КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Государственные интересы и государственное регулирование экономики
Несколько упрощенный по сравнению с реальной жизнью, но имеющий давние традиции автономно-государственный подход оценивает государство как независимую силу с собственной целевой функцией, которая отличается от целевой функции общества. Такая автономия может рассматриваться в разных аспектах, зависеть от исследуемого периода, особенностей страны и направления экономической политики. Подход групп интересов трактует государство как арену, в пределах которой группы специальных интересов борются друге другом или вступают в коалиции для того, чтобы влиять на решения государства, в первую очередь о перераспределении доходов среди групп. Очевидно, что сильные группы имеют больше возможностей влиять на решения государства, а, значит, государственная экономическая политика будет неизбежно отражать их интересы. Наконец, подход эгоистических бюрократов основан на предположении о том, что бюрократы не отличаются от других индивидов в преследовании собственных интересов и стремятся максимизировать бюджет своих ведомств. Как отмечал У. А. Нисканен, член Совета экономических консультантов администрации президента США Р. Рейгана, «бюрократы заинтересованы в своей зарплате, привилегиях своего офиса, общественном мнении, власти и покровительстве», которые связаны с размерами организации. Бюрократическая конкуренция внутри государства сменяет рыночную конкуренцию. Тем не менее многие авторы отмечают, что в основном бюрократы склонны считать себя представителями общественных и национальных интересов. Весьма интересный симбиоз приведенных подходов предлагает Маса- хико Аоки. Ресурсная поддержка бюрократических подразделений в деятельности японского государства, по его оценке, зависит от двух факторов: совокупной полезности политики министерств для поддерживающих его групп давления и репутации министерств в обществе как выразителя национальных интересов. Создание партийно-бюрократического альянса для проведения плюралистической политики на уровне государства приводит к возникновению «бюроплюрализма», характерного для японской экономики начиная с 1960-х гг. Основой каждого государства является формирование такой структуры прав собственности, при которой можно было бы обеспечить максимизацию своего дохода или дохода контролирующих его групп не только за счет принуждения, но и с помощью добровольных платежей населения. В этом смысле основной функцией развитого государства, оправдывающей его существование, становится производство общественных благ, важнейшими из которых являются создание и защита формальных правил. Такая оценка роли государства была определяющей как в большинстве современных развитых стран, так и в развитых странах Древнего мира. Например, в законах царя Древнего Вавилона Хаммурапи (1792—1750 гг. до н. э.) — первом в истории наиболее полном своде государственных норм - выделяются группы правил, обеспечивающие в том числе охрану собственности, общие принципы функционирования правосудия, статус имущества, операции с недвижимостью. Дж. М. Бьюкенен в своей модели «общественного договора» предлагает некоторый комплексный подход к оценке появления контрактной модели государства, создаваемого на основе договора, в рамках которого полномочия по оформлению и защите прав собственности ему делегируются, а уплата налогов рассматривается как обязанность граждан. Предложенная им схема выглядит следующим образом. На первом этапе происходит «естественное распределение» благ, которое определяется усилиями, затрачиваемыми индивидами на захват и удержание ограниченных ресурсов. На втором этапе становится возможным заключение соглашений и возникает конституционный договор, предметом которого является «государство защищающее», т.е. определяются права собственности и права свободы индивидов и государства, функцией последнего становится защита этих прав. Наконец, третий этап — «постконституционный договор», или договор о «государстве производящем». На этом этапе устанавливаются правила, по которым государство должно осуществлять процесс регулирования, занимаясь производством общественных благ. В зависимости от понимания интересов групп, представляющих государство, можно сформулировать и отличающиеся определения государственного регулирования. В рамках концепции, предусматривающей реализацию государством общественного интереса, остановимся в качестве базового на определении, предложенном И. Дэн Хэртогом: «...регулирование — это применение юридических инструментов для достижения целей социально-экономической политики, что предполагает принуждение государством частных лиц и организаций действовать предписанным образом под угрозой применения санкций». Подход, отражающий концепцию государственного патернализма, можно найти в следующем определении: «-Государственное регулирование экономики — воздействие государства в лице государственных органов на экономические объекты и процессы, а также участвующих в них лиц, которое осуществляется, чтобы придать процессам организованный характер, упорядочить действия экономических субъектов, обеспечить соблюдение законов, отстаивать государственные и общественные интересы». Такая оценка предполагает, по меньшей мере, непротиворечивость интересов государства и общества, которые в свете рассмотренных выше подходов вряд ли можно назвать идентичными, а несоответствия будут возникать на этапе постановки целей, заявленных и латентных, поскольку они формулируются не единым лицом, а разнородными группами экономических агентов. Государственное регулирование осуществляется, как уже упоминалось ранее, в целях выполнения государством своих функций, которые определяются изъянами экономической системы. Сточки зрения институционального подхода в рамках традиции К. Поланьи и В. Ойкена предлагается выделять два альтернативных вида хозяйственных систем: экономики рыночного и редистрибутивного типов. При этом развитие рыночной экономики с базовыми институтами частной собственности, обмена (иначе — купли-продажи), конкуренции и найма труда, в которой общественно признанным критерием эффективности является прибыль, не всегда успешно стимулируется за счет использования методов и трансплантации институтов, произошедших из коммунальной материально- технологической среды». Дж. Ю. Стиглиц приводит пример увеличения расходов государства в США на выплаты по социальному обеспечению пожилыхлюдей. Использование этого метода не привело к повышению благосостояния малообеспеченных пенсионеров, поскольку дети стали отказывать в прежней поддержке своим родителям. Государственная помощь быстро вытеснила частную. У американских детей отсутствовал свойственный коммунитарной идеологии институт эгалитаризма, предполагающий стремление к общественному равенству, поскольку первенство института конкуренции предполагает неравенство в доходах как естественную и необходимую норму. В свою очередь экономика редистрибутивного типа с институциональным базисом в виде общей собственности, использование которой требует постоянных согласований, координации действий участников хозяйственной деятельности и редистрибуции с непосредственным участием государства (аккумуляции — согласования — распределения благ), не всегда хорошо реагирует на регулирование с помощью инструментов, произошедших из рыночной институциональной надстройки. Следствием применения неправильных инструментов регулирования может стать сворачивание необходимых для повышения эффективности хозяйствования рыночных институтов в экономиках редистрибутивного типа или невозможность дополнения рыночной экономики целесообразными альтернативными институтами, способствующими быстрому преодолению кризисов или стагнации экономической системы. Государство Петра I взяло на себя регулирование всего, что было связано с процессами производства и распределения: от размещения предприятий и определения номенклатуры изделий до разработки правил ее реализации. Было введено более десятка государственных монополий на заготовку и сбыт определенной продукции; введены твердые государственные цены на поставляемые в казну товары.В данном случае усиление государственного вмешательства привело к повсеместному блокированию свободного, основанного на рыночной конъюнктуре предпринимательства и формированию административно- командной экономики на базе принудительного, а не наемного труда крепостных рабочих. Так, промышленный подъем в условиях коммунитар- ной идеологии и коллективизма стимулировал возвращение к традиционному обществу восточного типа. Тем не менее какова бы ни была степень «институциональной конкуренции», государство, вмешиваясь в экономику рыночного типа, не может изменить ее природу и остается субъектом рынка. В нерыночных экономиках государственное регулирование всегда будет оказывать решающее воздействие на ход экономического развития.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 877; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |