Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Землеустройство как механизм управления земельными ресурсами. Общие положения по землеустройству территории




Закономерности функционирования земли в качестве средства производства и организации территории изучаются землеустроительной наукой, которая направле­на на решение вопросов регулирования земельных отношений как механизма орга­низации рационального и эффективного использования земельных ресурсов. Зем­леустройство является системой государственных мероприятий, направленных на регулирование земельных отношений и выполнение решений исполнительных орга­нов по использованию земель.

В 2001 г. в Российской Федерации был принят закон «О землеустройстве», ко­торый устанавливает правовые основы проведения землеустройства в целях обеспе­чения рационального использования земель и их охраны, создания благоприятной окружающей среды и улучшения ландшафтов. Согласно ст. 1 этого закона, зем­леустройство —это мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, образованию но­вых и упорядочению существующих объектов землеустройства и установлению их границ на местности (территориальное землеустройство), организации рациональ­ного использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации терри­торий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федера­ции, для обеспечения их традиционного образа жизни (внутрихозяйственное земле­устройство).

Землеустройство включает в себя правовые (регулирование отношений осуществ­ляется законами и иными нормативными правовыми актами), организационно-хозяйственные, экономические, технологические и технические мероприятия.

Объектами землеустройства являются:

- территории субъектов Российской Федерации;

- территории муниципальных образований (земли городских, сельских поселе­ний, прилегающие к ним земли общего пользования, рекреационные зоны, земли. необходимые для развития поселений, и другие земли в границах муниципальног: образования независимо от форм собственности и целевого назначения);

-территории административнотерриториальных образований (преимуществен­но закрытые административно территориальные образования (ЗАТО));

- территориальные зоны (земли, которые имеют особый правовой режим исполь­зования земельных участков, и земли, границы которых определены при зонирова­нии территории);

- земельные участки;

- части указанных территорий, зон и участков. Землеустройство проводится в обязательном порядке в случаях:

 

• изменения границ объектов землеустройства (территории субъектов РФ, му­ниципальных образований, территориальных зон, земельных участков);

• предоставления и изъятия земельных участков;

• определения границ ограниченных в использовании частей объектов земле­устройства;

перераспределения используемых гражданами и юридическими лицами зе­мельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства;

выявления нарушенных земель, а также земель, подверженных водной и вет­ровой эрозии, селям, подтоплению, заболачиванию, вторичному засолению, иссуше­нию, уплотнению, загрязнению отходами производства и потребления, радиоактив­ными и химическими веществами, заражению и другим негативным воздействиям;

• проведения мероприятий по восстановлению и консервации земель, рекульти­вации нарушенных земель, защите земель от эрозии, селей, подтопления, заболачи­вания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами произ­водства, а также радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных воздействий [8, ст. 3].

Основаниями проведения землеустройства являются: решения федеральных ор­ганов государственной власти, органов государственной власти субъектов Россий­ской Федераций и органов местного самоуправления о проведении землеустройства, договоры о проведении землеустройства, судебные решения [8, ст. 4]. В Российской Федерации уполномоченным органом по проведению землеустроительных работ яв­ляется федеральный орган исполнительной власти — Федеральное агентство кадаст­ра объектов недвижимости. Агентство осуществляет свою деятельность, как непо­средственно, так и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и обществен­ными объединениями.

Назначение и принципы землеустройства. Землеустройство, являющееся механизмом организации рационального использования и перераспределения зе­мель, выполняет следующие задачи:

• организацию рационального использования и охраны земель различных кате­горий;

• информационное обеспечение управления земельным фондом и подготовку ин­формации, необходимой для ведения земельного кадастра, мониторинга земель, ры­ночных отношений, оценки земель для целей налогообложения;

· прогнозирование и планирование использования земельных ресурсов для раз­работки федеральных, региональных, муниципальных прогнозов и программ ис­пользования и охраны земель;

· перераспределение земель между отраслями и сферами деятельности;

· формирование рынка земельного фонда с определением местоположения, пло­щадей, границ земельных участков и установлением качественной и стоимостной оценки земель;

· ведение земельного рынка и учет земельных участков, находящихся в фонде перераспределения;

 

• подготовку документов и проведение работ по регистрации прав на земельные участки и сделок с ними;

• установление ограничений (обременении) в использовании земельных участков и распоряжении ими при совершении сделок;

• осуществление государственного контроля за использованием и охраной зе­мельных ресурсов.

Основные принципы проведения землеустройства учитывают законы природы и интересы общества. К ним можно отнести следующие.

1. Рациональное использование земли с учетом экологических требований. Этот принцип предусматривает первоочередное решение природоохранных задач, обу­словленных интенсивным развитием производительных сил при ограниченности природных ресурсов. Это требует организации таких землевладений и землепользо­вания, в которых территориальные природно-хозяйственные комплексы сбаланси­рованы по линии потребление - восстановление ресурсов. При этом в определении границ использования земель должен соблюдаться приоритет природоохранных и экологических критериев над производственными. Из этого принципа вытекает ис­ключение любого варианта перераспределения земель и организации территории, наносящего ущерб природной среде.

2. Учет природных и экономических условий. Максимальный учет природных, эколого-хозяйственных, агроэкологических, ландшафтных свойств территории и экологической устойчивости ее отдельных частей, а также экономических условий при организации землевладений, землепользования и территориальном размещении производства. Это связано с характеристиками каждого конкретного земельного участка: климатом, микроклиматом, рельефом местности, степенью увлажненно­сти, потенциальной опасностью развития эрозии, культуртехническим состоянием земель, что накладывает отпечаток на характер использования земель.

3. Сочетание общегосударственных интересов с интересами отраслей, предприя­тий и отдельных землепользователей при соблюдении природоохранного и сельско­хозяйственного землевладения. Приоритет природоохранного и сельскохозяйствен­ного землевладения и землепользования при перераспределении земель по кате­гориям земельного фонда между земельными собственниками, пользователями и арендаторами, а также отдельными видами угодий. Этот принцип вызывает необ­ходимость обоснования при землеустройстве уровня интенсивности использования земель, требует их ограниченного изъятия для несельскохозяйственных целей, кон­сервации и рекультивации нарушенных земель. Совершенствование производитель­ных сил общества вызывает необходимость постоянных отводов земель для нужд промышленности, транспорта, городов, сел и других несельскохозяйственных це­лей. Площадь сельскохозяйственных угодий при этом сокращается, в том числе и на душу населения. Поэтому в процессе землеустройства для несельскохозяйствен­ных нужд следует отводить минимально необходимую площадь, выбирая в первую очередь непригодные и малопригодные для сельского хозяйства земли, находить свободные площади в черте существующих поселений, в границах промышленных, транспортных и иных предприятий, восстанавливать нарушенные земли.

4. Соблюдение требований земельного законодательства, реализация законных прав субъектов земельных отношений. Строгое соблюдение требований правового регулирования землевладения и землепользования. Местные органы власти всех уровней в пределах своей компетенции от имени государства распоряжаются зем­лей и предоставляют ее в собственность, пользование и аренду посредством землеустройства. Устанавливаемые при этом границы хозяйств, земельных участков должны быть четкими, чтобы избежать земельных споров и обеспечить необходи­мый порядок использования земли.

5. Комплексный характер организации территории для развития и повышения эффективности производства. Этот принцип определяет необходимость сбаланси­рованности выделенной земли, ее количественных и качественных характеристик и фондовооруженности, трудообеспеченности, технической оснащенности, других па­раметров предприятий, а также производственной и транспортной инфраструктуры.

6. Учет природных, экономических и социальных условий. Для экологической, экономической и социальной эффективности организации территории необходимо обосновать и выполнить комплексную оценку всех видов эффективности земле­устройства.

7. Обеспечение стабильности (устойчивости) землевладения и землепользования. При продолжительном использовании и владении земельным участком могут возни­кать проблемы, снижающие эффективность производства, меняться условия хозяй­ствования с появлением у предприятий новых планов. В таких случаях земельный участок (массив) следует совершенствовать на основе проекта землеустройства [41, 49].

Содержание и виды землеустройства

Землеустройство имеет экономический аспект, который заключается в наиболее полном соответствии форм и элементов организации территории (площади, разме­щение, конфигурация, структура земельных участков, их границы) для повышения эффективности производства, технологии выполнения производственных процессов на земле и задачам ее рационального использования.

Процесс землеустройства базируется на правовой основе — земельном законода­тельстве, федеральных законах, инструкциях по вопросам организации использова­ния земли и землеустройства.

Общее содержание землеустройства определено земельным законодательством России, согласно которому оно включает следующие землеустроительные действия.

1. Разработку прогнозов, федеральных, региональных, муниципальных про­грамм, схем использования и охраны земельных ресурсов и схем землеустройства.

2. Установление на местности границ административно-территориальных образований.

3. Составление проектов образования новых и упорядочения существующих зем­левладений и землепользовании с установлением неудобств в расположении земель, отвод земельных участков в натуре, подготовку документов, удостоверяющих право владения и пользования землей.

4. Разработку проектов внутрихозяйственного землеустройства и других проек­тов, связанных с использованием и охраной земель.

5. Разработку рабочих проектов по рекультивации нарушенных земель, по защи­те почв от эрозии, селей, оползней, подтопления и засоления, по улучшению сель­скохозяйственных угодий, освоению новых земель.

6. Обоснование размещения и установления границ территорий с особыми при­родоохранными, рекреационными и заповедными режимами.

7. Установление и изменение городской черты, поселковой черты и черты сель­ских населенных пунктов.

8. Проведение топографо-геодезических, картографических, почвенных, агрохи­мических, геоботанических и других обследовательских и изыскательских работ.

При землеустройстве должны использоваться данные земельного кадастра и дру­гих мероприятий, имеющих отношение к использованию земель. Землеустроительные работы проводятся в несколько этапов:

1) подготовительные работы:

2)составление проекта;

3)рассмотрение и утверждение проектной документации;

4)перенесение проекта в натуру;

5) оформление землеустроительных документов и материалов;

6) осуществление авторского надзора за выполнением проекта землеустройства.

Подготовительные работы состоят из обследования состояния земель и каме­ральной обработки результатов полевых изысканий. Выполнение функций земле­устройства зависит от полноты и качества информационного обеспечения управле­ния земельными ресурсами. Поэтому целью изучения состояния земель является получение информации о количественном и качественном их состоянии.

В состав мероприятий по исследованию земель входят:

• геодезические и картографические работы;

• почвенные, геоботанические и другие обследования и изыскания;

• оценка качества земель;

• инвентаризация земель.

Геодезические и картографические работы выполняют с целью обеспечения планово-картографическими материалами работы по планированию почвенных и геоботанических работ по инвентаризации и оценке качества земель и рационально­му использованию земель, территориальному и внутрихозяйственному землеустрой­ству.

Почвенные обследования проводят на землях всех категорий и форм хозяйство­вания с, целью получения информации о качественном состоянии земель, выявления земель, подверженных водной и ветровой эрозии, селям, подтоплению, заболачива­нию, вторичному засолению, иссушению, уплотнению, загрязнению радиоактивны­ми и химическими веществами, отходами производства и потребления и другим негативным воздействиям. По результатам почвенного обследования составляют почвенную карту и почвенный очерк, являющийся пояснительным текстом к карте и сопровождающим ее картограммами, а также проводят агропроизводственную груп­пировку почв, которая является основной формой агрономической интерпретации и обобщения материалов крупномасштабных почвенных обследований. В зависимости от конкретных условий в дополнение к почвенной карте могут составлять следую­щие специальные карты (картограммы): эрозии почв, засоленных почв, солонцов и солонцеватых почв, избыточно увлажненных почв, каменистости почв. Материа­лы геоботанических обследований являются основой качественной характеристики природных кормовых угодий и разработки мероприятий по их рациональному ис­пользованию и улучшению. Обследованию подлежат все кормовые угодья, включая улучшенные, осушенные и орошаемые. Материалы геоботанического обследования используют при: ведении Государственного земельного кадастра, оценке земель, раз­работке проектов и схем землеустройства, подготовке рекомендаций по улучшению и рациональному использованию кормовых угодий.

 

Оценка качества земель выполняется в целях получения информации о свой­ствах земли как средства производства в сельском хозяйстве и как среды обитания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Она проводится для установления продуктивности оленьих пастбищ и наличия биологических ресурсов, необходимых для обеспечения традиционного об­раза жизни этих народов.

Работы по инвентаризации земель проводятся для уточнения или установления местоположения объектов землеустройства, их границ (без закрепления на местно­сти), выявления неиспользуемых, нерационально используемых или используемых не по целевому назначению и не в соответствии с разрешенным использованием земельных участков, других характеристик земель.

Инвентаризация земель может проводиться на территории Российской Федера­ции, на территориях субъектов Российской Федерации, на территориях муници­пальных образований и других административно-территориальных образований, на землях отдельных категорий, в территориальных зонах, в которых существует угро­за возникновения процессов, оказывающих негативное воздействие на состояние зе­мель, в отношении групп земельных участков или на отдельных земельных участ­ках.

Работы по инвентаризации земель финансируются за счет средств от взимания земельного налога и арендной платы за землю. В Российской Федерации инвента­ризации подлежат земли всех категорий, не используемые в сельскохозяйственном производстве.

С учетом местных условий органы исполнительной власти субъектов Россий­ской Федерации конкретизируют содержание работ по инвентаризации земель и устанавливают очередность их проведения. Для проведения инвентаризации зе­мель в районах создаются комиссии, в состав которых включаются: председатель соответствующего районного комитета по земельным ресурсам и землеустройству (председатель комиссии), представители природоохранного органа, архитектурно-градостроительной и санитарно-эпидемиологической службы, органов сельского и лесного хозяйства, представители органов местного самоуправления, а также соб­ственники земли, землевладельцы, землепользователи и арендаторы или их предста­вители. При необходимости к работе комиссии могут привлекаться представители других органов и служб. Состав комиссии утверждается главой местной админи­страции.

При проведений инвентаризации выявляются: соответствие документов, удосто­веряющих права юридических лиц на землю, местоположение, площадь, качествен­ное состояние участка, причины, приведшие к выявленным изменениям состояния земель. На основании инвентаризации разрабатываются предложения по возмож­ному использованию земель (для индивидуального жилищного строительства, са­доводства, огородничества, личного подсобного и дачного хозяйства, организации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов, обме­на, использования части участка и других целей).

По результатам проведенной инвентаризации земель на каждое землепользова­ние заводится самостоятельное дело с обоснованными расчетами, графическим мате­риалом, данными по вычислению площадей и подписанным всеми членами комиссии актом проведения инвентаризации земель.

Обобщенные комиссией материалы инвентаризации земель с предложениями по их дальнейшему использованию и установлению правового режима земельныхучастков рассматриваются местной администрацией с участием представителя Ко­митета по земельным ресурсам и землеустройству субъекта Российской Федерации и направляются в органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации для утверждения и принятия решения о дальнейшем использовании этих земель. Утвержденные материалы инвентаризации земель являются основанием для пере­регистрации прав на землю и внесения соответствующих изменений в земельно-кадастровую документацию.

Составление землеустроительного проекта является главным видом работ при проведении землеустроительных мероприятий. Землеустроительный проект вклю­чает комплекс технических, экономических и правовых документов, которые состо­ят из чертежей, расчетов, описания с содержанием определенных землеустроитель­ных предложений, графическое изображение, письменное обоснование, относящиеся к конкретной территории.

Проект землеустройства является основным документом для юридического оформления и вынесения проекта в натуру (на местность).

Рассмотрение и утверждение проектной документации регламентируется земельным законодательством. Порядок рассмотрения и утверждения зависит от характера землеустройства, видов и форм собственности на землю и компетенции органов государственной власти по распоряжению землей.

Перенесение проекта в натуру устанавливает границы участка, что дает право владения и пользования этим участком.

Оформление землеустроительных документов. Землеустроительную докумен­тацию формируют в землеустроительное дело, которое подлежит хранению в соот­ветствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации. В ходе выпол­нения землеустроительных работ осуществляется авторский надзор по их основным этапам для выявления и устранения недостатков проекта.

Процесс землеустройства включает два основных направления по видам работ — территориальное (межхозяйственное) и внутрихозяйственное землеустройство. Они отличаются между собой задачами, содержанием, методикой, но имеют общую цель — организацию использования и охрану земли.

Территориальное (межхозяйственное) землеустройство предшествует внутри­хозяйственному землеустройству. Оно включает несколько землепользователей, а внутрихозяйственное проводится в границах одного землепользователя.

Внутрихозяйственное землеустройство включает землеустроительные мероприя­тия по рациональной организации территории, улучшению использования и охране земель в границах сформированных землевладений и землепользовании [49].




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 4680; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.041 сек.