Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы экономической оценки инвестиций

8.4.1. Традиционные методы оценки инвестиций

 

Это срок окупаемости и простая(годовая) норма прибыли, которые широко использовались до распространения дисконтированных оценок.

Метод расчета срока окупаемости инвестиций заключается в определении необходимого периода времени, за который ожидается возврат вложенных средств за счет доходов, полученных от реализации инвестиционного проекта. При чем применяется два подхода при расчете срока окупаемости:

Первый подход заключается в том, что сумма первоначальных инвестиций делится на величину годовых поступлений. Этот подход применяют в случаях когда денежные поступления равны по годам.

Например: проект предполагает объем инвестирования в сумме 100 млн. рублей, а затем ожидается получение ежегодного дохода в размере 20 млн. рублей в течение 10 лет. В этом случае период окупаемости составит 5 лет (100: 20), т.е. ожидается, что сумма первоначальных инвестиций будет возвращена за 5 лет, а следующие 5 лет инвестор будет получать чистый доход от этих инвестиций.

Второй подход расчета срока окупаемости предусматривает нахождение величины денежных поступлений от реализации инвестиционного проекта нарастающим итогом.

Например: проект предполагает объем инвестирования 100 млн. рублей, а поступление доходов от его реализации по годам составляет:

1 год -10 млн. рублей;

2 год – 25 млн. рублей;

3 год -30 млн. рублей;

5 год -35 млн. рублей;

6 год -40 млн. рублей;

и т.д.

В этом случае срок окупаемости подсчитывается путем суммирования годичных поступлений до тех пор, пока результат не станет равным сумме инвестиций и составит 4 лет (10 +25 + 30+ 35 +40).

К недостаткам метода следует отнести то, что он игнорирует период освоения проекта, отдачу от вложенного капитала, а также не учитывает различий в цене денег во времени и денежные поступления после возврата инвестиций.

Метод расчета средней нормы прибыли (метод бухгалтерской рентабельности инвестиций) заключается в определении средней нормы прибыли путем деления прибыли, полученной от бухгалтерской отчетности, к средней величине инвестиций и сравнении ее с расчетной нормой прибыли, или средней по отрасли. При этом может рассчитываться норма прибыли на основе чистой прибыли или валовой прибыли. Чаще используется величина чистой прибыли, т.к. она лучше характеризует ту выгоду, которую получат владельцы предприятия и инвесторы. Что же касается величины инвестиций, по отношению к которой находят рентабельность, то ее определяют как среднюю между стоимостью активов на начало и конец расчетного периода.

 

где: П –прибыль предприятия;

Сан – стоимость активов на начало года;

Сак – стоимость активов на конец года.

Для оценки инвестиций часто используются еще две нормы прибыли:

- на полный используемый капитал;

- на акционерный капитал.

 

 

Где: НПпк- норма прибыли на полный капитал;

Нпак - норма прибыли на акционерный капитал;

ЧП – чистая прибыль;

К, Ка – соответственно полный и акционерный капитал.

Однако норма прибыли зависит не только от величины авансированного капитала, но и от его строения. Она будет выше там, где больше удельный вес переменного капитала во всем авансированном капитале. Тем не менее предприятие не отказывается от внедрения новых машин и оборудования, но при этом стремится всемерно экономить на постоянном капитале. На норму прибыли оказывает влияние и скорость оборота капитала: чем больше оборотов совершает капитал в течение года, тем выше норма прибыли.

Полученные расчетные показатели нормы прибыли сопоставляются с установленными для фирмы. Проект считается приемлемым, если расчетный уровень нормы прибыли превышает величину, принятую инвестором за базу сравнения (стандартную).

 

8.4.2. Методы оценки инвестиций основанные на дисконтировании

 

Показатели народнохозяйственной экономической эффективности отражают эффективность проекта с точки зрения интересов всего народного хозяйства в целом, а также для участвующих в осуществлении проекта регионов (субъектов Федерации), отраслей, организаций и предприятий. Сравнение различных проектов (вариантов проекта), предусматривающих участие государства, выбор лучшего из них и обоснование размеров и форм государственной поддержки проекта производится по наибольшему значению показателя интегрального народнохозяйственного экономического эффекта – чистый дисконтированный доход (ЧДД). Он определяется как сумма текущих эффектов за весь расчетный период, приведенная к начальному шагу, или как превышение интегральных результатов над интегральными затратами. Если в течение расчетного периода не происходит инфляционного изменения цен или расчет производится в базовых ценах, то величина ЧДД для постоянной нормы дисконта вычисляется по формуле:

где Rt-результаты, достигаемые на t-м шаге расчета;

Зt – затраты, осуществляемые на том же шаге;

Т – горизонт расчета (равный номеру шага расчета, на котором производится ликвидация объекта);

Эt = (R-Зt) – эффект, достигаемый на t-м шаге;

Е – норма дисконта, равная приемлемой для инвестора норме дохода на капитал;

Dt – денежные доходы по шагам расчетного периода;

Иt – инвестиции по шагам расчетного периода.

Если ЧДД инвестиционного проекта положителен, проект является эффективным (при данной норме дисконта) и может рассматриваться вопрос о его принятии. Чем больше ЧДД, тем эффективнее проект. Если инвестиционный проект будет осуществлен при отрицательном ЧДД, инвестор понесет убытки, т. е. Проект неэффективен.

С ЧДД тесно связан индекс доходности. Он строится из тех же элементов и его значение связано со значением ЧДД: если ЧДД положителен, то ИД>1, и наоборот. Если ИД>1, проект эффективен, если ИД<1- неэффективен.

Индексы доходности (profitability index — PI)

Одним из факторов, определяющих величину чистой текущей стоимости проекта, является масштаб деятельности, который в свою оче­редь определяется величиной инвестиций, объемом производства, и продаж. Поэтому большее значение NPV не всегда будет соответ­ствовать более эффективному использованию инвестиций. В такой си­туации целесообразно рассчитывать индексы доходности.

В методическом отношении индекс доходности напоминает пока­затель «простой нормы прибыли» («коэффициент эффективности ка­питальных вложений»). Но по экономическому содержанию это со­вершенно иной показатель, так как в качестве дохода от инвестиций выступает не чистая прибыль, а денежный поток.

Критерия PI (ИД) характеризует доход на единицу затрат; именно этот кри­терий наиболее предпочтителен, когда необходимо упорядочить не­зависимые проекты для создания оптимального портфеля в случае ограниченности общего объема инвестиций.

Индексы доходности характеризуют относительную «отдачу про­екта» на вложенные в него средства. Они могут рассчитываться как для дисконтированных, так и для не дисконтированных денежных по­токов.

Виды индексов доходности

1. Индекс доходности затрат — отношение суммы денежных притоков (накопленных поступлений) к сумме денежных оттоков (накопленным платежам):

2. Индекс доходности дисконтированных затрат — отношение суммы дисконтированных денежных притоков к сумме дисконтиро­ванных денежных оттоков:

3. Индекс доходности инвестиций — отношение суммы элемен­тов денежного потока от операционной деятельности к абсолютной величине суммы элементов денежного потока от инвестиционной деятельности:

4. Индекс доходности дисконтированных инвестиций — отно­шение суммы дисконтированных элементов денежного потока от операционной деятельности к абсолютной величине суммы дискон­тированных элементов денежного потока от инвестиционной деятель­ности:

Эти показатели позволяют определить, в какой мере возрастает доход инвестора в расчете на 1 руб. инвестиций.

Критерий эффективности инвестиций по ИД:

— если ИД > 1 — инвестиционный проект эффективен;

— если ИД < 1 — инвестиционный проект неэффективен;

— если ИД – 1 — аналогично ЧДД.

Сравнивая показатели ИД и NPV, следует обратить внимание на то, что результаты оценки эффективности инвестиций с их помощью находятся в прямой зависимости: с ростом абсолютного значения NPV возрастает и значение ИД, и наоборот. Более того, при NPV = О ИД = 1. Это означает, что любой из них может быть использован как критерий целесообразности реализации инвестиционного проекта. При сравни­тельной оценке следует рассматривать оба показателя, так как они по­зволяют инвестору с разных сторон оценить эффективность инвестиций.

Пример 4.1.: Предприятие решило увеличить выпуск продукции, для чего планирует приобрести за счет кредита новую технологическую линию за 100 миллионов рублей, под 20 % годовых сроком на 5 лет. Увеличение оборотного капитала потребует 20 миллионов рублей.

На приобретение сырья для производства новой продукции в 1-й год будет израсходовано 25 миллионов рублей, расходы будут увеличиваться на 2,5 миллиона рублей ежегодно. Затраты на оплату труда рабочих в 1-й год увеличатся на 20 миллионов рублей, в последующие годы будут увеличиваться на 1 миллион рублей ежегодно. Прочие постоянные затраты составят 1 миллион рублей.

Объемы реализации новой продукции по годам составят:

1-й год-9000 изделий, 2-й год-9000 изделий, 3-й год-8500 изделий, 4-й год-10000 изделий, 5-й год-7500 изделий. Цена реализации составит 10000 рублей за единицу изделия и будет увеличиваться на 1000 рублей ежегодно.

Возврат основной суммы кредита предусматривается равными долями. Норма дохода на капитал принимается равной 15 %, налог на прибыль 24 %. Рассчитаем эффективность вложения инвестиций, т.е. определим ЧДД, ИД и ВНД проекта.

 

Решение:

Таблица 4.1.

  Показатели год
1-й 2-й 3-й 4-й 5-й
1. инвестиционная деятельность
1.1. Стоимость технологической линии (млн. руб.) -100 - - - -
1.2. Прирост оборотного капитала (млн. руб.) -20 - - - -
1.3. Итого инвестиций (млн. руб.)   - - - -
2. операционная деятельность
2.1. Объем реализации          
2.2. Цена за единицу продукции          
2.3. Выручка от реализации (млн. руб.)          
2.4. Заработная плата рабочих (млн. руб.)          
2.5. Стоимость сырья (млн. руб.)   27,5   32,5  
2.6. Прочие постоянные издержки (млн. руб.)          
2.7. Амортизация (млн. руб.)          
2.8. Проценты по кредитам (млн. руб.). (20 % годовых)          
2.9. Прибыль до вычета налогов (млн. руб.)   13,5   45,5  
2.10. Налог на прибыль (24%) 3,36 3,24 4,08 10,92 5,04
2.11. Проектируемый чистый доход (млн. руб.) 10,64 10,26 12,92 34,58 15,96
2.12. Чистый приток от операционной деятельности (млн. руб.) 30,64 30,26 32,92 54,58 35,96
3. Основные показатели эффективности проекта
3.1. Эффективность от инвестиционной деятельности(млн. руб.) -120 - - - -
3.2. Эффективность от операционной деятельности(млн. руб.) 30,64 30,26 32,92 54,58 35,96
3.3. Поток реальных денег(млн. руб.) -89,36 30,26 32,92 54,58 35,96
3.4. Коэффициенты дисконтирования при Е=15% 0,8695 0,7562 0,6575 0,5717 0,4972
3.5. Дисконтированный поток реальных денег(млн. руб.) -77,7 22,88 21,65 31,2 17,88
  ЧДД проекта при Е= 15% (млн. руб.) 15,91

 

ЧДД проекта =15,91 млн. рублей.>0

 

Внутренняя норма доходности — ВНД (internal rate of return, IRR — внутренняя норма прибыли) — является наиболее сложным и совершенно новым показателем для нас с позиции механизма его рас­чета.

Внутренняя норма доходности — это норма дисконта Евн, при ко­торой величина дисконтированных доходов от инвестиционного про­екта равна дисконтированной стоимости инвестиций, т.е. NPV =О и инвестиции являются окупаемой операцией. Это означает, что предполагается полная капитализация полученных чистых доходов, т.е. все образующиеся свободные денежные средства должны быть реинве­стированы либо направлены на погашение внешней задолженности. ВНД, по существу, уровень окупаемости инвестиций опре­деляется из решения следующего уравнения:

Если NPV дает ответ на вопрос, является ли инвестиционный про­ект эффективным при некоторой заданной норме дисконта Е, то ВНД определяется в процессе расчета и затем сравнивается с требуемой инве­стором нормой дохода на вкладываемый капитал. Если индекс доходно­сти показывает уровень эффективности при одном ограничении — при принятой норме дисконта, то ВНД лишена этого ограничения.

Существует ряд трактовок понятия ВНД. С одной стороны, пока­затель ВНД определяет максимальную ставку платы за привлеченные источники финансирования, при которой проект остается безубыточ­ным. ВНД равняется максимальному проценту за кредит, который мо­ому выплатить вместе с процентами за срок, равный горизонту расчета, при условии, что весь проект осуществляется только за счет этого креди­та (без собственных средств). С другой стороны, его можно рассматри­вать как минимальный гарантированный уровень прибыльности инве­стиционных затрат. Если ВНД превышает среднюю стоимость капитала в данной отрасли с учетом инвестиционного риска конкретного про­екта, то этот проект может быть рекомендован к реализации.

ВНД показывает максимальный уровень затрат, кото­рый может быть ассоциирован с данным проектом, т.е. если цена капи­тала, привлекаемого для финансирования проекта, больше ВНД, то проект может быть выполнен только в убыток, а следовательно, его надо отвергнуть.

Внутренняя норма доходности обычно находится методом итера­ционного подбора значений ставки дисконта по формуле:

Где:

ПЗ = положительное значение ЧДД при низкой ставке процента Е1 ;

ОЗ – отрицательное значение чистой текущей стоимости при высокой норме процента Е2 ;

 

Пример: Тот же проект, таблица 4.2., продолжим расчет ЧДД, пока его значение не станет отрицательным:

 

Продолжение таблицы 4.2.

3. Основные показатели эффективности проекта
3.1. Эффективность от инвестиционной деятельности(млн. руб.) -120 - - - -
3.2. Эффективность от операционной деятельности(млн. руб.) 30,64 30,26 32,92 54,58 35,96
3.3. Поток реальных денег(млн. руб.) -89,36 30,26 32,92 54,58 35,96
3.4. Коэффициенты дисконтирования при Е=15% 0,8695 0,7562 0,6575 0,5717 0,4972
3.5. Дисконтированный поток реальных денег(млн. руб.) -77,7 22,88 21,65 31,2 17,88
  ЧДД проекта при Е= 15% (млн. руб.) 15,91
3.6. Коэффициенты дисконтирования при Е= 20% 0,8333 0,6944 0,5787 0,4822 0,4018
3.7. Дисконтированный поток реальных денег при Е=20% (млн. руб.) -74,46 21,01 19,05 26,31 14,45
  ЧДД проекта при Е= 20% (млн. руб.) 6,36
3.8. Коэффициенты дисконтирования при Е= 30% 0,7692 0,5917 0,4551 0,3501 0,2693
3.9. Дисконтированный поток реальных денег при Е=30% (млн. руб.) -68,73 17,9 14,98 19,1 9,68
  ЧДД проекта при Е= 30% (млн. руб.) -7,07

 

При ставке процента Е1 =20 %, ЧДД проекта еще положителен, при ставке процента Е2 =30 %, ЧДД проекта уже отрицателен, значит внутренняя норма доходности проекта находится между 20 % и 30 %.

Однако этот процесс является трудоемким.

Поэтому для расче­тов ВНД используют специальные финансовые калькуляторы и пакет прикладных программ EXCEL

Область использования ВНД:

13. Критерий оценки инвестиционного проекта:

— для альтернативных проектов чем выше ВНД, тем больше эф­фективность инвестиций (выбирается вариант с максимальным ВНД);

— для одного инвестиционного проекта:

а) собственные инвестиции ЕВН > Е;

б) заемные инвестиции ЕВН > I — инвестиции эффективны;

в) Евн =I – доходы только окупят инвестиции;

г) Евн < I — инвестиции убыточны.

2. Ранжирование инвестиционных проектов при условии их сопо­ставимости → max. Проекты с максимальной величиной ВНД более привлекательны, так как потенциально способны выдерживать боль­шие нагрузки на инвестированный капитал, связанные с возможным повышением его стоимости.

3. Индикатор степени риска (оценка устойчивости проекта): чем больше ВНД превышает принятую норму дисконта (чем больше раз­ность ВНД – Е), тем больше «запас прочности проекта». Проекты с мак­симальной величиной ВНД более привлекательны, т.е. потенциально способны выдерживать большие нагрузки на инвестированный капи­тал, связанные с возможным повышением его стоимости.

ВНД является индивидуальным показателем конкретного проек­та, представленного не только данной суммой затрат, но и потоком доходов, индивидуальным по величине члена потока и очередности их возникновения.

 

 

Тема 10. Региональная экономическая политика

10.1. Концептуальные основы

и целевые установки регулирования

Сохранение территориальной целостности любого государства обеспечивается не только укреплением границ и созданием идео­логических предпосылок для единства, но и ликвидацией глубоких региональных различий в уровнях жизни и условиях предпринима­тельства. Обсуждая проблемы развития регионов, стоит вспомнить известную арабскую поговорку: «Караван идет со скоростью само­го медленного верблюда».

В 1950—1960-е гг. в странах с развитой рыночной экономикой законодательное оформление получила новая форма государст­венного регулирования — региональная экономическая политика, ставшая проявлением ростадифференциации регионов при прове­дении экономических реформ в условиях усиливающегося разде­ления труда и глобализации рынков. Сегодня в России, располо­женной на значительной территории, региональный фактор также играет весьма существенную роль в государственно-политическом устройстве и социально-экономическом развитии.

Объективной предпосылкой становления такой формы регули­рования является структурная неоднородность пространства в природно-географическом, ресурсном, экономическом или соци­ально-политическом аспектах (рис. 10.1). Региональная политика является сферой деятельности государства в области системного решения проблем отдельных территорий страны и пространствен­ного размещения производственных ресурсов, а по существу ста­новится политикой перераспределения доходов для повышения экономической активности и улучшения условий жизни населе­ния регионов.

Рис. 10.1. Причины пространственного неравенства

 

Теоретические основы пространственного размещения произ­водственных ресурсов были заложены в рамках исследований:

1) И. фон Тюнена (1826) с его «кольцами размещения сельско­хозяйственной деятельности»;

2) В. Лаунхардта (1882), предложившего метод местонахожде­ния пункта оптимального размещения промышленного предприя­тия относительно источников сырья и рынков сбыта — метод лока­ционного треугольника;

3) А. Вебера (1909), создавшего детальную классификацию факторов размещения;

4) А. Смита, Д. Рикардо, Э. Хекшера, Б. Олин (теории междуна­родной торговли);

5) В. Кристаллера (1933), автора теории центральных мест, ос­нованной на выявленной тенденции к оформлению с течением времени зон обслуживания и сбыта в правильные шестиугольники (пчелиные соты);

6) А. Лёша (1940), сформулировавшего модель пространствен­ного экономического равновесия;

7) У. Айзарда (1956) — идеолога региональной науки как неко­торого синтетического направления и основателя Ассоциации ре­гиональной науки, а также его последователей;

8) Ф. Перру (1949), выдвинувшего теорию полюсов роста — пространственных ареалов, где следует размещать предприятия лидирующих отраслей, способных создать «зону развития» в реги­оне и инициировать рост на своей периферии;

9) российских и советских ученых: Н.Н. Колосовского (1947) с концепцией экономического районирования, Н.Н. Некрасова — идеолога и научного руководителя разработки Генеральной схемы размещения производительных сил СССР, М.К. Бандмана, раз­вившего теорию территориально-производственных комплексов и основавшего научную школу в Новосибирске; Р.И. Шнипера, А.Г. Гранберга, В.Н. Лексина и др.

Понятие «региональная политика» используется при характе­ристике следующих отношений:

1) между разными пространственными уровнями государ­ственной власти (например, федеральным центром, субъектами Федерации или органами местного самоуправления);

2) вмешательства центральных органов государственной влас­ти в развитие отдельных территориальных образований с целью преодоления существенных региональных различий;

3) собственной политики субъектов Федерации.

Учитывая различия в понимании проблемного поля, а также субъектов и объектов регулирования экономического простран­ства регионов, в дальнейшем будем рассматривать региональную политику во втором значении.

Целями региональной политики являются организация и упоря­дочение национального экономического пространства, предпола­гающие поиск баланса между размещением производства и систе­мой расселения, с учетом наиболее эффективного использования экономических возможностей всех регионов и укрепления эконо­мических основ территориальной целостности и социально-поли­тической стабильности страны в соответствии с избранной страте­гией развития.

В СССР региональная политика осуществлялась посредством плано­вых, нормативных действий в рамках территориальных схем размещения производственных предприятий и развития производительных сил как комплекса государственных мер, регулирующих социально-экономиче­ское развитие территорий. Во время перестройки 1980-х гг. имели мес­то попытки изменения подходов к ее реализации — ставились задачи ре­гионального самоуправления, самофинансирования и самоокупаемости, территориального хозрасчета, но сущностные основы региональной по­литики остались неизменными.

Концептуальный подход изменился в 1990-е гг., поскольку политичес­кая и экономическая дезинтеграция обусловила необходимость разработ­ки новой модели региональной политики, основанной на более полном учете интересовтерриториальныхобразований. В 1991 — 1993 гг., вуслови- ях острого экономического и политического кризиса федеральное прави­тельство пыталось дискреционными мерами (от предоставления налич­ности до принятия специальных указов и постановлений по отдельным регионам) ликвидировать наиболее опасные очаги региональной полити­ческой напряженности.

В 1993 г. было создано Министерство по делам национальностей и ре­гиональной политики РФ. Для разработки идеологии и концепции ре­гиональной политики были задействованы государственные и негосу­дарственные структуры: Аналитический центр при Президенте РФ, Межведомственная комиссия при Правительстве РФ, Рабочая группа по региональной политике Совета безопасности, Совет по изучению произ­водительных сил (СОПС) при Министерстве экономического развития и торговли РФ, Институт экономики РАН, а также представительные орга­ны власти — комитеты Совета Федерации и Государственной Думы РФ.

Судьба «регионального» министерства весьма поучительно и наглядно показывает отношение к региональной политике в постсоветской Рос-

10 B.B. Мельников

сии. В марте 1996 г. оно было реорганизовано в Министерство РФ по де­лам национальностей и федеративным отношениям, в апреле 1998 г. — в Министерство региональной и национальной политики РФ, в сентябре 1998 г. — разделено на Министерство региональной политики РФ и Ми­нистерство национальной политики РФ. В мае 1999 г. Министерство регио­нальной политики РФ после передачи части функций преобразовано в Го­сударственный комитет РФ по делам Севера, который в мае 2000 г. также был упразднен. Воссоздание Министерства регионального развития РФ с перепоручением ему всех вопросов ЖКХ произошло в сентябре 2004 г.

Отдаленность этих структур на момент формирования от проблем эф­фективного пространственного размещения производственных ресурсов страны трудно поставить под сомнение.

В качестве возможных задач региональной политики, обсужда­емых в последние годы, укажем следующие:

• повышение конкурентоспособности регионального произ­водства;

• достижение сбалансированности в развитии объектов регу­лирования: позитивная динамика одного из компонентов не должна вести к дисбалансу остальных;

• реструктуризация старопромышленных и аграрных районов;

• поиск направлений специализации приграничных районов;

• изменение территориального разделения труда;

• обеспечение равных гарантий реализации прав и свобод во всех регионах;

• сокращение значительных различий в социально-экономи­ческом развитии территорий (региональное выравнивание);

• приоритетное развитие отдельных регионов;

• создание «полюсов роста» и зон эффективного предприни­мательства;

• определение «точек роста» во всех регионах;

• упорядочение миграции населения (расселение беженцев, переселенцев и демобилизованных военнослужащих и т.п.);

• комплексная экологическая защита регионов и сохранение рекреационных территорий;

• поддержка малочисленных народностей;

• усиление межрегиональной экономической интеграции.

В целях различия объектов регулирования при проведении ре­гиональной политики выделяют четыре основных направления ре­гиональной политики:


1) традиционное направление, задача которого состоит в со­кращении различий в уровнях развития отдельных частей страны, а механизм реализации базируется на помощи менее благополучным регионам;

2) региональный аспект отраслевых политик центрального пра­вительства, которые направлены на решение различных отрасле­вых задач, но при этом оказывают большое влияние на перспекти­ву развития различных регионов страны;

3) межинституциональное направление политики центрально­го правительства как решение проблемы взаимоотношений между разными пространственными уровнями власти, включая вопросы финансовых потоков от центрального правительства к местным и региональным властям (несвязанные трансферты на текущие рас­ходы);

4) интеграционная политика, направленная на усиление гори­зонтальных экономических и социальных связей в макрорегионах страны.

Объекты региональной политики определяются не только зада­чами, но и формой государственного устройства страны. В государ­ствах с унитарным устройством центральное правительство наде­лено правом вмешательства в экономику любой части своей тер­ритории, поэтому объектами региональной политики являются как территории в границах деятельности различных типов органов местного самоуправления, так и административные единицы (рай­оны, провинции, области, округа и т.д.), на которые разделена тер­ритория страны.

В странах с федеративным устройством действует несколько уровней государственной власти. При этом политику развития страны определяют, как правило, два уровня власти, полномочия которых закреплены на конституционной основе. Это позволяет приблизить государственную власть к населению и оперативнее решать проблемы социально-экономического развития общества. В то же время, чтобы не допускать конфронтации между разными уровнями государственной власти и не нарушать принцип равен­ства региональных властей во взаимоотношениях с федеральным центром, территории, на которые распространяются все полномо­чия региональных властей, как правило, редко являются объектом региональной политики федерального центра.

При прочих равных условиях объектом региональной политики является вся экономическая территория страны.

 

10.2. Методы и инструменты региональной политики

С точки зрения механизма регулирование взаимодействий с ре­гионами различают два основных типа регионального развития:

• экзогенное развитие (развитие за счет внешних факторов), которое осуществляется при сильном внешнем вмешатель­стве со стороны государственных органов власти в экономи­ку региона, в виде больших государственных инвестиций, субсидий, кредитов и предложения прочих льготных условий предприятиям и населению, в первую очередь для решения задач регионального выравнивания;

• эндогенное развитие (развитие за счет использования тех или иных естественных преимуществ территорий — уникальных природных ресурсов, выгодного ЭГП, накопленного произ­водственного потенциала, человеческого капитала и других внутренних факторов), которое происходит при слабом госу­дарственном вмешательстве в виде предоставления налого­вых льгот предпринимателям, устранении административ­ного контроля над бизнесом, сокращении доли государст­венной собственности в регионе, а также прочих косвенных инструментов государственного регулирования. Такое спон­танное, т.е. без государственного вмешательства, эндогенное развитие регионов — крайне редкое явление в мировой прак­тике.

Согласно оценкам различия в уровнях социально-экономического развития субъектов РФ в 2007 г. составили 53 раза.

Данную ситуацию для мировой практики федерализма можно назвать уникальной: по существу это означает, что в России отсутствуют дей­ственные механизмы государственного регулирования территориального развития. Стоит также заметить, что в России нет и федерального закона прямого действия, который бы регламентировал цели, задачи и механиз­мы региональной политики, что может свидетельствовать о переходе об­суждения региональных проблем исключительно в политическую плос­кость, с повторением ошибок перестройки в СССР конца 1980-х гг.

Учитывая успешный опыт зарубежных стран, в качестве идеала социального государства, который должен осуществляться на практике, можно было бы назвать унификацию условий жизни на территории Федерации. Тем не менее решения, направленные на сближение региональных показателей, могут обусловить и их ухуд­шение. В этой связи политика регионального развития должна основываться на приоритете принципов экономической эффек­тивности, а выравнивание должно рассматриваться в качестве дол­говременной тенденции. В частности, в качестве принципов поли­тики регионального выравнивания, сообразных рыночным спо­собам аллокации ресурсов, предлагаются следующие:

1) опора на собственные силы региона;

2) неприемлемость безусловного устойчивого перераспределе­ния средств «богатых» регионов и муниципалитетов в пользу бед­ных;

3) эффективность вложения средств как критерий федеральной поддержки;

4) предоставление поддержки в случае эффективности вложе­ний не только депрессивным регионам, но и регионам-донорам;

5) обеспечение социально приемлемого стандарта жизни насе­ления;

6) выбор объектов федеральной поддержки не только в регио­нах, но и в муниципалитетах;

7) приоритет интересов Федерации над интересами регионов;

8) приоритет перспективных интересов над текущими.

На практике можно выделить прямые и косвенные механизмы регулирования регионального развития.

Прямое государственное регулирование используются, когда ре­гиональные задачи экономического роста согласуются с общего­сударственной целью распространения передовых направлений НТП (создание технополисов, научных центров, наукоградов), а также при ликвидации последствий или необходимости предотв­ращения значительного экономического спада. При реализации этой формы в регионах создаются производственные и инфра­структурные объекты, находящиеся в государственной собствен­ности, финансируются общественные работы, активно использу­ется государственный заказ.

Косвенные механизмы регулирования используются преимуще­ственно в тех случаях, когда нет особой актуальности в научных ис­следованиях или потребности в срочной ликвидации последствий кризиса. При этом стимулируется внедрение известных техноло­гий (например, путем создания технопарков различного профиля), основное внимание уделяется субсидированию, налоговым льго­там, повышению информированности участников региональных рынков, а также поощрению долговременных связей между круп­ными и малыми предприятиями. Такая форма требует меньших государственных затрат и может софинансироваться региональ­ными и местными органами власти. Одновременно создается бла­гоприятная среда, стимулирующая ускоренное внедрение инно­ваций.

Методы региональной политики условно разделяются на микро­экономические — регуляторы адресного воздействия (табл. 10.1), макроэкономические — общенациональные регуляторы, воздей­ствующие на поведение многих экономических субъектов на оп­ределенных территориях (рис. 10.2), а также методы достижения координационного взаимодействия между различными юрисдик- циями (рис. 10.3). Традиционными макроинструментами являют­ся планирование, прогнозирование и формирование программ развития, уже рассмотренные в гл. 2. Кроме того, для региональной политики можно выделить группы финансовых, административ­ных и инфраструктурных методов и инструментов микроуровня.

Таблица 10.1 Микроэкономические методы и инструменты региональной политики
Направление воздействия Методы регулирования Инструменты регулирования
Политика воздействия на труд Переориентация труда на месте Создание учебных центров Обучение и переобучение Профориентация и т.д.
Пространствен­ное перемещение Компенсация затрат на отъезд Завоз необходимых грузов Информирование мигрантов Предоставление жилья Облегчение купли-продажи недви­жимости Трехсторонние (администрация, учредители, профсоюзы) договоры о партнерстве Поощрение локальных коллектив­ных договоров и др.

Окончание табл. 10.1
Направление воздействия Методы регулирования Инструменты регулирования
Политика воздействия на капитал Региональная дифференциация в налогообложе­нии и трансфертах Снижение локальных налогов Субсидии на оплату труда Субсидии на НИОКР и технологиче­скую информацию Налоговые скидки на землю, имуще­ство, ЗП и прибыль Субсидии на транспорт, энергию и др.
Административ­ный контроль Контроль над размещением частных фирм и государственных предприятий Внедрение бюджетирования, ориен­тированного на результат Смягчение таможенных правил Установление особых режимов ис­пользования региональной собст­венности Ослабление административных тре­бований к фирмам и пр.
Стимулирование капиталовложе­ний и иных инвестиций Гарантии займов Помощь в подготовке бизнес-планов и переориентации Физическая перестройка и перенос предприятий Создание транспортной и коммуни­кационной инфраструктуры, в том числе межрегиональной Распространение региональных цен­ных бумаг Помощь в установлении контактов с нужными внешнеторговыми парт­нерами Льготное кредитование и др.

 

Каких-либо специфических, чисто «региональных» методов и инструментов регулирования не существует. Но одни методы чаще применяются в практике центрального, а другие — в практике ре­гионального экономического управления. Иногда отмечается так­же ряд особенностей применения стандартных методов регулиро­вания на региональном уровне. По сути, региональная политика

Рис. 10.2. Подходы к использованию макроэкономических инструментов в регулировании регионального развития

 

комплексно использует инструментарий других направлений эко­номической политики исходя из выбранных объектов регулиро­вания.

Необходимым условием формирования успешной региональ­ной политики является установление границ компетенции по всем территориальным уровням управления на основе разграничения полномочий и доходов между центром, регионами и муниципаль­ными образованиями с определением круга задач каждого уровня. Необдуманная передача прав на использование инструментов в области монетарной или торговой политики от центра в регионы может чрезмерно усилить региональные власти, привести к значи­тельному росту их экономической и политической самостоятель­ности и создать предпосылки для возникновения дифференциа­ции значительно большей, чем первоначальная, т.е. создать эф­фект, прямо противоположный основной цели регулирования.

Чрезвычайно важно не допустить привыкания региональных властей к регулярному перераспределению в их пользу ресурсов из федерального и подконтрольных местных бюджетов, поскольку

Рис. 10.3. Процессы координации при проведении региональной политики

 

это лишает всех участников (и доноров, и реципиентов) стимулов к наращиванию эффективности управленческой и производствен­ной деятельности, а также вызывает устойчивый рост потребности во все большем объеме внешнего финансирования бюджетных расходов. Необходимо помнить о наличии и качестве институцио­нальных структур, которые должны были бы отвечать за передачу импульсов развития из лидирующих регионов на другие террито­рии в целях выравнивания уровней жизни. Отсутствие таковых бу­дет, несомненно, приводить к росту дифференциации.

Заметим также, что эффективность разграничения полномо­чий, включая финансовые, а следовательно, и применения регуля­тивных инструментов существенно ограничивается уровнем феде­ративных отношений и соци

 

 

 

Тема 11. Регулирование занятости

11.1. Теоретические подходы к методам и формам регулирования занятости

В экономической теории существуют различные теории, обо­сновывающие государственную политику в области занятости, ана­лизирующие причины безработицы и намечающие меры борьбы с ней.

Классическая теория рассматривает рыночные отношения как саморегулирующуюся экономику, обеспечивающую полную заня­тость, и провозглашает политику невмешательства со стороны государства. Наличие безработицы объясняется высоким уровнем заработной платы. Если рассматривать рынок труда как рынок обычного товара, то при условии, что цена на товар выше цены равновесия, возникает превышение предложения рабочей силы, т.е. безработица. Профсоюзы и коллективные договоры препят­ствуют колебаниям зарплаты на рынке и тем самым способству­ют росту безработицы.

Кейнсианская теория занятости базируется на том, что совокуп­ный спрос в обществе управляет объемом производства, а значит, и спросом на рабочую силу. Следовательно, безработица возни­кает из-за недостаточного спроса. Основным инструментом госу­дарства в борьбе с безработицей, по Кейнсу, является финансо­вая политика. Повышая государственные расходы, понижая на­логи, можно увеличить в экономике совокупный спрос. Это при­ведет к увеличению спроса на рабочую силу и соответственно к снижению уровня безработицы. Таким образом, кейнсианский анализ концентрируется вокруг проблемы совокупных расходов как основы, определяющей национальное производство и заня­тость. Простейшая кейнсианская модель показывает, что в эко­номике может возникнуть либо инфляция, либо безработица.

Связь между безработицей и инфляцией получила развитие и логическое обоснование в работах Филлипса (кривые Филлипса).

Возникновение такого явления в экономике в 70—80-е гг. XX в., как стагфляция (одновременный рост и безработицы, и инфляции), привело к необходимости пересмотреть теоретичес­кие положения относительно занятости.

В новых условиях хозяйствования роль государства в регули­ровании занятости заметно повышается и усложняется. Растет зна­чение государственного прогнозирования сдвигов на рынке тру­да для своевременного воздействия на возможные от проведения структурной, научно-технической, региональной политики по­следствия, ведущие к массовой безработице. Меры государствен­ного воздействия на рынок труда на национальном, региональном и муниципальном уровнях различаются в условиях стабильно фун­кционирующей рыночной экономики, в чрезвычайной ситуации для развитой рыночной экономики и в условиях становления эко­номики смешанного типа, что на современном этапе характерно для России. Вместе с тем существуют и универсальные ключевые элементы, лежащие в основе механизма государственного регули­рования занятости. К ним относятся:

• экономические методы (льготное кредитование и налогооб­ложение, бюджетная политика стимулирования предприни­мателей сохранять и создавать рабочие места, осуществлять профессиональное обучение кадров и т.п.);

• организационные методы (создание службы занятости и трудоустройства, информационной системы, обслуживаю­щей рынок труда, государственной системы профориента­ции, подготовки и переподготовки кадров и т.п.);

• административно-законодательные методы (регламентация порядка заключения трудовых договоров, продолжительно­сти рабочего времени, сверхурочных работ, введение обяза­тельных отчислений предпринимателей в национальные фонды по обеспечению занятости, определение квот на тру­доустройство, регулирование периода трудовой жизни и др.).

Меры государственного воздействия на рынок труда: в зависи­мости от области воздействия различают меры косвенного и пря­мого влияния.

Меры прямого, непосредственного воздействия осуществляют­ся путем реализации государственных программ, направленных на отдельные, специфические точки рынка труда, т.е. имеют выбо­рочную направленность и воздействуют в основном на динамику предложения труда.

Меры косвенного влияния направлены на поддержание или изменение условий хозяйствования и предполагают использова­ние макроэкономических рычагов воздействия (как правило, на условия регулирования спроса на труд).

В зависимости от выбора мер государственного воздействия в политике занятости можно выделить три варианта политики в об­ласти регулирования трудовых отношений: активный, умеренно- пассивный и пассивный. Активный вариант политики занятости предполагает интенсивное использование инвестиционной, фи­нансовой, кредитной, налоговой и бюджетной политики. Пассив­ный вариант политики занятости сводится в основном к содей­ствию в заполнении вакантных рабочих мест и выплате пособий по безработице в пределах, ограниченных финансовыми возмож­ностями органов занятости.

Основными путями решения проблемы занятости в регионе яв­ляются: регулирование развития системы рабочих мест; регулиро­вание спроса на рабочие места; развитие системы профессиональ­ной подготовки и переподготовки кадров.

В развитых странах Запада государственные расходы на про­граммы обеспечения занятости составляют заметную долю ВВП (2,0—5,5%). При этом важное место в инструментарии государ­ственной политики занимают меры активного регулирования, направленные на предупреждение возникновения массовой без­работицы. Следовательно, при разработке программ занятости важно обосновать соотношение активного и пассивного регули­рования, т.е. важно не просто выделить средства, но и определить, кому отдавать деньги.

Специфическим для современной России фактором является снятие административных, правовых и экономических ограниче­ний, препятствующих свободной продаже рабочей силы, а имен­но: отмена института прописки, развитие рынка жилья, преодо­ление монополизма государственной собственности, развитие механизма государственного регулирования занятости населения.

Важным моментом государственного воздействия на пробле­му занятости может стать введение в практику государственного воздействия на экономику экспертизы инвестиционных проектов, реализуемых с привлечением средств государственного бюджета, по критерию влияния их на уровень занятости в стране и регионе.

В связи с этим необходимо применять механизм экономичес­кого стимулирования работодателей за проведение таких мероп­риятий, как: сохранение квалифицированного персонала, созда­ние новых рабочих мест, поощрение частных инвестиций, направ­ленных на создание новых рабочих мест. Большое внимание в период структурной трансформации экономики должно уделять­ся реализации мероприятий, направленных на решение вопросов вторичной занятости, сезонной занятости женщин и молодежи, развитию системы профессиональной ориентации подростков, поддержке молодежного и женского предпринимательства и за­нятости, проблеме трудоустройства беженцев и вынужденных переселенцев.

Общественные работы как один из путей решения проблемы без­работицы. Общественные работы могут стать одним из действен­ных методов трудоустройства безработных и важным инструмен­том смягчения социальной напряженности. Сдерживающим фактором в развитии общественных работ стали изменения, вне­сенные в Положение об организации общественных работ, соглас­но которым безработные граждане на период участия в обществен­ных работах снимаются с учета в органах службы занятости. По­этому для многих работодателей и безработных новые условия участия в общественных работах стали менее привлекательными. Отрицательно сказывается на участии в общественных работах продолжительная задолженность по выплате пособия, несвое­временная выплата заработной платы, ограниченность перечня ви­дов общественных работ.

Можно выделить следующие направления развития системы общественных работ:

• совершенствование нормативно-правовой базы организации общественных работ;

• расширение перечня общественных работ;

• предоставление налоговых льгот работодателям, организу­ющим общественные работы;

• полное информирование незанятого населения, работодате­лей, органов местного самоуправления по вопросу участия в общественных работах;

• повышение заработной платы на рабочих местах в сфере общественных работ.

Дальнейшее развитие общественных работ существенно сдерживается из-за несовершенства нормативно-правовой базы. Гражданам, направленным на общественные работы, необходимо сохранять пособие по безработице и не снимать их с учета; сле­дует также установить действенные налоговые льготы, повыша­ющие заинтересованность работодателей в организации обще­ственных работ. Представляется необходимым также принять федеральную программу общественных работ: как известно, имен­но национальный размах общественных работ во многом способ­ствовал выводу из кризиса экономики и значительному сокраще­нию армии безработных в годы Великой депрессии в США.

13..2. Роль малого бизнеса в решении проблемы занятости населения

Перспективным направлением обеспечения высокого уровня занятости населения является развитие малого бизнеса. Главной особенностью малого бизнеса выступает незначительный размер предприятий, что делает их, с одной стороны, гибкими, а с дру­гой — незащищенными перед форсмажорными обстоятельствами. Малые предприятия сильно подвержены внешним воздействиям, что нередко приводит их к краху. Ограниченность имуществен­ных и финансовых ресурсов, небольшие размеры уставного капи­тала, недостаточная информированность, отсутствие эффективно­го механизма судебной защиты негативно сказываются на разви­тии малых предприятий.

Среди мероприятий, направленных на поддержку малого биз­неса, следует особо выделить расширение доступа малого пред­принимательства к финансовым ресурсам путем использования механизмов лизинга и франчайзинга.

Преимущества лизинга как формы финансирования про­изводства заключаются в том, что для максимизации конечных результатов деятельности предприятия важно не право собствен­ности на средства производства, а право их использования для получения дохода. Преимущества лизинга особенно ярко прояв­ляются в отраслях с высокой долей основного капитала.

Прогрессивной формой организации и развития малого биз­неса служит франчайзинг, при котором один предприниматель предоставляет другому право использовать свои средства индиви­дуализации (фирменное наименование, коммерческое обозначе­ние, товарный знак), передает ему охраняемую коммерческую ин­формацию (ноу-хау) и оказывает консультационное содействие в организации бизнеса. Быстрое распространение франчайзинга объясняется его пластичностью и гибкостью, обусловленной спо­собностью малого предприятия, вооруженного современными ме­тодами ведения бизнеса, технологиями и инфраструктурой, бы­стро адаптироваться к меняющимся условиям рынка.

В качестве рычагов поддержки малого предпринимательства на региональном уровне используются:

• установление льготного налогообложения, прямого финан­сирования и кредитования малых предприятий;

• передача на уровень органов местного самоуправления ос­новных полномочий по распределению собственности (по­мещений, зданий), финансовых средств с целью повышения заинтересованности местных органов в расширении доход­ной базы путем увеличения налоговых поступлений от ма­лых предприятий и развития малого бизнеса на своей тер­ритории;

• создание системы региональных маркетинговых центров в субъектах Российской Федерации с целью развития прямых межрегиональных связей и производственной кооперации субъектов малого бизнеса;

• совершенствование и дальнейшее развитие новых органи­зационно-правовых форм малых предприятий;

• обеспечение малых предприятий квалифицированными информационными, консалтинговыми и образовательными услугами через систему специализированных территориаль­ных структур поддержки.

Переподготовка кадров традиционно рассматривается как важ­нейшее условие динамичного развития экономики. Более того, для развитых стран, переходящих к информационной экономике, под­держание высокой квалификации рабочей силы и выход ее на более высокий качественный уровень приобретает характер импе­ратива. Для сохранения высокой квалификации переподготовка в современных условиях превращается в перманентный процесс.

Приоритетом государственной политики занятости в территори­альном разрезе становится содействие занятости и профессиональ­ному обучению безработных в тех регионах, где происходит рест­руктурирование или ликвидация градообразующих предприятий.

В настоящее время подобные категории безработных лишены должного внимания со стороны Федеральной службы занятости, а значительная часть ресурсов фонда занятости населения расхо­дуется на оказание помощи менее уязвимым категориям безработ­ных или на реализацию программ с низкой финансовой эффек­тивностью.

Ключевым элементом нового подхода к политике занятости является повсеместное внедрение современных методов профили­рования безработных, получивших широкое распространение в практике служб занятости развитых стран. Профилирование по­зволяет с помощью специальных обследований выявлять катего­рии безработных, которые нуждаются в наибольшем внимании со стороны службы занятости, а также реализовывать эффективные подходы к решению проблем таких безработных, адаптированные с учетом их «профиля».

Для реализации политики занятости населения в России со­здана Федеральная служба занятости. Аналогичные службы фун­кционируют в регионах страны. В краях, областях, автономных округах, городах Москве и Санкт-Петербурге образованы центры занятости населения. Имеются центры занятости населения в рай­онах и городах.

Задачи службы занятости в регионе: анализ и прогнозирова­ние спроса и предложения на рабочую силу; сбор и обработка ин­формации о состоянии рынка труда; учет свободных мест и граж­дан, обращающихся по вопросам трудоустройства; консультации о возможностях получения работы и обеспечения рабочей силой, о требованиях, предъявляемых к профессиям и работникам, и по другим вопросам, связанным с обеспечением занятости; оказа­ние услуг по трудоустройству; регистрация безработных, оказа­ние помощи им, включая выплату пособий; организация разра­ботки программ занятости с предусмотренными в них мерами со­циальной защиты различных групп населения; содействие в решении вопросов, связанных с обеспечением занятости населе­ния; организация профессионального обучения и переобучения граждан.

 

 


[1] Макроэкономические модели планирования и прогнозирования. / Пер. с англ. и франц. М.: Статистика, 1970. С. 22—32.

[2] Староверова Г.С. Экономическая оценка инвестиций: учебное пособие/- М.: КНОРУС, 2006.- с.10

[3] Словарь современной экономической теории Макмиллана. М.: Инфра-М, 1997

[4] Розенберг Д. М. Инвестиции. Терминологический словарь. М.: Инфра-М, 1997

[5] Финансы. Оксфордский толковый словарь. М.: Весь мир,1997

[6] Бернар И.Колли Ж. К. Толковый экономический и финансовый словарь. Т. П. Ц.: Международные отношения, 1994.

[7] Шарп У. Ф., Александер Г. Дж., Бэйли В. Дж. Инвестиции. М.: Инфра-М, 1997

[8] Банковская система России: Т.-3. М.: ДеКА, 1995

[9] Гитман Л. Дж., Джонк М. Д. Основы инвестирования. М.: Дело,1997

[10] Виленский П. Л., Лившиц В. Н.., Смоляк С. А.. Оценка эффективности инвестиционных проектов: Теория и практика: Учебное пособие.-3-е издание. Испр. и доп.-М.: Дело,2004

[11]Гришина.И, Шахназаров А.,Ройэман И. Комплексная оценка инвестиционной привлекательности и инвестиционной активности российских регионов. –ivr. nm. ru.

.

[12] Иванов Н. И. Государственное регулирование инвестиционной деятельности в регионе. СПб.:Астерион. 2005. с.117-118

[13] Гришина.И, Шахназаров А.,Ройэман И. Комплексная оценка инвестиционной привлекательности и инвестиционной активности российских регионов. –ivr. nm. ru.

[14] Гришина.И, Шахназаров А.,Ройэман И. Комплексная оценка инвестиционной привлекательности и инвестиционной активности российских регионов. –ivr. nm. ru.

[15][ Здесь и далее знаком (-) после порядкового номера обозначаются негативные показатели; все остальные показатели - позитивные.

[16][ Этот показатель для данного случая применен Л.И. Севастьяновым (журнал «Регион», Новосибирск, 1996 г., № 1, с. 53-54.); тот же показатель используется в текущем анализе и в прогнозных разработках Минэкономразвития РФ (Экономика и жизнь, 2000, № 19, с. 31, примечание 3). В данном составе индикаторов сфера применения показателя Э. Энгеля расширена.

[17][ Оценочный расчет на основании данных, приводимых в специальной литературе, в том числе: Основные концептуальные положения развития нефтегазового комплекса России. - Нефтегазовая вертикаль. Специальный выпуск, № 1 (39), 2000. «Энергетическая стратегия России на период до 2020 года». М., 2000; Эксперт, 1998, № 39, с. 30.

[18][ Оценочный расчет на основании данных специальной литературы (Эксперт, 1997, № 47, с. 26; Экономика и жизнь, 1997, № 50, с. 30 и др.).

[19][ Балльные оценки по показателю № 16 и в составе комплексного показателя № 20 даются по шкале от 0 (полное отсутствие признака) до 7 исходя из того, что диапазон от 0 до 7 баллов соответствует в основном размаху колебаний числовых значений большинства статистических показателей, включенных в данный состав

индикаторов.

[20][ Расчет на основе официальных данных Вестника Центральной избирательной комиссии РФ, 2000 г., № 1 и № 13.

[21][ Этот показатель - позитивная интерпретация показателя уровня региональных инвестиционных некоммерческих рисков, который может определяться интегрированием тех же индикаторов №№ 17-23, но в негативной форме. Чем выше числовое значение уровня социально-политической и экологической безопасности для инвесторов, тем меньше инвестиционный некоммерческий региональный риск.

[22][ Сходный прием преобразования (прибавление определенной постоянной величины ко всем относительным исходным величинам, в ходе которого отрицательные величины также преобразуются в положительные) применен ВЦИОМ для расчета индекса потребительских настроений населения [8].

[23] Иванов Н. И. Государственное регулирование инвестиционной деятельности в регионе.// Диссертация. 2004

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Применение инструментов валютной политики | Стимулирование развития рынка земель городов
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1085; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.