КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методы экономической оценки инвестиций
8.4.1. Традиционные методы оценки инвестиций
Это срок окупаемости и простая(годовая) норма прибыли, которые широко использовались до распространения дисконтированных оценок. Метод расчета срока окупаемости инвестиций заключается в определении необходимого периода времени, за который ожидается возврат вложенных средств за счет доходов, полученных от реализации инвестиционного проекта. При чем применяется два подхода при расчете срока окупаемости: Первый подход заключается в том, что сумма первоначальных инвестиций делится на величину годовых поступлений. Этот подход применяют в случаях когда денежные поступления равны по годам. Например: проект предполагает объем инвестирования в сумме 100 млн. рублей, а затем ожидается получение ежегодного дохода в размере 20 млн. рублей в течение 10 лет. В этом случае период окупаемости составит 5 лет (100: 20), т.е. ожидается, что сумма первоначальных инвестиций будет возвращена за 5 лет, а следующие 5 лет инвестор будет получать чистый доход от этих инвестиций. Второй подход расчета срока окупаемости предусматривает нахождение величины денежных поступлений от реализации инвестиционного проекта нарастающим итогом. Например: проект предполагает объем инвестирования 100 млн. рублей, а поступление доходов от его реализации по годам составляет: 1 год -10 млн. рублей; 2 год – 25 млн. рублей; 3 год -30 млн. рублей; 5 год -35 млн. рублей; 6 год -40 млн. рублей; и т.д. В этом случае срок окупаемости подсчитывается путем суммирования годичных поступлений до тех пор, пока результат не станет равным сумме инвестиций и составит 4 лет (10 +25 + 30+ 35 +40). К недостаткам метода следует отнести то, что он игнорирует период освоения проекта, отдачу от вложенного капитала, а также не учитывает различий в цене денег во времени и денежные поступления после возврата инвестиций. Метод расчета средней нормы прибыли (метод бухгалтерской рентабельности инвестиций) заключается в определении средней нормы прибыли путем деления прибыли, полученной от бухгалтерской отчетности, к средней величине инвестиций и сравнении ее с расчетной нормой прибыли, или средней по отрасли. При этом может рассчитываться норма прибыли на основе чистой прибыли или валовой прибыли. Чаще используется величина чистой прибыли, т.к. она лучше характеризует ту выгоду, которую получат владельцы предприятия и инвесторы. Что же касается величины инвестиций, по отношению к которой находят рентабельность, то ее определяют как среднюю между стоимостью активов на начало и конец расчетного периода.
где: П –прибыль предприятия; Сан – стоимость активов на начало года; Сак – стоимость активов на конец года. Для оценки инвестиций часто используются еще две нормы прибыли: - на полный используемый капитал; - на акционерный капитал.
Где: НПпк- норма прибыли на полный капитал; Нпак - норма прибыли на акционерный капитал; ЧП – чистая прибыль; К, Ка – соответственно полный и акционерный капитал. Однако норма прибыли зависит не только от величины авансированного капитала, но и от его строения. Она будет выше там, где больше удельный вес переменного капитала во всем авансированном капитале. Тем не менее предприятие не отказывается от внедрения новых машин и оборудования, но при этом стремится всемерно экономить на постоянном капитале. На норму прибыли оказывает влияние и скорость оборота капитала: чем больше оборотов совершает капитал в течение года, тем выше норма прибыли. Полученные расчетные показатели нормы прибыли сопоставляются с установленными для фирмы. Проект считается приемлемым, если расчетный уровень нормы прибыли превышает величину, принятую инвестором за базу сравнения (стандартную).
8.4.2. Методы оценки инвестиций основанные на дисконтировании
Показатели народнохозяйственной экономической эффективности отражают эффективность проекта с точки зрения интересов всего народного хозяйства в целом, а также для участвующих в осуществлении проекта регионов (субъектов Федерации), отраслей, организаций и предприятий. Сравнение различных проектов (вариантов проекта), предусматривающих участие государства, выбор лучшего из них и обоснование размеров и форм государственной поддержки проекта производится по наибольшему значению показателя интегрального народнохозяйственного экономического эффекта – чистый дисконтированный доход (ЧДД). Он определяется как сумма текущих эффектов за весь расчетный период, приведенная к начальному шагу, или как превышение интегральных результатов над интегральными затратами. Если в течение расчетного периода не происходит инфляционного изменения цен или расчет производится в базовых ценах, то величина ЧДД для постоянной нормы дисконта вычисляется по формуле: где Rt-результаты, достигаемые на t-м шаге расчета; Зt – затраты, осуществляемые на том же шаге; Т – горизонт расчета (равный номеру шага расчета, на котором производится ликвидация объекта); Эt = (R-Зt) – эффект, достигаемый на t-м шаге; Е – норма дисконта, равная приемлемой для инвестора норме дохода на капитал; Dt – денежные доходы по шагам расчетного периода; Иt – инвестиции по шагам расчетного периода. Если ЧДД инвестиционного проекта положителен, проект является эффективным (при данной норме дисконта) и может рассматриваться вопрос о его принятии. Чем больше ЧДД, тем эффективнее проект. Если инвестиционный проект будет осуществлен при отрицательном ЧДД, инвестор понесет убытки, т. е. Проект неэффективен. С ЧДД тесно связан индекс доходности. Он строится из тех же элементов и его значение связано со значением ЧДД: если ЧДД положителен, то ИД>1, и наоборот. Если ИД>1, проект эффективен, если ИД<1- неэффективен. Индексы доходности (profitability index — PI) Одним из факторов, определяющих величину чистой текущей стоимости проекта, является масштаб деятельности, который в свою очередь определяется величиной инвестиций, объемом производства, и продаж. Поэтому большее значение NPV не всегда будет соответствовать более эффективному использованию инвестиций. В такой ситуации целесообразно рассчитывать индексы доходности. В методическом отношении индекс доходности напоминает показатель «простой нормы прибыли» («коэффициент эффективности капитальных вложений»). Но по экономическому содержанию это совершенно иной показатель, так как в качестве дохода от инвестиций выступает не чистая прибыль, а денежный поток. Критерия PI (ИД) характеризует доход на единицу затрат; именно этот критерий наиболее предпочтителен, когда необходимо упорядочить независимые проекты для создания оптимального портфеля в случае ограниченности общего объема инвестиций. Индексы доходности характеризуют относительную «отдачу проекта» на вложенные в него средства. Они могут рассчитываться как для дисконтированных, так и для не дисконтированных денежных потоков. Виды индексов доходности 1. Индекс доходности затрат — отношение суммы денежных притоков (накопленных поступлений) к сумме денежных оттоков (накопленным платежам): 2. Индекс доходности дисконтированных затрат — отношение суммы дисконтированных денежных притоков к сумме дисконтированных денежных оттоков: 3. Индекс доходности инвестиций — отношение суммы элементов денежного потока от операционной деятельности к абсолютной величине суммы элементов денежного потока от инвестиционной деятельности: 4. Индекс доходности дисконтированных инвестиций — отношение суммы дисконтированных элементов денежного потока от операционной деятельности к абсолютной величине суммы дисконтированных элементов денежного потока от инвестиционной деятельности: Эти показатели позволяют определить, в какой мере возрастает доход инвестора в расчете на 1 руб. инвестиций. Критерий эффективности инвестиций по ИД: — если ИД > 1 — инвестиционный проект эффективен; — если ИД < 1 — инвестиционный проект неэффективен; — если ИД – 1 — аналогично ЧДД. Сравнивая показатели ИД и NPV, следует обратить внимание на то, что результаты оценки эффективности инвестиций с их помощью находятся в прямой зависимости: с ростом абсолютного значения NPV возрастает и значение ИД, и наоборот. Более того, при NPV = О ИД = 1. Это означает, что любой из них может быть использован как критерий целесообразности реализации инвестиционного проекта. При сравнительной оценке следует рассматривать оба показателя, так как они позволяют инвестору с разных сторон оценить эффективность инвестиций. Пример 4.1.: Предприятие решило увеличить выпуск продукции, для чего планирует приобрести за счет кредита новую технологическую линию за 100 миллионов рублей, под 20 % годовых сроком на 5 лет. Увеличение оборотного капитала потребует 20 миллионов рублей. На приобретение сырья для производства новой продукции в 1-й год будет израсходовано 25 миллионов рублей, расходы будут увеличиваться на 2,5 миллиона рублей ежегодно. Затраты на оплату труда рабочих в 1-й год увеличатся на 20 миллионов рублей, в последующие годы будут увеличиваться на 1 миллион рублей ежегодно. Прочие постоянные затраты составят 1 миллион рублей. Объемы реализации новой продукции по годам составят: 1-й год-9000 изделий, 2-й год-9000 изделий, 3-й год-8500 изделий, 4-й год-10000 изделий, 5-й год-7500 изделий. Цена реализации составит 10000 рублей за единицу изделия и будет увеличиваться на 1000 рублей ежегодно. Возврат основной суммы кредита предусматривается равными долями. Норма дохода на капитал принимается равной 15 %, налог на прибыль 24 %. Рассчитаем эффективность вложения инвестиций, т.е. определим ЧДД, ИД и ВНД проекта.
Решение: Таблица 4.1.
ЧДД проекта =15,91 млн. рублей.>0
Внутренняя норма доходности — ВНД (internal rate of return, IRR — внутренняя норма прибыли) — является наиболее сложным и совершенно новым показателем для нас с позиции механизма его расчета. Внутренняя норма доходности — это норма дисконта Евн, при которой величина дисконтированных доходов от инвестиционного проекта равна дисконтированной стоимости инвестиций, т.е. NPV =О и инвестиции являются окупаемой операцией. Это означает, что предполагается полная капитализация полученных чистых доходов, т.е. все образующиеся свободные денежные средства должны быть реинвестированы либо направлены на погашение внешней задолженности. ВНД, по существу, уровень окупаемости инвестиций определяется из решения следующего уравнения: Если NPV дает ответ на вопрос, является ли инвестиционный проект эффективным при некоторой заданной норме дисконта Е, то ВНД определяется в процессе расчета и затем сравнивается с требуемой инвестором нормой дохода на вкладываемый капитал. Если индекс доходности показывает уровень эффективности при одном ограничении — при принятой норме дисконта, то ВНД лишена этого ограничения. Существует ряд трактовок понятия ВНД. С одной стороны, показатель ВНД определяет максимальную ставку платы за привлеченные источники финансирования, при которой проект остается безубыточным. ВНД равняется максимальному проценту за кредит, который моому выплатить вместе с процентами за срок, равный горизонту расчета, при условии, что весь проект осуществляется только за счет этого кредита (без собственных средств). С другой стороны, его можно рассматривать как минимальный гарантированный уровень прибыльности инвестиционных затрат. Если ВНД превышает среднюю стоимость капитала в данной отрасли с учетом инвестиционного риска конкретного проекта, то этот проект может быть рекомендован к реализации. ВНД показывает максимальный уровень затрат, который может быть ассоциирован с данным проектом, т.е. если цена капитала, привлекаемого для финансирования проекта, больше ВНД, то проект может быть выполнен только в убыток, а следовательно, его надо отвергнуть. Внутренняя норма доходности обычно находится методом итерационного подбора значений ставки дисконта по формуле: Где: ПЗ = положительное значение ЧДД при низкой ставке процента Е1 ; ОЗ – отрицательное значение чистой текущей стоимости при высокой норме процента Е2 ;
Пример: Тот же проект, таблица 4.2., продолжим расчет ЧДД, пока его значение не станет отрицательным:
Продолжение таблицы 4.2.
При ставке процента Е1 =20 %, ЧДД проекта еще положителен, при ставке процента Е2 =30 %, ЧДД проекта уже отрицателен, значит внутренняя норма доходности проекта находится между 20 % и 30 %. Однако этот процесс является трудоемким. Поэтому для расчетов ВНД используют специальные финансовые калькуляторы и пакет прикладных программ EXCEL Область использования ВНД: 13. Критерий оценки инвестиционного проекта: — для альтернативных проектов чем выше ВНД, тем больше эффективность инвестиций (выбирается вариант с максимальным ВНД); — для одного инвестиционного проекта: а) собственные инвестиции ЕВН > Е; б) заемные инвестиции ЕВН > I — инвестиции эффективны; в) Евн =I – доходы только окупят инвестиции; г) Евн < I — инвестиции убыточны. 2. Ранжирование инвестиционных проектов при условии их сопоставимости → max. Проекты с максимальной величиной ВНД более привлекательны, так как потенциально способны выдерживать большие нагрузки на инвестированный капитал, связанные с возможным повышением его стоимости. 3. Индикатор степени риска (оценка устойчивости проекта): чем больше ВНД превышает принятую норму дисконта (чем больше разность ВНД – Е), тем больше «запас прочности проекта». Проекты с максимальной величиной ВНД более привлекательны, т.е. потенциально способны выдерживать большие нагрузки на инвестированный капитал, связанные с возможным повышением его стоимости. ВНД является индивидуальным показателем конкретного проекта, представленного не только данной суммой затрат, но и потоком доходов, индивидуальным по величине члена потока и очередности их возникновения.
Тема 10. Региональная экономическая политика 10.1. Концептуальные основы и целевые установки регулирования Сохранение территориальной целостности любого государства обеспечивается не только укреплением границ и созданием идеологических предпосылок для единства, но и ликвидацией глубоких региональных различий в уровнях жизни и условиях предпринимательства. Обсуждая проблемы развития регионов, стоит вспомнить известную арабскую поговорку: «Караван идет со скоростью самого медленного верблюда». В 1950—1960-е гг. в странах с развитой рыночной экономикой законодательное оформление получила новая форма государственного регулирования — региональная экономическая политика, ставшая проявлением ростадифференциации регионов при проведении экономических реформ в условиях усиливающегося разделения труда и глобализации рынков. Сегодня в России, расположенной на значительной территории, региональный фактор также играет весьма существенную роль в государственно-политическом устройстве и социально-экономическом развитии. Объективной предпосылкой становления такой формы регулирования является структурная неоднородность пространства в природно-географическом, ресурсном, экономическом или социально-политическом аспектах (рис. 10.1). Региональная политика является сферой деятельности государства в области системного решения проблем отдельных территорий страны и пространственного размещения производственных ресурсов, а по существу становится политикой перераспределения доходов для повышения экономической активности и улучшения условий жизни населения регионов.
Теоретические основы пространственного размещения производственных ресурсов были заложены в рамках исследований: 1) И. фон Тюнена (1826) с его «кольцами размещения сельскохозяйственной деятельности»; 2) В. Лаунхардта (1882), предложившего метод местонахождения пункта оптимального размещения промышленного предприятия относительно источников сырья и рынков сбыта — метод локационного треугольника; 3) А. Вебера (1909), создавшего детальную классификацию факторов размещения; 4) А. Смита, Д. Рикардо, Э. Хекшера, Б. Олин (теории международной торговли); 5) В. Кристаллера (1933), автора теории центральных мест, основанной на выявленной тенденции к оформлению с течением времени зон обслуживания и сбыта в правильные шестиугольники (пчелиные соты); 6) А. Лёша (1940), сформулировавшего модель пространственного экономического равновесия; 7) У. Айзарда (1956) — идеолога региональной науки как некоторого синтетического направления и основателя Ассоциации региональной науки, а также его последователей; 8) Ф. Перру (1949), выдвинувшего теорию полюсов роста — пространственных ареалов, где следует размещать предприятия лидирующих отраслей, способных создать «зону развития» в регионе и инициировать рост на своей периферии; 9) российских и советских ученых: Н.Н. Колосовского (1947) с концепцией экономического районирования, Н.Н. Некрасова — идеолога и научного руководителя разработки Генеральной схемы размещения производительных сил СССР, М.К. Бандмана, развившего теорию территориально-производственных комплексов и основавшего научную школу в Новосибирске; Р.И. Шнипера, А.Г. Гранберга, В.Н. Лексина и др. Понятие «региональная политика» используется при характеристике следующих отношений: 1) между разными пространственными уровнями государственной власти (например, федеральным центром, субъектами Федерации или органами местного самоуправления); 2) вмешательства центральных органов государственной власти в развитие отдельных территориальных образований с целью преодоления существенных региональных различий; 3) собственной политики субъектов Федерации. Учитывая различия в понимании проблемного поля, а также субъектов и объектов регулирования экономического пространства регионов, в дальнейшем будем рассматривать региональную политику во втором значении. Целями региональной политики являются организация и упорядочение национального экономического пространства, предполагающие поиск баланса между размещением производства и системой расселения, с учетом наиболее эффективного использования экономических возможностей всех регионов и укрепления экономических основ территориальной целостности и социально-политической стабильности страны в соответствии с избранной стратегией развития. В СССР региональная политика осуществлялась посредством плановых, нормативных действий в рамках территориальных схем размещения производственных предприятий и развития производительных сил как комплекса государственных мер, регулирующих социально-экономическое развитие территорий. Во время перестройки 1980-х гг. имели место попытки изменения подходов к ее реализации — ставились задачи регионального самоуправления, самофинансирования и самоокупаемости, территориального хозрасчета, но сущностные основы региональной политики остались неизменными. Концептуальный подход изменился в 1990-е гг., поскольку политическая и экономическая дезинтеграция обусловила необходимость разработки новой модели региональной политики, основанной на более полном учете интересовтерриториальныхобразований. В 1991 — 1993 гг., вуслови- ях острого экономического и политического кризиса федеральное правительство пыталось дискреционными мерами (от предоставления наличности до принятия специальных указов и постановлений по отдельным регионам) ликвидировать наиболее опасные очаги региональной политической напряженности. В 1993 г. было создано Министерство по делам национальностей и региональной политики РФ. Для разработки идеологии и концепции региональной политики были задействованы государственные и негосударственные структуры: Аналитический центр при Президенте РФ, Межведомственная комиссия при Правительстве РФ, Рабочая группа по региональной политике Совета безопасности, Совет по изучению производительных сил (СОПС) при Министерстве экономического развития и торговли РФ, Институт экономики РАН, а также представительные органы власти — комитеты Совета Федерации и Государственной Думы РФ. Судьба «регионального» министерства весьма поучительно и наглядно показывает отношение к региональной политике в постсоветской Рос- 10 B.B. Мельников сии. В марте 1996 г. оно было реорганизовано в Министерство РФ по делам национальностей и федеративным отношениям, в апреле 1998 г. — в Министерство региональной и национальной политики РФ, в сентябре 1998 г. — разделено на Министерство региональной политики РФ и Министерство национальной политики РФ. В мае 1999 г. Министерство региональной политики РФ после передачи части функций преобразовано в Государственный комитет РФ по делам Севера, который в мае 2000 г. также был упразднен. Воссоздание Министерства регионального развития РФ с перепоручением ему всех вопросов ЖКХ произошло в сентябре 2004 г. Отдаленность этих структур на момент формирования от проблем эффективного пространственного размещения производственных ресурсов страны трудно поставить под сомнение. В качестве возможных задач региональной политики, обсуждаемых в последние годы, укажем следующие: • повышение конкурентоспособности регионального производства; • достижение сбалансированности в развитии объектов регулирования: позитивная динамика одного из компонентов не должна вести к дисбалансу остальных; • реструктуризация старопромышленных и аграрных районов; • поиск направлений специализации приграничных районов; • изменение территориального разделения труда; • обеспечение равных гарантий реализации прав и свобод во всех регионах; • сокращение значительных различий в социально-экономическом развитии территорий (региональное выравнивание); • приоритетное развитие отдельных регионов; • создание «полюсов роста» и зон эффективного предпринимательства; • определение «точек роста» во всех регионах; • упорядочение миграции населения (расселение беженцев, переселенцев и демобилизованных военнослужащих и т.п.); • комплексная экологическая защита регионов и сохранение рекреационных территорий; • поддержка малочисленных народностей; • усиление межрегиональной экономической интеграции. В целях различия объектов регулирования при проведении региональной политики выделяют четыре основных направления региональной политики: 1) традиционное направление, задача которого состоит в сокращении различий в уровнях развития отдельных частей страны, а механизм реализации базируется на помощи менее благополучным регионам; 2) региональный аспект отраслевых политик центрального правительства, которые направлены на решение различных отраслевых задач, но при этом оказывают большое влияние на перспективу развития различных регионов страны; 3) межинституциональное направление политики центрального правительства как решение проблемы взаимоотношений между разными пространственными уровнями власти, включая вопросы финансовых потоков от центрального правительства к местным и региональным властям (несвязанные трансферты на текущие расходы); 4) интеграционная политика, направленная на усиление горизонтальных экономических и социальных связей в макрорегионах страны. Объекты региональной политики определяются не только задачами, но и формой государственного устройства страны. В государствах с унитарным устройством центральное правительство наделено правом вмешательства в экономику любой части своей территории, поэтому объектами региональной политики являются как территории в границах деятельности различных типов органов местного самоуправления, так и административные единицы (районы, провинции, области, округа и т.д.), на которые разделена территория страны. В странах с федеративным устройством действует несколько уровней государственной власти. При этом политику развития страны определяют, как правило, два уровня власти, полномочия которых закреплены на конституционной основе. Это позволяет приблизить государственную власть к населению и оперативнее решать проблемы социально-экономического развития общества. В то же время, чтобы не допускать конфронтации между разными уровнями государственной власти и не нарушать принцип равенства региональных властей во взаимоотношениях с федеральным центром, территории, на которые распространяются все полномочия региональных властей, как правило, редко являются объектом региональной политики федерального центра. При прочих равных условиях объектом региональной политики является вся экономическая территория страны.
10.2. Методы и инструменты региональной политики С точки зрения механизма регулирование взаимодействий с регионами различают два основных типа регионального развития: • экзогенное развитие (развитие за счет внешних факторов), которое осуществляется при сильном внешнем вмешательстве со стороны государственных органов власти в экономику региона, в виде больших государственных инвестиций, субсидий, кредитов и предложения прочих льготных условий предприятиям и населению, в первую очередь для решения задач регионального выравнивания; • эндогенное развитие (развитие за счет использования тех или иных естественных преимуществ территорий — уникальных природных ресурсов, выгодного ЭГП, накопленного производственного потенциала, человеческого капитала и других внутренних факторов), которое происходит при слабом государственном вмешательстве в виде предоставления налоговых льгот предпринимателям, устранении административного контроля над бизнесом, сокращении доли государственной собственности в регионе, а также прочих косвенных инструментов государственного регулирования. Такое спонтанное, т.е. без государственного вмешательства, эндогенное развитие регионов — крайне редкое явление в мировой практике. Согласно оценкам различия в уровнях социально-экономического развития субъектов РФ в 2007 г. составили 53 раза. Данную ситуацию для мировой практики федерализма можно назвать уникальной: по существу это означает, что в России отсутствуют действенные механизмы государственного регулирования территориального развития. Стоит также заметить, что в России нет и федерального закона прямого действия, который бы регламентировал цели, задачи и механизмы региональной политики, что может свидетельствовать о переходе обсуждения региональных проблем исключительно в политическую плоскость, с повторением ошибок перестройки в СССР конца 1980-х гг. Учитывая успешный опыт зарубежных стран, в качестве идеала социального государства, который должен осуществляться на практике, можно было бы назвать унификацию условий жизни на территории Федерации. Тем не менее решения, направленные на сближение региональных показателей, могут обусловить и их ухудшение. В этой связи политика регионального развития должна основываться на приоритете принципов экономической эффективности, а выравнивание должно рассматриваться в качестве долговременной тенденции. В частности, в качестве принципов политики регионального выравнивания, сообразных рыночным способам аллокации ресурсов, предлагаются следующие: 1) опора на собственные силы региона; 2) неприемлемость безусловного устойчивого перераспределения средств «богатых» регионов и муниципалитетов в пользу бедных; 3) эффективность вложения средств как критерий федеральной поддержки; 4) предоставление поддержки в случае эффективности вложений не только депрессивным регионам, но и регионам-донорам; 5) обеспечение социально приемлемого стандарта жизни населения; 6) выбор объектов федеральной поддержки не только в регионах, но и в муниципалитетах; 7) приоритет интересов Федерации над интересами регионов; 8) приоритет перспективных интересов над текущими. На практике можно выделить прямые и косвенные механизмы регулирования регионального развития. Прямое государственное регулирование используются, когда региональные задачи экономического роста согласуются с общегосударственной целью распространения передовых направлений НТП (создание технополисов, научных центров, наукоградов), а также при ликвидации последствий или необходимости предотвращения значительного экономического спада. При реализации этой формы в регионах создаются производственные и инфраструктурные объекты, находящиеся в государственной собственности, финансируются общественные работы, активно используется государственный заказ. Косвенные механизмы регулирования используются преимущественно в тех случаях, когда нет особой актуальности в научных исследованиях или потребности в срочной ликвидации последствий кризиса. При этом стимулируется внедрение известных технологий (например, путем создания технопарков различного профиля), основное внимание уделяется субсидированию, налоговым льготам, повышению информированности участников региональных рынков, а также поощрению долговременных связей между крупными и малыми предприятиями. Такая форма требует меньших государственных затрат и может софинансироваться региональными и местными органами власти. Одновременно создается благоприятная среда, стимулирующая ускоренное внедрение инноваций. Методы региональной политики условно разделяются на микроэкономические — регуляторы адресного воздействия (табл. 10.1), макроэкономические — общенациональные регуляторы, воздействующие на поведение многих экономических субъектов на определенных территориях (рис. 10.2), а также методы достижения координационного взаимодействия между различными юрисдик- циями (рис. 10.3). Традиционными макроинструментами являются планирование, прогнозирование и формирование программ развития, уже рассмотренные в гл. 2. Кроме того, для региональной политики можно выделить группы финансовых, административных и инфраструктурных методов и инструментов микроуровня.
Каких-либо специфических, чисто «региональных» методов и инструментов регулирования не существует. Но одни методы чаще применяются в практике центрального, а другие — в практике регионального экономического управления. Иногда отмечается также ряд особенностей применения стандартных методов регулирования на региональном уровне. По сути, региональная политика
комплексно использует инструментарий других направлений экономической политики исходя из выбранных объектов регулирования. Необходимым условием формирования успешной региональной политики является установление границ компетенции по всем территориальным уровням управления на основе разграничения полномочий и доходов между центром, регионами и муниципальными образованиями с определением круга задач каждого уровня. Необдуманная передача прав на использование инструментов в области монетарной или торговой политики от центра в регионы может чрезмерно усилить региональные власти, привести к значительному росту их экономической и политической самостоятельности и создать предпосылки для возникновения дифференциации значительно большей, чем первоначальная, т.е. создать эффект, прямо противоположный основной цели регулирования. Чрезвычайно важно не допустить привыкания региональных властей к регулярному перераспределению в их пользу ресурсов из федерального и подконтрольных местных бюджетов, поскольку
это лишает всех участников (и доноров, и реципиентов) стимулов к наращиванию эффективности управленческой и производственной деятельности, а также вызывает устойчивый рост потребности во все большем объеме внешнего финансирования бюджетных расходов. Необходимо помнить о наличии и качестве институциональных структур, которые должны были бы отвечать за передачу импульсов развития из лидирующих регионов на другие территории в целях выравнивания уровней жизни. Отсутствие таковых будет, несомненно, приводить к росту дифференциации. Заметим также, что эффективность разграничения полномочий, включая финансовые, а следовательно, и применения регулятивных инструментов существенно ограничивается уровнем федеративных отношений и соци
Тема 11. Регулирование занятости 11.1. Теоретические подходы к методам и формам регулирования занятости В экономической теории существуют различные теории, обосновывающие государственную политику в области занятости, анализирующие причины безработицы и намечающие меры борьбы с ней. Классическая теория рассматривает рыночные отношения как саморегулирующуюся экономику, обеспечивающую полную занятость, и провозглашает политику невмешательства со стороны государства. Наличие безработицы объясняется высоким уровнем заработной платы. Если рассматривать рынок труда как рынок обычного товара, то при условии, что цена на товар выше цены равновесия, возникает превышение предложения рабочей силы, т.е. безработица. Профсоюзы и коллективные договоры препятствуют колебаниям зарплаты на рынке и тем самым способствуют росту безработицы. Кейнсианская теория занятости базируется на том, что совокупный спрос в обществе управляет объемом производства, а значит, и спросом на рабочую силу. Следовательно, безработица возникает из-за недостаточного спроса. Основным инструментом государства в борьбе с безработицей, по Кейнсу, является финансовая политика. Повышая государственные расходы, понижая налоги, можно увеличить в экономике совокупный спрос. Это приведет к увеличению спроса на рабочую силу и соответственно к снижению уровня безработицы. Таким образом, кейнсианский анализ концентрируется вокруг проблемы совокупных расходов как основы, определяющей национальное производство и занятость. Простейшая кейнсианская модель показывает, что в экономике может возникнуть либо инфляция, либо безработица. Связь между безработицей и инфляцией получила развитие и логическое обоснование в работах Филлипса (кривые Филлипса). Возникновение такого явления в экономике в 70—80-е гг. XX в., как стагфляция (одновременный рост и безработицы, и инфляции), привело к необходимости пересмотреть теоретические положения относительно занятости. В новых условиях хозяйствования роль государства в регулировании занятости заметно повышается и усложняется. Растет значение государственного прогнозирования сдвигов на рынке труда для своевременного воздействия на возможные от проведения структурной, научно-технической, региональной политики последствия, ведущие к массовой безработице. Меры государственного воздействия на рынок труда на национальном, региональном и муниципальном уровнях различаются в условиях стабильно функционирующей рыночной экономики, в чрезвычайной ситуации для развитой рыночной экономики и в условиях становления экономики смешанного типа, что на современном этапе характерно для России. Вместе с тем существуют и универсальные ключевые элементы, лежащие в основе механизма государственного регулирования занятости. К ним относятся: • экономические методы (льготное кредитование и налогообложение, бюджетная политика стимулирования предпринимателей сохранять и создавать рабочие места, осуществлять профессиональное обучение кадров и т.п.); • организационные методы (создание службы занятости и трудоустройства, информационной системы, обслуживающей рынок труда, государственной системы профориентации, подготовки и переподготовки кадров и т.п.); • административно-законодательные методы (регламентация порядка заключения трудовых договоров, продолжительности рабочего времени, сверхурочных работ, введение обязательных отчислений предпринимателей в национальные фонды по обеспечению занятости, определение квот на трудоустройство, регулирование периода трудовой жизни и др.). Меры государственного воздействия на рынок труда: в зависимости от области воздействия различают меры косвенного и прямого влияния. Меры прямого, непосредственного воздействия осуществляются путем реализации государственных программ, направленных на отдельные, специфические точки рынка труда, т.е. имеют выборочную направленность и воздействуют в основном на динамику предложения труда. Меры косвенного влияния направлены на поддержание или изменение условий хозяйствования и предполагают использование макроэкономических рычагов воздействия (как правило, на условия регулирования спроса на труд). В зависимости от выбора мер государственного воздействия в политике занятости можно выделить три варианта политики в области регулирования трудовых отношений: активный, умеренно- пассивный и пассивный. Активный вариант политики занятости предполагает интенсивное использование инвестиционной, финансовой, кредитной, налоговой и бюджетной политики. Пассивный вариант политики занятости сводится в основном к содействию в заполнении вакантных рабочих мест и выплате пособий по безработице в пределах, ограниченных финансовыми возможностями органов занятости. Основными путями решения проблемы занятости в регионе являются: регулирование развития системы рабочих мест; регулирование спроса на рабочие места; развитие системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров. В развитых странах Запада государственные расходы на программы обеспечения занятости составляют заметную долю ВВП (2,0—5,5%). При этом важное место в инструментарии государственной политики занимают меры активного регулирования, направленные на предупреждение возникновения массовой безработицы. Следовательно, при разработке программ занятости важно обосновать соотношение активного и пассивного регулирования, т.е. важно не просто выделить средства, но и определить, кому отдавать деньги. Специфическим для современной России фактором является снятие административных, правовых и экономических ограничений, препятствующих свободной продаже рабочей силы, а именно: отмена института прописки, развитие рынка жилья, преодоление монополизма государственной собственности, развитие механизма государственного регулирования занятости населения. Важным моментом государственного воздействия на проблему занятости может стать введение в практику государственного воздействия на экономику экспертизы инвестиционных проектов, реализуемых с привлечением средств государственного бюджета, по критерию влияния их на уровень занятости в стране и регионе. В связи с этим необходимо применять механизм экономического стимулирования работодателей за проведение таких мероприятий, как: сохранение квалифицированного персонала, создание новых рабочих мест, поощрение частных инвестиций, направленных на создание новых рабочих мест. Большое внимание в период структурной трансформации экономики должно уделяться реализации мероприятий, направленных на решение вопросов вторичной занятости, сезонной занятости женщин и молодежи, развитию системы профессиональной ориентации подростков, поддержке молодежного и женского предпринимательства и занятости, проблеме трудоустройства беженцев и вынужденных переселенцев. Общественные работы как один из путей решения проблемы безработицы. Общественные работы могут стать одним из действенных методов трудоустройства безработных и важным инструментом смягчения социальной напряженности. Сдерживающим фактором в развитии общественных работ стали изменения, внесенные в Положение об организации общественных работ, согласно которым безработные граждане на период участия в общественных работах снимаются с учета в органах службы занятости. Поэтому для многих работодателей и безработных новые условия участия в общественных работах стали менее привлекательными. Отрицательно сказывается на участии в общественных работах продолжительная задолженность по выплате пособия, несвоевременная выплата заработной платы, ограниченность перечня видов общественных работ. Можно выделить следующие направления развития системы общественных работ: • совершенствование нормативно-правовой базы организации общественных работ; • расширение перечня общественных работ; • предоставление налоговых льгот работодателям, организующим общественные работы; • полное информирование незанятого населения, работодателей, органов местного самоуправления по вопросу участия в общественных работах; • повышение заработной платы на рабочих местах в сфере общественных работ. Дальнейшее развитие общественных работ существенно сдерживается из-за несовершенства нормативно-правовой базы. Гражданам, направленным на общественные работы, необходимо сохранять пособие по безработице и не снимать их с учета; следует также установить действенные налоговые льготы, повышающие заинтересованность работодателей в организации общественных работ. Представляется необходимым также принять федеральную программу общественных работ: как известно, именно национальный размах общественных работ во многом способствовал выводу из кризиса экономики и значительному сокращению армии безработных в годы Великой депрессии в США. 13..2. Роль малого бизнеса в решении проблемы занятости населения Перспективным направлением обеспечения высокого уровня занятости населения является развитие малого бизнеса. Главной особенностью малого бизнеса выступает незначительный размер предприятий, что делает их, с одной стороны, гибкими, а с другой — незащищенными перед форсмажорными обстоятельствами. Малые предприятия сильно подвержены внешним воздействиям, что нередко приводит их к краху. Ограниченность имущественных и финансовых ресурсов, небольшие размеры уставного капитала, недостаточная информированность, отсутствие эффективного механизма судебной защиты негативно сказываются на развитии малых предприятий. Среди мероприятий, направленных на поддержку малого бизнеса, следует особо выделить расширение доступа малого предпринимательства к финансовым ресурсам путем использования механизмов лизинга и франчайзинга. Преимущества лизинга как формы финансирования производства заключаются в том, что для максимизации конечных результатов деятельности предприятия важно не право собственности на средства производства, а право их использования для получения дохода. Преимущества лизинга особенно ярко проявляются в отраслях с высокой долей основного капитала. Прогрессивной формой организации и развития малого бизнеса служит франчайзинг, при котором один предприниматель предоставляет другому право использовать свои средства индивидуализации (фирменное наименование, коммерческое обозначение, товарный знак), передает ему охраняемую коммерческую информацию (ноу-хау) и оказывает консультационное содействие в организации бизнеса. Быстрое распространение франчайзинга объясняется его пластичностью и гибкостью, обусловленной способностью малого предприятия, вооруженного современными методами ведения бизнеса, технологиями и инфраструктурой, быстро адаптироваться к меняющимся условиям рынка. В качестве рычагов поддержки малого предпринимательства на региональном уровне используются: • установление льготного налогообложения, прямого финансирования и кредитования малых предприятий; • передача на уровень органов местного самоуправления основных полномочий по распределению собственности (помещений, зданий), финансовых средств с целью повышения заинтересованности местных органов в расширении доходной базы путем увеличения налоговых поступлений от малых предприятий и развития малого бизнеса на своей территории; • создание системы региональных маркетинговых центров в субъектах Российской Федерации с целью развития прямых межрегиональных связей и производственной кооперации субъектов малого бизнеса; • совершенствование и дальнейшее развитие новых организационно-правовых форм малых предприятий; • обеспечение малых предприятий квалифицированными информационными, консалтинговыми и образовательными услугами через систему специализированных территориальных структур поддержки. Переподготовка кадров традиционно рассматривается как важнейшее условие динамичного развития экономики. Более того, для развитых стран, переходящих к информационной экономике, поддержание высокой квалификации рабочей силы и выход ее на более высокий качественный уровень приобретает характер императива. Для сохранения высокой квалификации переподготовка в современных условиях превращается в перманентный процесс. Приоритетом государственной политики занятости в территориальном разрезе становится содействие занятости и профессиональному обучению безработных в тех регионах, где происходит реструктурирование или ликвидация градообразующих предприятий. В настоящее время подобные категории безработных лишены должного внимания со стороны Федеральной службы занятости, а значительная часть ресурсов фонда занятости населения расходуется на оказание помощи менее уязвимым категориям безработных или на реализацию программ с низкой финансовой эффективностью. Ключевым элементом нового подхода к политике занятости является повсеместное внедрение современных методов профилирования безработных, получивших широкое распространение в практике служб занятости развитых стран. Профилирование позволяет с помощью специальных обследований выявлять категории безработных, которые нуждаются в наибольшем внимании со стороны службы занятости, а также реализовывать эффективные подходы к решению проблем таких безработных, адаптированные с учетом их «профиля». Для реализации политики занятости населения в России создана Федеральная служба занятости. Аналогичные службы функционируют в регионах страны. В краях, областях, автономных округах, городах Москве и Санкт-Петербурге образованы центры занятости населения. Имеются центры занятости населения в районах и городах. Задачи службы занятости в регионе: анализ и прогнозирование спроса и предложения на рабочую силу; сбор и обработка информации о состоянии рынка труда; учет свободных мест и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства; консультации о возможностях получения работы и обеспечения рабочей силой, о требованиях, предъявляемых к профессиям и работникам, и по другим вопросам, связанным с обеспечением занятости; оказание услуг по трудоустройству; регистрация безработных, оказание помощи им, включая выплату пособий; организация разработки программ занятости с предусмотренными в них мерами социальной защиты различных групп населения; содействие в решении вопросов, связанных с обеспечением занятости населения; организация профессионального обучения и переобучения граждан.
[1] Макроэкономические модели планирования и прогнозирования. / Пер. с англ. и франц. М.: Статистика, 1970. С. 22—32. [2] Староверова Г.С. Экономическая оценка инвестиций: учебное пособие/- М.: КНОРУС, 2006.- с.10 [3] Словарь современной экономической теории Макмиллана. М.: Инфра-М, 1997 [4] Розенберг Д. М. Инвестиции. Терминологический словарь. М.: Инфра-М, 1997 [5] Финансы. Оксфордский толковый словарь. М.: Весь мир,1997 [6] Бернар И.Колли Ж. К. Толковый экономический и финансовый словарь. Т. П. Ц.: Международные отношения, 1994. [7] Шарп У. Ф., Александер Г. Дж., Бэйли В. Дж. Инвестиции. М.: Инфра-М, 1997 [8] Банковская система России: Т.-3. М.: ДеКА, 1995 [9] Гитман Л. Дж., Джонк М. Д. Основы инвестирования. М.: Дело,1997 [10] Виленский П. Л., Лившиц В. Н.., Смоляк С. А.. Оценка эффективности инвестиционных проектов: Теория и практика: Учебное пособие.-3-е издание. Испр. и доп.-М.: Дело,2004 [11]Гришина.И, Шахназаров А.,Ройэман И. Комплексная оценка инвестиционной привлекательности и инвестиционной активности российских регионов. –ivr. nm. ru. . [12] Иванов Н. И. Государственное регулирование инвестиционной деятельности в регионе. СПб.:Астерион. 2005. с.117-118 [13] Гришина.И, Шахназаров А.,Ройэман И. Комплексная оценка инвестиционной привлекательности и инвестиционной активности российских регионов. –ivr. nm. ru. [14] Гришина.И, Шахназаров А.,Ройэман И. Комплексная оценка инвестиционной привлекательности и инвестиционной активности российских регионов. –ivr. nm. ru. [15][ Здесь и далее знаком (-) после порядкового номера обозначаются негативные показатели; все остальные показатели - позитивные. [16][ Этот показатель для данного случая применен Л.И. Севастьяновым (журнал «Регион», Новосибирск, 1996 г., № 1, с. 53-54.); тот же показатель используется в текущем анализе и в прогнозных разработках Минэкономразвития РФ (Экономика и жизнь, 2000, № 19, с. 31, примечание 3). В данном составе индикаторов сфера применения показателя Э. Энгеля расширена. [17][ Оценочный расчет на основании данных, приводимых в специальной литературе, в том числе: Основные концептуальные положения развития нефтегазового комплекса России. - Нефтегазовая вертикаль. Специальный выпуск, № 1 (39), 2000. «Энергетическая стратегия России на период до 2020 года». М., 2000; Эксперт, 1998, № 39, с. 30. [18][ Оценочный расчет на основании данных специальной литературы (Эксперт, 1997, № 47, с. 26; Экономика и жизнь, 1997, № 50, с. 30 и др.). [19][ Балльные оценки по показателю № 16 и в составе комплексного показателя № 20 даются по шкале от 0 (полное отсутствие признака) до 7 исходя из того, что диапазон от 0 до 7 баллов соответствует в основном размаху колебаний числовых значений большинства статистических показателей, включенных в данный состав индикаторов. [20][ Расчет на основе официальных данных Вестника Центральной избирательной комиссии РФ, 2000 г., № 1 и № 13. [21][ Этот показатель - позитивная интерпретация показателя уровня региональных инвестиционных некоммерческих рисков, который может определяться интегрированием тех же индикаторов №№ 17-23, но в негативной форме. Чем выше числовое значение уровня социально-политической и экологической безопасности для инвесторов, тем меньше инвестиционный некоммерческий региональный риск. [22][ Сходный прием преобразования (прибавление определенной постоянной величины ко всем относительным исходным величинам, в ходе которого отрицательные величины также преобразуются в положительные) применен ВЦИОМ для расчета индекса потребительских настроений населения [8]. [23] Иванов Н. И. Государственное регулирование инвестиционной деятельности в регионе.// Диссертация. 2004
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1116; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |