Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 9 социология отклоняющегося поведения. социальный контроль и самоконтроль




План

Тема 8 Социология права

 

Введение. 153

1. Предмет социологии права. 154

2. Социальная обусловленность права. 159

3. Механизм социального действия и факторы реализации права. 164

4. Правовая культура – важнейший фактор формирования личности 170

Заключение. 172

Литература. 172

ВВЕДЕНИЕ

 

Правовая система играет существенную роль в процессе совершенствования системы социальной жизни человека, призвана обеспечить верховенство закона во всех сферах жизни общества, усилить механизм поддержания правопорядка на основе развития народовластия.

Поэтому без использования социологических аспектов права очень сложно и невозможно сформировать и реализовать концепцию правового государства. Социология права – новое современное научное направление в нашем отечественном обществоведении, которое рассматривает правовую систему в связи с жизнью, с социальной практикой.

Будущим специалистам в социально–правовой сфере необходимо знать, что социология права поможет им в решении узловых теоретических и практических проблем, а также проблем формирования политического и социально–правового мышления.

Социологические исследования в праве ориентированы на изучение общественных отношений, которые складываются при подготовке перевода социальных отношений на язык норм, а также при реализации правовых предписаний в социальное поведение личности и социальных групп. Проведение исследований в сфере социальной обусловленности права, а также факторов законодательной деятельности является необходимым условием повышения качества принимаемых законов и предпосылкой их эффективности.

Реформа законодательства немыслима в России на данном этапе ее развития как без коренного пересмотра ряда устаревших положений конституционной теории, так и без формирования общей социологической концепции закона, направленной на совершенствование демократической практики законодательного процесса.

 

1. ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИИ ПРАВА

 

Социологический подход к изучению проблем права, несмотря на то что сам термин "социология права" как обозначение самостоятельного научного направления был введен в научный оборот группой юристов и социологов сравнительно недавно (в 1962 г. на V Международном социологическом конгрессе), имеет богатые традиции. Значительный вклад в развитие правовой мысли внесли ведущие теоретики русской дореволюционной социологической школы – такие, как Н.М. Коркунов, М.М. Ковалевский, С.А. Муромцев, Б.А. Кистяковский, Н.Н. Кареев, С.А. Соловьев, Н.М. Капустин. Они стремились выработать социологическое понятие права путем обращения к изучению права в его жизни, в его движении, путем раскрытия исторического генезиса, исследования законов определенной группы социальных явлений, которые своей совокупностью образуют право. Они связывали с действием права в обществе создание благоприятных условий для жизни людей, в частности путем примирения принципов равенства и свободы.

Однако необходимо отметить, что социологический подход к исследованию правовых явлений не ограничивался лишь сферой теории и истории права. Существенно важным являлось развитие социологического подхода в области уголовного права. Это были классические работы таких видных русских юристов, как М.В. Духовский, И.Я. Фойницкий, Е.К. Тарновский, М.Н. Гернет, А.М. Бобрищев–Пушкин и другие.

Работы этих выдающихся социологов и юристов оставили заметный след в изучении правовой практики и углублении представлений о праве как социальном явлении.

В годы советской власти социологические исследования сферы права, в силу известных обстоятельств, связанных с догматизацией правопонимания, были мало востребованы политическим руководством государства. Дело дошло до того, что сами слова "социология", "социологический" стали носить предосудительный, а нередко и опасный для исследователя характер. Все научные идеи, выходившие за рамки официальных партийных установок, объявлялись "лживыми", "порочными", "близорукими". Теоретическая борьба мнений в рамках науки фактически переросла в борьбу политическую, представители иных подходов к правопониманию объявлялись "врагами народа", например П.И. Стучка, Е.Б. Пашуканис, так как своими исследованиями они выбивали, по крайней мере в теоретическом смысле, почву у тех, кто всячески оправдывал складывающуюся в условиях культа личности административно–тоталитарную систему общественно–политических отношений.

Возможность дальнейшего исследования социальной проблематики права социологи и юристы получили лишь в 60–70–е гг. На это время приходится возрождение интереса к социологии в целом. В этот период появляется немало работ, посвященных диалектике взаимодействия права и социальной действительности (В.Н. Кудрявцев), социальной природе права (П.Г.Зыков), социальному механизму действия права, методике социологических исследований в праве (В.П. Казимирчук). Однако в дальнейшем и эти начинания, из–за разрастающихся в обществе застойных явлений и диктата бюрократии, не получили полноценного развития.

Момент нового, активного возобновления процесса социологизации теории права необходимо отнести к 80–м гг. Именно в эти годы появились переводные работы видных зарубежных социологов права (К. Кульчар, А. Подгурецкий, Ж. Карбонье), в которых раскрывались актуальные проблемы теории и юридической практики.

Интерес к социальной проблематике права объясняется и динамикой развития общества на современном этапе. Проблемы социально–экономических, политических реформ в 90–х гг. не могли не породить непосредственной потребности в социальных исследованиях права. Это еще раз подтвердило, что формирование новой экономической и политической структур немыслимо без коренной, глубокой реформы правовой системы, что предопределяет необходимость соответствующего социологического обеспечения.

Следовательно, целью социологии права является рассмотрение связи между правом как социальным феноменом и обществом, социальных функций права и комплексных процессов трансформации юридических норм в социальное поведение на всех уровнях:

•макроуровне (общество);

•метауровне (социальные слои, коллективы, группы);

•микроуровне (личность).

Социология права изучает и элементы «неформального порядка»:

•уровень правовой информированности;

•профессиональный статус;

•образование;

•пол, возраст;

•социально–правовую установку (ценностные ориентации).

Исходным пунктом социологических исследований в сфере права является социальная практика, охватывающая: а) общественные отношения и процессы, объективно существующие в обществе; б) субъективное отражение этих отношений и процессов – политическое и правовое сознание, интересы и мотивы поведения, ценностные ориентации и социальные установки людей; в) собственно юридическую политику – деятельность правотворческих и правоприменительных органов по созданию и применению правовых актов. Разумеется, социология права определяет с учетом конкретных задач и направлений исследования и предмет своего изучения, который, по мнению ряда современных исследователей в данной области, и прежде всего В.Н. Кудрявцева, В.П. Казимирчука, И.Б. Михайловской, Л.И. Спиридонова, охватывает вопросы о социальной обусловленности права, о социальных функциях права, об условиях общественного действия права. [3. С. 30; 8. С.107–108] Можно сказать, что социология права рассматривает функционирование права в обществе в социальном аспекте, что она изучает воздействие права на поведение людей как опосредствованного воздействия на интересы и нужды масс, сочетающегося с целями правового регулирования.

Социология права, в ее широком понимании, изучает реальное действие правовых актов и отдельных норм на фоне и в сочетании со всей социальной регуляцией, включая обычаи, мораль, групповые ценности и ориентации, общественное мнение, в то же время она изучает в комплексном виде все социально–правовые явления, в которых имеется правовое ядро и где право выступает в качестве причины, следствия или главенствующего фактора (семья, собственность, хозяйственные договоры, планово–регулирующая деятельность государства). Особое внимание в социологии права уделяется изучению эффективности законов и отдельных норм, основным социальным функциям права – регулятивной, воспитательной, планово–прогностической, изучению общественного мнения о праве и правосудии, престиже юридической профессии.

Предмет социологии права соприкасается, а по отдельным направлениям и совпадает с такими научными дисциплинами, как правоведение, философия права. Вместе с тем каждая из названных наук имеет свою специфику, что позволяет говорить о них как о самостоятельных отраслях обществознания. В результате и те общественные отношения, которые входят в предмет социологии и одновременно (поскольку они урегулированы правом) в предмет правоведения, и одновременно (поскольку они охватывают историко–логическое познание природы и реализации права) в предмет философии права, изучаются этими дисциплинами по–разному, в различных аспектах.

Правовую науку в первую очередь интересует правовая форма соответствующего общественного отношения, содержание прав и обязанностей его субъектов. Философская проблематика охватывает широкий и сложный круг вопросов, относящийся к проблемам познания права, волевой природе права, познания цели права, познания свободы и ее реализации правом. Социология же на любом уровне всегда выясняет социальный генезис, социальное место и социальные функции того или иного общественного явления, а социология права изучает социальные условия возникновения, развития и действия права в обществе; основы правопорядка, причины и условия социальных изменений, происходящих под воздействием права, с целью совершенствования правового регулирования общественных отношений. Она имеет и собственную теоретическую часть, и целый веер так называемых проблем "среднего уровня" (то есть располагающихся между вопросами теории и эмпирическими данными) и, наконец, сложный комплекс проблем, относящихся к методологии и процедуре исследования.

Например, если юрист, характеризуя семейно–брачные отношения, обратит внимание главным образом на правовое положение супругов, на права и обязанности детей и родителей, то социолог будет интересоваться в первую очередь фактическими взаимоотношениями членов семьи: их симпатиями и антипатиями, чувствами привязанности, любви и дружбы и проявлениями этих чувств в поведении людей, экономическими и другими связями, обратит внимание на социальную их обусловленность, на функции и роль семьи в современном обществе.

Таким образом, "юридическая наука изучает наряду с нормами права правовые отношения, в то время как социология – фактические общественные отношения людей" [3. C.10].

Однако четкие различия правовых и фактических отношений признаются не всеми юристами. Некоторые из них считают, что "любое правовое отношение – это связь между субъектами только посредством прав и обязанностей" [4. С.18–19]. Реализация этих прав и обязанностей, разумеется, имеет правовое значение, но она представляет собой уже не правовое, а фактическое общественное отношение. Фактическими являются все те общественные отношения, которые не регулируются правом или противоречат ему. Разграничение фактических и правовых отношений дает возможность и более четко разграничить предмет правовой науки и социологии.

Но при всем различии правовых и фактических отношений между ними существует тесная взаимосвязь. Многие юристы признают, что правовые отношения неразрывно связаны с экономическими, политическими, организационными (в том числе управленческими), семейными и иными общественными отношениями. Этим и определяется потребность в таком научном направлении, как социология права.

Современная значимость социологии права состоит в том, что социологический подход противостоит догматическому и чисто нормативистскому подходам в исследовании права и правовых явлений: он опирается на системный и функциональный методы и нацелен на широкоформатное изучение таких глобальных тем, как нормотворчетсво, эффективность законодательства, неформальный механизм правосудия, мнение населения о праве и законодательстве, проблема формирования правосудия, правовая социализация и т.д.

Взаимосвязь фактических общественных отношений, правовых норм и правовых отношений многообразна, но в ней можно выделить два основных элемента.

Первый элемент (первое направление связи) касается происхождения правовых норм. Здесь смыкаются право и социология, ибо речь идет о том, как возникают конкретные правовые институты и нормы на основе и с учетом социальных отношений.

Фактические отношения, требующие правового урегулирования, отражаются в виде интересов, мотивов и целей в сознании людей. Это находит затем преломление в деятельности государственных органов и общественных организаций, выдвигающих новые правовые проекты, а затем и в деятельности законодательных органов.

Предметом социально–правовых исследований в связи с этим становятся не только регламентированные формы деятельности по подготовке правовых актов, но и различные неформальные отношения в этом процессе, общественное мнение и его различные течения и т.д.

Второй элемент взаимосвязи между правовыми и фактическими отношениями состоит в изучении социального действия и социальной эффективности права, его институтов и норм. В этом элементе проявляется обратная связь между правом и общественными, регулируемыми правом, отношениями. Данная связь права с фактическими общественными отношениями осуществляется не сама собой, автоматически, а путем попутно возникающих или социально создаваемых общественных отношений и различных социально–психологических явлений.

Социальная роль права свелась бы к нулю, если бы оно не было эффективно: при восстановлении нарушенных интересов, при наказании правонарушителя и его исправлении, при предупреждении нежелательных поступков.

Итак, суммируя сказанное, можно отметить, что социологические исследования в праве имеют своим предметом общественные отношения в сфере создания и функционирования правовой системы, ее институтов и норм; они направлены на изучение социальной обусловленности и социальной эффективности права и анализируют взаимосвязь между правовыми нормами, правовыми отношениями и фактическими общественными отношениями людей. Социальные факторы, взаимодействующие с правовыми явлениями, а также механизм и закономерности такого взаимодействия и составляют предмет социологии права.

2. СОЦИАЛЬНАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ ПРАВА

 

Анализ социального действия права тесно связан с изучением его социальной обусловленности. Между этими двумя явлениями существует тесная двусторонняя связь. Если та или иная норма права не вызвана требованиями жизни, вряд ли можно рассчитывать на то, что ее применение даст желательный результат. С другой стороны, лишь на основе изучения эффективности действующего законодательства как регулятора общественных отношений можно внести полезные предложения о его дальнейшем совершенствовании. Такой подход ориентирует конкретные исследования на поиск новых, неюридических факторов, влияющих на право или испытывающих его влияние, на выявление новых тенденций и в конечном счете закономерностей в соответствующей сфере общественной жизни.

Следовательно, поставив перед собой задачу исследования социальной обусловленности права, социолог должен обратить внимание как на изучение социальных факторов неправового характера, которые в той или иной мере влияют на формирование и развитие права, так и на изучение характера влияния правового фактора на развитие общественных отношений.

Большое значение подобные исследования имеют для правотворчества как социальной государственной и общественной деятельности, в результате которой образуется, поддерживается и развивается система законодательных актов и других правовых норм.

Частью правотворчества является собственно законодательная деятельность (законотворчество). И правоприменительная, и законодательная деятельность могут рассматриваться как разновидности принятия управленческих решений, как выработка и реализация общезначимых правил поведения, что является одной из главных функций социального управления. Методологическая особенность современного подхода к рассмотрению сущности социальных процессов и принятия решений заключена в единстве теоретического и эмпирического, абстрактного и конкретного, теории и практики, исторического и логического, структуры и функции.

Процессы социального управления и конструирования теоретической модели принятия решений могут быть более эффективными при учете социальных факторов, влияющих на данные процессы. Социологические исследования призваны раскрыть направленность и степень влияния каждого из них; показать, "какие из факторов оказывают позитивное, благоприятное воздействие, а какие влияют негативно, снижают эффективность принимаемых решений" [3. С.38].

Проведенные социологические исследования показывают, что в функционировании и развитии механизма принятия решений встречается немало трудностей и нерешенных вопросов. Например, неиспользование гражданами своих прав вследствие неосведомленности о них; незнание механизма использования этих прав: отсутствие достаточного уровня политической и правовой культуры; отсутствие квалификации должностных лиц либо их равнодушие к людям. В социологии права большое место должно быть отведено изучению путей и методов формирования целевой ориентации личности, причем социально–психологические стимулы и мотивы социально–политической активности личности должны стать в полной мере действующими факторами.

В социологии права некоторые вопросы, касающиеся механизма правотворчества, сгруппированы в три основные группы, которые отличаются по кругу общественных отношений, подлежащих изучению.

Выделим эти группы, характеризующие проблему социальной обусловленности права в основных ее аспектах: объективном и субъективном, внутреннем и внешнем, социальном и социально–психологическом:

Первая группа: общественные отношения (явления, процессы), вызывающие потребность в правовом регулировании и соответствующие социальные интересы.

Вторая группа: общественные отношения, стимулирующие, тормозящие, видоизменяющие развитие правотворческой деятельности. Здесь действуют интересы участников этого процесса (социальный механизм правотворчества).

Третья группа: общественное мнение, интересы, установки населения – граждан и должностных лиц, непосредственно не участвующих в подготовке законопроекта (или участвующих частично – путем обсуждения).

Далеко не все эти группы вопросов изучены применительно к праву в целом и его отдельным отраслям. По существу, такое изучение только начинается. Однако потребность в нем существует и осознается многими юристами – учеными и практиками.

Изучение этого сложного вопроса – вопроса социальной обусловленности права – требует учета следующих исходных положений:

1) социальная норма, прежде чем приобрести юридический характер, складывается как фактические отношения между членами общества. Будучи санкционировано государством, сложившееся правило поведения становится обязательным;

2) объективным основанием юридической ответственности является нарушение индивидом функционирования общественной системы, в которой каждый занимает определенное место в соответствии с разделением занятий;

3) уровень развития общественных отношений определяет пределы правового регулирования, содержание правовых норм и круг социальных явлений, охватываемых юридическим воздействием.

Из сказанного следует, что общественное отношение приобретает правовую форму, то есть становится правоотношением, не всегда посредством издания закона (либо иного правового акта). Оно может стать таковым и при наличии одного только договора, «все равно закреплен он в законе или нет» [6. С.94]. Более того, существует целая правовая отрасль, которая вообще не знает закона как принципиального выражения воли господствующего класса. Это – международное право, основой которого является договор. Значит, закон и право – понятия не тождественные.

Если закон издан, а фактических правоотношений нет, мы говорим, что правовая норма "осталась мертвой буквой". Сказанное означает также, что предписания социальных ролей определяют фактические правоотношения. Полномочий и обязанностей в них должно содержаться столько, сколько необходимо для обеспечения рабочей позиции, которую индивид занимает в системе общественного разделения труда. Поэтому законодатель не свободен в определении содержания вводимых им нормативных правил. Последние, чтобы быть сколько–нибудь эффективными, должны отражать реальное положение и объективные возможности субъектов общественных отношений, наделять их только такими правами и обязанностями, содержание которых задано социальными ролями их носителей.

Независимо от того, в какой сфере существует право, соблюдение соответствующего правоотношения обеспечивается государством, у которого есть возможность принудить. "Право есть ничто без аппарата, способного принуждать к соблюдению норм права", – указывал В.И. Ленин.

При характеристике механизма трансформации общественных отношений в правовые необходимо иметь в виду, что надстройка, в том числе и право, активна и сама воздействует не только на базис, но и на собственное формирование и развитие.

История знает только один путь становления и развития права: самообучение на собственных ошибках. Следование объективным законам общественного развития может быть не только сознательным, но и стихийным. Специфика их отношения определяется (в числе других факторов) и типом социальных норм, лежащих в основе правового регулирования.

Принято выделять два типа регуляции:

1) нормы–цели, закрепляющие и стимулирующие образцы поведения, которые способствуют воспроизводству данного типа общественных отношений;

2) нормы–рамки, стремящиеся посредством различного рода санкций исключить из общественной жизни поведенческие акты, которые препятствуют нормальному функционированию социального организма.

Само по себе право не только может наказывать за преступление, но и выдумывать их, особенно в руках профессионального юриста закон обладает способностью действовать в этом направлении. Так, в средние века католическое духовенство, в силу своего мрачного взгляда на человеческую природу, который оно, благодаря своему влиянию, внесло в уголовное законодательство, создало больше преступлений, чем отпустило грехов.

Несмотря на возможность отдельных искажений, в целом действует следующая закономерность: создание права есть открытие объективной потребности общества в закреплении общественных отношений (в том числе и посредством установления правового запрета) и принятие законодателем соответствующей юридической нормы. То, что законодатель оценивает как преступление, никак не влияет на характер запрещаемого деяния, не придает ему никаких новых свойств. Действительный критерий преступного – объективная общественная опасность деяния. Поэтому процесс уголовно–правовой оценки есть не что иное, как определение реальной общественной опасности того или иного возможного посягательства на установленный общественный порядок.

Что же касается возможности ошибочной оценки общественной опасности деяния, то наиболее "уязвимыми" местами процесса нормотворчества представляются следующие. Во–первых, это – возможность принять правонарушение (гражданское, административное) за преступление. Во–вторых, ошибка может быть допущена при формулировке текста юридической нормы (неправильное определение признаков состава преступления, неопределенность их формулировки). В–третьих, законодатель может признать преступлением действие, которое по своей объективной общественной опасности таковым не является, под влиянием хотя и истинных, но второстепенных, сиюминутных потребностей. При этом законодатель очень часто видит в праве средства решения таких социальных задач, которые оно на самом деле решить не может.

Между тем функции права прежде всего состоят в том, чтобы закрепить именно реалистический способ связи индивида с обществом в качестве единого типа общественных отношений. Говоря образно, земледелие может быть фермерским и коллективным, но законность должна быть одна, поскольку право как раз выражает исторический тип отношений людей между собой и обществом в целом. Социальная обусловленность права предполагает, что оно меняется не только вследствие перехода от одной общественной формации к другой, но в рамках развития и "созревания" общественного строя одного и того же типа.

Чем кардинальнее эти изменения, тем существенней перестраиваются общественные отношения, тем значительней изменения в правовой системе.

Юридический анализ применения закона схватывает лишь отдельные элементы процессуальной деятельности субъектов уголовного судопроизводства. Социологический анализ распространяется и на непроцессуальную деятельность названных субъектов, иных должностных лиц и граждан, если их действия создают условия применения уголовно–процессуальных норм.

Отмеченная специфика правотворческой деятельности не может не влиять на социальный механизм правотворчества. Все это выдвигает в число теоретически важных и практически неотложных задач социологии права выявление и обоснование системы социальных факторов правотворческой деятельности.

Среди факторов, отражающих явления общественного бытия, особое место занимает экономический фактор. В нем, по словам В.Н. Кудрявцева и В.П. Казимирчука, проявляются потребности и возможности развития экономики страны в целом, входящих в нее социально–политических субъектов и отраслей хозяйственной и социальной жизни. Значимость данного фактора для нашей страны особенно стало заметно при ее вхождении в рыночные отношения. Однако условия материальной жизни страны определяют не только производство, но и природно–географическая среда, воспроизводство самого человека. Поэтому в системе факторов, отражающих явления общественного бытия, наряду с экономическим следует учитывать экологический, географический и демографический факторы. Как следствие, действие этих факторов наиболее заметно прослеживается в земельном, водном, лесном, природоохранительном законодательстве.

К числу важных факторов правотворческой деятельности, в которых проявляются события и процессы духовной жизни общества, относится политико–правовой фактор, который выступает в форме политических программ, директив, установок и ориентаций относительно главных сторон развития законодательства, его отдельных сфер, отраслей и институтов.

Наряду с политико–правовыми факторами заметное влияние на правотворческую деятельность и содержание правовых актов оказывают и такие, как идеолого–психологический, социокультурный, национальный, межнациональный.

Социальная значимость факторов проявляется в предложениях, замечаниях и пожеланиях субъектов процесса создания правового нормативного акта, адресованных правотворческому органу, а также средствам массой информации и научным учреждениям, исследовательским центрам, обобщающим общественное мнение по тем либо иным вопросам социальной жизни.

Таким образом, цель социологического анализа применения закона состоит в вычленении социальных факторов, влияющих на реальную жизнь правовой нормы (на частоту ее применения, на расширение или сужение круга охватываемых ею ситуаций, на изменения в толковании нормы).

Эти факторы, так же, как и факторы, воздействующие на преступность, составляют трехуровневую систему. Другими словами, на правоприменительную деятельность они влияют через:

1) комплекс социально–экономических условий данного типа социального устройства общества и государства;

2) тип отношений, сложившихся в данном правоохранительном органе;

3) тип личности правоприменителя.

 

3. МЕХАНИЗМ СОЦИАЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ и факторы реализации ПРАВА

С социологической точки зрения вопрос о реализации права – это вопрос о путях обратного воздействия юридической формы на социальное содержание. Дать социологическую характеристику действия права – значит, опираясь на его материальные истоки, исследовать влияние экономического, политического и других социальных факторов на сформировавшееся право в процессе его действия, а также характер воздействия права на различные сферы общественной жизни.

Под социальным механизмом действия права понимается механизм взаимодействия правовых и иных социальных факторов, принимающих участие в жизни права на всех этапах его функционирования [7. С.73]. Здесь речь идет прежде всего о социальной среде действия права, ее структуре, связи ее элементов с правом.

В науке достаточно хорошо разработана проблема механизма правового регулирования. В нем выделяют три основных элемента: юридические нормы, правоотношения и акты реализации прав и обязанностей. В данном случае налицо именно юридический механизм действия права. При этом социальный его аспект лишь подразумевается, но не объясняется. В то же время социальный аспект механизма действия права предполагает исследование прежде всего социальных обстоятельств, находящихся вне самого механизма, но которые так или иначе его детерминируют и на которые этот механизм призван оказывать обратное воздействие, а также социальных факторов и процессов, включенных в сам механизм действия права, также определяющих его юридическую и социальную действительность.

С учетом вышеизложенного представляется необходимость выяснить следующие моменты: формы правового воздействия, средства правового воздействия, стадии социального действия права.

Формы правового воздействия. Наиболее специфической формой является правовое регулирование общественных отношений путем предоставления прав и возложения обязанностей на субъектов. Также к формам правового воздействия можно отнести психологическое воздействие, формирующее образ права – своеобразный слепок правосознания, его конкретность; этическую форму действи я права – эти нормы отражают требования социальной справедливости, пределы которой в конечном счете детерминированы на каждом этапе социально–экономического развития общества; информационную форму социального действия права. При рассмотрении информационной формы социального действия права интерес главным образом представляет рациональный аспект, то есть информация о собственном содержании права: о правилах поведения, заключенных в нормах объективного права, о характере субъективных прав, в которых эти нормы опосредуются, о специфике правоотношений и правовых связях.

Средства социально–правового воздействия. В данном случае рассматривается структурный аспект механизма социального действия права, анализируются его элементы. При этом выясняется, каким путем, с помощью каких средств правовые требования переводятся в социальное поведение на всех уровнях его действия – общества, коллектива, малой социальной группы, личности. Прежде всего к средствам социально–правового воздействия можно отнести информационные сигналы, то есть сигналы об объективности юридических норм, об их соответствии правовым потребностям общества. Следующим средством воздействия является юридический факт. Это юридическое средство перевода абстракций юридических норм, социально способных воплотиться в субъективном праве, в конкретную плоскость правоотношений. Вместе с тем даже при наличии юридического факта и при наличии соответствующей психологической установки личности на правонарушение социальные условия могут поставить личность в такое положение, при котором она не сможет реализовать свою негативную установку. Следовательно, социальные условия также можно отнести к средствам социально–правового воздействия. К данным средствам необходимо отнести и моральный фон правового регулирования личности. Это проявляется в правосознании субъекта – в его отношении к той или иной норме как справедливой, нравственно оправданной либо нет. Необходимо отметить, что сама правовая норма является средством воздействия, при помощи которого общество получает полезный эффект. Ее действие проявляется в том, что норма: во–первых, определяет субъектов, которые должны принять участие в деятельности по достижению цели; во–вторых, устанавливает, после каких фактов эти субъекты обязаны начать действовать; в–третьих, указывает им определенные образцы поведения; в–четвертых, устанавливает средства, обеспечивающие следование этим образцам поведения, вплоть до возможного применения санкций. Решающим условием действенности юридической нормы является реальное обеспечение следования заключенным в ней предписаниям.

Стадии социального действия права. В функционировании социального механизма права можно выделить две основные стадии: формирование социальных предпосылок и собственно действие права. При этом переход от первой стадии ко второй возможен лишь при наличии системы, по меньшей мере, трех взаимосвязанных факторов: юридического факта, соответствующих социальных условий, соответствующей психологической ориентации личности.

Характеризуя механизм социального действия права в целом необходимо подчеркнуть, что с социологической точки зрения бессмысленно говорить о бездействующем праве, ибо оно уже не право, а юридическая фикция. Действовать же оно может лишь в том случае, если в своем юридическом выражении в форме закона будет соответствовать объективно созревшим потребностям общества в праве, правовой природе социальных отношений, имеющих свои материальные истоки на соответствующем участке экономического базиса. Кроме того, оно тесно привязано к системе социальных условий, играющих немалую роль в обеспечении функционирования социально–правового механизма.

Таким образом, действие права – это процесс движения от нормы, посредством ее реализации, к социальному результату. Реализация права – явление сложное, несводимое к изданию актов применения права, так как включает не только формальные, но и большое число неформальных связей и отношений. На основании этого задача социологии права заключается в том, чтобы установить эти связи и отношения, измерить степень их влияния на правоприменительную и иную реализующую право деятельность и в зависимости от этого сформулировать рекомендации по повышению эффективности рассматриваемого процесса.

Исходным моментом реализации права служат два феномена: юридическая норма и социальная ситуация, к которой она непосредственно относится. Понятно, что не возникает вопроса о реализации права, если норма существует, а должная ситуация отсутствует, как впрочем и одна ситуация, без правовой нормы, не может породить правоприменительной активности. Наличие же двух компонентов – нормы и социальной ситуации – вызывает цепочку организационных и психологических событий: оценка ситуации, анализ нормы, сопоставление предписанной нормы с интересами и мотивами субъекта, прогнозирование последствий применения норм, принятие решения и действие, соответсующее норме или противоречащее ей.

Однако необходимо заметить, что все эти элементы цепочки могут сильно модифицироваться в зависимости от ряда обстоятельств. Во–первых, от юридической разновидности нормы (управляющая, обязывающая, запрещающая) и, во–вторых, от потребности в промежуточных актах применительного характера.

В первом случае специфика социального механизма действия юридической нормы будет связана с тем, чьи и какие интересы найдут отражение и будут реализовываться при применении этих норм: гражданина, государственного органа, социальной группы, общества в целом. При этом возможны различные средства, которые будет использовать государство для эффективного действия этих норм: стимулирование, правовое обеспечение, принуждение, угроза наказанием, применение его. Во втором случае может возникнуть необходимость для обеспечения более полной и надежной реализации исходной юридической нормы в использовании дополнительных субъектов, а это удлиняет цепочку. Однако, разумеется, степень значимости каждого элемента цепочки неравноценна: среди них могут быть более важные и менее важные применительно к данной исторической обстановке и данной правовой норме.

За последние годы наметилось два основных подхода к классификации факторов, влияющих на эффективность норм, а соответственно, и к определению условий их эффективности. Один подход связан с выделением во внешней среде, в которой действует право, основных объективных и субъективных свойств, явлений и процессов, во взаимодействии с которыми правовая норма воздействует на поведение граждан и коллективов. Речь идет о следующих группах условий эффективности правовых норм: а) макросоциальные условия (реальные возможности общества, состояние общественного сознания); б) условия, связанные с функционированием политической и правовой системы; в) микросоциальные условия (малые группы, трудовые коллективы); г) личностные условия субъекта, реализующего право.

Есть и другое основание для классификации условий эффективности действия правовой нормы. В этом случае они разделяются в соответствии с элементами механизма действия права. С этой точки зрения условия эффективности действия нормы будут относиться, во–первых, к самой норме; во–вторых, к деятельности правоприменительных органов; в–третьих, к особенностям правосознания и поведения граждан, соблюдающих или нарушающих требования правовой нормы.

Исследование процесса применения нормы права важны не только для понимания причин неэффективности действия немалого числа законов, но и как показатель уровня работы государственного аппарата. Трудно будет реализовать задачу формирования правового государства, если не преодолеть тех недостатков, которые препятствуют юридически грамотному, быстрому и эффективному проведению в жизнь выраженной в законах воли. Более того, негативные явления в общественной жизни общества зачастую могут породить "теневое нормотворчество". Исходным пунктом его развития является неудовлетворительное функционирование официальных норм. Их несоответствие социально–экономическим потребностям общества влечет за собой деформацию социальных институтов, отношений между людьми, нарушение нормального взаимодействия между членами общества, их статусов и форм обычной жизнедеятельности.

Попирание закона, расцвет бюрократизма, "административный зуд", пренебрежительное отношение к трудовому человеку, к людям другой национальности, их правам приводят, как правило, к социальной напряженности. В этих условиях деформация общественных отношений, базирующаяся чаще всего на дисфункциях соответствующих социальных институтов, изменяет и социальные нормы, и ценностные ориентации людей. Как следствие, правовая норма перестает исполнять свои функции, начинает тормозить процесс общественного развития, в обществе наблюдается деформация функционального предназначения социальных институтов.

В связи с деформацией социальных институтов и отношений усиливаются внутренние противоречия, которые всегда имеются в нормативной системе. Вследствие этого из–за несовпадения нормативных требований с реальными условиями жизни конкретных индивидов, социальных групп быстро проявляется "двойная мораль". Именно на этой основе и возникает так называемое "теневое нормотворчество", то есть создание неофициальных правил поведения.

В связи с этим критерий справедливости вообще представляет собой достаточно точный и очень чуткий эталон для оценки степени соответствия той или иной нормы интересам людей.

В чем же проявляется "теневое"? В одних случаях – в установлении собственных, подчас полезных нормативов в рамках данного предприятия, колхоза, населенного пункта (например, доплата к пенсиям сверх установленной нормы). В других – в создании структур, не предусмотренных законом (например, вооруженных формирований или неформальных групп по борьбе с преступностью). Эти примеры свидетельствуют о том, что местная общественность стремится так или иначе компенсировать близорукость или некомпетентность соответствующих органов государственной власти.

Но гораздо больше примеров отрицательных. Жестокими традициями характеризуется «мораль» преступного мира, где извращенный смысл имеют понятия: "долг", "честность", "уважение к старшим", возникает сеть организованных преступных групп. К тому же можно добавить "идейную обработку" сознания членов таких групп более опытными преступниками, которые внушают им принципы "аморальности труда", "благородства" и "чести" легендарных преступников прошлых лет. Необходимо отметить, что нередко такое "теневое нормотворчество" воспринимает все наиболее эффективное из других нормативных систем, включая право, религию, мораль: "неминуемость кары", "внутренний голос совести", "слепую веру в авторитеты лидеров".

Деформация норм права и морали ("теневое нормотворчество") – это, по сути дела, уродливая модификация командно–административных методов управления. Здесь нет ничуть демократии, плюрализма мнений или уважения к человеческой личности.

Параллельно всем этим процессам происходит одно важное и решающее изменение – деформация социальных ценностей и представлений о них. "Теневые" нормы признаются более важными и значительными, чем государственные правовые установления. А это означает ослабление действующей в обществе правовой системы в целом.

Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что само по себе наличие в общественной практике норм, объективно складывающихся в результате социальной саморегуляции и конкурирующих по своей регулятивной силе с нормами законодательства, является признанным в социологии, однако остается дискуссионным вопрос о правовом характере подобных норм (не только негативного профиля) и их значимости с точки зрения законодателя.

С позиции социологического подхода здесь важна не столько терминологическая, сколько содержательная сторона дела. Основной вопрос при этом заключается в выявлении природы тех социальных норм, которые должны получить законодательное закрепление. Каким бы термином ни пользовались исследователи данной проблемы, они не должны уходить от ответа на вопрос о том, почему, на основании каких объективных признаков одним социальным нормам законодатель может и должен придать статус закона, а другим – нет.

Таким образом, завершая разговор по данному вопросу, необходимо сказать, что социологическое изучение обозначенных проблем имеет большую теоретическую и практическую значимость. Вместе с тем пока что это скорее лишь перспективная область научных исследований в рамках социологии права, нежели широко используемая в правотворчестве, в реализации механизма права, в изучении общественного сознания и правовой культуры граждан.

4. Правовая культура – важнейший фактор формирования личности

 

Правовая культура весьма неоднородна – это явление и идеологическое и социально–психологическое. Она ориентирована государством и обществом на формирование и развитие политического и правового сознания людей, их ценностно–нормативного комплекса, а тем самым и поведения, и деятельности в правовой сфере. Это воздействие осуществляется путем закрепления определенных правовых взглядов, духовных ценностей; развития и трансформации содержания правовой идеологии и правового сознания; формирования в сознании личности, социальных групп, общества в целом новых взглядов, правовых ценностей; ломки устаревших правовых стереотипов, взглядов и ценностей. Следовательно, правовая культура включает единство правовых норм и норм правового поведения людей. Тем самым правовая культура обеспечивает включенность индивидов, коллективов в единую систему социальной организации (обеспечивает правовую социализацию личности).

Однако будет уместным заметить, что в реальной жизни фактическое состояние правовой культуры может подчас отличаться от официальных установок и реальных образцов. Правовая культура (как и в целом культура) включает общечеловеческие, классовые, национальные, групповые ценности, представления и идеалы.

Можно выделить основные направления, в которых правовая культура воздействует на человека:

· процесс социализации, который подготавливает личность к социальной жизни, то есть жизни в обществе, учит ее поведению, отвечающему принятым в обществе образцам поведения, формирует у нее способность играть определенные социальные роли;

· установление системы ценностей (социология права занимается проблемой социальной ценности права, его престижа в обществе); в зависимости от того, какое место занимают правовые нормы в системе ценностей личности, определяется и ее правовое поведение. Некоторые правовые нормы индивидом усваиваются и становятся его убеждением;

· формирование образцов поведения (реакций) в определенной ситуации: навыки, привычки, стереотипы правового поведения. Правовая культура, под воздействием которой находится личность в обществе, определяет образ ее поведения, принятый как «нормальный». Например, адвокат, защищающий клиента, не может приводить а суде обстоятельства, вредящие его клиенту, но в то же время должен держаться с судьей и прокурором, как со своими коллегами. Некоторые образцы поведения человека регламентированы правом (способ подачи жалоб). Они являются основой порядка в обществе, но, с другой стороны, препятствуют нововведениям, развитию новых форм взаимодействия людей;

· установление определенных моделей (идеалов). Идеал – символ будущего.

Таким образом, социология права в области изучения правовой культуры предполагает:

первое – теоретическую разработку вопросов социализации личности и изучение механизмов правовой социализация (речь о создании системы ценностей, которая включает сознательное соблюдение правовых норм);

второе – исследование общественного мнения по вопросам воспитания молодежи, отношения людей к преступности и борьбе с ней;

третье – исследование правового сознания личности, социальных групп и общества в целом и его влияние на правовое поведение;

четвертое – разработку эффективных методов ресоциализации (перевоспитание) преступников в результате проведения исследований в местах отбытия наказания в виде лишения свободы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Особенностью развития современных направлений научных исследований социологии права является расширение ее сферы, появление новой научной проблематики, выдвигаемой практикой государственно–правового строительства, а равным образом совершенствование методов научных исследований. При этом следует подчеркнуть, что всестороннее и целостное изучение той или иной социальной проблемы предполагает специально разработанную применительно к этой проблеме методику и технику обработки эмпирического материала.

Как показывают результаты изучения специальной социологической литературы, социология права уже сегодня содержит не только собственную теоретическую часть, набор специальных проблем, составляющих ее теоретическую основу, но и сложный комплекс вопросов, относящихся к методологии и процедуре исследования. Правильное и своевременное обращение к возможностям социологической науки в исследовании правовой сферы в конечном счете будет способствовать реализации правовых отношений в социальном поведении личности и общественных групп.

При написании данной лекции использовались также 1,2,5,9,10 источники, указанные в списке литературы.

Литература

 

1. Афанасьев В.Г. Человек в управлении обществом. М., 1997.

2. Гилинский Я.И. О системном подходе к преступности
// Правоведение. – М., 1981.

3. Кудрявцев В.Н., Казимирчук В.П. Современная социология права. – М., 1995.

4. Кочекьян С.Ф. Правонарушения в социалистическом обществе. – М., 1958.

5. Лебедев П.Н. Очерки теории социального управления. – Л., 1976.

6. Маркс К., Энгельс Ф. // Соч. 2–е изд. – Т.23.

7. Михайловская И.Б., Спиридонов Л.И. Основы социологических знаний. – М., 1988. – Ч1.

8. Невирко Д.Д., Шарыпова В. А., Шинкевич В. Е. Социология. Курс лекций. – Красноярск, – 2001.

9. Нерсесянц В.С. Право и закон. – М., 1989.

10.Сабо И. Основы теории права. – М., 1974.

10. Сови А. Общая теория населения. – М., 1977. – Т.2.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 598; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.166 сек.