Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура государственного управления в самодержавной империи. Высшие органы власти и управления




Идея государственного блага

Идея составляет постоянный мотив петровского рационального государства, которая охватывала собой все стороны общественного бытия, в том числе регламентацию промышленности, поддержку ее приоритетных областей, торговлю и ее регулирование, положение всех сословий и социальных групп, деятельность самого государственного аппарата и бюрократии.

Медленное развитие промышленных предприятий и торговли крайне беспокоило власти, поскольку подрывало оборонную мощь государства и не давало налоговых поступлений в казну в сравнении с развитием промышленной торговли, и городов западной Европы русское государство оказывалось в невыгодном положении. Выход был найден в целенаправленном субсидировании государством стратегических областей экономики, т.е. государственного мануфактурного производства, горных заводов, оборонной промышленности, кораблестроении. Это была выборочная модернизация тех отраслей, которые были связаны с переоснащением армии.

Император (1721) обладал не ограниченной властью, т.е. законодательной, исполнительной, военной и судебной. Монарх мог решать дела, не урегулированные государством, законодательной и судебной практикой. Царь был верховным главнокомандующим, ведал формированием и назначением офицеров, устанавливал порядок и план боевых действий.

1721 – образован святейший Синод, ставший высшим органом церковного управления. Синод возглавлял светский чиновник – обер-прокурор. Монарх превратился в юридическую главу церкви, он решал вопросы организации церковной жизни и назначения иерархов. Церковь потеряла свою роль идеологической оппозиции светским властям, решение монарха не подвергалось обсуждению. Законодательные акты издавались самим монархом либо от его имени сената.

Сенат – получает функции высшего органа, координирующего деятельность всех централизованных органов управления, и непосредственно рассматривал, по поручению царя, дела текущего управления. Сенат становится и высшим судебным органом. Дело в том, что исходя из принципа неограниченности власти царя, каждое его слово являлось законом, чтоб отделить законы от текущих управленческих распоряжений – установился порядок, что законом являются, лишь нормативные акты утвержденные царем, зарегистрированные и опубликованные сенатом в качестве закона.

Утверждаются конторы. Рекетмейстерская контора – по принятию прошений на имя царя и жалоб на действие чиновников. Геральмейстерская контора – контролирующая службу дворян и регистрирующая дворянские фамилии. Канцелярию сената возглавлял обер-секретарь.

Коллегии (1719) - в качестве органов отраслевого управления были учреждены 12 государственных коллегий.

1720г. – царь утвердил генеральный регламент.

Генеральный регламент – документ определивший структуру коллегии, порядок их деятельности, а также прохождение службы чиновников.

Статус к оллегии не был равным, а компетенция не была жестко разграничена. Первейшие среди коллегий были: военная, адмиралтейская, коллегия иностранных дел.

Финансами должны были ведать 3 коллегии: камер-коллегия – собирала доходы; штат-коллегия – следила за расходами, составляла роспись доходов и расходов; ревизион-коллегия – проверяла счета и осуществляла финансовый контроль. Каждая коллегия состояла из президента, вице-президента, 3-4 коллежских советников, 4 коллежских заседателей, а также включала штат вспомогательного персонала. Вопросы в коллегиях должны были решаться коллегиально, причем первое свое мнение должен был высказывать младший по должности и чину.

4. Государственный аппарат: правящий класс, слои и уровни.

Ранг по табелю, не соединенный с должностью, получил название чина, а лицо обладавший чином стал чиновником (14 рангов).

Внутреннюю структуру правящего класса можно представить виде трех основных групп: 1.офицерский корпус. 2. Представители гражданского правления. 3. Поместные землевладельцы. Все 3 группы, становясь окончательно потомственным дворянством, перетекали друг к другу. Офицеры были одновременно и землевладельцами и наоборот.

Нормальная карьера предполагала обязательное прохождение службы в гвардии или в армии и лишь затем последующее вхождение в систему гражданского правления. Кадетские корпуса готовили новых дворян, как для гражданской, так и для военной карьеры.

Правящий класс подразделялся на слои: 1. Самый верхний слой представлял элиту, состоявшую из носителей трех первых чинов, но в соответствии с табелем о ранге, ее представители были маршалы, генералы, генерал-лейтенанты, действительные тайные и тайные советники в гражданском правлении. 2. Управленческий слой правящего класса включавшие чины с 4-8. Высший управленческий слой чины с 4-6, генерал-майоры, командующие несколькими полками, командующий полком, главы и члены центральных управлений, губернаторы. Низшие слои с 7-8 чины составляли полковники и майоры, а также воеводы в городах и округах. 3. Батальонные командиры и штабные офицеры, равно как и землевладельцы с числом душ не меньше 20.

5.Трехуровневая система МСУ: губернии, провинция и дистрикт.

1719г. – губернии делились на провинции. В пограничные провинции назначаются губернаторы, а во внутренние воеводы. В каждой провинции создается аппарат управления и назначаются чиновники отвечавшие за сбор налогов, набор рекрутов. Помимо губернатора и воеводы они подчинялись коллегии в центре. Провинции в свою очередь были разделены на дистрикты, управляющие земским комиссарами. Таким образом на местах была создана трехзвенная система, однако города имели свое городское управление. В губернских городках магистраты, в уездных – ратуши. Общее руководство магистрами и ратушами осуществлял главный магистрат, действовавший на правах государственной коллегии. Его деятельность регламентировалась регламентом главному магистру.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 301; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.