционный бюджет производственного предприятия. Расчет прогнозируемого баланса, плана прибыли и убытков, прогноза движения денежных средств. Расчет бюджета продаж производственных и трудовых затрат.

 

Генеральный бюджет производственного предприятия также состоит из операционного и финансового бюджетов (рис. 1). как и в случае торговой организации, все частные бюджеты здесь также взаимосвязаны.

Финансовый бюджет по своей структуре аналогичен бюджету торговой организации, тогда как операционный имеет свои особенности. Первый шаг в его планировании – составление бюджета продаж. Он определяется не столько производственными, возможностями предприятия, сколько возможностями сбыта на рынке. Здесь учитывают влияние следующих факторов:

- деятельность конкурентов;

- стабильность поставщиков и покупателей;

- результативность рекламы;

- сезонные и другие колебания спроса;

- политика ценообразования.

При планировании объема продаж используются различные методы: статистические прогнозы с применением математических методов, экспертные оценки специалистов отдела сбыта и др.

 

 

 


Рис. 1. Генеральный бюджет производственного предприятия

 

Исходя из бюджета продаж, разрабатывают производственный бюджет, на основе которого составляют бюджет закупки материалов, бюджет по труду и бюджет общепроизводственных расходов. Далее готовят бюджет затрат по маркетингу и бюджет коммерческих расходов.

Конечной целью работы над операционным бюджетом является разработка плана прибылей и убытков. В промышленности он имеет следующий вид:

 

Выручка от продажи продукции (работ, услуг) – Производственная себестоимость реализованной (проданной) продукции (работ, услуг) = Валовая прибыль.

Валовая прибыль – Операционные расходы (административно-управленческие, коммерческие) = Операционная прибыль.

 

Выручка от продаж определяется бюджетом продаж.

Себестоимость товаров, реализованных в торговле, рассчитать легче, чем себестоимость проданной продукции на промышленном предприятии, которая исчисляется по формуле:

, (20)

где: Ср – себестоимость реализованной продукции, руб.;

Згпн – запасы готовой продукции на начало периода, руб.;

Спр – себестоимость произведенной за период продукции, руб.;

Згпк – запасы готовой продукции на конец периода, руб.

Таким образом, для составления бюджета себестоимости реализованной продукции необходимо составить бюджет себестоимости произведенной продукции и оценить запасы готовой продукции на начало и конец планируемого периода.

Запасы готовой продукции на начало периода приводятся в балансе предприятия. Стоимость запасов на конец периода определяется в бюджете запасов на конец отчетного периода, который разрабатывается по решению руководства.



Следовательно, для построения бюджета себестоимости произведенной продукции необходимо составить:

1)бюджет производства;

2) бюджет закупок материалов;

3) бюджет затрат по прямой заработной плате;

4) бюджет общепроизводственных расходов.

 

Пример.Швейное предприятие АО « Красная заря» занимается пошивом дамских костюмов и платьев, используя два вида тканей – шерсть и фланель. Учетной политикой предприятия для оценки потребленных материалов предусмотрен метод ФИФО. Руководству предприятия необходимо разработать генеральный бюджет на 2012 г.

Решение поставленной задачи предполагало использование следующей информации (табл. 15.1).

 

 

Таблица 15.1- Баланс АО «Красная заря» на 01.01.2011 г., тыс. руб.

Актив Сумма Пассив Сумма
Основные средства Готовая продукция Запасы материалов Дебиторы Касса, расчетный счет Уставный капитал Кредиторская задолженность Расчеты с бюджетом
Итого Итого

 

Руководство предприятия определило его план развития на 2011 г. следующим образом (табл. 15.2. – 15.9).

 

Таблица 15.2 - Прогноз реализации на 2012г.

Параметры Вид продукции
платья костюмы
Планируемые продажи, ед. Цена реализации 1 ед., руб.

 

Таблица 15.3 -Планируемый уровень запасов готовой продукции на конец периода

Параметры Вид продукции
платья костюмы
Планируемые запасы на конец периода, ед.    

 

Таблица 15.4 -Планируемая величина прямых затрат

Показатели Сумма
Стоимость материалов, руб./м. -
Фланель
Шерсть
Заработная плата производственных рабочих, руб./ч.

 

Таблица 15.5 - Состав прямых затрат, включаемых в себестоимость единицы продукции

Параметры Вид продукции
платья костюмы
Фланель, м
Шерсть, м
Труд производственных рабочих, ч

 

Таблица 15.6 - Планируемые запасы материалов

Материалы Количество, м
Фланель
Шерсть

 

Таблица 15.7 - Планируемая величина косвенных (накладных) расходов, тыс. руб.

Статьи расходов Сумма Постоянные (П), переменные , (Пер)
Производственные накладные расходы - всего  
в том числе    
переменные:    
заработная плата вспомогательных рабочих Пер
премии рабочим Пер
электроэнергия Пер
расходы на содержание и эксплуатацию оборудования Пер
постоянные:    
амортизация П
налог на имущество П
заработная плата мастеров П
электроэнергия П
Расходы на конструирование и моделирование – всего  
Статьи расходов Сумма Постоянные (П), переменные , (Пер)
в том числе    
заработная плата П
материалы П
Расходы на маркетинг – всего  
в том числе    
заработная плата П
реклама П
командировочные расходы П
Коммерческие расходы – всего  
в том числе    
заработная плата П
аренда, налоги П
Работа с клиентами – всего  
в том числе    
заработная плата П
командировочные расходы П
Административные расходы – всего  
в том числе    
заработная плата управляющих П
содержание административных помещений П
разное П

 

Таблица 15.8 - Данные о наличии материалов на складе на начало периода

Показатели Материалы
Фланель Шерсть
Запасы на начало периода, м
Стоимость запасов, руб.

 

Таблица 15.9 - Данные о наличии готовой продукции на складе на начало периода

Показатели Продукция
платья костюмы
Начальные запасы, шт.
Начальные запасы, руб.

 

Данные, необходимые для составления бюджета денежных средств.

Условия погашения дебиторской задолженности: поступления денежных средств составляют 10% всего объема продаж текущего месяца; 50% дебиторской задолженности текущего месяца ликвидируется в следующем месяце, а остальные 50% погашаются через месяц. Средства поступают на расчетный счет и в кассу предприятия.

Условия погашения кредиторской задолженности:

- выплата заработной платы производится один раз в месяц по его окончании и является оплатой труда текущего месяца. Таким образом, задолженности по заработной плате не возникает;

- оплата кредиторам – половина счетов оплачивается в месяц покупки, оставшаяся – в следующем месяце;

- накладные расходы оплачиваются в том месяце, в котором они были произведены.

 

Минимальное сальдо денежных средств на расчетном счете и в кассе предприятия устанавливается руководством и составляет 135 тыс. руб. на конец каждого месяца.

Внешнее финансирование: кредиты могут браться лишь в момент нехватки денежных средств в размерах, необходимых для покрытия возникшего дефицита. Размеры выплаты кредитов зависят от имеющихся свободных денежных средств. Кредиты берутся в начале месяца. Условие кредитования – 18% годовых.

Капитальные вложения: в июле 2012 г. планируется покупка швейного оборудования стоимостью 430 тыс. руб.

Процедура составления генерального бюджета заключается в разработке операционного и финансового бюджетов. Рассмотрим каждый из них.

Составление операционного бюджета начинается , как отмечалось выше, с разработки бюджета продаж. Определение общего объема реализации является компенсацией высшего руководства, которое формирует свое решение в процессе консультации с управляющим отделом сбыта. На основе бюджета продаж строятся бюджеты производства и себестоимости реализованной продукции. Составление бюджета предполагает планирование не только денежных потоков, но и потребностей в ресурсах, выраженных в натуральных единицах измерения (количество людей, оборудования, производственных площадей, метров ткани и т.п.).

1. Разработка бюджета продаж.

Бюджет продаж является результатом обсуждения управляющими, аналитиками и персоналом отдела реализации планов реализации продукции предприятия. Планирование продаж – это сложный процесс, при котором необходимо учитывать множество факторов: историю продаж, общее состояние экономики, ценовую политику, результаты маркетинговых исследований, производственные мощности, конкуренцию, наличие ограничений со стороны государства и т.д.

На основе прогноза продаж составляется бюджет продаж (табл. 15.10.).

 

Таблица 15.10 - Бюджет продаж

 

Продукция Количество, шт. Цена за единицу, руб. Итого, руб.
Платья
Костюмы
Всего - -

Для того чтобы иметь возможность продать планируемое количество швейных изделий, АО «Красная заря» должно их изготовить. Следовательно, в этом случае необходим бюджет производства.

 

2. Разработка бюджета производства.

Бюджет производства определяет, сколько единиц продукции необходимо произвести для выполнения бюджета реализации и для поддержания запасов готовой продукции на уровне, запланированном руководством.

Бюджет производства составляется как в натуральных, так и в денежных единицах.

Объем производства в натуральных единицах (шт.) рассчитывается следующим образом:

 

Бюджет производства = Бюджет продаж + Прогнозируемый запас готовой продукции на конец года – Запас готовой продукции на начало периода.

 

Как отмечалось выше, начальные запасы платьев составили 100 шт., костюмов – 50 шт. (см. табл. 15.9.). Руководство в своих планах утвердило величину запасов готовой продукции на конец отчетного периода соответственно на уровне 1100 и 50 ед. (см. табл. 15.3.).

Следовательно, бюджет производства имеет следующий вид (табл.15.11.).

 

Таблица 15.11 – Бюджет производства в натуральных единицах

Показатели Продукция
платья костюмы
Продажи по плану
+ Планируемые запасы на конец периода
Всего необходимо
- Запасы на начало периода
Планируемое производство

 

Для определения совокупных затрат на производство необходимо рассчитать себестоимость единицы продукции, складывающуюся из затрат материалов, труда и накладных расходов. Поэтому следующий этап подготовки генерального бюджета – это составление частных бюджетов: бюджета затрат материалов, бюджета затрат труда и бюджета накладных расходов.

3. Разработка бюджета затрат материалов и бюджета закупок материалов в натуральных единицах.

При планировании закупок материалов необходимо учитывать уровень запасов материалов как на начало, так и на конец планируемого периода (последний определяется руководством).

Для расчета расхода материалов в натуральных единицах необходимо знать:

- Запасы материала на начало отчетного периода;

- Потребности в материалах для выполнения производственного бюджета.

 

К моменту составления бюджета на складе предприятия имелось 7000 м фланели и 6000 м шерсти (см. табл. 15.8.). Расход материалов (в метрах) на единицу продукции был представлен в таблице 5.5. На основе этих данных определяются затраты материалов при выполнении производственного плана (табл. 15.12.).

Далее рассчитывается расход материалов в денежных единицах.

К моменту составления бюджета на складе предприятия имелось 7000 м фланели и 6000 м шерсти, стоимость которых была определена соответственно как 49 и 60 тыс. руб. (см. табл. 15.8.). Для оценки запасов материалов применяется метод ФИФО. Планируемая на 2012 г. цена материалов определена в таблице 15.4.

 

Таблица 15.12 – Затраты материалов, необходимые для производства запланированного объема готовой продукции, м

Материалы Платья, шт. Костюмы, шт. Всего
Фланель
Шерсть

 

Стоимость материалов, необходимых для обеспечения плановых показателей производства, рассчитывается следующим образом:

 

Количество материалов, необходимых для обеспечения плана производства = Материалы, необходимые для производства запланированного объема продукции – Запасы материалов на начало периода.

 

Расчет прямых материальных затрат, необходимых для производства запланированного объема продукции, представлен в таблице 5.13.

 

Таблица 15.13 – Бюджет прямых материальных затрат

№ строки Показатели Фланель Шерсть Всего
Всего потребности в материалах, м. 42 000 22 000 -
Использовано из запасов, м. -
Цена 1 м., руб. -
Стоимость имеющихся запасов материалов, использованных в производстве, тыс. руб.     49 000     60 000     109 000
Объем закупок материалов, необходимых для выполнения плана производства (стр. 1 – стр. 2), м     35 000     16 000     -
Цена 1 м., руб. -
Стоимость закупок материалов, необходимых для выполнения плана производства (стр. 5* стр.6), руб.     245 000     160 000     -
Общая стоимость материалов (стр. 4+ стр. 7), руб.   294 000   220 000   514 000

 

Для того чтобы определить, сколько материалов необходимо закупить в планируемом периоде, следует учесть, на какой уровень запасов к концу периода предприятие хочет выйти (см. табл. 15.6).

Бюджет закупок основных материалов показан в табл. 15.14.

 

Таблица 15.14 - Бюджет закупок основных материалов в натуральном и стоимостном выражении

№ строки Показатели № таблицы Фланель Шерсть Всего
Потребности в материалах для производства, м   5.12   42 000   22 000   -
Запасы материалов на конец периода, м   5.6       -
Всего потребности в материалах (стр. 1+ стр. 2), м   -   50 000   24 000   -
Запасы материалов на начало периода, м   5.8       -
Объем закупок (стр. 3 – стр. 4), м - 43 000 18 000 -
Цена 1 м., руб. 5.4 -
Объем закупок материалов, (стр. 5* стр.6), руб.   -   301 000   180 000   481 000

 





Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 633; Нарушение авторских прав?


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2020) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.01 сек.