Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Органы управления муниципальной недвижимостью

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ЗЕМЕЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ

 

Анализ мировой и отечественной практики организации местного самоуправления показывает, что систему муниципальной власти со­ставляют, как правило, представительные органы местного самоуправ­ления, глава муниципального образования, исполнительные органы местного самоуправления.

Опираясь на существующее законодательство, выделим основные признаки исполнительного органа местного самоуправления:

1)не входит в систему органов государственной власти;

2)его деятельность носит подзаконный характер, исполнительный орган осуществляет свои функции на основании и во исполнение Конституции РФ, федерального законодательства, указов Пре­зидента РФ, законов субъектов РФ, уставов муниципальных об­разований;

3)является элементом системы органов местного самоуправления;

4)действует на территории конкретного муниципального образо­вания;

5)наименование органа, порядок формирования, компетенция, сро­ки полномочий, вопросы организации и деятельности определя­ются уставом муниципального образования в соответствии с за­конами субъектов РФ;

6)организует исполнение решений представительного органа мест­ного самоуправления, решая вопросы местного значения, осуще­ствляет исполнительно-распорядительную деятельность на тер­ритории муниципального образования;

7)его исполнительно-распорядительная деятельность носит юри­дически властный характер;

8)является органом управления общей компетенции;

9)имеет собственную организационную структуру;

10) осуществляет свою деятельность на принципах или коллегиаль­ности, или единоначалия.

Исходя из того что наименования органов местного самоуправ­ления устанавливаются уставами муниципальных образований со­гласно законам субъектов РФ с учетом национальных, исторических и иных местных традиций, в качестве обобщающего понятия, харак­теризующего орган местного самоуправления, осуществляющий ис­полнительно-распорядительную деятельность, можно предложить следующее.

Исполнительный орган местного самоуправления — орган управле­ния общей компетенции, формирующийся на основе положений зако­нодательства субъектов РФ и уставов муниципальных образований, организующий исполнение решений представительного органа мест­ного самоуправления и осуществляющий исполнительно-распоряди­тельную деятельность на территории муниципального образования в финансово-экономической и хозяйственной сфере, в сферах соци­ально-культурного развития, охраны общественного порядка, обеспе­чения прав и законных интересов населения.

В крупных городах действуют структурные подразделения админи­страции (отделы, управления, комитеты). Они занимаются вопросами здравоохранения, народного образования, строительства, жилищно-коммунального хозяйства, рынка жилья, архитектуры и градострои­тельства, транспорта и связи, благоустройства, социальной зашиты населения, культуры, физкультуры и спорта, потребительского рынка услуг, финансов, управления муниципальным имуществом, охраны природы и т. д.

В сельских районах создаются подразделения, занимающиеся орга­низацией народного образования, строительства и жилищно-комму­нального хозяйства, архитектуры и градостроительства, культуры, физкультуры и спорта, сельского хозяйства, а также ведающие земель­ными ресурсами и земельной реформой, управлением муниципаль­ным имуществом и др.

Управления, отделы, комитеты, другие структурные подразделения исполнительного органа местного самоуправления возглавляются единоличными руководителями — начальниками управлений, заведу­ющими отделами. В качестве совещательных органов при них могут создаваться коллегии или консультативные советы.

При определении компетенции исполнительных органов местно­го самоуправления необходимо исходить из того, что данные органы являются органами управления муниципального образования. Разно­плановая деятельность исполнительных органов местного самоуправ­ления направлена на развитие экономики и культуры, охрану обще­ственного порядка, защиту прав и свобод граждан.

Закон РФ от б июля 1991 г. № 1530-1 «О местном самоуправлении в Российской Федерации» (в ред. от 28 августа 1995 г.) подробно регла­ментирует компетенцию местных Советов и местной администрации. Закон закрепляет полномочия поселковой, сельской администрации в различных областях деятельности: планирования, бюджетно-финансо­вой работы, управления муниципальной собственностью, взаимоотноше­ний с предприятиями, учреждениями, организациями (ст. 50); сельского хозяйства, использования земли, охраны природы (ст. 51); строительства, транспорта, связи, жилищного хозяйства, коммунально-бытового об­служивания и торговли (ст. 52); социально-культурного обслуживания и социальной защиты населения (ст. 53); обеспечения законности, правопорядка, охраны прав и свобод граждан (ст. 54), а также полно­мочия районной (ст. 56-65) и городской администрации (ст. 67-76).

Поскольку согласно Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ст. 49-76 Закона РФ «О местном самоуправлении в Российской Фе­дерации» применяются в части, не противоречащей Конституции РФ и Федеральному закону, до принятия субъектами РФ законов о разгра­ничении предметов ведения муниципальных образований (п. 1 ст. 56), перечисленные нормы, закрепляющие полномочия местных исполни­тельных органов, продолжают действовать.

Проблема компетенции исполнительных органов местного самоуп­равления не может быть рассмотрена в отрыве от проблем установле­ния компетенции органов местного самоуправления в целом.

Из общетеоретических положений известно, что роль любого органа может быть в достаточной степени охарактеризована только в резуль­тате анализа его компетенции, тем более что принципы рациональной организации труда по управлению муниципальным образованием тре­буют, чтобы каждый орган был наделен компетенцией, отличающей его действия от действий любого другого органа местного самоуправления.

Значительное место в управлении муниципальной недвижимостью занимает проблема управления земельными ресурсами. Под управле­нием понимаются организация и проведение экономических и хозяй­ственных мероприятий с целью рационального использования и охраны земельных ресурсов. В данном случае земельные ресурсы выступают как объект управления, а система земельных отношений является ос­новополагающим механизмом этого управления. Рациональное ис­пользование земельных ресурсов требует соответствующей системы государственного управления земельными ресурсами и регулирования земельных отношений. Основными методами регулирования являются землеустройство, мониторинг земель, ведение государственного кадас­тра и государственного контроля за использованием и охраной земель. Но если регулирование земельных отношений представляет собой сис­тему мероприятий по организации и планированию рационального ис­пользования земель, сбор и систематизацию достоверной информации о состоянии земельного фонда и пользователях земель, то государ­ственный контроль является функцией управления земельными ре­сурсами. Посредством контроля проводится не только проверка, но и при необходимости привлечение к ответственности нарушителей земель­ного законодательства. Он призван обеспечить соблюдение всеми госу­дарственными и общественными органами, а также гражданами требо­ваний земельного законодательства и выступает гарантом реализации земельно-правовых норм и законодательное™ земельных отношений.

Через систему землеустройства осуществляются основные функ­ции государства по управлению земельными ресурсами: планирова­ние, организация рационального использования и охраны земель, информационное обеспечение (земельный кадастр и мониторинг), контроль.

На уровне субъектов РФ и муниципальном уровне решаются, в сущ­ности, те же задачи государственного регулирования в объеме делеги­рованных на эти уровни правомочий с учетом местной специфики земельно-имущественных отношений, получивших правовую регла­ментацию, а также с учетом социально-экономических, демографиче­ских, культурно-исторических и других особенностей территорий и проживающего там населения.

Для осуществления комплекса продуманных правовых и организа­ционно-экономических мер, обеспечивающих приоритет государ­ственных регуляторов в достижении общественных целей, в практиче­ском плане необходимо: во-первых, четко обозначить долговременные общественные интересы в использовании земельного фонда и в соот­ветствии с ними наметить общие и регионально дифференцирован­ные цели, задачи и программы конкретных действий по организации эффективного хозяйствования как в целом по земельно-имуществен­ному комплексу, так и по отдельным отраслевым блокам; во-вторых, в рамках действующего законодательства и государственной социаль­но-экономической политики сформировать правовой, экономический и административно-организационный механизмы реализации наме­ченных установок; в-третьих, наладить информационное, экономиче­ское обеспечение и мониторинг запрограммированных мероприятий.

В общем управление земельными ресурсами в РФ может быть под­разделено на государственное, местное и внутрихозяйственное. В свою очередь, государственное управление может быть подразделено на об­щее и ведомственное (отраслевое) управление.

Общее государственное управление осуществляется государствен­ными органами общей и специальной компетенции и имеет террито­риальный характер. Оно распространяется на все земли в пределах определенных территорий (РФ в целом, области, административные районы, города) независимо от категорий земель и субъектов права на земельный участок.

Ведомственное (отраслевое) управление землями, осуществляемое министерствами, комитетами, федеральными службами, строится по принципу подведомственности предприятий, организаций, которым пре­доставлены земли, и не зависит от территориального размещения земель.

Местное управление осуществляется органами местного самоуп­равления и может иметь как общий, так и специальный характер.

Внутрихозяйственное управление землями осуществляют собствен­ники, владельцы и пользователи земельных участков.

Основу процессов, протекающих в системе управления земельными ресурсами, составляет непрерывный информационный обмен. Средством обеспечения этого обмена являются земельный кадастр и мониторинг земель. Источниками информации могут быть материалы земельно-кадастровой службы и других ведомств, а также органов исполнитель­ной власти: картографический материал, реестры, отчеты и др.

Задачи управления земельными ресурсами на каждом территори­альном уровне подразделяются на задачи законодательных и исполнительных органов власти. Задачи управления земельными ресурса­ми на уровне субъектов РФ выполняют:

1)органы законодательной власти субъектов РФ, которые осуще­ствляют принятие законодательных актов (в рамках предостав­ленных им полномочий), регулирующих землепользование ре­гиона, социальных программ;

2)администрации субъектов РФ, которые осуществляют финанси­рование мероприятий по управлению земельными ресурсами, не указанных в федеральных программах;

3)территориальные органы федеральной службы по земельному кадастру, которые проводят земельную политику и осуществля­ют непосредственное управление земельными ресурсами от име­ни правительства субъекта РФ;

4)органы лесного хозяйства, которые изучают земельные ресурсы под лесами, принимают участие в разработке и реализации ме­роприятий по внутриотраслевому перераспределению земель, экономическому стимулированию использования земель, госу­дарственному контролю на землях лесного фонда;

5)территориальные органы Госстроя РФ изучают земельные ре­сурсы, участвуют в утверждении и реализации мероприятий по перераспределению земель;

6)территориальные органы Минприроды РФ изучают земельные ресурсу, участвуют в утверждении и реализации мероприятий по внутриотраслевому перераспределению земель;

7)территориальные органы Минздрава участвуют в мероприятиях по перераспределению земель и государственному контролю на территории субъекта РФ;

8)территориальные органы Росимущества РФ участвуют в меро­приятиях по перераспределению земель и контролю за землями госсобственности на территории субъекта РФ;

9)территориальные органы Минюста РФ регулируют права на не­движимое имущество и сделки с ним, разрешают земельные спо­ры на территории субъекта РФ.

Государственное управление земельными ресурсами от лица Пра­вительства РФ осуществляет специальный орган — Росземкадастр России, имеющий свои территориальные органы по субъектам РФ и местному самоуправлению (область, город, район).

Субъект РФ получает полномочия по государственному управле­нию земельными ресурсами в соответствии с договором о разграничении полномочий между РФ и ее субъектами. Система государственно­го управления завершается на уровне области. Ниже расположенные уровни в соответствии со ст. 12 закона «Об общих принципах органи­зации местного самоуправления в РФ» отнесены к местному самоуп­равлению, поэтому без специального разрешения со стороны органов государственной власти органы местного самоуправления заниматься государственным управлением не имеют права, также они не имеют оформленных прав на осуществление функций управления путем пе­редачи части государственного управления от субъекта РФ террито­риальным отделам земельного комитета.

Процессы управления земельными ресурсами в регионах могут иметь отличия, связанные с историческими, социальными и экономи­ческими особенностями региона. Например, управление земельными ресурсами в Республике Татарстан имеет следующие черты: наличие развитой промышленности определяет развитую инфраструктуру и большое количество крупных городов, многообразие форм собственно­сти на землю в сельском хозяйстве, сложный социально-экономиче­ский состав, который определяет региональную политику, в том чис­ле земельную; следовательно, функциональная система управления земельными ресурсами в Республике Татарстан отличается от сис­темы, принятой в других регионах.

Деятельность государственных органов земельного контроля про­текает в значительной степени в сфере государственного управления и опирается на нормы конституционного, административного и граж­данского права, руководствуется нормами земельных отношений. Органы госконтроля за использованием и охраной земель ведут конт­роль в соответствии со своей компетенцией, организуют проверку и экспертизу изменения качественного состояния земель и функцио­нального зонирования городов и других поселений, участвуют в под­готовке нормативных и других законодательных актов, касающихся использования и охраны земель, информируют о состоянии земельно­го фонда, эффективности его использования и принимаемых мер по охране земли и др. Например, в Московской области госконтроль за использованием и охраной земель возложен на структурное подразде­ление областного комитета по земельной политике и на районные ко­митеты в лице их представителей. Отдел госконтроля за использова­нием и охраной земель в своей деятельности руководствуется помимо нормативных актов приказами, инструкциями Росземкадастра, Росимущества. Отдел работает по перспективным и текущим планам, ко­торые утверждаются руководством Росимущества.

Земли в РФ, кроме тех, которые находятся в частной собственно­сти, являются собственностью государства. Целым рядом законов уста­новлено право федеральной собственности на землю. К федеральной собственности уже отнесено более 60 % земельного фонда России. Ба­зисом в области регулирования земельных отношений является фе­деральный закон, устанавливающий основания и порядок разгра­ничения государственной собственности на землю.

Одна из самых наболевших проблем — наведение порядка в регули­ровании правоотношений на земельные участки под объектами, на­ходящимися в государственной собственности и приватизированны­ми из нее. Министерство имущественных отношений РФ решило, что приватизация объектов недвижимости, находящихся в государ­ственной и муниципальной собственности, осуществляется вместе с земельными участками, на которых они расположены. Такая процеду­ра включается в проект закона «О приватизации государственного и муниципального имущества». Отдельно отрабатывается порядок зак­репления земельных участков, находящихся в государственной и муни­ципальной собственности, за субъектами права частной собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления и аренды, обеспе­чивающего возможность гражданского оборота частей объекта не­движимости и связанных с ними прав (долей в праве) на земельный участок. Вырабатывается «прозрачный», доступный порядок предо­ставления земель из государственной и муниципальной собственно­сти правообладателям, способным организовать их рациональное, эконо­мически эффективное использование. Помимо этого, размеры земельных платежей должны устанавливаться по правилам, обеспечивающим их правообладателям возможность осуществлять инвестиции, необхо­димые для производства объектов недвижимости как средств произ­водства. Из вышесказанного становится понятным, какое важное зна­чение имеет утверждение единых принципов определения арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собствен­ности, с учетом экономических, экологических, социальных и иных фак­торов. Не менее важен единый порядок определения дифференциро­ванной цены земельных участков.

Современная структура и компетенция государственных и муници­пальных органов, осуществляющих регулирование земельных отноше­ний, соответствует общей организации органов власти и учитывает:

♦ отнесение этих вопросов к ведению РФ, субъектов РФ и местно­го самоуправления (при этом основная часть конкретных распо­рядительных функций в отношении земли передана на местный уровень), но по мере формирования федеральной, региональной и муниципальной земельной собственности функции по распо­ряжению этими землями перейдут к соответствующим органам;

♦ разделение властей (и компетенции) между законодательными, исполнительными и судебными органами.

Так, основополагающие вопросы регулирования земельных отно­шений и организации землепользования регламентируются федераль­ными законами. Ряд неурегулированных ими вопросов решается ука­зами Президента РФ. Кроме того, именно Президент РФ определяет структуру федеральных органов исполнительной власти, в том числе осуществляющих регулирование земельных отношений. К числу та­ких органов относятся и те, которые осуществляют специальные функции по регулированию земельных отношений.

В настоящее время имеется два таких органа: Росимущество РФ, которое осуществляет проведение госу­дарственной политики в области земельных отношений, приватиза­цию и управление земельными ресурсами, ведет учет федеральных земель и координирует оценочную деятельность, и Федеральная служ­ба земельного кадастра России, которая осуществляет исполнитель­ные, контрольные, разрешительно-регулирующие и другие функции по ведению земельного кадастра и учета других объектов недвижимо­го имущества, землеустройству, кадастровой оценке земель, монито­рингу земель и государственному контролю за использованием и ох­раной земель.

Анализ отчетной документации по ведению госконтроля за исполь­зованием и охраной земель показал, что за период 1995-2002 гг. с каж­дым годом увеличивалось число проведенных проверок, а также чис­ло устраненных правонарушений. За анализируемый период было проведено примерно 26,5 тыс. проверок (на площади 1 321 889 га), выявлено 18 523 нарушения земельного законодательства (на площа­ди 195 120 га). Материалы дел в основном были рассмотрены самими госземинспекциями или Комитетами по земельным ресурсам. К ответ­ственности за нарушение земельного законодательства был привле­чен 6791 нарушитель.

Эти данные говорят о действенности госземконтроля и его необ­ходимости, так как благодаря ему в большинстве случаев удается не только выявить, но и устранить правонарушение, а при необходимо­сти привлечь правонарушителя к ответственности.

Функции по общему регулированию земельных отношений осуще­ствляют Правительство РФ, администрации субъектов РФ и муни ципальных образований. В частности, в пределах своих полномо­чий Правительство РФ:

♦ формирует федеральные программы в области регулирования
земельных отношений и обеспечивает их реализацию;

♦ управляет федеральной собственностью;

♦ обеспечивает проведение единой государственной политики в об­ласти охраны земель;

♦ организует деятельность по рациональному использованию зе­мельных ресурсов.

Кроме того, действующим Земельным кодексом РФ и рядом дру­гих правовых актов Правительство наделено правом определять поря­док купли-продажи земельных участков, установления границ участ­ков, проведения торгов, ведения земельного кадастра, мониторинга земель и осуществления других мероприятий, входящих в систему ре­гулирования земельных отношений.

Но на сегодняшний день неясным остается вопрос структуры управ­ления земельными ресурсами в городах. Наиболее узкими можно на­звать следующие вопросы:

♦ сама структура земельных комитетов;

♦ соотношение численности земельных комитетов и количества жителях в городах;

♦ взаимодействие земельных комитетов с другими структурами управления;

♦ методическая помощь со стороны вышестоящих органов упра­вления.

Сейчас многие столичные города (решением городских властей, с учетом всевозрастающих объемов работ) выделили дополнительные штатные единицы комитетам по земельным ресурсам и землеустрой­ству. Финансирование городских комитетов должно осуществляться из республиканских и местных бюджетов, при этом Росземкадастр должен работать как единый организм, выполняющий функции феде­рального и городского органа управления и власти (муниципального органа по управлению земельными ресурсами города). В ходе осуще­ствления поставленных задач городской земельный комитет взаимо­действует с другими органами городского управления, в той или иной мере имеющими отношение к земле.

Для создания системы управления земельными ресурсами на уров­не субъекта РФ необходимо разработать механизм финансирова­ния, при котором долгосрочные капитальные затраты должны быть произведены в основном государством и регионами, а текущие затра­ты будут осуществляться за счет средств субъектов земельных отно­шений.

В Москве согласно ст. 72 Конституции РФ владение, пользование и распоряжение землей находятся в совместном ведении РФ и ее субъектов, следовательно, город Москва как субъект РФ имеет право вводить собственное законодательство и регулировать процессы уп­равления земельными ресурсами. В Уставе Москвы определено, что московские земли, за исключением земельных участков объектов ор­ганов законодательной, исполнительной и судебной власти и ряда дру­гих объектов РФ, являются собственностью города. На сегодняшний день в Москве существует три группы земель с разными особенностя­ми управления. К первой группе относятся земельные участки, на­ходящиеся в исключительном ведении Правительства Москвы. Это участки, по которым городское правительство в лице премьера Пра­вительства Москвы выполняет свои постановления об изъятии и пре­доставлении земель без согласования с префектурами административ­ных округов. Вторая группа — территории так называемого городского ведения, к которым относятся крупные площади, магистрали, скверы и т. д. формирующие основные градостроительные планировочные узлы. На этих территориях предоставлять или изымать земли может только Правительство Москвы. Третья группа — территории префектурного или окружного ведения. Это внутриквартальные территории массовой жилой застройки, то есть территории, находящиеся в меж­магистральном пространстве. Здесь полномочия по предоставлению или изъятию земельных участков принадлежат соответствующим пре­фектурам. Вся остальная земля (в соответствии с Земельным кодек­сом РФ) находится в собственности жителей, проживающих на дан­ной территории.

Особенностью регулирования в сфере земельных отношений в совре­менных условиях стала разработка государственных программ, среди которых сейчас можно выделить основные: Государственная комплекс­ная программа увеличения плодородия почв России (утв. 17 ноября 1992 г. Постановлением Правительства РФ № 879); Федеральная це­левая программа стабилизации и развития агропромышленного про­изводства в РФ на 1996-2000 гг. (утв. Указом Президента РФ от 18 июня 1996 г. № 933); Федеральная целевая программа «Создание автомати­зированной системы ведения государственного земельного кадастра» (утв. 3 августа 1996 г. Постановлением Правительства РФ №932), которая предусматривает разработку, развертывание и функциониро­вание автоматизированной системы ведения земельного кадастра территории РФ; Федеральная целевая программа «Развитие земель­ной реформы в РФ на 1999-2002 гг.» (утв. Постановлением Прави­тельства РФ от 26 июня 1999 г. № 694), ее целью является обеспечение разработки и реализации комплекса взаимосвязанных правовых, орга­низационных, финансовых, научно-технических, землеустроительных и иных мер, позволяющих к концу 2002 г. в основном завершить осу­ществление земельной реформы в России и создать эффективный ме­ханизм регулирования земельных отношений и государственного уп­равления земельными ресурсами.

Что касается муниципального регулирования земельных отноше­ний, то в ведении муниципального образования находятся вопросы ведения, пользования и распоряжения землями, находящимися в муниципальной собственности, а также контроля за использовани­ем земель на территории муниципального образования. Контрольная функция не является важным способом регулирования земельных отно­шений со стороны не только муниципальных, но и федеральных орга­нов власти.

Осуществленная в ходе реформы передача земель в ведение мест­ных органов власти, значительные их площади, предоставленные гражданам (в особенности вновь начинающим фермерским хозяй­ствам), развитие коттеджного строительства, вовлечение земель в рыночный оборот, а также продолжающаяся деградация земель по­требовали усиления контрольной функции. Осуществление госу­дарственного контроля возложено на специальные уполномоченные органы, в первую очередь — на Росземкадастр, а его задачей является обеспечение соблюдения физическими, должностными, юридически­ми лицами требований земельного законодательства в целях эффек­тивного использования и охраны земель.

Важной функцией, направленной на регулирование земельных от­ношений и управление землепользованием, является лицензирование проектно-изыскательских работ, связанных с организацией использо­вания земель. Такое лицензирование позволяет обеспечить требуемые периодичность и качество соответствующих работ, а также упорядо­чить рынок этих работ. Выдача лицензий сопровождается изучением технических, технологических, кадровых возможностей лицензируе­мых предприятий, возможности соблюдения ими режимных условий при выполнении работ, связанных с использованием материалов и данных, составляющих государственную тайну, а также метрологиче­ской аттестацией применяемых технических средств и технологий. Лицензии на проведение работ должны выдаваться органами испол­нительной власти субъектов РФ. В зависимости от конкретной задачи и на областном, и на местном уровнях в управленческий процесс, как правило, вовлечен вполне определенный, хотя и достаточно ши­рокий круг органов власти, государственных организаций и служб. В него входят:

♦ комитеты по земельным ресурсам и землеустройству;

♦ комитеты по управлению государственным (муниципальным) имуществом;

♦ органы архитектуры и градостроительства;

♦ комитет охраны окружающей среды и природных ресурсов;

♦ комитет по охране и использованию историко-культурного на­следия;

♦ фонд имущества;

♦ учреждение юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

♦ управление лесами;

♦ органы санитарно-эпидемиологической службы.

Вместе с тем в сфере управления земельными ресурсами происхо­дят существенные изменения, которые выражаются в создании новых органов и форм управления. Реализацией новых форм организации управления, например, в Нижегородской области является создание государственного федерального учреждения по ведению государствен­ного земельного кадастра и кадастровой оценке земель.

Косвенное участие в управлении на этапе согласования некоторых управленческих решений принимают специализированные службы, такие как энергонадзор, пожнадзор.

Следует также отметить, что регулирование бюджетно-финансово­го процесса в сфере управления земельными ресурсами осуществля­ется органами федерального казначейства, государственной налоговой службы, финансовыми органами.

В рамках комплексного анализа региональной системы управления земельными ресурсами необходимо также выделить ряд проблемно-ориентированных подсистем, обеспечивающих ее формальное функ­ционирование, и такая систематизация также вполне типична для большинства регионов России.

Особое место в управлении земельными ресурсами занимают зада­чи организации плановой инвентаризации земель, межхозяйственно­го и внутрихозяйственного землеустройства, мониторинга и различ­ных видов натуробследования земель (геоботанических, почвенных, агрохимических), в процессе которых формируются и уточняются планово-картографические материалы и данные о качественных ха­рактеристиках земель, являющиеся основой создания государствен­ного земельного кадастра, картины состояния регионального земель­ного фонда и динамики его изменения. Кроме того, поступательное развитие земельной реформы создает условия для активизации зе­мельного рынка, обслуживание которого предполагает выполнение оперативных работ по установлению границ и описанию земельных участков, вовлекаемых в гражданско-правовой оборот. Отдельной проблемой при обеспечении этой деятельности является реанимация и поддержка региональной опорной геодезической сети, необходимой для корректного проведения землеустройства.

Организационная схема реализации этих процессов на региональном уровне построена следующим образом. Бюджетные финансовые ресур­сы, выделенные на проведение плановых проектно-изыскательских работ в сфере землеустройства, мониторинга состояния земель, меро­приятий по предотвращению негативных явлений в земельном фонде, размещаются на конкурсной основе среди подрядных организаций, имеющих право на осуществление соответствующих видов работ.

Хотя эти организации фактически образуют единую подсистему обеспечения государственного управления земельными ресурсами, ее структура далеко не однородна, и для выработки стратегии ее транс­формации представляется целесообразным провести классификацию формирующих ее организаций.

К первому классу уместно отнести специализированные государствен­ные предприятия отраслевой принадлежности Росземкадастра, по су­ществу, выполняющие глобальные проекты в сфере землеустройства, мониторинга земель, аэрофотогеодезии и создания земельного кадастра.

Второй класс образуют специализированные организации, выпол­няющие работы по проектированию в сфере архитектуры и градостро­ительства, существующие также практически повсеместно.

Наконец, третий класс формируют муниципальные предприятия и частные фирмы, нацеленные на выполнение небольших объемов земле­устроительных работ, в основном при сделках с земельными участками.

Следующая подсистема обеспечения государственного управления земельными ресурсами ориентирована на организацию подготовки и переподготовки управленческих кадров, в структуре которой также можно выделить три отдельных компонента.

Первый из них — крупные высшие учебные заведения, осуществля­ющие обучение и подготовку специалистов в области землеустрой­ства, топогеодезии, ведения земельного кадастра, геоинформационных технологий, государственной службы. В качестве примера можно на­звать Государственный университет по землеустройству, Московский институт геодезии, аэрофотосъемки и картографии. Российскую и ре­гиональные академии государственной службы, агрономические и стро­ительные институты.

Ко второй категории относятся, как правило, существующие в ре­гионах специализированные учебные заведения по повышению ква­лификации в сфере управления экономикой. В Нижегородской обла­сти такими являются, например, Институт приватизации и управления, Нижегородский институт экономического развития.

Наконец, третьим компонентом по праву можно считать регио­нальный учебный класс комитета по земельным ресурсам и землеуст­ройству Нижегородской области, осуществляющий специальную подготовку кадров в части информационно-программного обеспе­чения кадастровых задач (и это отличительная особенность региона, связанная с реализацией в нем международного проекта ЛАРИС).

С законодательной точки зрения при отсутствии разграничения зе­мель по уровням собственности в границах муниципальных образований они отнесены к ведению местного самоуправления. Поэтому фундамен­тальной основой сбалансированного развития земельной реформы, упо­рядочения управления земельными ресурсами и формирования рацио­нальной системы государственного управления является установление на федеральном уровне порядка отнесения земель к собственности Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований.

В силу вышесказанного можно сделать вывод, что существующая региональная система управления земельными ресурсами достаточно типична для России в целом и организована по принципу разделения полномочий органов государственной власти и местного самоуправ­ления по управленческим задачам с учетом установленной компетен­ции представительной и исполнительной власти.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Механизм регулирования земельно- имущественных отношений | Учет муниципальной недвижимости (на примере города Москвы)
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1399; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.057 сек.