КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Землеустройство как механизм управления земельными ресурсами. Общие положения по землеустройству территории
Закономерности функционирования земли в качестве средства производства и организации территории изучаются землеустроительной наукой, которая направлена на решение вопросов регулирования земельных отношений как механизма организации рационального и эффективного использования земельных ресурсов. Землеустройство является системой государственных мероприятий, направленных на регулирование земельных отношений и выполнение решений исполнительных органов по использованию земель. В 2001 г. в Российской Федерации был принят закон «О землеустройстве», который устанавливает правовые основы проведения землеустройства в целях обеспечения рационального использования земель и их охраны, создания благоприятной окружающей среды и улучшения ландшафтов. Согласно ст. 1 этого закона, землеустройство —это мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства и установлению их границ на местности (территориальное землеустройство), организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, для обеспечения их традиционного образа жизни (внутрихозяйственное землеустройство). Землеустройство включает в себя правовые (регулирование отношений осуществляется законами и иными нормативными правовыми актами), организационно-хозяйственные, экономические, технологические и технические мероприятия. Объектами землеустройства являются: - территории субъектов Российской Федерации; - территории муниципальных образований (земли городских, сельских поселений, прилегающие к ним земли общего пользования, рекреационные зоны, земли. необходимые для развития поселений, и другие земли в границах муниципальног: образования независимо от форм собственности и целевого назначения); -территории административнотерриториальных образований (преимущественно закрытые административно территориальные образования (ЗАТО)); - территориальные зоны (земли, которые имеют особый правовой режим использования земельных участков, и земли, границы которых определены при зонировании территории); - земельные участки; - части указанных территорий, зон и участков. Землеустройство проводится в обязательном порядке в случаях:
• изменения границ объектов землеустройства (территории субъектов РФ, муниципальных образований, территориальных зон, земельных участков); • предоставления и изъятия земельных участков; • определения границ ограниченных в использовании частей объектов землеустройства; • перераспределения используемых гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства; • выявления нарушенных земель, а также земель, подверженных водной и ветровой эрозии, селям, подтоплению, заболачиванию, вторичному засолению, иссушению, уплотнению, загрязнению отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражению и другим негативным воздействиям; • проведения мероприятий по восстановлению и консервации земель, рекультивации нарушенных земель, защите земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства, а также радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных воздействий [8, ст. 3]. Основаниями проведения землеустройства являются: решения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федераций и органов местного самоуправления о проведении землеустройства, договоры о проведении землеустройства, судебные решения [8, ст. 4]. В Российской Федерации уполномоченным органом по проведению землеустроительных работ является федеральный орган исполнительной власти — Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости. Агентство осуществляет свою деятельность, как непосредственно, так и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и общественными объединениями. Назначение и принципы землеустройства. Землеустройство, являющееся механизмом организации рационального использования и перераспределения земель, выполняет следующие задачи: • организацию рационального использования и охраны земель различных категорий; • информационное обеспечение управления земельным фондом и подготовку информации, необходимой для ведения земельного кадастра, мониторинга земель, рыночных отношений, оценки земель для целей налогообложения; · прогнозирование и планирование использования земельных ресурсов для разработки федеральных, региональных, муниципальных прогнозов и программ использования и охраны земель; · перераспределение земель между отраслями и сферами деятельности; · формирование рынка земельного фонда с определением местоположения, площадей, границ земельных участков и установлением качественной и стоимостной оценки земель; · ведение земельного рынка и учет земельных участков, находящихся в фонде перераспределения;
• подготовку документов и проведение работ по регистрации прав на земельные участки и сделок с ними; • установление ограничений (обременении) в использовании земельных участков и распоряжении ими при совершении сделок; • осуществление государственного контроля за использованием и охраной земельных ресурсов. Основные принципы проведения землеустройства учитывают законы природы и интересы общества. К ним можно отнести следующие. 1. Рациональное использование земли с учетом экологических требований. Этот принцип предусматривает первоочередное решение природоохранных задач, обусловленных интенсивным развитием производительных сил при ограниченности природных ресурсов. Это требует организации таких землевладений и землепользования, в которых территориальные природно-хозяйственные комплексы сбалансированы по линии потребление - восстановление ресурсов. При этом в определении границ использования земель должен соблюдаться приоритет природоохранных и экологических критериев над производственными. Из этого принципа вытекает исключение любого варианта перераспределения земель и организации территории, наносящего ущерб природной среде. 2. Учет природных и экономических условий. Максимальный учет природных, эколого-хозяйственных, агроэкологических, ландшафтных свойств территории и экологической устойчивости ее отдельных частей, а также экономических условий при организации землевладений, землепользования и территориальном размещении производства. Это связано с характеристиками каждого конкретного земельного участка: климатом, микроклиматом, рельефом местности, степенью увлажненности, потенциальной опасностью развития эрозии, культуртехническим состоянием земель, что накладывает отпечаток на характер использования земель. 3. Сочетание общегосударственных интересов с интересами отраслей, предприятий и отдельных землепользователей при соблюдении природоохранного и сельскохозяйственного землевладения. Приоритет природоохранного и сельскохозяйственного землевладения и землепользования при перераспределении земель по категориям земельного фонда между земельными собственниками, пользователями и арендаторами, а также отдельными видами угодий. Этот принцип вызывает необходимость обоснования при землеустройстве уровня интенсивности использования земель, требует их ограниченного изъятия для несельскохозяйственных целей, консервации и рекультивации нарушенных земель. Совершенствование производительных сил общества вызывает необходимость постоянных отводов земель для нужд промышленности, транспорта, городов, сел и других несельскохозяйственных целей. Площадь сельскохозяйственных угодий при этом сокращается, в том числе и на душу населения. Поэтому в процессе землеустройства для несельскохозяйственных нужд следует отводить минимально необходимую площадь, выбирая в первую очередь непригодные и малопригодные для сельского хозяйства земли, находить свободные площади в черте существующих поселений, в границах промышленных, транспортных и иных предприятий, восстанавливать нарушенные земли. 4. Соблюдение требований земельного законодательства, реализация законных прав субъектов земельных отношений. Строгое соблюдение требований правового регулирования землевладения и землепользования. Местные органы власти всех уровней в пределах своей компетенции от имени государства распоряжаются землей и предоставляют ее в собственность, пользование и аренду посредством землеустройства. Устанавливаемые при этом границы хозяйств, земельных участков должны быть четкими, чтобы избежать земельных споров и обеспечить необходимый порядок использования земли. 5. Комплексный характер организации территории для развития и повышения эффективности производства. Этот принцип определяет необходимость сбалансированности выделенной земли, ее количественных и качественных характеристик и фондовооруженности, трудообеспеченности, технической оснащенности, других параметров предприятий, а также производственной и транспортной инфраструктуры. 6. Учет природных, экономических и социальных условий. Для экологической, экономической и социальной эффективности организации территории необходимо обосновать и выполнить комплексную оценку всех видов эффективности землеустройства. 7. Обеспечение стабильности (устойчивости) землевладения и землепользования. При продолжительном использовании и владении земельным участком могут возникать проблемы, снижающие эффективность производства, меняться условия хозяйствования с появлением у предприятий новых планов. В таких случаях земельный участок (массив) следует совершенствовать на основе проекта землеустройства [41, 49]. Содержание и виды землеустройства Землеустройство имеет экономический аспект, который заключается в наиболее полном соответствии форм и элементов организации территории (площади, размещение, конфигурация, структура земельных участков, их границы) для повышения эффективности производства, технологии выполнения производственных процессов на земле и задачам ее рационального использования. Процесс землеустройства базируется на правовой основе — земельном законодательстве, федеральных законах, инструкциях по вопросам организации использования земли и землеустройства. Общее содержание землеустройства определено земельным законодательством России, согласно которому оно включает следующие землеустроительные действия. 1. Разработку прогнозов, федеральных, региональных, муниципальных программ, схем использования и охраны земельных ресурсов и схем землеустройства. 2. Установление на местности границ административно-территориальных образований. 3. Составление проектов образования новых и упорядочения существующих землевладений и землепользовании с установлением неудобств в расположении земель, отвод земельных участков в натуре, подготовку документов, удостоверяющих право владения и пользования землей. 4. Разработку проектов внутрихозяйственного землеустройства и других проектов, связанных с использованием и охраной земель. 5. Разработку рабочих проектов по рекультивации нарушенных земель, по защите почв от эрозии, селей, оползней, подтопления и засоления, по улучшению сельскохозяйственных угодий, освоению новых земель. 6. Обоснование размещения и установления границ территорий с особыми природоохранными, рекреационными и заповедными режимами. 7. Установление и изменение городской черты, поселковой черты и черты сельских населенных пунктов. 8. Проведение топографо-геодезических, картографических, почвенных, агрохимических, геоботанических и других обследовательских и изыскательских работ. При землеустройстве должны использоваться данные земельного кадастра и других мероприятий, имеющих отношение к использованию земель. Землеустроительные работы проводятся в несколько этапов: 1) подготовительные работы: 2)составление проекта; 3)рассмотрение и утверждение проектной документации; 4)перенесение проекта в натуру; 5) оформление землеустроительных документов и материалов; 6) осуществление авторского надзора за выполнением проекта землеустройства. Подготовительные работы состоят из обследования состояния земель и камеральной обработки результатов полевых изысканий. Выполнение функций землеустройства зависит от полноты и качества информационного обеспечения управления земельными ресурсами. Поэтому целью изучения состояния земель является получение информации о количественном и качественном их состоянии. В состав мероприятий по исследованию земель входят: • геодезические и картографические работы; • почвенные, геоботанические и другие обследования и изыскания; • оценка качества земель; • инвентаризация земель. Геодезические и картографические работы выполняют с целью обеспечения планово-картографическими материалами работы по планированию почвенных и геоботанических работ по инвентаризации и оценке качества земель и рациональному использованию земель, территориальному и внутрихозяйственному землеустройству. Почвенные обследования проводят на землях всех категорий и форм хозяйствования с, целью получения информации о качественном состоянии земель, выявления земель, подверженных водной и ветровой эрозии, селям, подтоплению, заболачиванию, вторичному засолению, иссушению, уплотнению, загрязнению радиоактивными и химическими веществами, отходами производства и потребления и другим негативным воздействиям. По результатам почвенного обследования составляют почвенную карту и почвенный очерк, являющийся пояснительным текстом к карте и сопровождающим ее картограммами, а также проводят агропроизводственную группировку почв, которая является основной формой агрономической интерпретации и обобщения материалов крупномасштабных почвенных обследований. В зависимости от конкретных условий в дополнение к почвенной карте могут составлять следующие специальные карты (картограммы): эрозии почв, засоленных почв, солонцов и солонцеватых почв, избыточно увлажненных почв, каменистости почв. Материалы геоботанических обследований являются основой качественной характеристики природных кормовых угодий и разработки мероприятий по их рациональному использованию и улучшению. Обследованию подлежат все кормовые угодья, включая улучшенные, осушенные и орошаемые. Материалы геоботанического обследования используют при: ведении Государственного земельного кадастра, оценке земель, разработке проектов и схем землеустройства, подготовке рекомендаций по улучшению и рациональному использованию кормовых угодий.
Оценка качества земель выполняется в целях получения информации о свойствах земли как средства производства в сельском хозяйстве и как среды обитания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Она проводится для установления продуктивности оленьих пастбищ и наличия биологических ресурсов, необходимых для обеспечения традиционного образа жизни этих народов. Работы по инвентаризации земель проводятся для уточнения или установления местоположения объектов землеустройства, их границ (без закрепления на местности), выявления неиспользуемых, нерационально используемых или используемых не по целевому назначению и не в соответствии с разрешенным использованием земельных участков, других характеристик земель. Инвентаризация земель может проводиться на территории Российской Федерации, на территориях субъектов Российской Федерации, на территориях муниципальных образований и других административно-территориальных образований, на землях отдельных категорий, в территориальных зонах, в которых существует угроза возникновения процессов, оказывающих негативное воздействие на состояние земель, в отношении групп земельных участков или на отдельных земельных участках. Работы по инвентаризации земель финансируются за счет средств от взимания земельного налога и арендной платы за землю. В Российской Федерации инвентаризации подлежат земли всех категорий, не используемые в сельскохозяйственном производстве. С учетом местных условий органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкретизируют содержание работ по инвентаризации земель и устанавливают очередность их проведения. Для проведения инвентаризации земель в районах создаются комиссии, в состав которых включаются: председатель соответствующего районного комитета по земельным ресурсам и землеустройству (председатель комиссии), представители природоохранного органа, архитектурно-градостроительной и санитарно-эпидемиологической службы, органов сельского и лесного хозяйства, представители органов местного самоуправления, а также собственники земли, землевладельцы, землепользователи и арендаторы или их представители. При необходимости к работе комиссии могут привлекаться представители других органов и служб. Состав комиссии утверждается главой местной администрации. При проведений инвентаризации выявляются: соответствие документов, удостоверяющих права юридических лиц на землю, местоположение, площадь, качественное состояние участка, причины, приведшие к выявленным изменениям состояния земель. На основании инвентаризации разрабатываются предложения по возможному использованию земель (для индивидуального жилищного строительства, садоводства, огородничества, личного подсобного и дачного хозяйства, организации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов, обмена, использования части участка и других целей). По результатам проведенной инвентаризации земель на каждое землепользование заводится самостоятельное дело с обоснованными расчетами, графическим материалом, данными по вычислению площадей и подписанным всеми членами комиссии актом проведения инвентаризации земель. Обобщенные комиссией материалы инвентаризации земель с предложениями по их дальнейшему использованию и установлению правового режима земельныхучастков рассматриваются местной администрацией с участием представителя Комитета по земельным ресурсам и землеустройству субъекта Российской Федерации и направляются в органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации для утверждения и принятия решения о дальнейшем использовании этих земель. Утвержденные материалы инвентаризации земель являются основанием для перерегистрации прав на землю и внесения соответствующих изменений в земельно-кадастровую документацию. Составление землеустроительного проекта является главным видом работ при проведении землеустроительных мероприятий. Землеустроительный проект включает комплекс технических, экономических и правовых документов, которые состоят из чертежей, расчетов, описания с содержанием определенных землеустроительных предложений, графическое изображение, письменное обоснование, относящиеся к конкретной территории. Проект землеустройства является основным документом для юридического оформления и вынесения проекта в натуру (на местность). Рассмотрение и утверждение проектной документации регламентируется земельным законодательством. Порядок рассмотрения и утверждения зависит от характера землеустройства, видов и форм собственности на землю и компетенции органов государственной власти по распоряжению землей. Перенесение проекта в натуру устанавливает границы участка, что дает право владения и пользования этим участком. Оформление землеустроительных документов. Землеустроительную документацию формируют в землеустроительное дело, которое подлежит хранению в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации. В ходе выполнения землеустроительных работ осуществляется авторский надзор по их основным этапам для выявления и устранения недостатков проекта. Процесс землеустройства включает два основных направления по видам работ — территориальное (межхозяйственное) и внутрихозяйственное землеустройство. Они отличаются между собой задачами, содержанием, методикой, но имеют общую цель — организацию использования и охрану земли. Территориальное (межхозяйственное) землеустройство предшествует внутрихозяйственному землеустройству. Оно включает несколько землепользователей, а внутрихозяйственное проводится в границах одного землепользователя. Внутрихозяйственное землеустройство включает землеустроительные мероприятия по рациональной организации территории, улучшению использования и охране земель в границах сформированных землевладений и землепользовании [49].
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 4843; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |