КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Планирование землепользования в странах Европы и Японии
В Германии растущий и конфликтный спрос на использование земель привел к широкомасштабному планированию землепользования. Наряду с Конституцией основными документами, в которых установлена система планирования (зонирования) территориального развития и регулирования развития поселений, являются Гражданский кодекс, Строительный кодекс, Федеральный закон о территориальном планировании. В Гражданском Кодексе регламентированы основные права по владению, распоряжению и, в меньшей степени - пользованию землей. Важно, что правовые аспекты регулирования землепользования тесно увязаны с экономическими, и в первую очередь с обязательным учетом реальной стоимости земельной собственности на момент оценки, исходя из ее состояния и использования. Федеральный закон о территориальном планировании формулирует принципы, обязательные для учета при планировании использования и охраны земель на уровне федеральных земель; в свою очередь, последние разрабатывают более детальное законодательство. В отношении сельскохозяйственных земель указанный федеральный закон определил политику по ограничению перевода сельскохозяйственных угодий для других видов использования и зафиксировал важный принцип о том, что сохранение семейных хозяйств должно быть обеспечено как важная структурная единица национальной экономики. Основными законодательными актами, определяющими правила землепользования и застройки, являются Строительный кодекс, Предписание по строительному использованию участков застройки, Градостроительный регламент федеральной земли. В Строительном кодексе записано, что планирование управления застройкой относится к компетенции общин. Для этого они разрабатывают планы управления застройкой (использования земель застройки), которые должны быть приведены в соответствие с планированием расселения и землепользования и территориальным планированием. Германия состоит из 16 федеральных земель, которые обладают широкими полномочиями по созданию собственных систем планирования (зонирования) и регулирования землепользования. Все земли обязаны разработать Генеральные программы и Генеральные планы развития, положения которых обязательны для соблюдения на уровне муниципалитетов (коммун). Коммуны осуществляют значительную часть планирования (зонирования) и почти полное регулирование землепользования. Вышестоящие органы управления могут вмешиваться в процессы планирования территорий коммун и землеустройства лишь тогда, когда особые общественные цели Федерации или федеральной земли требуют отклонения от принятых коммуной решений. В этих случаях вышестоящие органы компенсируют коммуне возможные потери, ущерб и издержки, возникшие при переработке или корректировке местных планировочных документов. План использования земель (территорий) готовят для всей территории муниципалитета и он не может противоречить вышеуказанным планам более высокого уровня. В плане использования земель территория муниципалитета разделена на виды землепользования, он служит базой для подготовки плана застройки земель, подлежит к исполнению на уровне муниципалитета и не является обязательным для частных землевладельцев. Эти планы должны одобряться вышестоящим органом в течение 3 месяцев и считаются одобренными, если они не от клонены с указанием причин в течение этого срока. При разработке планов использования земель учитывают общественные и личные интересы граждан. Информация о принятии коммуной данного плана должна быть доведена до сведения проживающего на этой территории населения. Планы соседних общин взаимно согласовываются и в то же время вышестоящие органы управления могут оказать существенное воздействие на эти планы, так как они вправе установить определенные цели, процедуру составления и утверждения планов использования земель, размеры земельных участков; дать указания относительно способов застройки земель; определить подлежащие и не подлежащие застройке земельные участки; утвердить порядок определения застраиваемых территорий на участках различного целевого назначения и принимать решения о допустимости строительства на той или иной территории. Планы застройки не подлежат одобрению вышестоящих административных органов, вместо этого введена процедура простого представления. Если планы застройки разработаны без плана использования территории, то их утверждают в вышестоящем органе управления. Принципы по защите сельскохозяйственных угодий, зафиксированные на федеральном уровне, находят свое отражение в местных планах, а комплексное планирование землепользования на уровне коммун оказывает на развитие сельского хозяйства существенное воздействие. Во-первых, в сельскохозяйственных зонах, указанных на планах зонирования, обычно исключено несельскохозяйственное освоение земель, а перевод в другие виды использования допускается только в ограниченной степени. Во-вторых, строительство несельскохозяйственных зданий запрещено в любой неосвоенной зоне (которая не идентична сельскохозяйственной зоне) как части муниципальной территории, которую не выделяют как зону развития (зоны застройки и зоны, указанные на схематичных планах). Сельскохозяйственные структурные планы обычно формируются специальными организациями на региональном уровне. На них в Германии возложены функции планирования и реализации проектов консолидации (предупреждения фрагментации) земель, направленных на улучшение структуры сельского хозяйства, сохранение почв и содействие развитию сельского хозяйства в соответствии с задачами комплексного планирования землепользования на региональном уровне. При определении зоны для проектов консолидации земель учитывают расположение сельскохозяйственных зон. Значительное влияние на сельскохозяйственные земли оказывают и другие виды планирования, когда эти земли используют для других целей или выделяют в специальные резервы. В этих случаях могут формироваться зоны, предназначенные для строительства автомагистралей и железных дорог, сохранения природы и ландшафтов, по отношению к которым использование земли жестко ограничено. Многочисленные федеральные законы предусматривают особое регулирование планирования размещения инфраструктуры, например, Закон о федеральных магистральных дорогах (размещение федеральных магистралей); Закон о железных дорогах (размещение рельсовых путей); Закон о воздушном сообщении (строительство аэропортов и взлетно-посадочных полос); Закон об отходах (создание мест для складывания отходов). В соответствии с этими законами процедура утверждения плана требует участия отраслевых органов управления для согласования местоположения объектов, требующих отчуждения соответствующих земельных участков. В Великобритании вопросы городского планирования и землепользования находятся в ведении Департамента окружающей среды при Министерстве окружающей среды. Департамент проводит государственную политику посредством директив, циркуляров через сеть своих региональных филиалов. Еще в 1947 году в Великобритании отказались от концепции зонирования как самостоятельного правового инструмента регулирования в виде зонального плана с заранее установленными требованиями по землепользованию, имеющего статус местного закона. Регулирование городского землепользования и застройки осуществляется на основе иерархически взаимосвязанных структурного и местного планов. Структурный план разрабатывают как обязательный для каждого графства документ. Он представляет собой описание общих направлений политики графства в области землепользования и градостроительства, включая природоохранные мероприятия. Структурный план определяет основные виды использования территории (функциональное зонирование), трассы магистральных инженерных и транспортных коммуникаций, зоны городской реконструкции и развития. После разработки и обсуждения населением план отправляют на рассмотрение представляющему правительство государственному секретарю, который имеет право утвердить план полностью, частично при условии доработки, или же отклонить. Местные планы разрабатывают для всех территорий на уровне округов специальные местные комиссии по планированию и застройке на основе утвержденного окружного плана. Местные планы в последнее время разрабатываются для всех территорий Великобритании. Комиссия по планированию и застройке обычно состоит из выборных членов совета округа и имеет собственный штат специалистов. Полномочия, процедуры формирования и деятельности комиссии зафиксированы в специальном своде правил, который составляет и утверждает совет округа в соответствии с законами о местном самоуправлении и нормативными актами министерств. Местный план разрабатывают на период 10-15 лет. Он содержит подробное изложение стратегии развития города и карту в масштабе 1:10000 или 1:25000. В плане нет функционального зонирования, а даны основные требования к видам использования земель и застройке земель, схемы развития транспорта и инженерных сетей. План утверждается советом округа после общественного обсуждения и не требует одобрения государственным секретарем. Государственный секретарь имеет право признать местный план недействительным, если он не соответствует региональным или национальным планировочным документам. В Великобритании в 1987 году утверждена классификация видов функционального использования городских земель, в которой выделены 16 видов использования земель, объединенных в четыре основные группы: А - торговые, Б - промышленные, В — жилые, Г — коммунального назначения. Актом по жилью и планировке от 1986 года введено понятие «зон упрощенной планировки», которые оказались полезны для стимулирования строительства в нуждающихся в регенерации районах. Решение об установлении таких зон находится в компетенции местных органов власти. Для этих зон планировочное разрешение выдают на 20 лет, а контроль за землепользованием и застройкой упрощен. Важная роль в развитии городов отводится корпорациям, которые имеют право покупать землю и устанавливать требования по землепользованию, обязательные для соблюдения наряду с требованиями, установленными графством или округом. Корпорации соответствующей властью наделяет Министерство окружающей среды. В силу этого они являются органом планирования для своих районов и могут представлять гранты для развития и расширения коммерческой деятельности во внутригородских районах, а также предоставлять ссуды для строительства на земельных участках, которые они продают или сдают в аренду. Совет корпорации согласовывает свою деятельность с местной властью. В Бельгии границы сельскохозяйственных зон устанавливают на основе региональной политики планирования (Фландрия и Валлония), причем указывают виды сельскохозяйственной деятельности и разрешают строительство зданий, необходимых для ведения хозяйства. В Дании законодательство, регулирующее сельское зонирование и разработку местных планов использования земель, защищает аграрные зоны от промышленного освоения и жилищной застройки. В сельских зонах необходимо получать разрешение на застройку или промышленное развитие, а также на изменение использования земли, не предусматривающее возведение построек. Местные планы в обеих вышеупомянутых странах являются юридически обязательными для исполнения. В Италии, несмотря на то, что некоторые региональные власти ввели меры с целью ограничения городской экспансии, на национальном уровне отсутствуют единые действенные нормы по предотвращению перевода сельскохозяйственных угодий для других видов использования. Значительно большее внимание уделяют защите земель природоохранного назначения Во Франции законодательство об охране земель включает законы о зонировании, охране окружающей среды, национальном и региональном развитии. В частности, законодательство о зонировании предполагает разработку на местном уровне планов землепользования, в которых выделяют сельскохозяйственные зоны, защищенные от урбанизации, городские и промышленные зоны. Применяют также правила против спорадичной экспансии городов, хотя во многих случаях - не слишком жестко. Более того, сельскохозяйственные угодья в особых сельскохозяйственных районах, определяемых каждым из 94 французских департаментов на местах, защищены от лесопосадок. В отношении изменения характера использования земли французское законодательство устанавливает некоторые ограничения и для арендаторов сельскохозяйственных угодий. Если арендатор изменяет характер использования земли, аренда может быть ограничена или запрещена, причем в любом случае он должен поставить в известность землевладельца, который может обжаловать это решение в суде. В странах, испытывающих острый недостаток земель, существуют жесткие ограничения по изменению использования земель. В Японии основные национальные принципы землепользования сформулированы в Законе о национальном планировании использования земли. В частности, установлена «необходимость изменения политики национального землепользования, чтобы придать ей большую целостность», и указано, что городское развитие должно быть сбалансировано с развитием сельского, лесного хозяйства и рыболовства. В этой связи введены определенные ограничения на использование продуктивных пахотных земель для других целей. Предусматривается, что любое лицо должно обращаться за получением официального разрешения на перевод пахотных земель для другого вида использования (жилищной застройки или рекреационных целей) у префекта или Министра сельского, лесного хозяйства и рыболовства. Исключениями из данного правила могут быть случаи, когда эти действия предпринимаются государственными организациями национального или местного уровней, а также когда подобные действия направлены на обеспечение общественного блага. На основании Закона о национальном планировании использования земли в Японии разработан Национальный план использования земли, который устанавливает всесторонние правила использования земли и, в частности, определяет долгосрочные направления для строительства инфраструктуры. Национальный план использования земли формирует общие рамки для всех других национальных планов, касающихся использования земель, а также служит руководящим документом для префектурных и муниципальных планов. Третий Национальный план использования земли был разработан в Японии в феврале 1996 года. В нем особое внимание было уделено сбалансированному национальному землепользованию, обеспечивающему охрану окружающей среды, сохранение ландшафтов, содействие сельскому развитию и других общественных благ. Понятие общественного блага включает обеспечение продовольственной безопасности. План нацелен на поддержание необходимого количества сельскохозяйственных угодий, повышение продуктивности сельского хозяйства с учетом тенденций предложения и спроса на продовольствие на внутреннем и мировом рынках. Наиболее значительное отличие этого плана от предыдущих -законодательное выделение и закрепление особых природоохранных зон. Национальный план использования земли включает также префектурные и муниципальные планы. Префектурные планы разрабатывают на основе национального плана и утверждают префекты. В свою очередь, префектурные планы служат основой для формирования муниципальных планов. Важно отметить, что при утверждении национального плана Премьер-министр должен учитывать мнение префектур, которые, в свою очередь, должны учитывать мнение муниципалитетов. Национальное законодательство, устанавливающее правила изменения видов использования земель, предусматривает, что при разработке муниципальных планов муниципалитет обязан заблаговременно предпринять необходимые меры для полного учета пожеланий населения. Префектурные планы землепользования выделяют пять видов зон (городские, сельскохозяйственные, лесные, природоохранные, природные парки) и обеспечивают координацию деятельности по различным конкурирующим видам землепользования. Данные планы являются средством комплексного административного воздействия, и при их разработке учитывают законодательство в сфере городского планирования, лесного хозяйства и национальных парков. Они непосредственно регулируют операции с землей и косвенно регулируют (через отдельные законодательные акты) территориальное развитие. Жесткие меры государственного регулирования по использованию лесных земель осуществляются в рамках «Системы охраняемых лесов», к которым относят леса, являющиеся значимым общественным благом, и зоны которых устанавливаются Министерством сельского, лесного хозяйства и рыболовства или префектом. Перевод охраняемых лесных земель для других видов использования ограничен рамками Системы. В частности, для участков лесных земель, находящихся в частной собственности и превышающих размером 1 га, при изменении вида использования необходимо разрешение префекта. В результате данных мер площадь лесных угодий остается достаточно стабильной на уровне 25 млн. га. Как уже отмечалось, японское аграрное законодательство предусматривает, что на совершение любых сделок с сельскохозяйственной землей требуется официальное разрешение. Муниципальным сельскохозяйственным комиссиям предоставлено право проводить изучение серьезности намерений претендующих на покупку или аренду земли лиц заниматься сельским хозяйством. В результате те, кто еще непосредственно не участвует в сельскохозяйственном производстве, имеют значительные трудности, предваряющие покупку сельскохозяйственной земли. В Японии различают три типа сельскохозяйственных земель. Первый — это высокопродуктивные сельскохозяйственные земли. К третьему типу относят земли, находящиеся в зоне, где реализуют проекты реконструкции недвижимости; земли, где проходят коммуникации (газ, вода, и т.д.); сельскохозяйственные земли, которые окружают городские земли или они находятся в местности с сильно урбанизированной средой. Второй тип является промежуточным между первым и третьим, иначе говоря, к этой категории относятся сельскохозяйственные земли, находящиеся в зоне, подлежащей урбанизации в ближайшем будущем. Как правило, на сельскохозяйственную землю первого типа никогда не выдают разрешения на ее использование в иных целях. Что же касается сельскохозяйственной земли второго типа, то разрешения для ее использования в несельскохозяйственных целях выдают в том случае, если отсутствуют земли третьего типа.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 3919; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |