Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Применение инструментов валютной политики

Для осуществления мероприятий валютного регулирования ис­пользуют следующие инструменты валютной политики:

1) валютные интервенции, т.е. конверсионные операции на внут­реннем валютном рынке, приводящие к увеличению или уменьше­нию валютных резервов ЦБ. Для повышения курса национальной валюты ЦБ продает иностранную валюту, для снижения — скупает ее в обмен на национальную. Валютная эмиссия обычно имеет ряд последствий (рис.3.19);

2) ограничения на использование иностранных валют и денеж­ных субститутов для осуществления платежей (особенно между ре­зидентами, вплоть до полного запрета);

3) ограничение на размещение средств резидентов в иностран­ные валюты и финансовые инструменты, номинированные в ино­странных валютах;

4) ограничения на валютные операции — как на текущие, так и на операции движения капитала;

5) установление норматива обязательной продажи валютной выручки;

6) обязательное резервирование трансграничных потоков ка­питала.

Рис. 3.19. Последствия валютной эмиссии

 

Обмен иностранной валюты на внутреннюю валюту страны рас­ширяет денежную базу, что может привести к увеличению предло­жения денег (денежной массы) ввиду процесса мультипликации в Рамках банковской системы с частичным резервным покрытием. Если по сравнению с другими странами предложение денег увели­чивается, то это приводит к негативным ожиданиям относительно Роста инфляции и снижения курса рубля. Если инфляционные ожидания отсутствуют, то в действие вступает эффект ликвидности Симулирующей монетарной политики, который вызывает снижение процентных ставок и обменного курса.

Обычные операции купли-продажи, которые находят свое отра­жение в денежной базе, называются нестерилизованной валютной интервенцией. Для повышения курса рубля ЦБ продает иностран­ную валюту, для снижения — скупает ее в обмен на национальную. Основной проблемой в данном случае является необходимость по­стоянного поиска компромисса между интересами импортеров и экспортеров. Если ЦБ хочет уменьшить или вообще исключить вли­яние интервенций на валютном рынке, то он проводит операцию на внутреннем денежном рынке, равную по величине и противополож­ную по направленности, которая компенсирует изменение денеж­ной базы. В таком случае речь идет о стерилизованной интервенции.

Если предположить, что существует полная взаимозаменяемость активов в национальной и иностранной валютах, то операции по сте­рилизации должны обеспечить неизменность уровня цен, процент­ных ставок и обменного курса. Однако на практике национальные и иностранные активы не выступают совершенными субститутами, в результате чего стерилизованная интервенция также оказывает вли­яние на валютный курс, что подтверждается рядом академических исследований и аналитических отчетов центральных банков.

Выделяется несколько каналов стерилизации прироста денеж­ной массы:

1) продажа Банком России ценных бумаг — долговых обяза­тельств Правительства РФ и других эмитентов;

2) уменьшение кредитов, предоставленных Банком России кре­дитным организациям;

3) абсорбирование денежной массы на счетах Правительства РФ в Банке России;

4) стерилизация на депозитных счетах и счетах обязательных резервов коммерческих банков в Банке России;

5) стерилизация денежной массы на прочих счетах в Банке Рос­сии;

6) увеличение прочих пассивов Банка России, в том числе вы­пуск облигаций.

Общая схема стерилизации интервенций Банка России пред­ставлена на рис. 3.20.

Модель реализации валютной политики должна учитывать и от­слеживать изменения следующих основных параметров:

• динамики валютного курса;

• сальдо платежного баланса;


• уровня ЗВР;

• степени долларизации экономики;

• условий валютной либерализации.

Однако решение задач валютной политики существенно услож­няется по причине заинтересованности экономических агентов (резидентов и нерезидентов) в трансграничном перетоке капитала, а также в связи с высокой степенью интегрированности денежных рынков разных стран.

Для оценки потенциального интереса кредиторов и заемщиков необходимо пересчитать процентные ставки в одновалютные эк­виваленты. Смысл процентных ставок, пересчитанных в рубли (иную единую валюту), заключается в следующем. Российский кредитор в начале периода конвертирует некоторую величину руб­левых средств в иностранную валюту и предоставляет кредит нере­зиденту. В конце периода из зарубежной страны ему возвращается кредит с процентами и конвертируется в рубли. Темп прироста ка­питала в рублях и есть процентная ставка в зарубежной стране, пе­ресчитанная в рублевый эквивалент. Сравнение рублевых эквива­лентов кредитных ставок в зарубежных странах с кредитными ставками в России показывает российским банкам, насколько вы­годно вывозить или ввозить капитал в ту или иную страну. Данная оценка, конечно, не отражаетстрановых рисков и трансакционных издержек перемещения капитала, но позволяет выявить направле­ния потенциально эффективного его перемещения. Аналогичный расчет может быть проведен и для процентных ставок, пересчитан­ных в доллары для нужд американского кредитора.

Если долларовые процентные ставки в России будут более высо­кими, чем долларовые эквиваленты процентных ставок в большин­стве стран, то выгоднее занимать деньги в этих странах. Однако это приведет к последовательному росту российского корпоративного долга перед нерезидентами, а, следовательно, при проведении кон­сервативной монетарной политики создаст потребность в формиро­вании дополнительных ЗВР.

3.3.4. Функции валютных резервов и оценка их эффективного объема

Центральный банк часто продает или покупает на частных рын­ках международные валютные резервы (золотовалютные резервы)»

с тем чтобы повлиять на сложившуюся макроэкономическую ситу­ацию.

ЗВР выполняют следующие функции:

• финансирование дефицита баланса текущих операций;

• обслуживание международных расчетов, прежде всего внеш­него долга государства;

• формирование запаса ликвидности;

• осуществление валютных интервенций при проведении кур­совой политики;

• извлечение прибыли.

При этом существуют определенные ограничения на их исполь­зование, связанные с влиянием на макроэкономические параметры:

• недопущение ускорения инфляции;

• недопущение существенного укрепления национальной ва­люты;

• недопущение значительного укрепления реального курса на­циональной валюты по отношению к корзине валют основ-

ных торговых партнеров страны.

Существует несколько критериев определения минимального объема ЗВР.

1. Традиционный критерий. Коэффициент покрытия резервами объема импорта должен превышать три месяца:

kr = ЗВР/Im;,

где ЗВР — объем золотовалютных резервов на конец года;

1m — среднемесячная величина импорта за год.

2. Критерий Гринспена. Резервы должны превосходить офици­альный и официально гарантированный внешний краткосрочный долг.

3. Критерий Редди («узкий» критерий). Минимальный объем ре­зервов для покрытия импорта суммируется с платежами по внеш­нему государственному долгу, чтобы исключить дефолт по государ­ственным обязательствам.

4. Критерий Гвидотти («расширенный» критерий). Объем резер­вов достаточен, если он позволяет обходиться без внешних заим­ствований в течение одного года.

5. «Широкий» критерий. Резервы должны быть достаточны для пРедупреждения резких девальваций и ревальвации национальной Ва-Иоты. Для пресечения спекулятивных атак и поддержания плав­ности изменения валютного курса ЗВР должны превышать денеж­ную базу в широком определении.

6. «Максималистский» критерий. Объем резервов достаточен, если позволяет государству покрыть в случае кризиса потребности частного сектора для уплаты внешних долгов, что обеспечивает минимизацию рисков для иностранных инвесторов.

Либерализация валютной сферы и сокращение применения мер про­текционистского характера в рамках глобализации мировой экономики являлись в последующие годы общей тенденцией. Тем не менее в разви­тых странах либерализация была постепенной и являлась следствием до­стижения экономикой страны определенной ступени развития. В целях защиты национальных интересов развитые страны сохраняли элементы протекционистской политики: Япония — до 1976 г., государства ЕС— вплоть до Маастрихтского соглашения 1992 г. Постсоветская Россия фор­сировала эти события, введя формальную отмену ограничений на опера­ции с капиталом.

Крупномасштабный приток иностранной валюты в страны с развива­ющимся рынком привел их к ряду негативных последствий, в частности к перегреву экономики, ускорению инфляции, дефициту платежного ба­ланса, и выявлял завышенность курсов национальных валют.

3.3.5. Элементы современной валютной политики Российской Федерации

Современная валютная политика в Российской Федерации ос­новывается на трех основных составляющих:

1) регулирование валютного курса с помощью интервенций Банка России на валютном рынке;

2) установление нормы обязательной продажи валютной вы­ручки от экспорта товаров и услуг;

3) ограничение международного движения капитала, включая валютный контроль.

В деятельности Банка России как органа валютного регулирова­ния в соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЭ «О валютном регулировании и валютном контроле» вы­деляются следующие направления:

1) регулирование валютных операций резидентов и нерезиден' то в;

2) регулирование репатриации резидентами валюты;

3) контроль обязательной продажи части валютной выручки-


Регулирование валютных операций движения капитала предпо­лагает установление валютных ограничений, целями которых могут быть:

• предотвращение значительного сокращения ЗВР;

• предотвращение резких колебаний обменного курса нацио­нальной валюты;

• поддержание устойчивости платежного баланса.

Валютные ограничения реализуются посредством следующих

инструментов:

• требования о резервировании, т.е. внесении экономическим агентом, осуществляющим валютную операцию, беспроцент­ного депозита в рублях в ЦБ с возвратом его при соблюдении всех условий совершения данной операции или по истечении определенного срока;

• использование специального счета для осуществления по нему валютных операций.

Другой составляющей валютного регулирования является обес­печение репатриации резидентами иностранной валюты и валюты Российской Федерации. Репатриация — получение резидентом де­нежного эквивалента за продукцию по исполненному внешнетор­говому контракту либо возврат ранее переведенных средств по не­исполненному контракту. Таким образом государство препятствует оттоку капитала за рубеж.

Обязательная продажа части валютной выручки имеет целью обеспечить предложение иностранной валюты на внутреннем ва­лютном рынке для поддержания курса рубля и пополнения ЗВР. Данная процедура может быть реализована одним из следующих способов:

• путем продажи уполномоченному банку;

• через уполномоченный банк на валютных биржах;

• через уполномоченный банк на внебиржевом валютном рынке;

• через уполномоченный банк Банку России.

Валютный контроль — деятельность государства, осуществляе­мая органами валютного контроля, направленная на обеспечение с°блюдения законодательства при осуществлении валютных one-

Раций.

В России действует трехуровневая система валютного контроля. "е составляют Правительство РФ, органы валютного контроля и агенты валютного контроля. Последние не имеют права издавать нормативные правовые акты или применять меры ответственнос­ти. К методам валютного контроля относятся наблюдение, провер­ка, обследование, анализ и ревизия.

Основные этапы валютного контроля:

• оформление в уполномоченных банках паспорта сделки, яв­ляющегося основанием для таможенного оформления това­ров;

• таможенное оформление;

• банковский контроль за движением денежных средств по счетам;

• информационный обмен между уполномоченными банками (агентами контроля), таможенными органами и участника­ми внешнеэкономической деятельности. Кроме того, ЦБ осуществляет контроль за подлинностью ино- странныхденежных знаков на территории Российской Федерации.

 

 

Тема 4. ОСНОВЫ БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ

4.1. Сущность, методы и инструменты бюджетно-налогового регулирования

На протяжении всего XX в. доля государственных расходов в ВВП стабильно увеличивалась. Еще в XIX в. немецкий экономист А. Г. Вагнер выявил тенденцию, которую затем назвали законом Вагнера: с развитием мировой экономики доля государственных расходов в ВВП имеет тенденцию к росту. Сознательное игнориро­вание этого закона явилось одной из главных причин катастро­фического спада российской экономики в 1990-е гг., так как рос­сийские либеральные правительства в качестве одновременных стратегических приоритетов рассматривали сокращение участия государства в хозяйственной деятельности страны и расширение его участия в процессах глобализации.

4.1.1. Определение фискальной политики

Потоки государственных доходов и расходов являются базовой составляющей финансовой системы страны.

Изменяя структуру бюджетных доходов и расходов, государст­венные органы оказывают регулирующее воздействие на размеры спроса и капиталовложений, отраслевую и региональную структу­ру экономики, конкурентоспособность национальных товаров на мировом рынке и могут добиваться практической реализации той или иной экономической политики (рис. 4.1).


; Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содер­жания подразделяют на текущие (обеспечение текущих потребно­стей) и капитальные (инвестиционные нужды и прирост запасов). Бюджетные расходы (в России) имеют следующие формы:

• ассигнования на содержание бюджетных учреждений;

• оплата по государственным (муниципальным) контрактам;

• трансферты населению;

• ассигнования на осуществление полномочий, передаваемых другим уровням власти, и на компенсацию дополнительных расходов, возникающих из-за решений вышестоящих орга­нов власти;

• бюджетные кредиты юридическим лицам;

• субвенции и субсидии юридическим и физическим лицам;

• инвестиции в уставные капиталы юридических лиц;

• бюджетные ссуды, дотации, субвенции и субсидии бюджетам других уровней, внебюджетным фондам;

  Функции государственных расходов  
         
Политические:   Социальные:   Экономические:
поддержание   сглаживание раз­   перераспределение
существующего   личий в уровнях   ресурсв;  
строя;     доходов и уровне   формирование кон­
обеспечение   жизни разных   курентной среды;
государстве н но го   слоев населения;   структурная пере­
управления;   предоставление   стройка экономики;
содержание   социальных услуг   содействие отечест­
государственных   (здра воохра н е н ие,   венным предприя­
институтов;   образование, куль­   тиям на внешнем
внешнеполитиче­   тура и т.д.)   рынке;  
ская деятельность;       обеспечение эконо­
финансирование       мического роста;
армии, правопо­       выполнение обяза­
рядка, мер нацио­       тельств по выплате
нальной безопас­       долга и др.  
ности и др.          
Рис. 4.1. Регулятивное воздействие государственных расходов

• кредиты иностранным государствам;

• средства на обслуживание и погашение долговых обяза­тельств.

 

Планирование и бюджетирование в государственном масштабе являются базисом для проведения фискальной политики.

Бюджетно-налоговая (фискальная) политика — совокупность финансовых мероприятий государства, направленных на сглажи­вание деловых циклов и обеспечение экономического роста по­средством изменения налогообложения, государственных доходов и расходов. БНП сопровождается эффектом мультипликатора.

Цели фискальной политики тесно взаимосвязаны с функциями государственного бюджетирования. Цели могут быть сгруппирова­ны следующим образом:

1) сглаживание колебаний экономического цикла;

2) стабилизация темпов экономического роста;

3) достижение высокого уровня занятости и умеренных темпов инфляции;

4) обеспечение и сохранение макроэкономической стабильно­сти;

5) развитие отдельных сфер национальной экономики.

Для реализации конкретных макроэкономических целей фис­кальной политики правительство использует следующие основные методы:

1) государственные инвестиции;

2) государственные закупки товаров и услуг;

3) общественные работы;

4) социальные программы;

5) государственные трансферты;

6) управление налоговой нагрузкой.

Кроме того, можно выделить следующий перечень инструмен­тов регулирования, используемых при проведении БНП: налоги, сборы, пошлины, обязательные платежи в государственные вне­бюджетные фонды, дотации, субсидии и субвенции, бюджетные ассигнования, способы размещения государственного заказа, ми­нимальные государственные социальные стандарты, бюджетные кредиты и ссуды, государственный или муниципальный заём, ме­ханизмы бюджетного контроля, а также государственный и муни­ципальный долг, который может быть внутренним и внешним.

Критериями эффективности использования инструментов БНП и самой БНП являются:

• величина дефицита государственного бюджета и скорость нарастания государственного долга;

• коэффициент монетизации бюджетного дефицита;

• уровень собираемости налогов и сборов;

• степень выполнения бюджетных обязательств правитель­ства;

• объем финансовых ресурсов, отвлекаемых на обслуживание государственного долга;

• размер просроченной задолженности государства по зара­ботной плате, пенсиям, а также по финансированию госу­дарственного заказа.

4.1.2. Проблема бюджетного дефицита и государственный долг

Идеальное состояние с исполнением государственного бюдже­та — полное покрытие государственных расходов доходами или наличие остатка средств. При этом на практике государственный бюджет может находиться в трех различных состояниях: профици­та, дефицита, а также в состоянии сбалансированности.

Оценка дефицита бюджета, как правило, отрицательная. Одна­ко исторически в этом отношении выдвинуты три концептуально отличающихся подхода.

Концепция ежегодного сбалансированного бюджета заключается в том, что независимо от фазы экономического цикла каждый год расходы бюджета должны быть равны доходам.

Концепция государственного бюджета, сбалансированного на цик­лической основе, состоит в том, что иметь сбалансированный бюд­жет ежегодно необязательно. Важно, чтобы бюджет был сбаланси­рован в целом в течение экономического цикла. Бюджетный излишек, увеличивающийся в период бума, должен использовать­ся для финансирования дефицита в период рецессии.

Третья концепция основывается на идеях Дж. М. Кейнса. В со­ответствии с ней целью государства должна быть не сбалансирован­ность бюджета, а стабильность экономики, что предусматривает увеличение государственных расходов и снижение налогов в пери­од спада и наоборот. По сути, такой подход основан на идее дефи­цитного финансирования.

Различают следующие виды бюджетного дефицита (профицита):

• циклический;

• структурный;

• операционный;

• первичный;

• квазифискальный (квазибюджетный).

Циклический дефицит государственного бюджета является ре­зультатом действия встроенных стабилизаторов экономики: он вызван автоматическим сокращением налоговых поступлений и увеличением государственных трансфертов на фоне циклического спада деловой активности. Циклический дефицит оценивается как разность между фактической величиной бюджетного дефицита и структурным дефицитом.

Структурный.(латентный) дефицит (излишек) государственно­го бюджета — разность между расходами и доходами бюджета в ус­ловиях полной занятости, т.е. бюджетный баланс за вычетом конъ­юнктурных доходов бюджета.

Оценки структурного дефицита используются в основном враз- витых странах, где размеры бюджетных дефицитов определяются в большей степени циклическими колебаниями, а не дискреци­онными мерами правительства. Сложность определения уровня полной занятости трудовых ресурсов, естественного уровня без­работицы и потенциального объема выпуска затрудняет расчеты структурных излишков и дефицитов государственного бюджета, хотя именно на основе динамики этих макроэкономических инди­каторов оценивается эффективность мер фискальной политики в долгосрочном периоде.

Операционный дефицит — общий дефицит государственного бюджета за вычетом инфляционной части процентных платежей по обслуживанию государственного долга.

Обслуживание задолженности (выплата процентов по ней и по­степенное погашение основной суммы долга, т.е. его амортизация) является важной статьей государственных расходов. Нередко объявленный в отчетах бюджетный дефицит завышается на основе преувеличения объема государственных расходов за счет инфляци­онных процентных выплат по долгу. При высоких темпах инфля­ции, когда различие в динамике номинальных и реальных процен­тных ставок весьма значительно, это завышение государственных расходов может оказаться достаточно существенным. Возможны ситуации, когда номинальный официальный дефицит государ­ственного бюджета и номинальный долг растут, а реальный дефи­цит и долг снижаются, что затрудняет оценку эффективности



фискальной политики правительства. Поэтому при измерении бюджетного дефицита целесообразна поправка на инфляцию: ре­альный бюджетный дефицит представляет собой разность между номинальным дефицитом и величиной государственного долга на начало года, умноженной на темп инфляции.

Первичный дефицит (излишек) государственного бюджета — разность между величиной общего дефицита и всей суммой выплат подолгу. Наличие первичного дефицита является фактором увели­чения долгового бремени в экономике, величина которого обычно характеризуется отношением долга к ВВП. Наличие первичного бюджетного дефицита является фактором увеличения и основной суммы долга, и коэффициентов его обслуживания, что приводит к самовозрастанию задолженности. Увеличение доли первичного бюджетного излишка в ВВП позволяет избежать такого самовос­производства долга и его неуправляемого роста.

Квазифискальный (квазибюджетный) дефицит, существующий наряду с измеряемым (официальным), — скрытый дефицит госу­дарственного бюджета, обусловленный квазифискальной (квази­бюджетной) деятельностью ЦБ страны, государственных предпри­ятий и коммерческих банков.

В результате квазифискальных операций деятельность и прави­тельства, и ЦБ перестает быть прозрачной и понятной для экономи­ческих агентов, что обостряет проблему недоверия к макроэкономи­ческой политике. ЦБ понижает свой статус и теряет независимость, преследуя, подобно обычным государственным предприятиям, не­коммерческие цели по указанию правительства. Возникающая на этой основе «смесь» бюджетно-налоговой и денежно-кредитной по­литики, характерная для всех переходных экономик, нередко сопро­вождается ростом потерь ЦБ и усилением инфляционных тенден­ций, что значительно снижает эффективность мер по макроэконо­мической стабилизации в целом.

Скрытый (квазифискальный) дефицит государственного бюд­жета существенно занижает величину фактического бюджетного дефицита и государственного долга, что нередко делается целена­правленно (например, перед очередными выборами), а также в рамках жесткого курса правительства на ежегодно сбалансирован­ный бюджет.

Среди квазифискальных операций выделяются: • финансирование государственными предприятиями избы­точной занятости в государственном секторе и выплата ими

заработной платы по ставкам выше рыночных за счет банков­ских ссуд или путем накопления взаимной задолженности;

• накопление в коммерческих банках, отделившихся на на­чальных стадиях экономических реформ от ЦБ, «большого портфеля» недействующих ссуд — так называемых «плохих долгов» (просроченных долговых обязательств госпредприя­тий, льготных кредитов домашним хозяйствам, фирмам и т.д.). Эти кредиты в конце концов выплачиваются в основ­ном за счет льготных кредитов ЦБ;

• отдельные операции, связанные с государственным долгом, а также финансирование ЦБ убытков от мероприятий по стаби­лизации обменного курса валюты, беспроцентных и льготных кредитов правительству (например, на закупки пшеницы, ри­са, кофе и т.д.); кредиты рефинансирования коммерческим банкам на обслуживание «плохих долгов», а также рефинанси­рование ЦБ сельскохозяйственных, промышленных и жи­лищных программ правительства по льготным ставкам и т.д.

Дефицит государственного бюджета может быть профинанси­рован за счет:

1) эмиссии денег;

2) займов у населения своей страны (внутренний долг);

3) займа у других стран или международных финансовых орга­низаций (внешний долг).

Эмиссионный способ финансирования заключается в том, что государство (Ц Б) вы пускает в обращение допол н ител ьн ые ден ьги, с помощью которых покрывает превышение своих расходов над доходами. Данный способ финансирования является инфляцион­ным, однако способствует быстрому решению проблемы и стиму­лирует совокупный спрос.

Финансирование дефицита государственного бюджета за счет внутреннего долга заключается в выпуске государством облигаций и казначейских векселей и продаже их домашним хозяйствам и фирмам. Такой способ в краткосрочном периоде является неинф­ляционным и достаточно оперативным, но, во-первых, это увели­чивает расходы бюджета на обслуживание государственного долга и способствует возникновению порочного круга дефицитного фи­нансирования, а, во-вторых, в соответствии с теоремой Сарджен- та — Уоллеса в долгосрочном периоде может привести к еще более высокой инфляции, чем эмиссионное, поскольку при этом прави-



тельство, как правило, строит финансовую пирамиду при рефи­нансировании долга.

Финансирование дефицита государственного бюджета с помо­щью внешнего долга предусматривает финансирование за счет займов у других стран или международных финансовых органи­заций (Международный валютный фонд, Мировой банк, Лон­донский клуб кредиторов, Парижский клуб кредиторов и др.). Ос­новным недостатком такого способа является необходимость от­влечения средств из экономики страны, что ведет к сокращению внутреннего объема производства и спаду в экономике. Если же этот процесс сопровождается дефицитом платежного баланса, то можно ожидать истощения золотовалютных резервов страны.

Государственные займы менее опасны по сравнению с эмисси­ей, однако они также оказывают негативное влияние на развитие экономики страны:

• размещение государственного займа, мобилизуя свободные средства на рынке ссудного капитала, сужает возможность получения кредитов частными фирмами;

• прибегая к принудительному размещению государственных ценных бумаг, государство нарушает тем самым рыночную мотивацию деятельности частных финансовых институтов и субъектов рынка.

Сумма накопленных бюджетных дефицитов, скорректирован­ная на величину бюджетных излишков (если таковые имели мес­то), представляет собой государственный долг. Управление госу­дарственным долгом — совокупность мероприятий государства в рамках БНП по использованию долговых отношений, направлен­ных на формирование благоприятных условий развития страны. К инструментам управления государственным долгом относятся:

• установление предельных объемов государственного внут­реннего и внешнего долга;

• установление границы внешних заимствований с разбивкой по формам обеспечения обязательств;

• выявление источников внутреннего финансирования бюд­жетного дефицита;

• определение величины расходов на обслуживание государ­ственного долга;

• установление верхних пределов государственных внутрен­них и внешних гарантий.

В 1989 г. С. Дюрст инициировал появление «Счетчика национального долга США» с целью привлечь внимание общественности к значительному размеру государственного долга. На тот момент он составлял 2,7 трлн долл. В октябре 2008 г. счетчик, на котором закончились цифры (сумма превыси­ла 10 трлн), отправили на доработку, а на сайте http://www.usdebtclock.org/ разместили его виртуальную версию, в том числе с возможностью оценить размеры частного долга, а также в расчете на одного гражданина США.

Причиной быстрого роста долга стало наличие постоянного бюджет­ного дефицита, что приводит к необходимости осуществления займов, в первую очередь у ФРС (частной организации и основного кредитора), ко­торая осуществляет эмиссию долларов, а также у правительств других стран (в первую очередь Японии и Китая).

Постоянная дополнительная эмиссия для поддержания ликвидности финансовой системы не может не сказываться впоследствии и на курсе национальной валюты. Поскольку в США, по официальным данным, нет высокой инфляции, значит, деньги фактически печатаются для других стран и инфляция доллара происходит в мировом масштабе. Например, стоимость тройской унции золота в долларах выросла с 2002 по 2009 г. на 340%, а с периода существования Бреттон-Вудской валютной системы — примерно в 27 раз.

Механизм регулирования государственного долга в рыночных условиях характеризуется понятием «реструктуризация». Это ос­нованное на соглашении прекращение долговых обязательств, со­ставляющих долг, с заменой их долговыми обязательствами, пре­дусматривающими другие условия обслуживания и погашения. Ре­структуризация не снимает долговой проблемы, а переносит ее на более поздний срок. В ходе реструктуризации используется огра­ниченный набор методов ее проведения (рис. 4.2).

Рефинансирование — погашение старой задолженности и про­центов по ней за счет выпуска нового займа и принятия новых обя­зательств. Используются три способа рефинансирования государ­ственного долга:

1) замена обязательств с истекшими сроками погашения на но­вые, по сумме равные погашаемым, с согласия их держателей;

2) досрочная замена одних обязательств на другие с более дли­тельными сроками погашения;

3) размещение новых облигаций и погашение облигаций с ис­текшими сроками за счет вырученных средств.

Выкуп долга — способ его сокращения, когда государства-долж­ники располагают значительными объемами финансовых резер-

Рис. 4.2. Методы проведения реструктуризации долга

 

вов. Однако к досрочному выкупу долгов мировая практика отно­сится негативно. Во-первых, выигрыш от этого получают наихуд­шие заемщики, чьи долги торгуются с наибольшим дисконтом, во- вторых, нарушается принцип равенства кредиторов, в-третьих, уменьшаются долгосрочные политические рычаги давления.

Секьюритизация долга — переоформление государственного долга в новые рыночные долговые инструменты денежного рынка (иностранные облигации и еврооблигации).

Облигации Брейди — государственные облигации, эмитирован­ные в обмен на государственный долг перед коммерческими бан­ками, выпущенные в 1990-1994 гг. на общую сумму около 100 млрд долл. по плану министра финансов США Н. Брейди для урегулиро­вания долговых обязательств развивающихся стран.

Конверсия — изменение доходности займов в интересах долж­ника путем понижения процента или применение иного способа погашения долга в целях снижения расходов заемщика на погаше­ние и обслуживание долга. Наиболее распространенными ее вида­ми являются:

1) обмен на долговые обязательства третьих стран;

2) погашение долга товарными поставками;

3) обратный выкуп долга заемщиком на особых условиях;

4) обмен долга на собственность.

Консолидация — изменение срока действия уже размещенных займов в сторону его увеличения или сокращения. Она носит, как правило, принудительный характер и осуществляется путем добав­ления процентных купонов к облигациям старых займов, срок ко­торых продлевается, или обмена облигаций старых займов на об­лигации новых займов.

Унификация займов — объединение нескольких займов в один. Данная операция может проводиться вместе с консолидацией или конверсией или без них.

Отсрочка погашения займа заключается в том, что, как при кон­солидации, односторонне отодвигаются сроки погашения займа и, кроме того, прекращается выплата дохода.

Аннулирование государственного долга — отказ государства от всех обязательств.

Проблемы государственного дол га чаще всего вызывают крити­ку со стороны противников дискреционного фискального регули­рования. Основными негативными последствиями значительного размера государственного долга являются:

1) отвлечение средств из производственного сектора экономи­ки на обслуживание долга и выплату самой суммы;

2) нерыночное перераспределение доходов от частного сектора к государственному;

3) возникновение эффекта вытеснения инвестиций в крат­косрочном периоде, что в долгосрочном может привести к сокра­щению запаса капитала и производственного потенциала страны;

4) необходимость выплаты процентов подолгу, способная при­вести к повышению налоговой нагрузки на экономику, снижению предпринимательской активности и даже к раскручиванию инф­ляционной спирали в долгосрочном периоде;

5) возможность возникновения перспектив долгового и валют­ного кризиса.

Бюджетный дефицит и источники его финансирования напря­мую влияют на спрос и предложение на денежном рынке, а следо­вательно, и на величину процентных ставок и объемы кредитов, предоставляемых предприятиям. При этом можно выделить следу­ющие механизмы такого влияния.

1. Государство привлекает, обслуживает и погашает внутренние займы. Доходность государственных облигаций тесно связана с процентными ставками денежного рынка.

2. При привлечении, обслуживании и погашении внешних займов правительство может продавать или покупать на валютном рынке иностранную валюту, что изменяет соотношение спроса и предложения на нее, изменяет валютный курс и процентные став­ки по кредитам в иностранной валюте.

3. Правительство само предоставляет кредиты предприятиям, гражданам и ЦБ.

4. ЦБ увеличивает денежное предложение, предоставляя пра­вительству кредиты на финансирование бюджетного дефицита.

Наиболее важным условием динамичного социально-экономи­ческого развития страны является согласованность монетарной и фискальной политики.

Банк России разрабатывает денежно-кредитную политику в соответ­ствии со ст. 45 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

ЦБ ежегодно не позднее 26 августа представляет в Государственную Думу проект основных направлений единой государственной денежно- кредитной политики на предстоящий год. Проект предварительно пред­ставляется Президенту РФ и Правительству РФ. Не позднее 1 декабря основные направления единой государственной денежно-кредитной по­литики на предстоящий год снова поступают в Думу.

Государственная Дума рассматривает основные направления и выно­сит соответствующее решение не позднее принятия федерального закона о федеральном бюджете на предстоящий год. Тем самым в России дости­гается единство целей проведения фискальной и монетарной политики.

Бюджетно-налоговая политика не должна оказывать суще­ственного воздействия наДКП. В этом заключается отказ от прин­ципа фискального доминирования. Правительству всегда не хвата­ет денег, и если ЦБ будет ему подконтролен, то достаточно будет найти новый повод для эмиссии и ДКП станет не заслоном от ин­фляционного процесса, а основным фактором его нарастания.

4.1.3. Стабилизационные фонды

В условиях нестабильной внешней среды ключевую роль в про­ведении БНП начинает играть показатель «конъюнктурные дохо­ды», определяемый как разность между фактическими доходами бюджета и расчетными доходами при стандартных мировых ценах. Систематический процесс накопления и использования конъюнк­турных доходов осуществляется с помощью стабилизационных фондов (СФ). Основной предпосылкой создания таких фондов яв­ляется высокая зависимость основных экономических показате­лей (темпов экономического роста, уровня инвестиций, инфля­ции, динамики валютного курса и даже финансовых результатов работы предприятий) от внешнеэкономических факторов. В эко­номиках таких стран существенно возрастают риски и снижается качество проводимой экономической политики. Возникает следу­ющий ряд проблем:

• перспектива появления «голландской болезни»;

• значительные колебания доходов бюджетов;

• возможность избыточного денежного предложения;

• нерациональное использование невосполняемых природных ресурсов.

Фонды невозобновляемых ресурсов стали создаваться в 1970-е гг. в странах, экономика которых в значительной степени зависела от экспорта различных видов минерального сырья. Основными ис­точниками формирования таких фондов являются:

• перечисления части доходов государственных добывающих компаний;

• бюджетные остатки по результатам финансового года;

• фиксированная доля бюджетных доходов;

• доходы от управления активами фонда.

Стабилизационный фонд рассматривается как долгосрочный

резерв, призванный покрыть расходы будущих периодов, кото­рый действует как автоматический стабилизатор: поступления в него и ресурсы, используемые для проведения контрциклической политики, прямо зависят от конъюнктурных доходов сырьевого сектора.

Договор об управлении средствами СФ в России предполагает совместную работу Министерства финансов РФ и ЦБ (рис. 4.3).

Тем не менее, как показывает практика, такие фонды не могут быть альтернативой качественному управлению государственны­ми финансами, а успешность их функционирования во многом за­висит от видения правительством стратегических перспектив раз­вития страны и состояния бюджетной и финансовой дисциплины.

В нефтедобывающем Кувейте с 1960 г., когда был создан СФ, осуще­ствлялась политика профицитного бюджета (до 10% ВВП) и инвестирова­ния средств во внешние активы. В результате страна на фоне сверхвысо­ких цен на нефтьс 1999 по 2005 г. сократила объем ВВП надушу населения на 17%, спустившись с 22-го места в мире по этому показателю в 1999 г. на 47-е место в 2003 г. и на 56-е место в 2005 г.

Классическим примером консервации средств в СФ и сопутствующей социально-экономической отсталости является Республика Кирибати. Фонд выравнивания доходов был создан там в 1956 г. как трастовый фонд для будущих поколений после ожидаемого истощения месторождений фосфатов. Его максимальный размер в 4 раза превышал ВВП государст­ва. При этом Кирибати в 2005 г. занимала одно из последних мест в мире (223-е из 233) по ВВП надушу населения и 174-е место — по продолжитель­ности жизни.

Напротив, ОАЭ не создавали СФ и использовали нефтяные доходы для инвестирования в инфраструктуру внутри страны, создания принци­пиально новых отраслей (информационные технологии, туризм и пр.), а также для снижения вплоть до нуля налогов на остальные ненефтяные от­расли экономики. В итоге в 2005 г. ОАЭ вышли на первое место в мире по ВВП на душу населения после «офшорных» государств, обогнав Норве­гию и США.

По мнению главы ФРС США Б. Бернанке, повсеместное создание СФ в нефтедобывающих странах привело к возникновению «глобального из­бытка сбережений». При этом основной источник дисбаланса состоит не столько в растущих расходах США, сколько в росте избыточных сбереже­ний в остальном мире. Он полагает, что это может привести к серьезным проблемам из-за формирования избыточной ликвидности, способствую­щей быстрому росту стоимости финансовых активов и недвижимости. В то же время развивающиеся страны должны импортировать, а не экспортиро­вать капитал, чтобы наращивать инфраструктуру и поднимать уровень про­изводительности своих экономик.

В агрегированном виде можно выделить следующие возможные «неинфляционные» направления расходования средств СФ:

• закупка импортных технологий и оборудования;

• развитие национальной финансовой системы и создание ин­ститутов развития;

• налоговое стимулирование инновационной сферы;

• реализация нескольких локомотивных проектов в тех отрас­лях, где есть серьезные достижения отечественных произво­дителей;

• выделение средств для предоставления на коммерческой ос­нове долгосрочных валютных кредитов под крупные инвес­тиционные проекты.

Неконтролируемые государственные расходы с использованием средств СФ также представляют собой серьезную проблему для на­циональной финансовой системы. Наличие широкого спектра задач


Задачи управления Стабилизационным фондом РФ


 

 


__________________ I

Министерства финансов РФ: определение размера и парамет­ров инвестиционного портфеля; направление ЦБ поручений о совершении сделок за счет средств инвестиционного портфеля и об изъятии средств из портфеля;

предоставление ЦБ информации для выполнения поручений; прием отчетов ЦБ об исполнении поручений;

возмещение расходов ЦБ

по управлению инвестиционным

портфелем

Центрального банка РФ: совершение по поручению Минфина России сделок с ино­странной валютой и долговыми обязательствами, а именно: при­обретение за счет средств фонда в валюте РФ разрешенной ино­странной валюты, формирова­ние инвестиционного портфеля из соответствующих долговых обязательств, зачисление на сче­та доходов, полученных от раз­мещения средств; оказание Минфину России кон­сультационной помощи по уп­равлению инвестиционным портфелем;

формирование перечня долговых обязательств;

предоставление отчетов Минфи­ну России


 

 


Рис. 4.3. Задачи органов управления Стабилизационным фондом РФ

проведения БНП расширяет аппарат государственных ведомств, расходующих общественные средства, и значительно увеличивает их потребности в финансовых ресурсах. Для ограничения свободы действий правительственных чиновников формируется группа це­левых ориентиров фискальной политики, которые направлены на поддержание определенных количественных соотношений:

• на снижение общего объема государственного долга;

• стабилизацию соотношения «долг: ВВП»;

• выравнивание темпов роста государственных расходов и темпов роста ВВП;

• равенство или превышение чистого объема инвестиций над чистым объемом накоплений.

При отсутствии подобных ограничений динамика разрастания государственных трат и фактического бюджетного дефицита мо­жет оказаться неуправляемой.

4.2. Виды бюджетно-налоговой политики

Теоретической основой бюджетной стратегии и фискальной по­литики является тот или иной тип общей научной идеологии в спектре идей от классических воззрений на рыночную экономику до современных представлений неокейнсианства, неолиберализма и неомарксизма. Соответственно осуществляется та или иная на­стройка рыночных, денежно-кредитных и фискальных регулято­ров и инструментов. Различные модели БНП характеризуются прежде всего уровнем присущей им налоговой нагрузки, а также размерами расходов государства на реализацию его социально- экономических функций.

Кейнсианская модель фискальной политики предполагает силь­ное вмешательство государства в социально-экономическую жизнь, а следовательно, сочетание масштабных государственных расходов с высокими налогами. При этом значительное место в структуре налоговой системы занимают прямые налоги. В интересах дости­жения большего равенства в доходах используется прогрессивное налогообложение физических лиц. В качестве негативных послед­ствий такой политики можно отметить ускорение темпов инфля­ции, сокрытие доходов, рост затрат на заработную плату и сниже­ние конкурентоспособности продукции, тенденцию к утечке капи­талов за границу.


В рамках неоклассической модели фискальной политики кейн­сианская концепция, которую можно кратко охарактеризовать с помощью правила «вводи налоги и расходуй средства», была заме­нена на другое правило — «снижай налоги, занимай деньги и рас­ходуй средства». Акцент при этом переносится с регулирования со­вокупного спроса на стимулирование совокупного предложения, привлечение в страну дополнительных факторов производства и обеспечение на этом фоне ускоренного роста ВВП и занятости граждан страны в наиболее перспективных отраслях. В данном случае рекомендации субъектам бюджетно-налогового регулиро­вания заключаются в значительном сокращении государственного вмешательства путем замораживания инвестиционных и соци­альных расходов властей, а следовательно, в уменьшении налого­вой нагрузки на экономику. В рамках неоклассического подхода акцент делается на косвенные налоги, так как прямые не стимули­руют рост трудовой и предпринимательской активности.

Таким образом, проводя фискальную политику, правительство может регулировать как совокупный спрос, так и совокупное пред­ложение. БНП, ориентированная на совокупный спрос, подразде­ляется на дискреционную и недискреционную (рис. 4.4).

Рис. 4.4. Инструменты дискреционной и автоматической фискальной политики

 

Основные правила дискреционной политики:

1) если существует неполная занятость, то уровень безработицы должен быть понижен с помощью стимулирующей БНП;

2) если имеет место рост общего уровня цен, то задача состоит в подавлении инфляции средствами сдерживающей БНП;

3) если достигнуты полная занятость и стабильность цен, то бюджет должен поддерживать баланс совокупного спроса и сово­купного предложения (конъюнктурно-нейтральная фискальная политика).

Недискреционная (автоматическая) фискальная политика связа­на с действием встроенных (автоматических) стабилизаторов.

Например, подоходные налоги, а также налог на добавленную стоимость обеспечивают встроенную стабильность следующим об­разом. При росте доходов налоговые изъятия в стране увеличива­ются. Это относится также к косвенным налогам, которые обеспе­чивают возрастание поступлений в государственный бюджет в результате повышения объема товарооборота при росте расходов. Наоборот, в условиях рецессии экономика «подогревается» благо­даря автоматическому сокращению налоговых изъятий.

В зависимости от фазы экономического цикла правительством используется один из двух видов фискальной политики: стимули­рующая или сдерживающая.

Стимулирующая фискальная политика (фискальная экспансия) применяется при спаде и направлена на снижение уровня безрабо­тицы и увеличение совокупных расходов. Такая политика в крат­косрочной перспективе обеспечивает преодоление экономическо­го спада, а в долгосрочной — служит инструментом расширения предложения факторов производства и роста экономического по­тенциала общества.

Сдерживающая фискальная политика (фискальная рестрикция) используется при перегреве экономики и направлена на снижение инфляции и совокупных расходов (рис. 4.5). Если в краткосрочном периоде она является орудием для ограничения инфляционных процессов, то в долгосрочном из-за повышения налоговой нагруз­ки может спровоцировать раскручивание механизма стагфляции с разрушением производственного потенциала страны.

Рис. 4.5. Виды и методы фискальной политики

 

А. Смит, а позднее J1. Эрхард и А. Лаффер отстаивали тезис, со­гласно которому более низкие ставки налогов необязательно при­ведут к снижению суммы налоговых поступлений, что предполага­ется в традиционной кейнсианской теории. Введение более низких ставок может быть организовано так, что дефицит бюджета будет сокращен в обозримой перспективе за счет роста инвестиций в производство и увеличения собираемости налогов. Таков концеп­туальный подход фискальной политики, ориентированной на пред­ложение («экономики предложения»),

БНП, направленная на снижение налогов, также может оказы­вать позитивное воздействие на предложение факторов производ­ства (капиталов и труда) в тех случаях, когда повышаются распола­гаемые доходы домашних хозяйств, что усиливает их склонность к сбережениям; увеличивается располагаемый доход предпринима­телей при одновременном росте доверия к политике правительства и склонности к риску; увеличивается рабочее время ввиду созна­тельного выбора работников из-за снижения налогообложения до­ходов физических лиц; отсутствует масштабный теневой сектор экономики.

В целом проведение правительством фискальной политики имеет ряд преимуществ, среди них:

1) действие эффекта мультипликатора;

2) отсутствие внешних лагов;

3) наличие автоматических стабилизаторов.

В качестве основных недостатков фискальной политики можно назвать:

1) эффект вытеснения частных инвестиций ввиду роста спроса на деньги и увеличения ставки процента на денежном рынке по причине необходимости увеличения государственных закупок или трансфертов;

2) возникновение бюджетного дефицита;

3) наличие внутренних лагов.

Практически использование правительством тех или иных форм, методов и инструментов БНП будет определяться типом экономического строя, соотношением различных форм соб­ственности, целями политического руководства, положением бюрократии, а также наступившей фазой политико-экономичес­кого цикла.

Тема 5. Стратегическое планирование как важнейшая форма государственного регулирования

5.1.Функции планирования в управлении

Планирование как самостоятельная отрасль знаний является наукой, специализированным видом управленческой деятельнос­ти (профессией) и искусством.

Под наукой вообще понимается сфера человеческой деятель­ности, функцией которой является выработка и теоретическая сис­тематизация объективных знаний о действительности.

Понятие «наука» включает:

• деятельность по получению нового знания;

• результат этой деятельности (сумму полученных к данному моменту научных знаний).

Цели науки — описание, объяснение и предсказание процес­сов и явлений действительности (теоретическое отражение дейст­вительности).

Планирование как наука представляет собой совокупность систематизированных знаний о закономерностях формирования и функционирования различных хозяйственных систем. Наука пла­нирования многоотраслевая. Отдельные ее разделы, например оперативно-календарное планирование, всесторонне разработа­ны. Менее разработано тактическое и стратегическое планирова­ние на предприятии. Это говорит о том, что наука планирования в целом пока находится в стадии формирования. Тем не менее роль науки планирования, как и потребность в ней со стороны об­щественного производства, возрастает. К факторам, обусловлива­ющим возрастающую роль науки планирования, можно отнести:

• рост числа управленческих кадров, который усиливает тре­бования к уровню организации его работы и подготовке;

• рост масштабов общественного производства, усложнение хозяйственных связей, что требует улучшения координации про­цессов производства, распределения, обмена и потребления;

• расширение и усложнение международных связей;

• изменение методов хозяйствования, переход крыночным отношениям, что требует кардинальной перестройки системы пла­нирования на всех уровнях управления экономикой;

• развитие научно-технического прогресса;

• морально-политические аспекты, связанные с необходимостью преодоления культов личности, застоя в общественной жизни,

повышения материальной и моральной заинтересованности работ­ников и т.п.

Как наука планирование имеет свой предмет, объект и методы исследований.

Предмет определяет, чем занимается наука, какова сфера ее приложения.

В качестве предмета науки планирования выступают отношения, которые складываются между участниками производ­ственного процесса по поводу установления и реализации приори­тетов, целей, пропорций и комплекса мероприятий, обеспечиваю­щих их достижение.

Эти отношения проявляются в:

• кооперации труда различного вида и масштаба;

• производственно-хозяйственных процессах, совершающих­ся в экономических системах.

Планирование охватывает все сферы жизни общества. В каж­дой из них люди упорядочивают свою деятельность. Однако осно­ву существования общества составляет материальное производст­во. Отношения по поводу производства определяют общественное бытие людей. Внутри общественного производства решающая роль принадлежит его главной сфере — непосредственному про­изводству, которое является объектом данной науки.

Процессы планирования исследуются наукой планирования

в двух разрезах:

• применительно к первичным звеньям производства (пред­приятиям, производственным объединениям);

• применительно к производству в масштабе всей страны.

Последний момент является определяющим в теории планиро­вания, поскольку позволяет исследовать хозяйственные процессы во взаимосвязи на народнохозяйственном уровне. Проблема сос­тоит в том, что планирование на уровне предприятия или даже от­расли не охватывает всей совокупности экономических связей и отношений, которые выявляются на макроуровне в системе народ­нохозяйственного оборота.

Планирование как наука имеет собственные методы исследований.

Метод дает вытекающее из теории науки описание того, как должна проявляться научная и практическая деятельность людей в сфере ее приложения. Методы науки планирования призваны выработать систему различных средств и приемов изучения и обобщения явлений действительности в области планирования в социально-экономических объектах. В состав методов науки планирования входят:

1. Конкретно-исторический подход. Предусматривает изуче­ние отношений планирования как процессов, находящихся в ста­дии развития и изменения под влиянием действующих на них фак­торов. Все процессы планирования рассматриваются в тесной свя­зи с конкретной исторической обстановкой той или иной страны. В этой связи можно отметить, что организация планирования в странах Запада, например США, принципиально отличается от стран Востока, например Японии.

2. Системный подход. Позволяет подходить к исследованию количественных и качественных параметров протекания вероят­ностных процессов в сложных социально-экономических систе­мах с системных позиций. Системный подход предполагает, во-первых, рассмотрение системы планирования производством как единого целого, со своими законами развития. Во-вторых, воз­можность расчленения системы на подсистемы и исследования их взаимодействия, поскольку каждая подсистема воздействует как на все другие подсистемы, так и на систему в целом. Тем самым создается возможность вскрыть закономерности и связи подсис­тем, их соотношение и субординацию, дать не только качествен­ные, но и количественные оценки.

Суть системного подхода вытекает из его принципов:

• динамичности системы;

• взаимодействия, взаимозависимости явлений и элементов системы;

• комплексности;

• целостности;

• иерархичности;

• главного звена.

3. Комплексный подход. Так же, как и системный, он предпо­лагает рассмотрение явлений в их связи и зависимости. Однако комплексный подход является более широким понятием, посколь­ку реализуется с помощью системного.

Комплексный подход предусматривает:

• совместное использование методов исследований несколь­ких наук;

• рассмотрение всей совокупности целей планирования по уровням;

• рассмотрение различных проблем планирования сточки зрения временных интервалов и т.д.

4. Эксперимент. Представляет собой метод поиска или уточ­нения взаимосвязи социально-экономических явлений опытным путем. В планировании эксперимент, как и моделирование, слу­жит для апробации намеченных решений.

Преимущества эксперимента:

• возможность специально вызвать изучаемое явление, не ожидая его естественного появления;.

• возможность повторения опыта и накопления данных для количественного анализа изучаемых явлений.

Недостатки эксперимента:

• трудность искусственного создания условий, тождествен­ных естественным;

• ограниченная возможность воздействия на социально-эко­номические объекты в исследовательских целях;

Необходимые условия эксперимента:

• сохранение сущности общественного и государственного строя;

• недопустимость ущемления интересов населения; -

• хозяйственная значимость планируемого нововведения;

• обратимость результатов (контролируемый характер экспе­римента);

• возможность возврата к исходному состоянию;

• наличие контрольного объекта;

• создание экспериментальной ситуации (обеспечение чисто­ты эксперимента с целью выделения основного содержания экспе­римента и исключение побочных обстоятельств).

5. Моделирование. Сущность моделирования заключается в создании такого аналога планируемого процесса, в котором от­ражены его важнейшие, с точки зрения цели исследования, свой­ства и опущены второстепенные черты.

В планировании моделирование применяется в следующих случаях:

• когда необходимо разработать проект системы, не создавая ее в реальной жизни;

• когда необходимо совершенствовать имеющуюся систему, а эксперимент на реальной системе невозможен или экономически неоправдан, например, в силу больших затрат;

• когда эксперимент в условиях реальной системы связан с ее разрушением. В планировании моделирование не дает никакого решения, а лишь позволяет получить аналог реального процесса или объ­екта, выбрать не оптимальный, а реальный или рациональный ва­риант планируемого процесса. Для этого применяются различные типы моделей: графические, числовые, логические, таблич­ные и др.

6. Методы специальных исследований. В планировании име­ются процессы, поддающиеся количественному измерению. Есть и такие, которые не поддаются количественной оценке (например, влияние моральных стимулов на рост производительности труда). Оценка таких явлений требует проведения социологических ис­следований. Они могут проводиться с помощью анкетирования и интервьюирования, а также других методов.

Наличие предмета, объекта и методов исследования в науке позволяет разработать ее теорию. Наука о планировании призвана создать методологию и теорию путем выявления законов и законо­мерностей, определения принципов планирования и создания со­ответствующего категорийно-понятийного аппарата.

Задачи теории планирования:

• объяснять (исследовать) механизм отношений, возникаю­щих в производстве в процессе планирования;

• находить пути и способы эффективного решения конкрет­ных хозяйственных задач;

• изучать и разрабатывать пути комплексного применения методов воздействия на людей в процессе планирования производст­ва и т.п.

• методологические основы планирования производства. Здесь сущность, содержание, законы, закономерности и принципы планирования;

• учение о системе планирования. В этом разделе исследуют­ся организационные формы, функции и структура, сочетание от­дельных видов планирования;

• учение о механизме и методах планирования как о совокуп­ности средств и рычагов воздействия;

• учение о процессе планирования. Рассматриваются свойст­ва, динамика, типология частей, цели, методы процесса планиро­вания; информационное, программное, техническое и информаци­онное обеспечение планирования;

• учение о качестве и эффективности планирования. Освеща­ются культура и стиль планирования, научная организация плано­вого труда, методология оценки экономической эффективности плановых решений.

Задача науки планирования состоит в том, чтобы за внешней видимостью отношений путем теоретического анализа вскрыть их сущность, определить направления развития, возможности на­илучшего использования для повышения эффективности произ­водства.

Планирование также является специализированным видом уп­равленческой деятельности, широко распространенным в произ­водстве.

Планирование производства, как особый вид управленческой деятельности, обеспечивает целенаправленность и согласован­ность работы всех участников производственного процесса. Пла­нирование обособилось в самостоятельный вид деятельности в хо­де разделения труда, возникновения кооперации и увеличения масштабов производства.

Хотя элементы планирования присущи любому процессу тру­да, планирование выделилось в самостоятельную функцию общественного труда лишь на определенной ступени развития произ­водства. Однако выделение особой функции планирования как ви­да деятельности не совпадает по времени с возникновением науки планирования, которая оформилась в самостоятельную отрасль знаний в начале 20 столетия.

В настоящее время в связи с переходом к рыночным методам хозяйствования в науке и практической работе идет переосмысление места и роли планирования в управлении экономикой. Планирование как функция может занимать в управлении раз­личное положение. В зависимости от этого принято различать два типа управления: базирующееся на принципах централизо­ванного планирования и основанное на рыночных механизмах регулирования.

Сущность концепции, базирующейся на принципах централи­зованного планирования, сводится к жесткому целенаправленно­му воздействию на человека, коллектив и общество. Планирование из одной, пусть даже важнейшей, функции превращается в цель и содержание процесса управления. Более того, в условиях иерархической и жестко централизованной системы управления такая трактовка придавала функции планирования и контроля ги­пертрофированную роль, дающую основание для усиления адми­нистрирования и укрепления исполнительского, а не творческого характера управленческого труда. В силу этого другие функции, например активизация и стимулирование, превратились в фор­мальность, имеющую сугубо идеологическое назначение.

В роли планирования как ключевого звена в системе функций отражались особенности, социа

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Методы и инструменты монетарной политики | Методы экономической оценки инвестиций
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1351; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.341 сек.