КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Правовое обеспечение управления земельными ресурсами. Общая структура земельного законодательства
Конституционные и законодательные основы управления земельными ресурсами и регулирования земельных отношений в государстве представляют собой своеобразные «этажи», каждый из которых играет особую роль в установлении правил использования земельных ресурсов. Главным документом, определяющим основы использования земельных ресурсов в России, является Конституция Российской Федерации. Конституция содержит ряд основополагающих статей, дающих возможность сформировать систему управления земельными ресурсами и регулирования земельных отношений. Согласно ст. 9 Конституции земля в Российской Федерации может находиться в государственной, частной, муниципальной и иных формах собственности (например, достаточно характерная для садоводческих объединений коллективно-до левая форма собственности, когда земли общего пользования в пределах объединения находятся в собственности садоводства как юридического лица, а непосредственно садовые участки —в частной собственности физических лиц). При этом государство гарантирует неприкосновенность и защиту частной собственности на землю, а также защиту прав собственников земли при совершении сделок с ней. Важная норма, закрепляющая права собственников земли (как и других природных ресурсов), содержится в ч. 2 ст. 36. Согласно этой норме, никто не может препятствовать свободному владению, пользованию и распоряжению природными ресурсами, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лил. Важное следствие: немотивированное, т. е. не подкрепленное законодательными или нормативными актами, ограничение права собственности на землю незаконно (в том числе права собственности на земли сельскохозяйственного назначения).
Исключительно важное значение для федеративного государства, каким является Российская Федерация, является ст. 71, определяющая способы сохранения единого экономического пространства государства. Так, в указанной главе перечисляются вопросы, находящиеся в исключительном ведении Российской Федерации. Это означает, что, например, регулирование рыночных отношений (в том числе рынка земли как основы рынка недвижимости и инвестиций), установление налогов (в том числе земельных) может происходить только в соответствии с правилами, установленными федеральными законами. И, наконец, вопросы, по которым субъекты Российской Федерации могут принимать свои правила (не противоречащие федеральным законам), перечисляются в ст. 72 Конституции. К этим вопросам, получившим название «предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации», относятся, в том числе, вопросы владения, пользования и распоряжения землей. Это означает, что органы власти краев, областей, республик, автономных округов, а также Москвы и Санкт-Петербурга имеют возможность самостоятельно определять, например, порядок предоставления земельных участков на своих территориях (в том числе для инвестиционной деятельности). Документом, определяющим гражданско-правовые основы управления земельными ресурсами в Российской Федерации, является Гражданский кодекс Российской Федерации. Гражданский кодекс определяет права собственности, владения, пользования и распоряжения земельными участками в России, а также права ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитуты). Эти положения, а также основные принципы прекращения прав на землю (изъятие земель) содержатся в гл, 17 Гражданского кодекса. Гражданским кодексом устанавливаются также такие базовые понятия земельных отношений, которые затем конкретизируются в других законодательных актах, и в частности в Земельном кодексе, как: сущность вещных и обязательственных прав на землю (см. раздел 3.2); правила арендных отношений (в том числе аренды земельных участков); базовые понятия обеспечения сделок с землей и недвижимостью и др.
Роль Земельного кодекса определяется необходимостью существования в России основного земельного акта (в соответствии со ст. 36 Конституции РФ). Поскольку законодательные и нормативные акты в Российской Федерации существуют в определенной соподчиненности (акты Правительства должны соответствовать актам Президента, акты Президента — Федеральным законам, Федеральные законы — Земельному кодексу). Земельный кодекс является системообразующим земельным документом, содержащим принципы, организационные и методические основы управления земельными ресурсами в государстве. В Земельном кодексе содержатся такие базовые понятия управления землепользованием, как: • основные принципы управления земельными ресурсами в Российской Федерации; • компетенция органов власти и управления по управлению землей; • сущность охраны земель; понятие ответственности за правонарушения в области охраны и использования земель; • содержание прав на землю, возможности возникновения прав (включая предоставление прав, в том числе для строительства), а также основания прекращения прав на землю; • основы рынка земли; • права и обязанности собственников, пользователей и владельцев земли; • принципы оценки земли и основы платы за землепользование; • понятие землеустройства, государственного учета земель (земельный кадастр); • правовые режимы по всем категориям земель. Структура земельного законодательства на федеральном уровне завершается системой федеральных законов, регулирующих отношения в этой сфере. Основные из них: 1. «О землеустройстве» (2001). 2. «О государственном земельном кадастре» (2000). 3. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (1997).
4. «Об ипотеке (залоге недвижимости)» (1998). 5. «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (1998).
6. «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (1998). 7. «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (2002). 8. «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (2004). 9. «О государственном кадастре недвижимости» (2007). Состав федерального законодательства определяет структуру государственного управления в сфере землепользования. Компетенция органов власти и управления в этой сфере укладывается в шесть основных направлений, соответствующих главным задачам государства, 1. Предоставление земельного участка. Это направление (обратный процесс — изъятие земли — прекращение права) заключает в себе всю совокупность действий по определению способа и порядка предоставления земельного участка. Например, общий порядок предоставления земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для строительства описан в ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации. 2. С первым направлением тесно связано второе, которое можно обозначить как совокупность действий по формированию земельного участка как объекта, недвижимости. Формирование земельного участка как объекта (который должен стать объектом налогообложения, регистрации, контроля, а также может быть объектом рыночных отношений —купли-продажи, залога и т.д.)—одна из функций землеустройства. Основным государственным актом, определяющим порядок действий государства, физических и юридических лиц в этой сфере, является Федеральный закон «О землеустройстве». Третье направление является логическим продолжением первого и второго и связано с необходимостью государственного учета земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости. Земельный кадастр представляет собой систематизированный свод сведений о земельных участках и прочно связанных с ними объектах недвижимости, формирующийся по единым правилам по всей территории Российской Федерации в соответствии с Законом «О государственном земельном кадастре» [9]. В соответствии с правилами кадастрового учета всем земельным участкам присваивается уникальный кадастровый номер, являющийся государственным идентификационным учетным номером. Впоследствии в соответствии с Законом «О государственном кадастре недвижимости» [16] в государстве будет осуществляться кадастровый учет недвижимого имущества в целом, при этом земельные участки рассматриваются как часть недвижимого имущества.
4.Четвертое направление связано с необходимостью государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Поскольку на основании ст. 130 Гражданского кодекса РФ [б] к недвижимости относятся «земельные участки и все, что прочно связано с землей...», постольку права на землю как на недвижимое имущество должны быть в обязательном порядке зарегистрированы государством. Государственная регистрация осуществляется на основании закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» [10]. Государственная регистрация представляет собой юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом РФ. При этом государственная регистрация является единственным доказательством существования права. Зарегистрированное право может быть оспорено только в судебном порядке. 5. Пятое направление представляет собой осуществление контрольных функций государства (а в последнее время — и органов местного самоуправления) по соблюдению норм земельного и природоохранного (в части охраны земель) законодательства [17]. Государственный земельный контроль осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости, Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору (в части земель сельскохозяйственного назначения). Задачей государственного земельного контроля в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2006 г. №689 «О государственном земельном контроле» [18] является «обеспечение соблюдения организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их руководителями, должностными лицами, а также гражданами земельного законодательства, требований охраны и использования земель». В соответствии с этим Постановлением собственнику, пользователю или владельцу земельного участка выносится Предупреждение о допущенном земельном правонарушении, которое включает в себя предписание об устранении земельного правонарушения, за невыполнение которого предусмотрена ответственность в виде полного или частичного принудительного прекращения права на землю. 6. Шестое направление вытекает из необходимости обеспечить экономическую эффективность использования земельных ресурсов государства, Содержание этого направления (функции государства) подробно изложено в разделе 2.3 данного пособия. Существующее законодательство в области земельных отношений призвано в первую очередь обеспечить эффективное и контролируемое использование земель. С этой точки зрения важными понятиями управления земельными ресурсами и регулирования земельных отношений являются: • права на землю; • оборот земель; • земельные сервитуты; • изъятие земель. Права на землю. Права на землю, предусмотренные Российским законодательством, которые возникают, изменяются и прекращаются по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, подлежат обязательной государственной регистрации. В соответствии с Гражданским и Земельным кодексами в Российской Федерации из существующих прав на землю три вида являются вещными: - право собственности; - право пожизненного наследуемого владения; - право постоянного (бессрочного) пользования. Объектом права собственности может быть земля в форме земельного участка. В соответствии с Конституцией и Гражданским кодексом Российской Федерации право собственности на землю представляет собой триединство владения, пользования и распоряжения земельным участком. Субъектами права собственности могут выступать: Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, юридические лица, физические лица (граждане Российской Федерации, иностранные граждане и даже лила без гражданства). В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (ст. 209 и 260) [6] собственник земельного участка может отчуждать свое имущество в собственность Право пожизненного наследуемого владения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации [2, ст. 21] не допускает распоряжение земельными участками, кроме возможности передачи их по наследству. Кроме того, это право сегодня вновь уже никому не может быть предоставлено; существуют лишь ранее предоставленные права. Такие ограничения в осуществлении этого права связаны с те то что отношения владения являются «усеченным» правом собственности и не отвечают интересам граждан (и вообще всех физических лиц) в условиях возможного рынка земли. Право постоянного бессрочного пользования также не дает возможности распоряжаться земельными участками [2, ст. 21]. Вновь это право может быть предоставлено только государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления. Кроме того, юридические лица, обладающие этим правом (кроме перечисленных выше), обязаны выкупить свою землю или взять ее в аренду. Это требование связано с тем, что право постоянного бессрочного пользования по сути своей является промежуточным между собственностью и арендой. Кроме вещных прав на землю существуют так называемые обязательственные права. Их два: - право аренды; - право безвозмездного срочного пользования. Обязательственными эти права названы потому, что они возникают в силу договора по обязательствам сторон. Отношения, возникающие на основании этих прав, являются договорными. Разница между ними заключается в том, что аренда, как правило, предусматривает встречное вознаграждение (плату) за пользование участком, а безвозмездное срочное пользование — нет. В Земельном кодексе Российской Федерации правила предоставления этих видов прав установлены в ст. 22 и 24. Возникновение прав на землю. Как было указано выше, государственная регистрация является единственным основанием возникновения права на землю. К основным путям (способам) возникновения прав на землю относятся: • Предоставление права, обусловленное решением органа власти (из государственной собственности). Это основной способ получения права на земельный участок для строительства. • Сделки, приводящие к возникновению права, с одной стороны, и к прекращению или изменению — с другой. Совершение сделки оформляется соответствующим договором. Основные виды договоров, предметом которых могут являться земельные участки: выкуп у государства (приватизация), купля-продажа, аренда, безвозмездное срочное пользование, обмен. • Дарение. • Наследование. • Приобретение права собственности на объект недвижимости, расположенный на земельном участке. • Раздел земельного участка. • Приобретение права на земельный участок в случае его создания. • Разграничение собственности на землю между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями. Оборот земель — понятие, вытекающее из рыночных основ землепользования, закрепленных в Гражданском кодексе и Земельном кодексе Российской Федерации. В частности, ст. 27 Земельного кодекса гласит, что оборот земель в России возможен и осуществляется в соответствии с Гражданским законодательством и Земельным кодексом. Указанная статья дифференцирует земли России по «степени» оборотоспособности. В соответствии с этим существуют земли, изъятые из оборота, которые не могут предоставляться в частную собственность и быть объектами сделок (т. е. выступать в качестве товара). К таким землям относятся, в частности, земли заповедников, земли, занятые объектами постоянной деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, земли, занятые военными судами и объектами организаций федеральной службы безопасности, и ряд других видов земель, обеспечивающих функционирование объектов, служащих реализации государственных функций. Кроме земель, исключенных из оборота, существуют земли, ограниченные в обороте, которые, как правило, также не предоставляются в частную собственность. К числу этих земель относятся, в частности, особо охраняемые природные территории (за исключением земель заповедников и национальных парков), земли из состава земель лесного фонда, земли, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности не исключенные из оборота, земли, предоставленные для нужд организаций транспорта и ряд других. Особое место занимает оборот земель сельскохозяйственного назначения, возможность которого регулируется специальным федеральным законом. Регулирование возможностей оборота земель осуществляется исходя из целей и задач экономического развития государства в целом. Земельные сервитуты. Земельные сервитуты (ограниченное право использования чужой собственностью) устанавливаются для урегулирования вопросов использования земельных участков, не имеющих для этого нормальных условий (нет зоды, нет прямого выхода к дороге), либо для обеспечения функционирования объектов недвижимости, находящихся в чужой собственности и расположенных на данном участке. Земельные сервитуты как часть ограничений и обременении представляют собой право пользования частью чужого земельного участка, находящегося в вещном виде права. Земельные сервитуты бывают частными и публичными (т. е. устанавливаются з интересах какого-то одного конкретного юридического или физического лица либо лля нескольких или всех). Земельный сервитут является вещным правом и подлежит обязательной государственной регистрации. В целом земельные сервитуты являются частью более широкого понятия ограничений и обременении, которое определяется в Законе о государственной регистрации следующим образом: «Наличие установленных законом или уполномоченными органами в установленном законом порядке условий, запрещений, стесняющих правообладателя при осуществлении права собственности либо иных вещных прав на конкретный объект недвижимого имущества (сервитут, ипотека, доверительное управление и т.д.). Изъятие земель представляет собой действие, обратное предоставлению земель. Иначе говоря, изъятие— это, по сути своей, действие, направленное на прекращение права на землю. В соответствии с Земельным кодексом Российской Фе-дерации [2, гл. 7] прекращение права на землю может носить добровольный и принудительный характер. Например, добровольно право собственности на земельный участок прекращается при отчуждении собственником своего земельного участка другим лицам, а также отказе собственника от права собственности на земельный участок. Другие вещные права на землю также могут быть прекращены при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок. Принудительное изъятие земельных участков возможно при использовании земельного участка не в соответствии с его целевым назначением, в случае его неиспользования в течение определенного срока, в случаях его ненадлежащего использования, предусмотренных законодательством. Принудительно право на земельный участок может быть прекращено также при возникновении государственных или муниципальных нужд в виде выкупа в исключительных случаях, предусмотренных Земельным кодексом.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 5464; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |