Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальные знания эпохи средневековья




 

Распад античного общества в Европе и формирование новой системы общественных отношений, нового мировосприятия и способа жизни представляют собой уникальный процесс с точки зрения понимания его внутренних движущих механизмов и логики развития социального познания.

В условиях рабовладения человек полностью зависит от природы и государства. Борьба человека со всеобщей зависимостью сопровождается глубинными преобразовательными процессами, особенно социально–политической и духовной сферах.

В обществе сменяются социальные общности. Рабовладельческие города сменяются крупными многонациональными объединениями. Монархическое единовластие (вместо демократического управления) требовало идеологическую силу, которая объединила бы этнически разношерстную империю в единое целое. Такой цели соответствовало и вытеснение многобожия христианством.

На рубеже двух эр возникает новая социальная концепция, смысл которой сводится к формированию новых девяти принципов: во–первых, мировоззренчески–космологический фатализм сменяется христианским предвидением, во–вторых, в социально–политическом и историческом аспектах осуществляется переориентация взглядов с демоса– полиса как субъекта на личность как творческую силу в системе политических отношений; в–третьих, соединение христианского предвидения с земным субъективизмом и индивидуализмом выразилось в учении о свободе выбора и личной ответственности перед Богом. Процесс перерастания рабовладельческих отношений в феодальные определяется не экономическим, а идеологическим фактором. Христианство становится господствующим элементом духовной жизни общества и подчиняет контролю все звенья социального организма. Переориентация всей жизни общества на религиозной основе познания отрывает от земли искусство, образ жизни, другие человеческие ценности и переносит их на небеса. Наука становится служанкой религиозной идеологии.

С V века берет начало эпоха Средневековья в которой выделяется три периода: раннее средневековье (V–XI века); период развития феодализма (XI–XVвека); позднее средневековье (конец XVв.– середина XVII в.).

Эпоха средневековья в сравнении с античным миром – шаг назад в развитии научных знаний об окружающей действительности. Роль знаний незаслуженно занижена. Очень бедны сведения о социологических изысканиях в эпоху средневековья. Схоластика и теология на целые века затормозит развитие научных знаний. Человек рассматривается как продукт Божьего творения.

Видный религиозный мыслитель Аврелий Августин (Блаженный) (354–430 гг.) признавал приоритет духовной власти над светской.

Синтезом наследия двух источников – античности и средневековья – стала оригинальная культура, философия, социология эпохи возрождения. На смену мировоззренческому теократическому мышлению приходит система мышления, в центре которой стоит человек с его потребностями и стремлениями, желаниями.

Эпоха возрождения(эпоха разложения феодализма и становления раннего буржуазного общества в XV–начало XVIIвв.) характеризуется философскими и социологическими учениями в Европе, которые выражали достоинства и права человека.

Гуманизм эпохи возрождения имел ярко выраженную социальную направленность. Гуманизм– признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление его способностей. Гуманистическое понимание мира предполагало антимистическое, свободное восприятие мира, признавало гармонию физического и духовного в человеке, требовало полноты чувственной и рациональной жизни.

В эпоху возрождения в философии и социологической мысли выделяется три этапа: гуманистический (середина XIV–серединаXV вв.), неоплатоновский (середина XV–первая треть XVI вв.), натуралистический (середина XVI–начало XVIIвв.).

Идеалы гуманистов не согласовывались с реальностями жизни, с практикой существовавших еще феодальных отношений, с процессами первоначального накопления капитала, ростом частной собственности, развитием эгоистических интересов. Противоречивое сосуществование старого и нового все острее ставило перед общественной мыслью проблему исследования реальности социального бытия, вопросов государства, политики и права, потому что на них концентрировались интересы молодой буржуазии. Личность стала рассматриваться преимущественно через призму общества как элемент, частица целого, а индивидуальная свобода– через свободу общества. Выдвигаются вопросы развития общества, его механизмы, движущие силы и закономерности. Молодая буржуазия нуждается в идеологии, государственности для защиты своих интересов, социальный заказ удачно выполняется выдающимися идеологами молодой буржуазии– Никколо Макиавелли, Гуго Гроцием.

Макиавелли утверждает, что общество развивается не по воле бога – а в силу естественных причин, в основе развития истории лежит материальный интерес, уверен в повторяемости истории. Своеобразие Макиавелли как политического мыслителя состоит в том, что ни одну из форм правления он не считал совершенной во всех обстоятельствах.

По Макиавелли главным критерием политической деятельности целью, которой является укрепление государства, есть польза и успех в достижении поставленной цели. Политический результат должен достигаться любыми способами, в том числе и с помощью обмана и открытого насилия.

Его заслугой является то, что он один из первых стал рассматривать государство как общественное явление и выводит его законы из разума и опыта, а не из теологии.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 2590; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.