Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Федеральный орган исполнительной власти




 

Особую роль в функционировании государственных финансов играет Министерство финансов Российской Федерации. Это фе­деральный орган исполнительной власти, обеспечивающий про­ведение единой финансовой, бюджетной и налоговой политики в Российской Федерации и координирующий деятельность в этой сфере других федеральных органов исполнительной власти. Минфин России имеет территориальные органы.

К основным задачам Министерства финансов РФ относятся:

• совершенствование бюджетной системы и развитие бюджетного федерализма;

• разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, на­логовой и валютной политики в РФ;

• концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направ­лениях социально-экономического развития;

• разработка проекта федерального бюджета и обеспечение испол­нения федерального бюджета; составление отчета об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ;

• разработка программ государственных заимствований и их реализация от имени Российской Федерации; управление государ­ственным внутренним и внешним долгом РФ;

• разработка и реализация единой политики в сфере развития финансовых рынков;

• участие в разработке и проведении единой политики в сфере формирования и использования государственных ресурсов дра­гоценных металлов и драгоценных камней;

• разработка единой методологии составления бюджетов всех уровней и отчетов об их исполнении;

• осуществление государственного финансового контроля;

• обеспечение методологического руководства бухгалтерским уче­том и отчетностью, а также аудитом.

Министерство финансов РФ выполняет следующие основные функции:

• подготавливает предложения и реализует меры по совершенствованию бюджетной системы РФ, развитию бюджетного федерализма и механизма межбюджетных отношений с субъектами РФ;

• участвует в разработке прогнозов социально-экономического развития на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективу;

• участвует в разработке и осуществлении мер по финансовому оздоровлению и структурной перестройке экономики, поддерж­ке и защите интересов отечественных производителей товаров, исполнителей работ и услуг;

• участвует в подготовке предложений по основным направлени­ям кредитной, денежной политики, улучшению состояния рас­четов и платежей в экономике, в формировании и осуществле­нии единой политики цен, в подготовке федеральных целевых программ, обеспечивает их финансирование за счет средств фе­дерального бюджета;

• разрабатывает меры, направленные на формирование и реали­зацию активной инвестиционной политики, участвует в разра­ботке и финансировании федеральных инвестиционных про­грамм и Бюджета развития РФ;

• участвует в разработке проектов правовых актов; разрабатывает и принимает нормативные правовые акты по вопросам, отно­сящимся к своей компетенции, обязательные для исполнения на территории РФ;

• разрабатывает проекты федерального бюджета и прогноза консолидированного бюджета РФ; исполняет федеральный бюджет, составляет отчет об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ; осуществляет контроль за целе­вым использованием средств федерального бюджета;

• подготавливает предложения и реализует меры, направленные на совершенствование структуры государственных расходов;

• подготавливает предложения о предельной численности работников центрального аппарата федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов совместно с Министерством труда и социального развития РФ и размере ассиг­нований на содержание аппаратов этих органов;

• совершенствует методы бюджетного планирования и порядок бюджетного финансирования, осуществляет методическое руко­водство в области составления и исполнения федерального бюджета;

• разрабатывает совместно с Министерством по налогам и сборам РФ и другими федеральными органами исполнительной власти предложения о налоговой политике, развитии налогового зако­нодательства и совершенствовании налоговой системы;

• координирует политику федеральных органов исполнительной власти, на которые возложена ответственность за обеспечение своевременного поступления налогов и других обязательных платежей в федеральный бюджет;

• участвует в разработке предложений об установлении размера ставок таможенного тарифа и порядка взимания таможенных пошлин;

• участвует в разработке порядка и осуществлении контроля за поступлением доходов от имущества, находящегося в федераль­ной собственности;

• проводит с участием Банка России государственную политику в области эмиссии и размещения государственных ценных бумаг;

• разрабатывает и реализует единую политику формирования структуры государственных заимствований;

• участвует в разработке предложений по развитию рынка ценных бумаг; регистрирует выпуск ценных бумаг в пределах своих пол­номочий; выступает в качестве эмитента государственных цен­ных бумаг, разрабатывает условия выпуска и размещения госу­дарственных займов РФ;

• проводит совместно с Банком России операции по обслужива­нию государственного внутреннего и внешнего долга РФ; управ­ляет государственным внутренним и внешним долгом России, осуществляет необходимые меры по совершенствованию его структуры и оптимизации расходов по его обслуживанию;

• подготавливает предложения по формированию и использова­нию средств государственных внебюджетных фондов и целевых бюджетных фондов, по установлению размеров отчислений в эти фонды;

• осуществляет по поручению Правительства РФ сотрудничество с международными финансовыми организациями, проводит с ними переговоры и консультации по вопросам финансовой по­литики и заключения кредитных соглашений;

• подготавливает предложения по совершенствованию валютных, финансовых, кредитных и таможенных отношений с иностран­ными государствами;

• разрабатывает совместно с Министерством экономики РФ про­екты программ государственных внешних заимствований, орга­низует работу по привлечению в экономику страны иностран­ных кредитов;

• участвует в подготовке проектов межправительственных и межгосударственных договоров в области финансовых, кредит­ных и валютных отношений;

• участвует в работе по возврату кредитов иностранным государ­ствам, осуществляет необходимые меры по выполнению обяза­тельств РФ по кредитным соглашениям с иностранными госу­дарствами и международными финансовыми организациями;

• участвует в формировании Государственного фонда драгоцен­ных металлов и драгоценных камней РФ, обеспечивает попол­нение, сортировку, оценку, учет и сохранность драгоценных ме­таллов, драгоценных камней и изделий, их содержащих, разра­батывает и утверждает порядок определения цен на них; разра­батывает с участием Банка России необходимые меры по регу­лированию рынка драгоценных металлов и драгоценных кам­ней, приобретает в Госфонд России драгоценные металлы, драгоценные камни и изделия из них; производит отпуск дра­гоценных металлов, драгоценных камней и изделий, их содер­жащих, из Госфонда России в соответствии с решениями Пре­зидента РФ и Правительства РФ;

• разрабатывает с участием Министерства экономики РФ проекты планов отпуска драгоценных металлов и драгоценных камней по­требителям для производственных, научно-исследовательских и социально-культурных целей, для продажи на внешнем рынке, а также проекты планов сдачи в Госфонд России драгоценных металлов, извлекаемых из лома и отходов, и рекуперированных алмазов; представляет в Правительство РФ предложения об экспортных квотах на необработанные природные алмазы; осу­ществляет государственный контроль за качеством сортировки, классификации, оценки и реализации алмазного сырья;

• разрабатывает с участием Министерства экономики РФ и ут­верждает расчетные, отпускные и другие виды цен на добытые и обработанные в РФ драгоценные камни; осуществляет анализ динамики цен на мировом рынке алмазов посредством продажи в установленном порядке контрольных партий алмазного сырья; организует и проводит пробирный надзор; осуществляет контроль за совершением сделок с драгоценными металлами и драгоценными камнями в РФ, за их реализацией на внешнем рынке;

• регистрирует сделки между пользователями недр и другими субъектами рынка, предусматривающие отчуждение драгоценных металлов;

• устанавливает порядок ведения бухгалтерского учета и составления отчетности об исполнении федерального бюджета, смет расходов бюджетных организаций;

• устанавливает формы учета и отчетности по кассовому исполнению федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ;

• проводит в пределах своей компетенции комплексные ревизии и тематические проверки поступлений и расходования средств федерального бюджета; контролирует рациональное и целевое использование средств государственных внебюджетных фондов и других федеральных средств;

• проводит документальные ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности организаций по заданиям правоох­ранительных органов; организует ревизии и финансовые про­верки в организациях по обращениям органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Министерство финансов РФ имеет право:

• проводить совместно с Министерством экономики РФ экспер­тизу технико-экономических проектов, представляемых в каче­стве обоснований для выделения средств на инвестиции;

• представлять Правительство РФ при предоставлении государственных гарантий по кредитам в пределах размера государственного долга, утверждаемого федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год;

• ограничивать, приостанавливать, а в отдельных случаях и пре­кращать финансирование из федерального бюджета организа­ций при выявлении фактов нецелевого использования ими средств федерального бюджета, а также при непредставлении ими в установленные сроки отчетности о расходовании ранее полученных средств;

• взыскивать с организаций средства федерального бюджета, израсходованные ими не по целевому назначению;

• организовывать формирование за счет средств федерального бюджета Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ и предоставлять помощь за счет средств этого фонда в по­рядке и размерах, утверждаемых федеральным законом о феде­ральном бюджете на соответствующий год;

• выдавать ссуды за счет средств федерального бюджета субъектам РФ на покрытие временных кассовых разрывов с погашением этих ссуд в рамках бюджетного года;

• предоставлять отсрочки и рассрочки платежей по налогам в федеральный бюджет в соответствии с законодательством, с уве­домлением налоговых органов и ведением соответствующего реестра;

• выступать по поручению Правительства РФ официальным корреспондентом международных финансовых организаций, в которых состоит РФ, а также других иностранных контрагентов по финансовым операциям Правительства РФ.

Министерство финансов РФ обладает следующими бюджетными полномочиями:

• организует работу по составлению проекта федерального бюд­жета, составляет проект федерального бюджета и представляет его в Правительство РФ, принимает участие в разработке проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов;

• представляет сторону государства в договорах о предоставлении средств федерального бюджета на возвратной основе и гарантий за счет средств федерального бюджета;

• осуществляет методическое руководство в области составления и исполнения федерального бюджета; составляет сводную бюд­жетную роспись федерального бюджета; разрабатывает прогноз консолидированного бюджета РФ;

• разрабатывает программу государственных внутренних заимствований РФ, условия выпуска и размещения государственных займов, выступает в качестве эмитента государственных ценных бумаг, проводит регистрацию эмиссии государственных ценных бумаг субъектов РФ и муниципальных ценных бумаг;

• осуществляет по поручению Правительства РФ сотрудничество с международными финансовыми организациями; разрабатыва­ет программу государственных внешних заимствований РФ, организует работу по привлечению иностранных кредитных ре­сурсов, разрабатывает программу предоставления гарантий Пра­вительства РФ на привлечение иностранных кредитов третьими сторонами и определяет порядок предоставления таких гаран­тий;

• осуществляет методическое руководство по бухгалтерскому уче­ту и отчетности юридических лиц;

• принимает в пределах своей компетенции нормативные акты; получает от федеральных органов исполнительной власти, орга­нов исполнительной власти субъектов РФ, государственных внебюджетных фондов и органов местного самоуправления ма­териалы, необходимые для составления проекта федерального бюджета, отчета об исполнении федерального бюджета, прогно­за консолидированного бюджета РФ, а также отчета об испол­нении консолидированного бюджета РФ;

• предоставляет бюджетные ссуды и бюджетные кредиты в преде­лах лимита средств, утвержденного федеральным законом о фе­деральном бюджете;

• предоставляет от имени РФ государственные гарантии субъек­там РФ, муниципальным образованиям и юридическим лицам в пределах лимита средств, утвержденного федеральным законом о федеральном бюджете;

• проводит проверки: финансового состояния получателей бюд­жетных средств, в том числе получателей бюджетных ссуд, бюджетных кредитов и государственных гарантий, а также по­лучателей бюджетных инвестиций по соблюдению ими условий получения и эффективности использования указанных средств;

• регистрирует эмиссии займов субъектов РФ, муниципальных образований, государственных унитарных предприятий и федеральных казенных предприятий; ведет государственные книги внутреннего и внешнего долга РФ; осуществляет текущее управление государственным долгом РФ.

Руководитель Министерства финансов РФ имеет исключитель­ное право дать разрешение на совершение следующих действий:

1) утверждение сводной бюджетной росписи федерального бюджета; утверждение лимитов бюджетных обязательств для главных распорядителей средств федерального бюджета; предос­тавление бюджетных ссуд из средств федерального бюджета; введение режима сокращения расходов федерального бюджета при условии недостатка поступлений не более 5% утвержденных поступлений в федеральный бюджет;

2) перемещение ассигнований между главными распоряди­телями средств федерального бюджета, разделами, подразделами и статьями функциональной и экономической классификаций расходов бюджетов в пределах 10% утвержденных расходов;

3) осуществление блокировки расходов и отмену решения о блокировке расходов.

Министр финансов имеет право запретить главным распоря­дителям бюджетных средств изменять целевое назначение бюд­жетных средств в пределах сметы, если ему поступило должно­стное представление Счетной палаты РФ или органов Феде­рального казначейства, свидетельствующее о нарушении бюд­жетного законодательства главным распорядителем бюджетных средств. Министр финансов имеет право назначить в федеральные органы исполнительной власти и бюджетные учреждения уполномоченных по федеральному бюджету при установлении случаев нецелевого использования бюджетных средств. К упол­номоченному по федеральному бюджету переходят все полномо­чия главного распорядителя, распорядителя и получателя бюд­жетных средств.

Министр финансов имеет право запретить главному распо­рядителю, распорядителю бюджетных средств, бюджетному уч­реждению осуществлять отдельные расходы. Основаниями при­менения такого запрета являются должностное представление Счетной палаты РФ и акты проверок органов Министерства финансов РФ, Федерального казначейства, свидетельствующие о нарушении бюджетного законодательства.

Министерство финансов РФ несет ответственность за:

1) соответствие бюджетной росписи утвержденному бюдже­ту; своевременность составления бюджетной росписи;

2) соблюдение порядка предоставления бюджетных ссуд, бюджетных кредитов, государственных гарантий и бюджетных инвестиций.

Министр финансов персонально несет ответственность за: соответствие бюджетной росписи утвержденному бюджету; своевременность составления бюджетной росписи; введение режима сокращения расходов бюджета при получении сведений о невозможности исполнения федерального бюджета.

Полномочия Федерального казначейства

 

В Российской Федерации функционирует единая централизо­ванная система органов федерального казначейства, включающая Главное управление федерального казначейства Министерства финансов РФ и подчиненных ему территориальных органов фе­дерального казначейства по субъектам РФ, городам, кроме горо­дов районного подчинения, районам и районам в городах.

Схема исполнения бюджета через органы Казначейства при­ведена на рис. 38.1:

Главные задачи органов Казначейства:

1) организация, осуществление и контроль за исполнением бюджета РФ, управление доходами и расходами бюджета на сче­тах Казначейства, исходя из принципа единства кассы;

2) регулирование финансовых отношений между бюджетом РФ и государственными внебюджетными фондами, финансовое исполнение этих фондов, контроль за поступлением и использо­ванием внебюджетных средств;

 

Рис. 38.1

Схема исполнения бюджета через органы Казначейства

 
 

 

 


3) осуществление краткосрочного прогнозирования объемов государственных финансовых ресурсов, оперативное управление ими;

4) сбор, обработка и анализ информации о состоянии госу­дарственных финансов, представление законодательным и ис­полнительным органам отчетности о финансовых операциях Правительства РФ по бюджету РФ, о государственных внебюд­жетных фондах, о состоянии бюджетной системы РФ;

5) управление и обслуживание совместно с Банком России и другими уполномоченными банками государственного внут­реннего и внешнего долга РФ;

6) разработка методологических и инструктивных материа­лов, порядка ведения учетных операций по вопросам, относя­щимся к компетенции Казначейства, подготовка проекта бюд­жетной классификации, ведение операций по учету государст­венной казны РФ.

К функциям Главного управления федерального казначейства Минфина РФ относятся:

• организация бюджетного и финансового исполнения федерального бюджета и финансовое исполнение государственных федеральных внебюджетных фондов, исходя из принципа единства кассы;

• руководство работой территориальных органов Федерального казначейства;

• доведение до территориальных органов Федерального казначей­ства размеров ассигнований из федерального бюджета по об­служиваемым ими территориям;

• ведение сводного реестра распорядителей средств федерального бюджета, государственных федеральных внебюджетных фондов и федеральных внебюджетных средств;

• организация распределения доходов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ, передача в местные бюджеты отчисле­ний от поступлений по государственным налогам и доходам;

• управление доходами и расходами федерального бюджета и дру­гими централизованными финансовыми ресурсами, находящими­ся в ведении Правительства РФ, распоряжение средствами на соответствующих счетах в банках, кроме средств государственных федеральных внебюджетных фондов и федеральных внебюджет­ных средств, осуществление операций с этими средствами;

• организация осуществления взаимных расчетов между феде­ральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ;

• регулирование финансовых отношений между федеральным бюджетом и государственными федеральными внебюджетными фондами, организация контроля за поступлением и использо­ванием федеральных внебюджетных средств;

• организация и осуществление: краткосрочного прогнозирования и кассового планирования средств федерального бюджета, дру­гих централизованных финансовых ресурсов и направлений их использования; учета операций по движению средств федераль­ного бюджета, государственных федеральных внебюджетных фондов и федеральных внебюджетных средств на счетах казна­чейства; сбора, обработки и анализа информации о состоянии федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, государствен­ных федеральных внебюджетных фондов и федеральных внебюджетных средств;

• осуществление по поручениям Правительства РФ и Минфина РФ других операций со средствами федерального бюджета, другими средствами, находящимися в ведении Правительства РФ;

• организация работы территориальных органов Казначейства по контролю за исполнением федерального бюджета, государст­венных федеральных внебюджетных фондов, поступлением и использованием федеральных внебюджетных средств;

• управление и обслуживание государственного внутреннего и внешнего долга совместно с Банком России и другими уполно­моченными банками, организация и осуществление размеще­ния на возвратной и платной основе централизованных финан­совых ресурсов, находящихся в ведении Правительства РФ;

• организация и ведение операций по учету государственной казны.

Органы Казначейства по субъектам РФ, а также городам с районным делением, имеющим в своем подчинении нижестоя­щие органы Казначейства, осуществляют на соответствующей территории функции, применительно к функциям, рассмотрен­ным выше, кроме функций, относящихся исключительно к об­служиванию федерального бюджета, закрепленным за Главным управлением федерального казначейства.

Органы Казначейства по городам, кроме городов районного подчинения, районам, районам в Городах выполняют следующие функции:

• осуществляют бюджетное и финансовое исполнение федерального бюджета, финансовое исполнение государственных федеральных внебюджетных фондов, контроль за поступлением и использованием федеральных внебюджетных средств;

• обеспечивают целевое финансирование предприятий за счет средств федерального бюджета, государственных федеральных внебюджетных фондов и целевое использование федеральных внебюджетных средств;

• обеспечивают полный учет распорядителей средств федераль­ного бюджета, государственных федеральных внебюджетных фондов и федеральных внебюджетных средств;

• осуществляют распределение доходов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ, производят отчисления от поступлений по государственным налогам и доходам в местные бюджеты;

• осуществляют операции со средствами федерального бюджета, государственных федеральных внебюджетных фондов и феде­ральными внебюджетными средствами;

• осуществляют кассовое планирование средств федерального бюджета, государственных федеральных внебюджетных фондов и федеральных внебюджетных средств и направлений их ис­пользования;

• контролируют своевременность совершения операций и целевое направление использования средств федерального бюджета, государственных федеральных внебюджетных фондов и федераль­ных внебюджетных средств;

• осуществляют по представлению Министерства РФ по налогам и сборам возврат в федеральный бюджет излишне взысканных и уплаченных налогов и других платежей;

• осуществляют учет операций по движению средств федерального бюджета, государственных федеральных внебюджетных фондов и федеральных внебюджетных средств на счетах органов Федераль­ного казначейства, обслуживающих соответствующую территорию;

• осуществляют сбор, обработку и передачу вышестоящим органам Казначейства информации и отчетов об исполнении доходов и расходов федерального бюджета, о финансовом исполнении госу­дарственных федеральных внебюджетных фондов, поступлении и использовании федеральных внебюджетных средств;

• осуществляют отдельные операции по поручению вышестоящих органов Казначейства.

Органы Казначейства наделены следующими правами;

• открывать счета для зачисления и выдачи средств в Банке Рос­сии, его учреждениях на местах, других кредитных организациях;

• приостанавливать операции по счетам предприятий, включая банки, использующих средства федерального бюджета, государ­ственных федеральных внебюджетных фондов и федеральные внебюджетные средства, в случаях непредставления или отказа предъявить органам Казначейства и их должностным лицам бухгалтерских и финансовых документов, связанных с исполь­зованием этих средств;

• выдавать обязательные для исполнения предписания о взыска­нии с предприятий в бесспорном порядке средств, выделенных из федерального бюджета, средств этого бюджета, направлен­ных в государственные федеральные внебюджетные фонды или федеральных внебюджетных средств, используемых не по целе­вому назначению, с наложением на предприятия штрафа в раз­мере ставки рефинансирования Банка России;

• налагать на кредитные организации штраф при несвоевремен­ном исполнении ими платежных документов на перечисление и зачисление средств в доход федерального бюджета, в государст­венные федеральные внебюджетные фонды либо средств из федерального бюджета и этих фондов на счета получателей в соответствующие кредитные организации в размере действую­щей в банке, допустившем нарушение, процентной ставки при краткосрочном кредитовании, увеличенной на 10 пунктов; вно­сить в Банк России представления о лишении кредитных орга­низаций лицензий на совершение банковских операций.

Федеральное казначейство осуществляет следующие бюд­жетные полномочия:

• организует исполнение федерального бюджета, а также бюдже­тов субъектов РФ и местных бюджетов в случае заключения со­ответствующих бюджетных соглашений;

• исполняет федеральный бюджет, а также бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты в случае заключения соответствующих бюджетных соглашений;

• осуществляет предварительный и текущий контроль за испол­нением федерального бюджета, а также бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов в случае заключения соответствующих бюджетных соглашений;

• составляет отчет об исполнении федерального бюджета, а также бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов в случае заключе­ния соответствующих бюджетных соглашений;

• осуществляет операции со средствами федерального бюджета, а также бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов в случае за­ключения соответствующих бюджетных соглашений;

• составляет отчет об исполнении федерального бюджета, а также бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов в случае заключе­ния соответствующих бюджетных соглашений;

• готовит отчет об исполнении консолидированного бюджета РФ;

• представляет отчет об исполнении федерального бюджета в Правительство РФ;

• устанавливает порядок ведения учета и составления отчетности об исполнении бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, смет расходов бюджетных учреждений, устанавливает формы учета и отчетности по исполнению бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ;

• открывает и закрывает в Банке России и его учреждениях, а также в уполномоченных кредитных организациях счета для за­числения и выдачи бюджетных средств;

• открывает и закрывает лицевые счета главных распорядителей, распорядителей бюджетных средств, бюджетных учреждений, а также бюджетные счета других получателей бюджетных средств;

• обладает правом требовать от главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств предоставления отче­тов об использовании средств федерального бюджета и других сведений, связанных с получением, перечислением, зачислени­ем и использованием средств федерального бюджета;

• получает от кредитных организаций сведения об операциях с бюджетными средствами и средствами государственных вне­бюджетных фондов;

• направляет представления главным распорядителям, распоряди­телям и получателям средств федерального бюджета, Банку Рос­сии и его учреждениям, кредитным организациям с требовани­ем устранить выявленные нарушения бюджетного законода­тельства и осуществляет контроль за их устранением; приостанавливает операции по лицевым счетам главных распо­рядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;

• взыскивает в бесспорном порядке с лицевых счетов главных распорядителей, распорядителей бюджетных средств и получа­телей средств федерального бюджета бюджетные средства, ис­пользуемые не по целевому назначению;

• взыскивает со всех счетов бюджетные средства, выданные в форме бюджетных ссуд, бюджетных кредитов, по которым ис­тек срок возврата, а также проценты, подлежащие уплате за пользование бюджетными ссудами, бюджетными кредитами;

• налагает на главных распорядителей, распорядителей и получа­телей средств федерального бюджета, кредитные организации штрафы в пределах своей компетенции;

• ведет сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета и осуществляет регистрацию бюджетных учреждений, деятельность которых финансируется из средств федерального бюджета;

• осуществляет другие полномочия в соответствии с бюджетным законодательством.

Федеральное казначейство несет ответственность за:

• правильность исполнения федерального бюджета, ведение сче­тов и управление бюджетными средствами;

• финансирование расходов, связанных с предоставлением бюд­жетных ссуд, бюджетных инвестиций, государственных гарантий;

• полноту и своевременность перечисления и зачисления бюджетных средств на счета их получателей;

• своевременность представления отчетов и других сведений, связанных с исполнением бюджета;

• своевременность доведения уведомлений о бюджетных ассигнованиях и лимитах обязательств бюджета до получателей бюд­жетных средств; финансирование расходов, не включенных в бюджетную роспись; финансирование расходов сверх утвер­жденных лимитов обязательств бюджета;

• осуществление контроля за соблюдением бюджетного законодательства главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств, кредитными организациями;

• исполнение предписаний Счетной палаты РФ и решений актов судебных органов о компенсации ущерба, нанесенного финан­совыми органами получателям бюджетных средств.

Федеральное казначейство может осуществлять исполнение бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов по заключенным с соответствующими органами исполнительной власти и органами местного самоуправления соглашениям. Полномочия органов Федерального казначейства распространяются на организации, включая кредитные организации, осуществляющие операции со средствами соответствующих бюджетов в объеме имеющихся полномочий применительно к средствам федерального бюджета.

 

Важной составной частью органов финансового контроля явля­ются органы, обеспечивающие контроль за сбором налогов и их своевременным поступлением в доходы бюджетов различных уров­ней. К органам налогового контроля в Российской Федерации от­носятся органы налоговой службы, таможенные органы, федераль­ные органы налоговой полиции, а также органы, осуществляющие контроль за уплатой государственной пошлины и других сборов.

Органы, осуществляющие налоговый контроль, исполняют возложенные на них задачи во взаимодействии между собой и с другими государственными органами.

Налоговые органы наделены следующими правами:

• требовать от налогоплательщика документы являющиеся ос­нованием для исчисления и уплаты налогов, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты;

• проводить проверки соблюдения налоговой дисциплины;

• приостанавливать операции по счетам лиц в банках и на­лагать арест на имущество налогоплательщиков;

• осматривать производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентариза­цию принадлежащего налогоплательщику имущества, ис­пользуемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения;

• определять суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиками в бюджет, расчетным путем на основании данных по аналогичным налогоплательщикам при отказе налогоплательщика к осмотру помещений и территорий, используемых для извлечения доходов, связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления налоговым органам необходимых для расчета налогов доку­ментов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объек­тов налогообложения или ведения учета с нарушениями, не позволяющими правильно исчислить налоги;

• требовать от налогоплательщиков устранения выявлен­ных нарушений законодательства и контролировать вы­полнение таких требований;

• взыскивать недоимки по налогам и пени;

• предоставлять налогоплательщикам отсрочки и рассрочки по уплате санкций за налоговые правонарушения;

• требовать от кредитных организаций документы, под­тверждающие исполнение платежных поручений налого­плательщиков и инкассовых поручений налоговых орга­нов о списании со счетов налогоплательщиков сумм на­логов и санкций за налоговые правонарушения;

• вызывать свидетелей, располагающих информацией о на­логовых правонарушениях;

• заявлять ходатайства об аннулировании или приостанов­лении действия лицензий на право заниматься отдельны­ми видами деятельности;

• предъявлять иски в суды о взыскании налоговых санкций, о признании недействительной государственной регистра­ции юридического лица или физического лица — индиви­дуального предпринимателя, о ликвидации предприятия, о признании сделок недействительными и взыскании в до­ход государства приобретенного по таким сделкам имущества, а также о взыскании в доход государства имущества, приобретенного в результате незаконных действий, о дос­рочном расторжении договоров о налоговом кредите и об инвестиционном налоговом кредите и т.п.

Перечислим некоторые обязанности налоговых органов:

• контроль за соблюдением законодательства о налогах;

• ведение учета налогоплательщиков;

• соблюдение налоговой тайны и правил хранения инфор­мации о налогоплательщиках;

• осуществление возврата или зачета излишне уплаченных или взысканных сумм налогов, пеней, штрафов;

• направление налогоплательщику копии актов налоговой проверки и решения налогового органа, требования об уплате налога и сбора.

Налоговые органы несут ответственность за убытки, причи­ненные налогоплательщикам из-за своих неправомерных действий или бездействия, а также неправомерных действий или без­действия работников этих органов при исполнении ими своих обязанностей. Причиненные убытки подлежат возмещению за счет средств федерального бюджета.

Налоговые инспекции несут ответственность за полный и своевременный учет всех налогоплательщиков и проведение в них документальных проверок по правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджет государственных налогов и других платежей не реже одного раза в два года. На основании письменного решения начальника или заместителя начальника государственной налоговой инспекции, в которой налогоплательщик состоит на учете, документальная проверка может не проводиться в установленные сроки в случаях, если:

• налогоплательщик своевременно представляет докумен­ты, необходимые для исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей;

• последняя проверка не выявила нарушений налогового законодательства;

• увеличение размера имущества или другого объекта налогообложения предприятий документально подтверждено;

• отсутствуют документы и информация, ставящие под со­мнение происхождение средств налогоплательщика или свидетельствующие о наличии нарушений налогового за­конодательства.

Суммы налогов и другие обязательные платежи, неправильно взысканные государственными налоговыми инспекциями, под­лежат возврату, а убытки, включая упущенную выгоду, причи­ненные налогоплательщику незаконными действиями государст­венных налоговых инспекций и их должностными лицами, под­лежат возмещению.

Жалобы предприятий на действия должностных лиц государ­ственных налоговых инспекций подаются в те государственные налоговые инспекции, которым они непосредственно подчине­ны. Жалобы рассматриваются и решения по ним принимаются не позднее одного месяца со дня поступления жалобы. Решения по жалобам могут быть обжалованы в течение одного месяца в вышестоящие государственные налоговые инспекции. При несогласии предприятия с решением Министерства РФ по налогам и сборам оно может быть обжаловано в арбитражный суд. При несогласии граждан с принятым решением действия должност­ных лиц налоговых инспекций обжалуются в судебном порядке.

Должностные лица государственных налоговых инспекций при установлении фактов нарушений гражданами законодательст­ва о налогах и других платежах в бюджет составляют протоколы.

 

3. Кассовое исполнение бюджета.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 767; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.116 сек.