КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Этапы жизненного цикла товара
Товар и его классификация Тема 7. ТОВАР КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Объектом любой предпринимательской деятельности является товар. Товар — это продукт, изготовленный для продажи, обладающий определенными свойствами и предназначенный для удовлетворения определенных потребностей покупателя. Рассматривая сущность товара, необходимо отметить, что выделяют три основных уровня товара: товар по замыслу, товар в реальном исполнении, товар с подкреплением. Основным является уровень товара по замыслу. На этом уровне необходимо ответить на вопрос: что в действительности будет приобретать покупатель, что ему необходимо, в чем он нуждается? На этом уровне товар ассоциируется со способом решения какой-либо проблемы. Уровень товара по замыслу является основой понятия товара в целом. После этого необходимо превратить товар по замыслу в товар в реальном исполнении. Товар в реальном исполнении, по сути, представляет собой воплощение идеи в готовом продукте, это уже созданные продукты, которые нашли свое практическое применение. Товар в реальном исполнении должен обладать пятью составляющими: качеством, определенным набором свойств, специфическим оформлением, марочным названием и удобной упаковкой. В понятие качества товара входят такие составляющие, как безопасность, эргономичность и соответствие установленным нормам и стандартам. Набор свойств определяет возможные варианты его использования. Специфическое оформление призвано привлекать внимание покупателя и выделять товар среди других аналогичных товаров. Марочное название содействует запоминанию товара и созданию определенного имиджа. Упаковка должна создаваться с учетом особенностей транспортировки и хранения товара, защищать товар от порчи и повреждений и привлекать внимание покупателя. Для наиболее полного удовлетворения потребностей покупателей желательно учесть возможность предоставления дополнительных услуг и выгод, составляющих товар с подкреплением. Подкрепление товара выражается в предоставлении различных дополнительных услуг, таких как: бесплатная доставка крупногабаритных товаров, монтаж, установка, подключение, сервисное обслуживание, гарантийный ремонт с заменой неисправных деталей, а также различные предпродажные консультации. Такие услуги оказывают благоприятное влияние на имидж организации, позволяют привлечь новых клиентов и удержать старых, стимулируют совершить новую покупку. По характеру удовлетворения потребностей товары классифицируются на: ■ потребительские товары — товары и услуги, предназначенные для конечного потребителя, для семейного или домашнего потребления (например, бытовая техника, косметика, обувь, одежда и другие); ■ товары производственного назначения — товары, предназначенные для потребления в производстве других товаров и услуг или для хозяйственной деятельности, или для перепродажи другим потребителям. Такие товары приобретаются промышленными предприятиями, организациями оптовой или индивидуальной торговли, торговыми и другими организациями. Каждая из этих групп товаров классифицируется еще по ряду признаков. Так, потребительские товары имеют следующую классификацию: ■ товары долгосрочного пользования — материальные изделия, обычно выдерживающие многократное использование (одежда, бытовая техника, мебель); ■ товары краткосрочного пользования — материальные изделия, полностью потребляемые за один или несколько циклов использования (продукты питания, канцелярские принадлежности), а также услуги (строительные, косметические, медицинские, консалтинговые). По степени осязаемости товары могут быть: ■ осязаемые — все то, что можно потрогать, понюхать и т. п.; ■ неосязаемые — услуги, их невозможно понюхать, потрогать, отделить от источника, они не постоянны в качестве и несохраняемы, не подлежат складированию. По частоте совершения покупок товары бывают: ■ товары повседневного спроса — товары, которые потребитель приобретает часто, без раздумий и практически не сравнивает их между собой; ■ товары предварительного выбора — товары, которые потребитель в процессе выбора и покупки сравнивает между собой по показателям пригодности, качества, цены и внешнего оформления ■ товары импульсной покупки — товары, которые приобретают без всякого предварительного планирования и поисков. Чаще всего такие товары расположены возле кассовых узлов (жвачки, шоколадные батончики и т. п.); ■ товары для экстренных случаев покупают при возникновении острой нужды в них (медикаменты и т. п.); ■ товары особого спроса — товары с уникальными характеристиками и/или отдельные марочные товары, для покупки которых покупатели готовы затратить дополнительные усилия. К таким товарам относится дизайнерская одежда, предметы антиквариата, дорогие автомобили; ■ товары пассивного спроса — товары, о которых потребитель знает, но не задумывается об их покупке. Промышленные товары имеют следующую классификацию: ■ первичные материалы (входят в состав конечного продукта); ■ вспомогательные материалы (не входят в состав продукта, но участвуют в его производстве); ■ основное оборудование; ■ вспомогательное оборудование; ■ детали для ремонта и содержания оборудования; ■ услуги по ремонту и поддержанию оборудования. По числу удовлетворяемых товаром потребностей различают: ■ товары, удовлетворяющие одну потребность; ■ товары, удовлетворяющие несколько потребностей. К потребительским свойствам товара относят следующие свойства. Физические свойства. К таким свойствам относятся все материальные характеристики: форма, вес, объем, цвет, вкус, запах, прочность, надежность, срок службы, технологические параметры, материал, из которого изготовлен товар. Эстетические свойства. К ним относятся: дизайн изделия, его эстетическое совершенство и привлекательный вид, художественное конструирование, соответствие товара определенному стилю, направлению в моде, отражающему пристрастия части потребителей, красота, изящество, отделка и т. д. Такие свойства чаще всего зависят от уровня потребительской культуры, исторических, национальных, возрастных особенностей, воспитания, образа жизни. Эргономические свойства отражают приспособленность товара к потребителю, удобство и безопасность в использовании. Функциональные свойства служат для обеспечения удовлетворения одной или нескольких потребностей и характеризуют предназначение товара, его полезность. Ради этих свойств товар приобретается потребителем. Символические свойства — это те свойства, которые им приписывает потребитель, они выражают определенный социальный статус. Экономические свойства определяют цену товара, его экономичность, показывают соотношение между ценой товара и выгодами, приобретаемыми при его покупке. Дополнительные свойства. Чаще всего такие свойства отождествляются с сервисным обслуживанием, которое состоит из предпродажного и послепродажного, гарантии безотказной работы в течение определенного периода времени, продажу сопутствующих товаров, монтаж изделия, ремонт и т. д. Любой товар обладает следующей системой показателей: ■ показатели функционального назначения товара; ■ показатели технологии товара; ■ показатели стандартизации и унификации продукции; ■ показатели надежности, которые определяются безотказностью, долговечностью, ремонтоспособностью и бережливостью товара; ■ патентно-правовые показатели продукции; ■ энергетические показатели; ■ эстетические показатели изделий; ■ экономические показатели продукции; • показатели транспортабельности; » показатели безопасности товара;» надежность употребления товаров; ■ надежность упаковки продукции; ■ гарантия производителя продукции; ■ наличие сопроводительной документации продукции; ■ предпродажная подготовка изделия; ■ послепродажное обслуживание товаров и др. Все эти показатели имеют свои уникальные особенности и контролируются соответствующими органами. Необходимо отметить, что чем в более полной мере товар удовлетворяет покупателя по своим потребительским свойствам, тем выше его потребительская способность. Для того чтобы обрести доверие у потребителей, завоевать определенную долю рынка и успешно функционировать организации необходимо стремиться к обеспечению наилучших характеристик товара, однако это не всегда возможно в силу некоторых обстоятельств. К таким обстоятельствам относят: ■ удовлетворение всех требований, которые предъявляются к товару, возможно, но экономически невыгодно, так как существенно повышает стоимость товара. Необходимо искать возможные пути по снижению затрат на производство, хранение и транспортировку. Это может быть достигнуто за счет применения более совершенных и модернизированных технологий, а так- же применения инноваций в производстве и в процессе управления; ■ мода и вкусы покупателей постоянно изменяются, и пока товар будет находиться в процессе производства, он может морально устареть в глазах покупателей. В связи с этим необходимо: ■ обеспечить потребительские свойства на экономически оправданном уровне; ■ прогнозировать возможные колебания спроса, внедрять моду, формировать вкусы и предпочтения потенциальных потребителей продукции и пр. ■ ориентировать свою деятельность на определенные сегменты рынка.
Существует несколько этапов жизненного цикла товара. Этап выведения товара на рынок. Основными характеристиками этапа являются: медленный рост объема продаж и отсутствие прибыли, большие затраты на производство, НИОКР, стимулирование сбыта. Такая ситуация складывается по следующим причинам: ■ перед организацией возникают проблемы технологии; ■ сбытовики с недоверием относятся к новому товару; ■ потенциальных покупателей товара мало, так как различна адаптация покупателей к новому товару; ■ товары-заменители могут составлять сильную конкуренцию, а следовательно, замедлить развитие спроса. Этап роста. Основной характеристикой этого этапа является быстрый рост объемов продаж, поскольку первые удовлетворенные покупатели совершают повторные покупки и рассказывают всем о новом товаре. Для этого этапа характерно снижение издержек производства (за счет увеличения его объемов), снижение цены. Прибыль на этапе роста достаточно стабильна. На этом этапе необассортимента, динамику цен, прибыли, конкуренции и др. Важную роль при этом играет покупательское поведение. Так, новаторы, т. е. те, кто приобретает новый товар уже на фазе его введения на рынок, составляют только 2-3% всех будущих покупателей. Успешные продажи обеспечивают покупатели, появляющиеся на фазе зрелости товара и насыщения рынка. Тщательный анализ и изучение жизненного цикла товара позволяет товаропроизводителям целенаправленно разрабатывать и реализовывать товарную политику, оценивать поведение своих товаров на рынке.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 275; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |