Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия истории – новый этап в развитии социального познания




 

В начале XVIII века в лоне философии формируется и развивается философия истории, которая ставила целью своей изучение истории общества. Философия истории выступает соединительным, связующим звеном философии и социологии. Это свидетельствует о начале нового этапа в развитии социального познания. Происходит отделение гуманитарных, общественных наук от философии, а обществоведение вне философии разделяется на различные отрасли, в том числе и социологические.

По мнению Вико (1668–1754 гг.) итальянского философа, в развитии общество проходит сначала этап, когда теократические представления господствуют над разумом, а жрецы управляют обществом. Отсутствуют государство, правовые законы и нормы. Затем общество вступает в период, когда возникает государство со всеми его атрибутами, когда представители аристократии, стоя у руля государства, навязывают свою волю народу, обеспечивая себе зажиточную жизнь. Затем идет человеческий период– высшая ступень развития общества. На этом уровне государство мудро сочетает элементы частного и общего интересов, обеспечивает справедливое решение социальных проблем. Процесс исторического развития идет по противоречивой спирали от низшего к высшему.

Д. Вико подчеркивает, что именно человек вносит в историю человеческое, отличающееся от естественного, человек сам творит историю. Человеческие общественные знания – это ни что иное как самосознание, по Вико мир человека – система связей и взаимоотношений, объединяющая его с другими людьми и окружающей средой. Именно через взаимоотношения идет развитие человека. Цикличность истории– общий закон развития всех народов.

Гениальные идеи Вико в современной социологии модернизируются и трансформируются в многочисленных концепциях социологов и политологов.

Жан Антуан Кондорсе (1743–1794 гг.) французский социолог призывал к развитию научных знаний: смотрит на историю как продукт разума; раскрывает главные движущие силы исторического прогресса– разум, знания, человеческие способности; высказывает мысли о роли труда в развитии общества, значении общественного разделения труда.

Большой интерес представляют труды известного немецкого просветителя Иоганна Готфрида Гердера (1744–1803гг). Он человека рассматривает как закономерное продолжение развития природы. Человек, по Гердеру, несет элементы неорганического и органического миров. Является вершиной природы. Культура определяет прогресс. Общество – определенная социальная общность, существует благодаря взаимосвязи индивидов и общностей людей.

Наиболее завершенными и систематизированными суждениями о праве, государстве и гражданском обществе стали взгляды Георга Вильгельма Фридриха Гегеля– классика немецкой философии. Историю он рассматривает как процесс духа в осознании свободы, где свобода есть свобода духа, свобода мышления и свобода интеллектуальной личности. Историю человечества Гегель разделяет на три главные эпохи: восточную, античную, германскую. Философия истории Гегеля не содержит социологического анализа исторических общественных явлений, стоит далеко от теории общественного прогресса Вико, Гердера,которые предметом своего исследования считают общество и человека, а не абсолют, и в анализе исходили из социокультурных факторов.

Закономерность истории осталась идеей, а не доказанным фактором. Это обусловило кризис в развитии социального познания, и в начале XIX века философия истории теряет свое доминирующее положение в развитии социального знания. Происходит становление новых отраслей, направлений в развитии общественных, политических и социальных наук.

Для формирования социальной мысли и развития социологической теории важное значение имела идеология либерализма.

С позиции социологии идеи эти обосновал Герберт Спенсер (1820–1901гг). По его мнению государство есть акционерное сообщество для защиты интересов его членов, что человеческое сообщество – уникальная форма порядка, высшая по сравнению с органической в биофизическом мире. Спенсер различает три типа институтов: продолжающий род (брак, семья), распределительный (экономика), регулирующий (религия, политика). Такова социальная структура общества, которая мыслилась как некий вид равновесия.

В создание науки об обществе, об общественных и политических отношениях определенный вклад внес французский политик, историк и социолог Шарль Алексис Анри де Токвиль (1805–1859гг.). Социальная философия его о демократии есть своеобразный синтез либеральных и консервативных идей. Токвиль сравнивает, противопоставляет общество аристократическое и демократическое. Он утверждает, что в демократическом обществе реализуется принцип равенства людей перед законом, но одновременно показывает преимущества и недостатки демократии.

В XIX веке на передний план выходят идеи социализма и коммунизма, которые реформирование существующего строя связывают с перестройкой отношений в материальной и производственной сферах.

Политический след в истории социологической мысли оставило творчество Анри де Сен–Симона, учителя и предшественника Огюста Конта, которого иногда называют «крестным отцом» социологии. Сен–Симон один из первых приходит к пониманию научности позитивных знаний, которые позволили бы познать действительный мир человека, проникнуть в существо многообразных связей и отношений в обществе, познать человека в объективных условиях его коллективного бытия. Ставит вопрос о необходимости науки о человеке как самостоятельной отрасли научного знания, рассмотрений общества в системе его взаимосвязи с природой и зависимости науки о человеке от естественных и социальных наук.

Основой прогресса он считал прогресс знания, человеческого разума, рассматриваемого им как «верховный закон». История общества это единая цепь взаимосвязанных между собой прошлого, настоящего и будущего знаний, потому что грядущее складывается из прошлого и настоящего интеллектуального потенциала.

Рассматривая историю общества как непрерывный процесс в развитии человеческого разума, Сен–Симон раскрывает закон единства трех фазисов– теологического, метафизического и позитивного.

Идея Сен–Симона о создании позитивной науки о человеке находит дальнейшую реализацию в создании мыслителем умеренно– консервативного направления Огюстом Контом – науки о социологии.

 

Список литературы

 

1. Арон, Р. Этапы развития социологической мыли. / Р. Арон – М.,1993.

2. Волков, Ю.Г. Социология / Ю.Г. Волков – М., 2002.

3. История социологии /под общей редакцией А.Н. Елсукова и др. – Минск. – 1997.

4. Маркович, Д. Общая социология / Д. Маркович – М., – 1998.

5. Общая социология. Уч. пособие /Под общей редакцией профессора А.Г. Эфендиева / А.Г. Эфендиева – М., – 2002.

6. Социология / Под редакцией Г.В. Осипова М., 1995

7. Тощенко, Ж.Т. Социология / Ж.Т. Тощенко – М., – 1998.

8. Фролов, С. С. Социология. / С. С. Фролов – М., – 2000.

Тема 2 ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 558; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.