Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 5.1 Состав и функции территориальных финансов. Финансы предприятий и организаций как основа формирования муниципальных финансов




Модуль 5 Территориальные финансы

 

Предприятие как экономический субъект определяется следующей совокупностью признаков:

¾ обособленность имущества;

¾ ответственность имуществом по обязательствам;

¾ наличие расчетного счета в банке;

¾ действие от собственного имени.

Содержание хозяйственной деятельности предприятия состоит в организации производства и реализации конкретного товара. Организация хозяйственной деятельности требует соответствующего финансового обеспечения.

Финансовые ресурсы предприятия – это денежные доходы и поступления, находящиеся в его распоряжении и предназначенные для выполнения финансовых обязательств, осуществления затрат по расширенному воспроизводству и экономическому стимулированию работающих. Первоначальное создание финансовых ресурсов происходит в момент учреждения предприятия, когда формируется уставный капитал. Источниками уставного капитала являются вклады учредителей: денежные взносы, передача на баланс материальных объектов, нематериальных активов, ценных бумаг. Конкретные способы образования уставного капитала зависят от организационно-правовой формы предприятия. При создании предприятия уставный капитал направляется на приобретение основных фондов и формирование оборотных средств в размерах, необходимых для ведения нормальной производственно-хозяйственной деятельности, вкладывается в приобретение лицензий, патентов, других внеоборотных активов. Таким образом, первоначальный капитал инвестируется в производство, результатом которого является стоимость, выражаемая ценой реализованной продукции.

Выручка как денежный эквивалент стоимости реализованном продукции является источником возмещения затраченных на производство продукции средств и формирования денежных фондов и финансовых резервов предприятия. В результате использования выручки из нее выделяются качественно различные элементы стоимости:

¾ издержки предприятия по производству продукции;

¾ амортизационные отчисления;

¾ прибыль.

Издержки предприятия по производству продукции представлены затратами материальных ресурсов, заработной платой, прочими затратами и принимают форму себестоимости. До поступления выручки данные издержки финансируются за счет оборотных средств предприятия, авансированных в производство. После поступления выручки от реализации оборотные средства восстанавливаются, а издержки возмещаются.
Прибыль и амортизационные отчисления являются результатом кругооборота средств, вложенных в производство, и относятся к собственным финансовым ресурсам предприятия. Кроме того, могут быть иные источники финансовых ресурсов предприятия.
Структура источников финансовых ресурсов предприятия:

1. Собственные и приравненные к ним источники
1.1. доходы:
- прибыль от основной деятельности;
- прибыль от финансовых операций;
- прибыль по выполняемым научно-исследовательским работам и другие целевые доходы;
- прочие виды доходов;
1.2. поступления:
- взносы учредителей, работников предприятия;
- амортизационные отчисления;
- выручка от реализации выбывшего имущества;
- целевые поступления;
- устойчивые пассивы (часть кредиторской задолженности, постоянно, находящаяся в обороте предприятия, авансы покупателей и заказчиков, резервы предстоящих платежей и др.);
- другие поступления.
2. Ресурсы, мобилизуемые на финансовом рынке, в том числе:
2.1. кредитные инвестиции;
2.2. ресурсы, поступающие в результате размещения собственных облигаций и других видов ценных бумаг.
3. Ресурсы, поступающие в порядке перераспределения, в том числе:
3.1. страховые возмещения, выплачиваемые страховщиками по наступившим страховым случаям;
3.2. финансовые ресурсы, поступающие от объединений предприятий или объединяемые предприятиями для совместной деятельности;
3.3. дивиденды, проценты и иные виды доходов по ценным бумагам, других эмитентов, принадлежащим предприятию;
3.4. бюджетные субсидии и кредиты;
3.5. другие виды ресурсов.
Перечисленные финансовые ресурсы используются (распределяются) по следующим направлениям:
1. Платежи органам финансово-кредитной системы (налоги, проценты за кредит, погашение ссуд, страховые взносы).
2. Инвестирование собственных средств в капитальные затраты, связанные с расширением производства, техническим обновлением, переходом на новые технологии (производственное инвестирование).
3. Финансовые инвестиции в ценные бумаги; депозиты в кредитных учреждениях, пенсионных фондах.
4. Направление финансовых ресурсов на образование денежных фондов поощрительного или социального характера (финансирование соответствующих мероприятий).
5. Использование финансовых ресурсов на благотворительные цели, спонсорство и т.п.

Федеральные и муниципальные финансовые институты

Финансовые институты (ФИ) – это, с одной стороны, экономическая категория, а с другой – реальный субъективный финансовый инструмент воздействия органов государственной власти на те или иные сферы жизнедеятельности общества.
Как экономическая категория финансовые институты выражают планомерные отношения между экономическими субъектами по поводу формирования и использования денежных фондов институциональных структур. К ним относятся любые отношения, в которых одним из агентов выступает юридическое лицо органов государственной и другой власти.

Следует различать финансовые институты в широком и узком смысле. В широком смысле они охватывают все финансы за исключением негосударственных; в узком – государственный бюджет (бюджетную систему). Характер и масштабы их различий определяются спецификой государственного устройства, а также природно-климатическими, историческими, демографическими, экономическими, политическими, социальными и другими особенностями.

В России имеются два уровня финансов – государственный и муниципальный. Государственный подразделяется на федеральный и субъективный подуровни. Всем подсистемам и уровням соответствуют свои финансы.

Экономическую базу финансовых институтов составляет институциональная собственность субъектов органов власти. Цель ФИ – денежное обеспечение функций субъектов органов власти. Объективно финансы выполняют функцию распределения и перераспределения стоимостных ресурсов одних субъектов, обладающих значительными жизненными ценностями, к неимущим субъектам-потребителям.

Эта функция реализуется через систему финансовых рычагов, в том числе через:

• бюджетную систему (главный из финансовых рычагов - через нее в большинстве стран мира перераспределяется 30-50% ВНП);

• финансовый рынок (перераспределение стоимости финансовых ресурсов путем регулирования валютного курса, учетной ставки, обеспечения кредитной и страховой деятельности);

• ценовой механизм (система цен на государственные товары, государственные закупочные цены и государственное регулирование рыночных цен на отдельные товары и услуги массового потребления);

• бюджетные организации;

• институциональные производственные организации.

Основные методы перераспределения финансовых ресурсов подразделяются на прямые, косвенные и скрытые. К прямым относятся прямые налоги, выплаты и т.д. Среди косвенных наиболее известны изменение курса валюты, косвенные налоги, эмиссия. Скрытые субсидии – повышение пошлины на какие-либо импортные товары приводит к автоматическому росту цен на отечественную продукцию.

Назначение экономической и стимулирующей функций ФИ сводится к созданию относительно лучших финансовых условий для функционирования субъектов общества через предоставление льгот, за счет снижения взимаемого с них дохода. Содержание контрольной функции заключается в обеспечении контроля расходования и использования государственных средств, а также образования и движения жизненных ценностей в обществе, главным образом, в целях полнокровного аккумулирования доходов.

ФИ как субъективный инструмент в действительности осуществляются через институциональную политику, включающую бюджетную, денежно-кредитную, ценовую, приватизационно-национализационную и другие составляющие.

Основная часть управления государственными финансами возлагается на исполнительные органы: правительство, министерства и ведомства.
Правительство реализует финансовую политику государства, осуществляет управление государственными финансами, координирует деятельность федеральных и нижестоящих органов исполнительной власти.

Центральный исполнительный орган, осуществляющий реализацию финансовой политики в России – Министерство финансов РФ.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 654; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.