КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 8. Опыт деятельности органов социальной защиты населения среди безработных, с мигрантами, беженцами и бездомными, с жертвами природных и техногенных катастроф
Основные понятия - Эмиграция - Иммиграция - Постоянная миграция - Возвратная миграция - Маятниковая миграция - Воссоединение семей - Сезонная миграция - Вынужденная миграция - Беженцы - Безработные - Второе поколение - Миграционная служба СОСТОЯНИЕ И АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ Миграция - это перемещение, переселение людей, связанное с изменением места жительства сроком не менее 6 месяцев. Такое перемещение может осуществляться в пределах одной страны (внутренняя миграция) или из одной страны в другую (международная миграция). В основе миграционных процессов лежат причины экономического, политического, социального, регионального и другого порядка. Миграционные процессы могут носить естественный характер и вынужденный. В современном мире 60 миллионов человек находится "в движении". Причины этого процесса самые различные: военные конфликты, политические репрессии, голод, нищета, поиск лучшей жизни, воссоединение семей и т.д. В настоящее время за пределами России проживает более 25 миллионов русских. Основная часть их сосредоточена на Украине и в Казахстане. В начале 90-х годов в условиях дезинтеграции бывшего Союза начался интенсивный приток русскоязычного населения в Российскую Федерацию. Межреспубликанская миграция приобретает явно выраженный вынужденный, этнический характер. Помимо стремления получить убежище на территории России в связи с нарушением прав человека в местах постоянного проживания, активизация межреспубликанской миграции сопряжена также со спадом производства в странах нового зарубежья, затронувшим прежде всего предприятия бывшего союзного подчинения. Основным структурным механизмом реализации миграционной политики является миграционная служба, созданная в России в 1992 году. Основными причинами миграции являются неблагоприятные условия и избыток рабочей силы. Вместе с тем существуют религиозные, политические, этнические причины миграции, а также причиной является и социальная дискриминация. В настоящее время в России насчитывается более 800 тысяч мигрантов из государств бывших республик СССР. Отток русских из ближнего зарубежья по прогнозам будет продолжаться и дальше в связи с ростом межнациональной напряженности, политического преобразования ряда стран. Среди мигрантов высока доля социально-незащищенных категорий населений: свыше 200 тысяч человек составляют дети, причем свыше 1 тысячи детей, потерявших родителей в районах межнациональных и военных конфликтов. В целях межгосударственного правового регулирования миграционных процессов Россией в 1994 году ратифицированы двусторонние соглашения и межгосударственные соглашения о помощи беженцам и вынужденным переселенцам с Таджикистаном, Туркменией, Грузией, Латвией, Эстонией, Киргизией. Арменией, Казахстаном: Белоруссией. Подготовлены нормативные акты по вопросам предоставления статуса беженца, разработаны региональные миграционные программы. Оказана поддержка в строительстве 22 поселений (Псковской. Калужской, Саратовской, Астраханской и др.обл.). Создаются рабочие места. Намечено создание 15,6 тыс. рабочих мест со средней стоимостью одного рабочего места 3,2 млн. В настоящее время функционирует 90 центров и пунктов временного размещения беженцев и вынужденных переселенцев на 20 тыс. семей. В 1994-95 годах они приняли 95 тыс. человек. Рост миграции порождает массу социально-экономических проблем. Кризисное состояние экономики России препятствует созданию нормальных условий жизни для переселенцев и беженцев, нагнетает социальную напряженность. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ Социальные работники ведут консультативную работу, знакомят мигрантов с принятыми законами, информируют о нахождении миграционных служб, участвуют в создании временных приютов, выдаче продуктов питания и необходимых вещей, помогают в трудоустройстве, определении детей на учебу. Формируют добровольные организации взаимопомощи переселенцам, помогают преодолевать дискриминационное отношение к мигрантам, доводя до сведения последних принадлежащие им права. Совершенствуют механизм более активного включения самих переселенцев в их обустройство в стране. НОРМАТИВНО-ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ МЕЖДУНАРОДНЫЕ Основные международные договоры по проблемам миграции: Всеобщая декларация прав человека (1948), Международные пакты об экономических, социальных и культурных правах, и о гражданских и политических правах (1966), конвенции и рекомендации МОТ. Декларация о правах человека в отношении лиц, не являющимися гражданами страны, в которой они проживают (1985), Международная конвенция о защите прав всех рабочих-мигрантов и членов их семей (1990). РОССИЙСКИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ - Закон Российской Федерации "О беженцах" (1993) - Закон Российской Федерации "О внутренних переселенцах" (1993), Постановление Совета Министров Российской Федерации "Об утверждении Положения о Федеральной миграционной службе России" - Постановление Правительства РФ "О мерах по предупреждению и сокращению неконтролируемой внешней миграции" (1994) - Указ Президента РФ "О порядке предоставления политического убежища" (1995) Литература для углубленного изучения темы 1. Социальное обслуживание населения и социальная работа за рубежом (М., 1994) 2. Российский журнал социальной работы (N 1-2) (М., 1985) 3. Теория и методика социальной работы (М., 1994) 4. Энциклопедия социальной работы (М., 1993)
Тема 9. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С ЗАКЛЮЧЕННЫМИ Основные понятия - Правонарушители и преступники - их общее и особенное - Права лиц, содержащихся в пенитенциарных учреждениях -Связь социальной работы с деятельностью системы исправительных учреждений - Режим лишения свободы - Демографическая структура состава заключенных - Основная цель заключения человека в местах лишения свободы - основное содержание работы социального работника с заключенными - Испытательный срок - Смертная казнь "за" и "против" - Прочие аспекты СОСТОЯНИЕ И АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ По статистике, пять лет назад в России каждый час совершалось два убийства, а пять человек получали тяжкие телесные повреждения. В 1995 году такое количество преступлений происходило соответственно каждые 16 и 10 минут. Число зарегистрированных убийств возросло за последние пять лет с 15.5 тысячи до 31,5 тысячи. В минувшем году установлено 61,7 тысячи фактов нанесения тяжких телесных повреждений. 12,5 тысячи изнасилований. Возбуждено 639 уголовных дел о похищении людей с целью выкупа и 304 - в отношении разоблаченных бандформирований. Раскрываемость убийств, ранее составлявшая в России не менее 95-96 процентов, снизилась в минувшем году до 73,5 процентов. Несмотря на снижение в прошлом году на 11 процентов количества изнасилований, проблема сексуального насилия в стране, по мнению руководства МВД, продолжает оставаться актуальной. До сих пор не существует какой-либо государственной программы социальной и психологической реабилитации жертв сексуальных насилий, а вся помощь, оказываемая пострадавшим людям, ведет пока на общественных началах благотворительными организациями. Важным дополнением к приведенным данным служит характеристика состояния преступности в Москве. Более чем на шесть с половиной процентов вырос уровень преступности в столице за прошедший 1995 год по сравнению с 1994 годом. Как сообщили в Мосгорпрокуратуре, в ушедшем году зарегистрировано 92675, а в 1994 году - 86937 преступлений. При этом значительно возросло количество тяжких преступлений (с 31622 в 94-м до 47531 в 95-м) и преступлений экономической направленности (почти на 60%) - хищения, контрабанда, сокрытие доходов, незаконное предпринимательство и др. Более чем на 70% увеличилось количество мошенничеств: с 5163 преступлений в 94-м до 8856 преступлений в 95-м. Также увеличилось число террористических актов и преступлений, совершенных организованными преступными группировками. Если в 1994 году было совершено всего 4 теракта и 460 оргпреступлений, то за 1995 год произошло уже 10 случаев терроризма и 1140 преступлений, совершенных орггруппировками. Вместе с тем значительно уменьшилось число бандитских нападений, так, в 1994 году отмечено 18 случаев бандитизма, а в 1995-м - лишь 13. Специалисты также отмечают незначительное снижение количества умышленных убийств, тяжких телесных повреждений, изнасилований, разбойных нападений и грабежей. В прошедшем году значительно снизили активность поджигатели. В 1994 году зарегистрировано 383 случая поджогов, а в 1995-м - 229 случаев. Уровень же раскрываемости преступлений в этом году увеличился. Если из всех совершенных в 1994-м преступлений нераскрытыми осталось 45,4%. то в 1995 году не раскрыто лишь 39,1% от общего числа преступлений. О чем свидетельствует статистический анализ состояния преступности в стране? Во-первых, анализ показывает, что в стране продолжает нарастать состояние аномии (беззакония, игнорирования значительными массами населения требований законов). Во-вторых, дальнейшей криминализацией общества. В-третьих, значительным усложнением и расширением структуры преступной деятельности и правонарушений. В-четвертых, вовлеченностью в криминальные отношения различных поло-возростных и социальных групп населения. В-пятых, с постоянным ростом числа заключенных, усложнением их состава, расширяется сфера функционирования специфической криминальной субкультуры, обостряется проблема перегрузки мест заключения, превращения их в очаги туберкулеза и других болезней. В следствие данных обстоятельств актуализировалась признание государственного значения оказания социальной помощи заключенным, институциализации специальных социальных служб, подготовки и укомплектования таких служб профессионалами высокого класса. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ В связи со специфическими условиями развития системы социального обслуживания в России, учреждениями социальной сферы только еще накапливается опыт социального обслуживания заключенных и их семей, особенно он невелик в сфере правозащитной деятельности. Закрылась дверь тюремной камеры и связь заключенного с внешним миром практически до недавнего времени сводилась к общению с сокамерниками, следователем и в лучшем случае раз, другой с адвокатом. В этих условиях проблема перевоспитания, в сущности, подменялась не простой проблемой - задачей выживания. Поэтому опыт правозащитной деятельности социальных работников в системе пенитенциарных учреждений Европы и Америки имеет для нас важное значение как ориентир на перспективу. Сегодня же в реальных условиях России, он применим ограниченно. Но некоторые подвижки уже есть. Недавно (1995 г.) приказом МВД Российской Федерации утверждены новые правила внутреннего распорядка в следственных изоляторах (СИЗО). Как сообщили в Главном управлении исполнения наказаний МВД, в соответствии с этим документом права содержащихся в СИЗО значительно расширены. Так, впервые отменены все ограничения по переписке. Если раньше следователь мог ограничить количество писем, которые отправлял подследственный, то теперь заключенный может отправлять и получать письма и телеграммы в любых объемах. Кроме того, в новых правилах записано и право заключенного отправлять религиозные обряды. Молиться зэки смогут либо прямо в камерах, либо в специально оборудованном помещении. Также у находящихся в СИЗО появилось право заключать браки и распоряжаться своим имуществом - завещать, дарить или передавать по доверенности. Браки, кстати, будут заключать прямо в изоляторе. При этом количество свидетелей с обеих сторон не должно превышать двух человек. Самым же, пожалуй, прогрессивным новшеством явилось появление в СИЗО платных услуг для заключенных. Отныне они смогут за деньги отдавать в стирку или ремонт свою одежду и обувь, делать себе модельные стрижки и зубное протезирование и даже заказывать блюда из столовой персонала. Исходя из требований Всеобщей декларации прав человека, социальные работники призваны выступать против могущих иметь место пыток и жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство заключенного обращении наказания. Добиваться улучшения санитарно-гигиенических условий и охраны здоровья заключенных, следить за выполнением новых правил внутреннего содержания подследственных в СИЗО. А главное - на основе дифференцированного подхода в работе с заключенными помогать им в самоисправлении и подготовке их в выходу на свободу после отбытия наказания и ресоциализации. Громадную работу выполняют социальные работники с семьями заключенных - будь то один из супругов, ребенок, или другой член семьи. Ибо будущее семьи во многом зависит оттого насколько она готова к реализации своего нового статуса и насколько она психологически готова к встрече и помощи тому, кто причинил ей немало трудностей.
НОРМАТИВНО-ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ МЕЖДУНАРОДНЫЕ Основные международные договоры, регулирующие вопросы защиты лиц, подвергающихся задержанию или заключению: Всеобщая декларация прав человека (1948 год); Международные пакты об экономических, социальных и культурных правах, о гражданских и политических правах (1966 год); Конвенция о правах ребенка (1989 год); Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (1955 год); Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или уничтожающих достоинств, видов обращения и наказания (1984 год); Меры, гарантирующие защиту прав тех. кто приговорен к смертной казни (1984 год); Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних ("Пекинские правила") (1985 год); основные принципы независимости судебных организаций (1985 год). Основные региональные договоры: Африканская хартия прав человека и народов (1981 год); Американская конвенция о правах человека (1969 год); Европейская конвенция о правах человека (1950 год); Хельсинкский заключительный акт (1975 год).
РОССИЙСКИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ - Конституция Российской Федерации (1993 год) - Уголовный кодекс Российской Федерации - Федеральный закон "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" (15 ноября 1995 г.) - Федеральный закон "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов (4 августа 1995 г.) - Порядок приема престарелых и инвалидов в дома-интернаты на временное проживание. Приказ Министра социального обеспечения РСФСР от 19 января 1982г. Литература для углубленного изучения темы 1. Актуальные проблемы социологии девиантного поведения и социального контроля (М., ИС РАН. 1992) 2. Абрамкин В.Ф., Чижов Ю.В. Как выжить в советской тюрьме. (Красноярск, Восток, 1992) 3. Габиани А.А. На краю пропасти: наркомания и наркоманы (М., Мысль 1990) 4. Гернст М.Н. В тюрьме: Очерки тюремной психологии (Юр.издат Украины, 1930) 5. Я.Гилинский. В.Афанасьев. Социология девиантного отклоняющегося поведения. (Учебное пособие, С.-Петербург, 1993) 6. Гуров А.И. Профессиональная преступность: прошлое и современность (М., Юрид.лит.. 1990) 7. Смертная казнь: за и против (М., Юрид.лит., 1989) 8. Хохряков Г.Ф. Парадоксы тюрьмы (М., Юрид.лит .. 1991) Тема 10. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ И ИХ СЕМЬЯМИ Основные понятия - Военнослужащий; - Военная служба; - Виды военной службы; - Служба по призыву; - Освобождение от призыва; - Сроки военной службы; - Основная проблема; - Морально-психологический кризис; - Проблемы солдат срочной службы; - Специфика социальной работы с военнослужащими срочной службы; - Проблемы военнослужащих по контракту: - Мало обеспеченность, - Проблемы с образованием детей, - Проблемы со здоровьем, - Проблемы с жильем, - Проблемы с работой и социальным положением жены, - Напряженность в семье; - Проблемы переходного периода; - Деятельность социальных работников, виды деятельности СОСТОЯНИЕ И АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ Гражданин, проходящий военную службу, является ВОЕННОСЛУЖАЩИМ и имеет правовое положение, определяемое законом. ВОЕННАЯ СЛУЖБА - особый вид государственной службы граждан в Вооруженных силах Российской Федерации, других войсках (пограничные войска, внутренние войска, войска правительственной связи, обеспечивающие связь с органами военного управления, железнодорожные войска РФ, войска гражданской обороны), органах внешней разведки и федеральных органах государственной безопасности (Закон РФ "О воинской обязанности и военной службе", разд. VI, ст. 35, п.п. 2,1). Для проходящих военную службу устанавливаются составы военнослужащих: солдаты и матросы; сержанты и старшины; прапорщики и мичманы; а также офицеры: младшие, старшие, высшие. ВИДЫ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ Военная служба возможна по призыву (для солдат и матросов, сержантов и старшин), или по контракту - для всех составов военнослужащих. СЛУЖБА ПО ПРИЗЫВУ Призыву на военную службу в мирное время подлежат граждане мужского пола, в возрасте от 18 до 27 лет, не имеющие права на освобождение или отсрочку от призыва. ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ ПРИЗЫВА От призыва освобождаются: признанные негодными или ограниченно годными по состоянию здоровья; проходящие или прошедшие военную или альтернативную службу; прошедшие военную службу в вооруженных силах другого государства имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение тяжкого преступления; гражданин, родной брат которого погиб или умер во время прохождения военной службы по призыву. СРОКИ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ Сроки военной службы по призыву устанавливаются законодателем, для проходящих военную службу по контракту - устанавливаются контрактом. ОСНОВНАЯ ПРОБЛЕМА военнослужащих Проблемный комплекс лиц, проходящих военную службу, и их семей обусловлен отсутствием возможности выбора занятия и места жительства как самого военнослужащего, так и, в ряде случаев, его семьи. Так, семьи военнослужащих срочной службы лишаются их заработка - нередко основного источника дохода, что при наличии ребенка ставит семью в трудное материальное положение. Семья военнослужащего-контрактника следует за ним к месту назначения, где могут встретиться трудности с жильем, отсутствие работы для жены, нередко неподходящий климат для детей. Общей проблемой семей военнослужащих является малообеспеченность, так как заработная плата отстает от специфических потребностей существования в условиях воинской службы, а дополнительный заработок запрещен законом. МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС Наконец, кризис российской государственности отразился и в кризисе Вооруженных Сил, что выражается в падении престижа воинского Тема 11. ВЕДЕНИЕ ДОКУМЕНТАЦИИ НА КЛИЕНТА Основные понятия - Клиент центра - Администрирование в социальной работе - Согласие клиента на обслуживание - Заключение договора - Принятие совместной программы действий - Цели документирования - Содержание документирования - Виды документов - Формы документов - Принципы документирования - Функции документирования - Основное содержание документации СОСТОЯНИЕ И АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ Ведение документации на клиента - одна из основных форм организации деятельности социального работника. Как знаковое выражение тех мер и действий, которые он должен вполне осознанно предпринимать для оказания эффективной индивидуальной помощи клиенту, оно противопоставляется стихии неупорядоченных действий, развитию спонтанности, укоренению некомпетентности. Однако, как показывают исследования, практики, пока еще слабо владеющие методами социальной работы, не ведут никакой документации на клиентов. Не требуют от своих подчиненных ведения документации и многие директора центров. Исключение составляют записи на прием в общей "Книге регистрации", где фиксируются звонки и обращения тех. кто нуждается в помощи и кому только предстоит встреча с социальным работником. Некоторые специалисты считают вполне достаточным для себя произвольное "стенографирование" той информации, которую сообщает о себе посетитель во время приема или которую сам социальный работник суммирует в форме коротких заметок о встрече после ее окончания, что называется для личного пользования. По смыслу высказываний многих социальных работников, этого оказывается вполне достаточно для определения того, что за человек побывал на приеме, в чем его проблема, как именно ему можно помочь. Подобного рода фиксация выполняет, скорее, роль "узелка на память", чем подспорья в работе, способствующего доведению дела до логического конца. Практические социальные работники не осведомлены и о целях, задачах, функциях и роли ведения документации на клиента, а потому, занятие это представляется им ненужной, обременительной формальностью. Растрачивать время на нее, по мнению многих, значит отрываться от выполнения своих прямых обязанностей. Сразу оговоримся, что к такого рода документации не имеют отношения личные дневниковые записи социальных работников, а также обычная, периодически осуществляемая отчетность конкретного сотрудника центра о проделанной за тот или иной промежуток времени работе, впрочем, как и отчетность по работе отделения, центра в целом. Не сводится ведение документации на клиента и к процессу общего планирования, т.к. ведение документации на клиента - это, прежде всего, один из методов индивидуальной социальной работы с конкретным человеком, необходимость в которой возникает в условиях перехода от чисто экономических форм помощи, как простейших форм взаимосвязи социального работника и клиента, и к более сложным, внеэкономическим, осуществляемым в процессе межличностного общения, кооперации, сотрудничества и т.д. Будучи одним из компонентов процесса оказания индивидуальной социальной помощи, осознания ее организации и результативности, метод фиксирования информации о клиенте действительно не может казаться сколько-нибудь целесообразным в условиях принятия, в основном, пожарных мер и выявления возможностей по их реализации. Огромное число людей, составляющих сегодня основную обслуживаемую категорию в центрах, живет в обстановке, близкой к экстремальной, стрессовой, тупиковой. Прозрачность проблем контингента такого рода истребует от социального работника глубокого и гибкого анализа собственных усилий по достижению положительных перемен, определения далеко идущих целей и построения хоть сколько-нибудь сложной системы организации помощи. В свою очередь она гарантирует облегчение процедуры получения этой помощи и для самого клиента. На таком фоне не получает развития потребность в установлении контрактного взаимодействия и межличностных взаимоотношений между социальным работником и потенциальной и реальной системой клиентуры. Не решая прямо и радикально собственно социальных проблем, эта потребность воспринимается обеими сторонами как совершенно излишняя или не осознается вовсе при формировании комплекса совместных действий. Может быть поэтому люди испытывают к центрам те же чувства, что и при обращении в казенные инстанции. Как бы там ни было, социальная работа лишается в связи с этим такого важного для себя компонента, как постоянная клиентура, в отношениях с которой только и могут строиться система и стратегия помощи, спасения. Тревогу вызывает и то обстоятельство, что не опирающаяся на профессиональные умения и навыки практика начинает устремляться как бы вспять, к испытанным стереотипам и штампам, к работе в стиле администрирования. Подчинение лицам, которые "стоят во главе" и которые, согласно нормативной системе ценностей воспроизводят руководителей того или иного уровня, а потому "все знают", "все могут", "на все имеют право", не являясь при этом профессионалами в социальной работе и не имея соответствующего опыта, замыкает круг поисков новых форм деятельности в работе центров, творческого развития социальных работников как специалистов. Обезличивание, жесткая приверженность системе формальных требований, как ни странно, выступает одновременно и функциональным, и дис-функциональным элементом. Любое администрирование, ставящее во главу угла, в основном, выполнение поручений, указаний и связанных с ними несвойственных функций, всячески элиминирует не только проявление личностных свойств, но и активность специалиста. В то же время, чтобы эффективно функционировать, система прямых указаний должна максимально использовать работника. Эти противоречия проявляются в постоянных поисках его новых возможностей, максимальной включенности в деятельность при сохранении общего принципа ограничения свободы индивидуального профессионального поведения. Задачей при этом становится "вычерпывание" заложенных в специалисте способностей, необходимых для эффективного функционирования системы, и постоянного предъявления все новых требований, пусть даже общего и чисто формального порядка, но главное, во имя достижения основной цели - видимости "бурной", "кипучей" деятельности учреждения, в ущерб индивидуальной работе с клиентами, с непосредственными человеческими проблемами. Эти черты деятельности организаций социального обслуживания приобретают в настоящее время большое распространение. Показателем этого как раз и становится отсутствие требований со стороны дирекции к ведению документации на клиентов. Преодоление собственной и общей некомпетентности, а вместе с ней -волюнтаризма администрирования, должно начинаться для социального работника со структурирования и организации своей индивидуальной деятельности. выработки осознанных подходов к ней, аккумулирующихся в принципе: "организации деятельности - организационные начала". В этом контексте документирование как фиксирование словесных образов, кодирование высказываний, "историй", знаковых и символических действий, становится средством овладения собственным поведением, способом регуляции поведения других. Благодаря документированию возникает сознательная организация индивидуальной деятельности, с одной стороны, ограждающая специалиста от полного поглощения рутиной администрирования, с другой - намечающая автономные сферы, актуализацию и реализацию собственных возможностей, и вслед за ними - возможностей социальной среды и самого клиента. Как способ организации ума и воли, как технологическая структура, процесс ведения документации клиента выполняет роль для всех и в особенности для начинающих, социальных работников, своеобразного "пространства", "ниши", в которой можно скрыться от "беличьего колеса" администрирования и собственного безличного функционирования. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА Специалисту по социальной работе необходимо, прежде всего, знать, зачем и почему он должен заниматься документированием. Чтобы не считать это занятие "обузой" и не выполнять его только для "проформы", он должен быть к нему мотивирован. Это означает наличие у социального работника субъективного целеполагания, связанного с повышением эффективности ведения документации и осознанием той роли, которую оно способно выполнять лично для него самого. Итак, лично для социального работника процесс ведения документации - это: 1. своеобразная "памятка", "напоминание": о клиенте, его проблемах, тех целях, которые они вместе с клиентом поставили для их разрешения. Письменно зафиксированные сведения служат стимулами, как в схеме "стимул - реакция". Они становятся символами - носителями бессознательных побуждений к действию, выполняет роль сигналов в стремлении обеих сторон довести дело до конца. 2. Всесторонняя и тщательно подобранная документация может оказаться аргументом и доказательством того, что именно было проделано за определенные промежутки времени для решения проблем, насколько удалось или не удалось продвинуться в этом деле, почему, что еще необходимо сделать. 3. Тем самым, документация фиксирует и определенные результаты, изменения, вносимые в планы действий, задачи обслуживания, а значит, выступает в роли отчетного документа. 4. При необходимости, если осуществляется контроль и инспектирование со стороны вышестоящих органов деятельности центров, они становятся доказательством компетентности и добросовестного отношения к делу социального работника как специалиста. 5. В сложной системе социального обслуживания документирование способствует повышению квалификации социального работника. Запечатленная в "деле" клиента с помощью носителей естественного языка и определенных знаковых систем типа "форм", "карточек", "генограмм" и пр., информация, выражает степень включенности социального работника в процесс деятельности по обслуживанию клиента, осознание се содержания, смысла, чувственной ткани, операционной основы, а, значит, степени сформированности индивидуального профессионального опыта. В функциональном же плане значение словесно выраженного действия выступает как единение общения и обобщения, коммуникативных и интеллектуально-предметных, идеальных и практических форм деятельности. Так, в процессе письменной фиксации социальный работник как бы заново анализирует и переживает состояния клиента, моменты непосредственного общения с ним, у него появляются новые соображения, позволяющие совершенствовать приемы и подходы, укрепляется критический стиль мышления. Другое дело, роль, которую документирование выполняет в процессе оказания непосредственной помощи клиенту. В этом случае оно связывается с объективным, деятельностным, целеполаганием, и сводится к следующему: 1. Накопление информации о клиенте, его проблемах, способах и методах работы с ним, остальными субъектами социальной помощи. 2. Фиксация самого по себе процесса оказания помощи, направленная на повышение его эффективности. 3. Укрепление междисциплинарного сотрудничества, координации усилий разных специалистов, ведомств, институтов. 4. Передача зафиксированной и закодированной информации о состоянии проблем клиента на все уровни управления и исполнения. 5. Обобщение методов, адаптация к идее инновационной деятельности. 6. Развитие символической функции документирования, с помощью которой кодируются такие значения социальной деятельности, в которых отражается ее объективное содержание, нормы, методы, способы воздействия на других участников взаимодействия (использование схем, графиков, компьютерных программ, схематического перспективного планирования пр.), информационных и деятель постных моделей обслуживания. 7. Систематизация посредством документирования информации о формах и видах помощи, обеспечивающая доступ к ней каждому нуждающемуся. 8. Типизация с помощью документирования категорий клиентов и условий их обслуживания. Не заменяя, а дополняя друг друга, субъективное и объективное целеполагание процесса документирования, намечают перспективу его совершенствования и вместе с ним очерчивания тех функций, которые оно начинает выполнять в социальном обслуживании (социальной работе) в целом. Основные из них сводятся к следующему: - клиническая: информация, аккумулирующаяся в "деле" клиента, служит целям "излечения", преодолению тех проблем, которые заявлены и которым поставлен соответствующий диагноз. Это своеобразная "история болезни", в которой есть все, начиная от жалоб и симптомов до хода лечения и перечисления тех средств и методов, которые при этом использовались. - профессиональная: опыт, который приобретает социальный работник в процессе сбора информации, определения средств и источников помощи, налаживания взаимоотношений с другими участниками взаимодействия служит средством повышения профессионализма и квалификации самого социального работника. - организационная: документация отражает процесс организации помощи и стимулирует специалиста на определенную систему мер по этой организации. - административная: документация обеспечивает центры необходимой для их деятельности информацией о клиентах, полноте, адекватности, всесторонности оказываемой помощи. Она полезна для обобщения опыта социальной работы, соответствует ее целям и задачам. Свое начало процесс составления документации получает при личной встрече социального работника с посетителем как носителем определенной жалобы и проблемы, которую он заявил и в отношении которой вырабатывается обоюдное согласие действовать сообща. Такое согласие делает обычного посетителя клиентом центра. Мало того, оно подтверждается совместно принятым решением. Решение фиксируется, как правило, письменно, например, в форме "договора", "соглашения", "контракта". В нем уточняются цели совместной работы, методы их реализации, готовность клиента на сообщение о себе необходимой информации. В дальнейшем, как правило, социальный работник с согласия клиента расширяет систему взаимодействия и вносит соответствующие изменения в условия первого соглашения. И все же именно появление этого первого решения о сотрудничестве, его письменное оформление - самый важный момент в процессе планирования и осуществления перемен. С него начинается сотрудничество. Оно очерчивает сферы ответственности сторон, исключая возможность превращения документации (в любом ее виде, будь это папка-накопитель или дискета на компьютере) в своего рода "досье", которое ведется без ведома и участия клиента, в нарушение его человеческих прав. Оно подтверждает основной принцип социальной работы - ответственное отношение клиента к решению собственных проблем. Нацеленное на улучшение обслуживания и укрепление междисциплинарного сотрудничества, документирование в его окончательном виде делится на три основные части: 1. Отражающее работу по изучению, анализу и диагностике каждого конкретного случая: баз а данных о клиенте, его семье, условиях жизни, перечень проблем. Эта информация направляется на индивидуализацию личности (случая), составляется во время приема, посещения на дому, в результате предоставления определенной справочной информации, обследования, заполнения бланков, "форм". По мере выявления и решения новых задач и промежуточных действий в эти перечни заносится новая информация, заставляющая пересматривать исходные программы, модернизовать сведения, планировать новые мероприятия. 2. Отражающее процесс обслуживания, организации помощи, способствующее координации услуг профессионалов, направляющееся на исполнителей различных уровней социального взаимодействия. Содержание данной части строится как определение стратегий помощи и поддержки, фиксация процессов принятия решений, результатов обсуждений, включения официальных распоряжений, реализации постановлений, осознания перспектив и систем совместных действий. Здесь исключается прямолинейность движения, наличие последовательно и плавно сменяющих друг друга фаз. Развитие - и это обычно видно по документам - проходит в виде повторений отдельно взятых действий на любом из этапов, любом уровне, в условиях взаимодействия разных систем на разных полюсах и по самым разным поводам. 3. Заключительная запись о достигнутом прогрессе. Это - резюме, ставящее точку, содержащее основные выводы о результатах проведенной работы, которым закрывается дело. Существенной особенностью каждой из частей документирования является то, что все они могут быть представлены в "деле" самым разным образом, в виде: - повествовательного изложения проблемы со слов - клиента, других участников взаимодействия (так называемая, субъективная информация); - повествовательного описания с элементами анализа, обобщения, предварительных выводов, сделанных в связи с оценками обслуживания, поведения сторон, подходов к процессу оказания помощи в лице официальных лиц и организация (аналитическая информация); - как результаты тестирования, анкетирования, как всевозможные "справки", свидетельства (объективная информация); - как планы и программы действия, протоколы, заявленные обязательства, характеристики, доверенности, составленные по определенной форме (деловая информация); - как отчетная продукция (о проделанной работе, о получении денежных сумм, пр.), как выводы комиссии, акты обследования, пр. (фиксирующая результаты информация). Перечисленные виды документирования предполагают использование следующих форм: а) свободной, не требующей для своего усвоения никаких правил, которые надо заранее знать, постигать и соблюдать (характерна для повествовательного, описательного документирования); б) действия по правилам, стандартам: протоколы, справки, контракты, характеристики, решения, заявления, пр.; в) заполнения "форм", как заранее заданных шаблонов, отпечатанных бланков, с помощью коротких ответов, контрольных отметок, незаконченных предложений, значительно упрощающих процесс документирования. Чаще всего в практике документирования используются все три формы, т.к. каждая из них решает свои специфические задачи и функции. В последнее время все большее распространение получают и такие формы документирования, как аудио- и видеозаписи, наглядно отражающие процесс обслуживания, наблюдения за поведением клиента и социального работника. И последнее. Существуют определенные принципы, которых следует придерживаться как гарантий того, что они будут отвечать главным требованиям документирования: эффективности, отчетности и конфиденциальности. 1. Принцип полноты в формировании данных о клиенте и процессе решения его проблем, рассматривающий документацию в целом как "базовую", всесторонне, тщательно и точно подобранную информацию, которую можно использовать для решения самых разных задач обслуживания и принятия важных постановлений; 2. Принцип умеренности как способность к представлению данных в сжатой, сдержанной, экономной, удобной для работы форме, достаточной для планирования и оказания услуг. 3. Принцип фрагментарности как отказ от тотальности в отражении дел и проблем клиента, сведений о нем, необходимости представления их только в форме отдельных "ключевых", значимых моментов, соотносимых с непосредственно решаемой проблемой. 4. Принцип накопления безоценочной и эмоциональной нейтральной информации о клиенте и других участниках, исключающей опасность стигматизации, наклеивания ярлыков, желания заклеймить и исключить из разряда нуждающихся в поддержке. 5. Принцип достоверности и реалистичности представленных данных, отражающий правдоподобие и объективность сведений, возможность соотнесения принимаемых и зафиксированных решений с легитимными, целесообразными и реальными способами их осуществления, исключающими вымысел и произвол, базирующимися на возможностях и пожеланиях клиента, лимите выделяемых для обслуживания средств, законности реализуемых мероприятий. Надо полагать, что по мере развития техники документирования оно будет совершенствоваться в направлении компактности, формализации и фокусирования внимания на формах и видах организации помощи, предоставляемых услуг, влияния последних на процесс решения проблемы. Все это отражает в дополнение к сказанному - предназначение документации для компьютерной обработки и составления банка данных социальных служб. НОРМАТИВНО-ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ МЕЖДУНАРОДНЫЕ Германия. Федеральный закон о социальной помощи Федеральный закон о социальной помощи детям и молодежи Федеральный закон о социальном уходе Федеральный закон о социальном страховании. США. Правовые акты по социальному обеспечению и обслуживанию. РОССИЙСКИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ Закон о социальном обслуживании населения РФ Закон о социальном обслуживании пенсионеров и инвалидов Примерное положение о центрах социальной помощи семье и детям Литература для углубленного изучения темы 1. Теория и методика социальной работы, в 2-х т. - М.: Союз. 1994. 2. Пинкас А.. Минахан А. Практика социальной работы. - М.: Союз, 1993. 3. Документация в практике социальной работы. Энциклопедия социальной работы, т.1. - М., 1993, с.246-249. 4.Пэнто Р., Гривитц М. Методы социальных наук. - М.: Прогресс. 1972,С.306-359.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1217; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |