КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Источники э.п
Система экологического права. Соотношение э.п. с другими отраслями права. Под системой э.п. понимается совокупность его институтов, расположенных в определенной последовательности. Система э.п. включает в себя 5 частей:
Соотношение э.п. с природноресурсовыми отраслями права. В экологическое право входит лишь экологическая часть земельного права, включающая землеохранительные и экологические отношения. Аналогично в отношении лесного, водного и пр. Соотношение э.п. с др. отраслями права. Фундаментальные отрасли права являются базой для формирования основных норм и институтов э.п. В то же время нормы э.п. – это основа для экологизации др. отраслей права, связанных со сферой взаимодействия общества и природы.
Источники э.п. – нормативно-правовые акты, принятые уполномоченными гос. органами и органами местного самоуправления, в установленной форме, с соблюдением определенной процедуры, регулирующие общественные отношения в области природопользования, охраны о.с. и обеспечения экологической безопасности. Особенность источников э.п.:
Законодательство в области охраны о.с. состоит из ФЗ от 10.01.2002г. “Об охране окружающей среды”, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ. Всего объединяет приметно 4 тыс. нормативных актов различной юридической силы. Как правило, экологическое законодательство делится на:
Конституционные основы э.п. Ст. 9, ч. 1: земля и другие природные ресурсы в РФ используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Ст. 42: закрепляет право каждого человека на благоприятную окружающую среду и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью и имуществу. Ст. 9, ч.2: провозглашает право граждан и юридических лиц на частную собственность на землю и другие природные ресурсы. Ст. 72 относит вопросы природопользования, охраны о.с. и обеспечение экологической безопасности к совместному ведению Федерации и её субъектов. ФЗ от 10.01.2002г. “Об охране о.с.” Основной комплексный законодательный акт, регулирующий общественные отношения в сфере охраны о.с. ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” № 191-ФЗ от 17.12.98. Регулирует санитарные отношения, связанные с охраной здоровья от неблагоприятного воздействия о.с. – производственной, бытовой, природной. В природоресурсное законодательство входят: Земельный кодекс, Лесной кодекс, Водный кодекс, ФЗ “О недрах”, ФЗ “О животном мире”, ФЗ “Об охране атмосферного воздуха”. Указы Президента. Круг экологических вопросов, по которым Президент РФ издает указы и распоряжения, практически не ограничен. Указы и распоряжения Президента не должны противоречить Конституции РФ. Пр.: “О федеральных природных ресурсах”. Постановления Правительства. Пост. Прав. – нормативно-правовой акт, принятый Правительством в пределах его компетенции. Согласно Конституции (ст. 114) Правительство обеспечивает проведение единой государственной политики в области экологии. Пост. Прав. по вопросам экологии можно разбить на три группы: 1. принимаются во исполнение закона для конкретизации его отдельных положений. “О ведении государственного водного кадастра РФ” 2. определение компетенции органов управления и контроля. “Положение о Министерстве природных ресурсов РФ” 3. нормативно-правовые акты дальнейшего регулирования экологических отношений. “О Красной книге РФ”. Нормативно-правовые акты министерств и ведомств. Природоохранительные министерства и ведомства имеют право издавать в рамках утвержденной для них компетенции нормативные акты, обязательные для других министерств и ведомств, физических и юридических лиц. Среди ведомственных актов преобладают гос. стандарты, санитарные нормы и правила, определяющие качество о.с.: нормативы ПДК, ПДВ и пр. Министерство природных ресурсов (МПР) издает приказы, инструкции, положения и др. нормативные акты по вопросам охраны о.с. и использования пр.р. Роспотребнадзор утверждает санитарные нормы и правила воздуха, вод, почв м пр. Госгортехнадзор – обеспечение безопасности пользования недрами. Экологическое законодательство субъектов РФ. Ст. 72 Конституции к совместному ведению России и её субъектов относит: природопользование, охрану о.с., обеспечение экологической безопасности, ООПТ, земельное, водное, лесное законодательство, зак-во о недрах, об охране о.с. (отсутствует упоминание о животном мире и атм. воздухе). Полномочия субъектов РФ (ст. 73 и 76 Конституции): 1. опережающее правотворчество по вопросам совместного ведения, не урегулированным в федеральном законодательстве. 2. принятие законов и иных нормативных правовых актов в соответствии с федеральными законами и отведенной в них компетенцией субъектов Федерации. Пр.: На основании Закона “О недрах” большинство Субъектов урегулировали добычу, охрану и использование общераспространённых полезных ископаемых. 3. акты, принимаемые в соотв. с ч.4 ст.76 Конституции РФ: конкретизация и размежевание экологической компетенции региональных и муниципальных органов, создания и функционирования комитетов природных ресурсов, организации э. экспертизы, контроля поднадзорных объектов, заключения соглашений. Пр.: В ряде мегаполисов приняты законы о защите зеленых насаждений в этих городах.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 490; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |