Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экономический выбор





Блага, потребности, ресурсы

Введение в экономическую теорию

4. Система экономических отношений и её субъекты

 

Для самостоятельной работы:

 

1. Методы научного исследования и изложения

2. Модели экономических систем

Литература:

 

 

1. Борисов Е.Ф. Экономическая теория; учеб, для вузов /Е.Ф. Борисов 2-е изд.,перераб. и доп.-М.:Проспект, 2010.-200с.

2. А. Г. Грязнова Макроэкономика. Теория и российская практика : учебник для вузов / Под ред. А. Г. Грязновой и Н. Н. Думной. - 6-е изд., стер. - М. : КНОРУС, 2011. - 680 с.

3. Камаев, В. Д. Экономическая теория. Краткий курс: учеб. для вузов / В. Д. Камаев, М. З. Ильчиков, Т. А. Борисовская. - 5-е изд., стер. - М. : КНОРУС, 2011. - 384 с.

4. Курс экономической теории: учеб.для вузов /Под ред. М.П. Чепурина, Е.А. Киселевой. 5-е изд., доп.и перераб.-Киров:АСА, -2010.-830с.

5. Левина Е. А. Микроэкономика: задачи и решения [Текст] : учеб. пособие для вузов / Е. А. Левина, Е. В. Покатович. - 3-е изд. - М. : Издательский дом Государственного университета - Высшей школы экономики, 2010. - 491 с.

6. Максимова В. Ф. Микроэкономика: учебник для вузов / В. Ф. Максимова. - 6-е изд. - М. : Маркет ДС, 2011. - 368 с.

7. Носова С.С. Экономическая теория для бакалавров: Учеб.пособие для вузов/ С.С. Носова.-М.: Кнорус, 2009-367с.

8. Носова, С. С. Экономическая теория: учеб. для вузов / С. С. Носова. - 3-е изд., стер. - М. : КНОРУС, 2010. - 798 с.

9. Симкина Л.Г. Микроэкономика :учебное пособие/ Л.Г.Симкина. –М.: Кнорус, 2012-360с.

10. Тарасевич Л.С. Макроэкономика: учебник для бакалавров /Л.С.Тарасевич.-8-е изд.,-М:Юрайт-2012.-686с.

11. Чернецова Н. С. Экономическая теория : учеб. пособие для вузов / Н. С. Чернецова, В. А. Скворцова, И. Е. Медушевская. - М. : КНОРУС, 2009. - 264 с.

 

1. Введение в экономическую теорию

 

В современных условиях экономическая наука - важнейший социальный институт, объясняющий и прогнозирующий экономические процессы и явления на основе выявленных законов, закономерностей, тенденций в создании и использовании экономических благ. Экономическая наука - это сумма знаний, составляющих базу господствующей в обществе хозяйственной идеологии и формирующих экономическое мышление. Экономическая наука составной частью включает в себя экономическую теорию, которая является логическим обобщением опыта хозяйственного регулирования естественных процессов в экономике как сфере хозяйственной деятельности по удовлетворению потребностей общества и индивидов.

С точки зрения предмета и методов исследования экономическая наука и экономическая теория - понятия идентичные. Большинство экономистов мира считают зкономическую теорию универсальной наукой о проблемах выбора ресурсов и зкономическом поведении человека. Но как учебная дисциплина экономическая теория (экономика и политэкономия) отличается от экономической науки уже тем, что оперирует устоявшимися данными о хозяйственной деятельности и поведении людей, объясняет общепризнанные понятия и категории для усвоения исходных знаний.



Экономическая наука всегда связана с исследованием реальной действительности, выявлением законов и закономерностей, пролонгированием тенденции развития, прогнозированием способов и методов достижения целей общества. Иначе говоря, экономическая наука всегда динамична,экономическая теория же как учебная дисциплина статичнадля каждого конкретного периода времени.

Что касается конкретизации предмета исследования экономической теории политической экономии, экономики, то можно отметить следующие аспекты.

Первый - экономическая теорияисследует связи между людьми и их поведение в производстве, при обмене товарами и услугами, способы использования ограниченных ресурсов для производства материальных и нематериальных благ, распределения и потребления их членами общества.

Второй – политическая экономия исследует отношения между людьми в процессе производства, обмена, распределения и потребления материальных благ в условиях ограниченности ресурсов. Политическая экономия своим предметом имеет законы хозяйственной деятельности в рамках государственных порядков, т.е. она исследует объективные основы экономических процессов и явлений.

Третий - под экономикой понимается управление хозяйством, правила ведения хозяйства, она рассматривает и проблемы политического характера, решение которых также затрагивает интересы человека: будет ли государство платить безработным, помогать неработающим женщинам, нужно ли голосовать за конверсию и др. Экономика отвечает на вопросы, касающиеся предпринимательства: почему так много бирж, стоит ли вкладывать деньги в акции или лучше положить их в банк и др.

Экономика -это наука, которая изучает поведение человека с точки зрения отношений между, его целями и ограниченными средствами, допускающими альтернативное использование.

Экономическая наука, посвященная становлению и развитию «капитализма» и «социализма», получила название «политическая экономия». Она была и остается самостоятельной научной дисциплиной, из нее выросла вся современная экономическая теория, которую часто называют «экономикс».

Экономикс изучает организационные формы, обеспечи-вающие эффективное для данных обстоятельств производство товаров, услуг и иных ценностей.

Сегодня экономическая теория превратилась в строгую, точную науку: она оперирует сложным понятийным аппаратом, способна измерять экономические процессы, использует математические методы их моделирования и прогнозирования.

Экономикс представляет собой систему взаимосвязанных концепций, основание которых образует «теория трех факторов». Из ннх вырастают «теория оптимального выбора», «теория предельной полезности» и «теория спроса и предложения. В свою очередь названные теории дают ключ к пониманию механизмов денежного обращения, ценообразования, инфляции и движения доходов. Макроэкономические процессы отражены в моделях «равновесной динамики» (классической, кейнсианской и монетаристской). Именно с экономиксом, специально изучающим социально - регулируемую рыночную экономику, мы и познакомимся в нашем курсе.

Экономическая наука необъятна, поэтому учебный курс сконцентрирован на вопросах, объясняющих, как же устроена современная экономика — та, в которой господствует покупатель, а не продавец, в которой дефицит товаров сменился их изобилием, где экономическое благосостояние способствует социальному миру и реализации созидательного потенциала общества.

Отечественная экономика все еще остается переплетением экономических и доэкономических форм. Это значит, что она находится в предрыночном состоянии и будет двигаться от «аномалии» к «норме». Мы же в рамках курса будем двигаться в противоположном направлении, ибо, только познав «форму», можно преодолеть «аномалию».

Экономика призвана ответить на три основных вопроса:

Что производить?Развитые страны прилагают немало усилий к росту производства ограниченного круга товаров для достижения определенного успеха в конкурентной борьбе с другими странами. Это могут быть компьютеры, автомобили, телевизоры и др.

Как произвести товары и услуги?Существуют различные варианты производства. По разным проектам можно построить производственное и жилое здание, выпускать автомобили, использовать участок земли. Здание может быть и многоэтажным, и одноэтажным, автомобиль можно собрать на конвейере или вручную, участок земли можно засеять кукурузой или пшеницей.

Для кого производить?Производителю важно знать, кто сможет покупать товары и услуги, есть ли возможность оплачивать и в каком количестве предложенный объем продукции и какую пользу при этом получит покупатель.

Ответ на эти три вопроса связан с проблемой ограниченности ресурсов и выбора вариантов хозяйствования, т.е. с рациональным поведением человека в экономической деятельности. Суть рационального поведения - в минимизации затрат и максимизации выгод, когда соотношение выгоды/затраты - не что иное, как показатель эффективности хозяйствования.





Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 387; Нарушение авторских прав?


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2020) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.002 сек.