КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Органы управления муниципальной недвижимостью
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ЗЕМЕЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ
Анализ мировой и отечественной практики организации местного самоуправления показывает, что систему муниципальной власти составляют, как правило, представительные органы местного самоуправления, глава муниципального образования, исполнительные органы местного самоуправления. Опираясь на существующее законодательство, выделим основные признаки исполнительного органа местного самоуправления: 1)не входит в систему органов государственной власти; 2)его деятельность носит подзаконный характер, исполнительный орган осуществляет свои функции на основании и во исполнение Конституции РФ, федерального законодательства, указов Президента РФ, законов субъектов РФ, уставов муниципальных образований; 3)является элементом системы органов местного самоуправления; 4)действует на территории конкретного муниципального образования; 5)наименование органа, порядок формирования, компетенция, сроки полномочий, вопросы организации и деятельности определяются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов РФ; 6)организует исполнение решений представительного органа местного самоуправления, решая вопросы местного значения, осуществляет исполнительно-распорядительную деятельность на территории муниципального образования; 7)его исполнительно-распорядительная деятельность носит юридически властный характер; 8)является органом управления общей компетенции; 9)имеет собственную организационную структуру; 10) осуществляет свою деятельность на принципах или коллегиальности, или единоначалия. Исходя из того что наименования органов местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований согласно законам субъектов РФ с учетом национальных, исторических и иных местных традиций, в качестве обобщающего понятия, характеризующего орган местного самоуправления, осуществляющий исполнительно-распорядительную деятельность, можно предложить следующее. Исполнительный орган местного самоуправления — орган управления общей компетенции, формирующийся на основе положений законодательства субъектов РФ и уставов муниципальных образований, организующий исполнение решений представительного органа местного самоуправления и осуществляющий исполнительно-распорядительную деятельность на территории муниципального образования в финансово-экономической и хозяйственной сфере, в сферах социально-культурного развития, охраны общественного порядка, обеспечения прав и законных интересов населения. В крупных городах действуют структурные подразделения администрации (отделы, управления, комитеты). Они занимаются вопросами здравоохранения, народного образования, строительства, жилищно-коммунального хозяйства, рынка жилья, архитектуры и градостроительства, транспорта и связи, благоустройства, социальной зашиты населения, культуры, физкультуры и спорта, потребительского рынка услуг, финансов, управления муниципальным имуществом, охраны природы и т. д. В сельских районах создаются подразделения, занимающиеся организацией народного образования, строительства и жилищно-коммунального хозяйства, архитектуры и градостроительства, культуры, физкультуры и спорта, сельского хозяйства, а также ведающие земельными ресурсами и земельной реформой, управлением муниципальным имуществом и др. Управления, отделы, комитеты, другие структурные подразделения исполнительного органа местного самоуправления возглавляются единоличными руководителями — начальниками управлений, заведующими отделами. В качестве совещательных органов при них могут создаваться коллегии или консультативные советы. При определении компетенции исполнительных органов местного самоуправления необходимо исходить из того, что данные органы являются органами управления муниципального образования. Разноплановая деятельность исполнительных органов местного самоуправления направлена на развитие экономики и культуры, охрану общественного порядка, защиту прав и свобод граждан. Закон РФ от б июля 1991 г. № 1530-1 «О местном самоуправлении в Российской Федерации» (в ред. от 28 августа 1995 г.) подробно регламентирует компетенцию местных Советов и местной администрации. Закон закрепляет полномочия поселковой, сельской администрации в различных областях деятельности: планирования, бюджетно-финансовой работы, управления муниципальной собственностью, взаимоотношений с предприятиями, учреждениями, организациями (ст. 50); сельского хозяйства, использования земли, охраны природы (ст. 51); строительства, транспорта, связи, жилищного хозяйства, коммунально-бытового обслуживания и торговли (ст. 52); социально-культурного обслуживания и социальной защиты населения (ст. 53); обеспечения законности, правопорядка, охраны прав и свобод граждан (ст. 54), а также полномочия районной (ст. 56-65) и городской администрации (ст. 67-76). Поскольку согласно Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ст. 49-76 Закона РФ «О местном самоуправлении в Российской Федерации» применяются в части, не противоречащей Конституции РФ и Федеральному закону, до принятия субъектами РФ законов о разграничении предметов ведения муниципальных образований (п. 1 ст. 56), перечисленные нормы, закрепляющие полномочия местных исполнительных органов, продолжают действовать. Проблема компетенции исполнительных органов местного самоуправления не может быть рассмотрена в отрыве от проблем установления компетенции органов местного самоуправления в целом. Из общетеоретических положений известно, что роль любого органа может быть в достаточной степени охарактеризована только в результате анализа его компетенции, тем более что принципы рациональной организации труда по управлению муниципальным образованием требуют, чтобы каждый орган был наделен компетенцией, отличающей его действия от действий любого другого органа местного самоуправления. Значительное место в управлении муниципальной недвижимостью занимает проблема управления земельными ресурсами. Под управлением понимаются организация и проведение экономических и хозяйственных мероприятий с целью рационального использования и охраны земельных ресурсов. В данном случае земельные ресурсы выступают как объект управления, а система земельных отношений является основополагающим механизмом этого управления. Рациональное использование земельных ресурсов требует соответствующей системы государственного управления земельными ресурсами и регулирования земельных отношений. Основными методами регулирования являются землеустройство, мониторинг земель, ведение государственного кадастра и государственного контроля за использованием и охраной земель. Но если регулирование земельных отношений представляет собой систему мероприятий по организации и планированию рационального использования земель, сбор и систематизацию достоверной информации о состоянии земельного фонда и пользователях земель, то государственный контроль является функцией управления земельными ресурсами. Посредством контроля проводится не только проверка, но и при необходимости привлечение к ответственности нарушителей земельного законодательства. Он призван обеспечить соблюдение всеми государственными и общественными органами, а также гражданами требований земельного законодательства и выступает гарантом реализации земельно-правовых норм и законодательное™ земельных отношений. Через систему землеустройства осуществляются основные функции государства по управлению земельными ресурсами: планирование, организация рационального использования и охраны земель, информационное обеспечение (земельный кадастр и мониторинг), контроль. На уровне субъектов РФ и муниципальном уровне решаются, в сущности, те же задачи государственного регулирования в объеме делегированных на эти уровни правомочий с учетом местной специфики земельно-имущественных отношений, получивших правовую регламентацию, а также с учетом социально-экономических, демографических, культурно-исторических и других особенностей территорий и проживающего там населения. Для осуществления комплекса продуманных правовых и организационно-экономических мер, обеспечивающих приоритет государственных регуляторов в достижении общественных целей, в практическом плане необходимо: во-первых, четко обозначить долговременные общественные интересы в использовании земельного фонда и в соответствии с ними наметить общие и регионально дифференцированные цели, задачи и программы конкретных действий по организации эффективного хозяйствования как в целом по земельно-имущественному комплексу, так и по отдельным отраслевым блокам; во-вторых, в рамках действующего законодательства и государственной социально-экономической политики сформировать правовой, экономический и административно-организационный механизмы реализации намеченных установок; в-третьих, наладить информационное, экономическое обеспечение и мониторинг запрограммированных мероприятий. В общем управление земельными ресурсами в РФ может быть подразделено на государственное, местное и внутрихозяйственное. В свою очередь, государственное управление может быть подразделено на общее и ведомственное (отраслевое) управление. Общее государственное управление осуществляется государственными органами общей и специальной компетенции и имеет территориальный характер. Оно распространяется на все земли в пределах определенных территорий (РФ в целом, области, административные районы, города) независимо от категорий земель и субъектов права на земельный участок. Ведомственное (отраслевое) управление землями, осуществляемое министерствами, комитетами, федеральными службами, строится по принципу подведомственности предприятий, организаций, которым предоставлены земли, и не зависит от территориального размещения земель. Местное управление осуществляется органами местного самоуправления и может иметь как общий, так и специальный характер. Внутрихозяйственное управление землями осуществляют собственники, владельцы и пользователи земельных участков. Основу процессов, протекающих в системе управления земельными ресурсами, составляет непрерывный информационный обмен. Средством обеспечения этого обмена являются земельный кадастр и мониторинг земель. Источниками информации могут быть материалы земельно-кадастровой службы и других ведомств, а также органов исполнительной власти: картографический материал, реестры, отчеты и др. Задачи управления земельными ресурсами на каждом территориальном уровне подразделяются на задачи законодательных и исполнительных органов власти. Задачи управления земельными ресурсами на уровне субъектов РФ выполняют: 1)органы законодательной власти субъектов РФ, которые осуществляют принятие законодательных актов (в рамках предоставленных им полномочий), регулирующих землепользование региона, социальных программ; 2)администрации субъектов РФ, которые осуществляют финансирование мероприятий по управлению земельными ресурсами, не указанных в федеральных программах; 3)территориальные органы федеральной службы по земельному кадастру, которые проводят земельную политику и осуществляют непосредственное управление земельными ресурсами от имени правительства субъекта РФ; 4)органы лесного хозяйства, которые изучают земельные ресурсы под лесами, принимают участие в разработке и реализации мероприятий по внутриотраслевому перераспределению земель, экономическому стимулированию использования земель, государственному контролю на землях лесного фонда; 5)территориальные органы Госстроя РФ изучают земельные ресурсы, участвуют в утверждении и реализации мероприятий по перераспределению земель; 6)территориальные органы Минприроды РФ изучают земельные ресурсу, участвуют в утверждении и реализации мероприятий по внутриотраслевому перераспределению земель; 7)территориальные органы Минздрава участвуют в мероприятиях по перераспределению земель и государственному контролю на территории субъекта РФ; 8)территориальные органы Росимущества РФ участвуют в мероприятиях по перераспределению земель и контролю за землями госсобственности на территории субъекта РФ; 9)территориальные органы Минюста РФ регулируют права на недвижимое имущество и сделки с ним, разрешают земельные споры на территории субъекта РФ. Государственное управление земельными ресурсами от лица Правительства РФ осуществляет специальный орган — Росземкадастр России, имеющий свои территориальные органы по субъектам РФ и местному самоуправлению (область, город, район). Субъект РФ получает полномочия по государственному управлению земельными ресурсами в соответствии с договором о разграничении полномочий между РФ и ее субъектами. Система государственного управления завершается на уровне области. Ниже расположенные уровни в соответствии со ст. 12 закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» отнесены к местному самоуправлению, поэтому без специального разрешения со стороны органов государственной власти органы местного самоуправления заниматься государственным управлением не имеют права, также они не имеют оформленных прав на осуществление функций управления путем передачи части государственного управления от субъекта РФ территориальным отделам земельного комитета. Процессы управления земельными ресурсами в регионах могут иметь отличия, связанные с историческими, социальными и экономическими особенностями региона. Например, управление земельными ресурсами в Республике Татарстан имеет следующие черты: наличие развитой промышленности определяет развитую инфраструктуру и большое количество крупных городов, многообразие форм собственности на землю в сельском хозяйстве, сложный социально-экономический состав, который определяет региональную политику, в том числе земельную; следовательно, функциональная система управления земельными ресурсами в Республике Татарстан отличается от системы, принятой в других регионах. Деятельность государственных органов земельного контроля протекает в значительной степени в сфере государственного управления и опирается на нормы конституционного, административного и гражданского права, руководствуется нормами земельных отношений. Органы госконтроля за использованием и охраной земель ведут контроль в соответствии со своей компетенцией, организуют проверку и экспертизу изменения качественного состояния земель и функционального зонирования городов и других поселений, участвуют в подготовке нормативных и других законодательных актов, касающихся использования и охраны земель, информируют о состоянии земельного фонда, эффективности его использования и принимаемых мер по охране земли и др. Например, в Московской области госконтроль за использованием и охраной земель возложен на структурное подразделение областного комитета по земельной политике и на районные комитеты в лице их представителей. Отдел госконтроля за использованием и охраной земель в своей деятельности руководствуется помимо нормативных актов приказами, инструкциями Росземкадастра, Росимущества. Отдел работает по перспективным и текущим планам, которые утверждаются руководством Росимущества. Земли в РФ, кроме тех, которые находятся в частной собственности, являются собственностью государства. Целым рядом законов установлено право федеральной собственности на землю. К федеральной собственности уже отнесено более 60 % земельного фонда России. Базисом в области регулирования земельных отношений является федеральный закон, устанавливающий основания и порядок разграничения государственной собственности на землю. Одна из самых наболевших проблем — наведение порядка в регулировании правоотношений на земельные участки под объектами, находящимися в государственной собственности и приватизированными из нее. Министерство имущественных отношений РФ решило, что приватизация объектов недвижимости, находящихся в государственной и муниципальной собственности, осуществляется вместе с земельными участками, на которых они расположены. Такая процедура включается в проект закона «О приватизации государственного и муниципального имущества». Отдельно отрабатывается порядок закрепления земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, за субъектами права частной собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления и аренды, обеспечивающего возможность гражданского оборота частей объекта недвижимости и связанных с ними прав (долей в праве) на земельный участок. Вырабатывается «прозрачный», доступный порядок предоставления земель из государственной и муниципальной собственности правообладателям, способным организовать их рациональное, экономически эффективное использование. Помимо этого, размеры земельных платежей должны устанавливаться по правилам, обеспечивающим их правообладателям возможность осуществлять инвестиции, необходимые для производства объектов недвижимости как средств производства. Из вышесказанного становится понятным, какое важное значение имеет утверждение единых принципов определения арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, с учетом экономических, экологических, социальных и иных факторов. Не менее важен единый порядок определения дифференцированной цены земельных участков. Современная структура и компетенция государственных и муниципальных органов, осуществляющих регулирование земельных отношений, соответствует общей организации органов власти и учитывает: ♦ отнесение этих вопросов к ведению РФ, субъектов РФ и местного самоуправления (при этом основная часть конкретных распорядительных функций в отношении земли передана на местный уровень), но по мере формирования федеральной, региональной и муниципальной земельной собственности функции по распоряжению этими землями перейдут к соответствующим органам; ♦ разделение властей (и компетенции) между законодательными, исполнительными и судебными органами. Так, основополагающие вопросы регулирования земельных отношений и организации землепользования регламентируются федеральными законами. Ряд неурегулированных ими вопросов решается указами Президента РФ. Кроме того, именно Президент РФ определяет структуру федеральных органов исполнительной власти, в том числе осуществляющих регулирование земельных отношений. К числу таких органов относятся и те, которые осуществляют специальные функции по регулированию земельных отношений. В настоящее время имеется два таких органа: Росимущество РФ, которое осуществляет проведение государственной политики в области земельных отношений, приватизацию и управление земельными ресурсами, ведет учет федеральных земель и координирует оценочную деятельность, и Федеральная служба земельного кадастра России, которая осуществляет исполнительные, контрольные, разрешительно-регулирующие и другие функции по ведению земельного кадастра и учета других объектов недвижимого имущества, землеустройству, кадастровой оценке земель, мониторингу земель и государственному контролю за использованием и охраной земель. Анализ отчетной документации по ведению госконтроля за использованием и охраной земель показал, что за период 1995-2002 гг. с каждым годом увеличивалось число проведенных проверок, а также число устраненных правонарушений. За анализируемый период было проведено примерно 26,5 тыс. проверок (на площади 1 321 889 га), выявлено 18 523 нарушения земельного законодательства (на площади 195 120 га). Материалы дел в основном были рассмотрены самими госземинспекциями или Комитетами по земельным ресурсам. К ответственности за нарушение земельного законодательства был привлечен 6791 нарушитель. Эти данные говорят о действенности госземконтроля и его необходимости, так как благодаря ему в большинстве случаев удается не только выявить, но и устранить правонарушение, а при необходимости привлечь правонарушителя к ответственности. Функции по общему регулированию земельных отношений осуществляют Правительство РФ, администрации субъектов РФ и муни ципальных образований. В частности, в пределах своих полномочий Правительство РФ: ♦ формирует федеральные программы в области регулирования ♦ управляет федеральной собственностью; ♦ обеспечивает проведение единой государственной политики в области охраны земель; ♦ организует деятельность по рациональному использованию земельных ресурсов. Кроме того, действующим Земельным кодексом РФ и рядом других правовых актов Правительство наделено правом определять порядок купли-продажи земельных участков, установления границ участков, проведения торгов, ведения земельного кадастра, мониторинга земель и осуществления других мероприятий, входящих в систему регулирования земельных отношений. Но на сегодняшний день неясным остается вопрос структуры управления земельными ресурсами в городах. Наиболее узкими можно назвать следующие вопросы: ♦ сама структура земельных комитетов; ♦ соотношение численности земельных комитетов и количества жителях в городах; ♦ взаимодействие земельных комитетов с другими структурами управления; ♦ методическая помощь со стороны вышестоящих органов управления. Сейчас многие столичные города (решением городских властей, с учетом всевозрастающих объемов работ) выделили дополнительные штатные единицы комитетам по земельным ресурсам и землеустройству. Финансирование городских комитетов должно осуществляться из республиканских и местных бюджетов, при этом Росземкадастр должен работать как единый организм, выполняющий функции федерального и городского органа управления и власти (муниципального органа по управлению земельными ресурсами города). В ходе осуществления поставленных задач городской земельный комитет взаимодействует с другими органами городского управления, в той или иной мере имеющими отношение к земле. Для создания системы управления земельными ресурсами на уровне субъекта РФ необходимо разработать механизм финансирования, при котором долгосрочные капитальные затраты должны быть произведены в основном государством и регионами, а текущие затраты будут осуществляться за счет средств субъектов земельных отношений. В Москве согласно ст. 72 Конституции РФ владение, пользование и распоряжение землей находятся в совместном ведении РФ и ее субъектов, следовательно, город Москва как субъект РФ имеет право вводить собственное законодательство и регулировать процессы управления земельными ресурсами. В Уставе Москвы определено, что московские земли, за исключением земельных участков объектов органов законодательной, исполнительной и судебной власти и ряда других объектов РФ, являются собственностью города. На сегодняшний день в Москве существует три группы земель с разными особенностями управления. К первой группе относятся земельные участки, находящиеся в исключительном ведении Правительства Москвы. Это участки, по которым городское правительство в лице премьера Правительства Москвы выполняет свои постановления об изъятии и предоставлении земель без согласования с префектурами административных округов. Вторая группа — территории так называемого городского ведения, к которым относятся крупные площади, магистрали, скверы и т. д. формирующие основные градостроительные планировочные узлы. На этих территориях предоставлять или изымать земли может только Правительство Москвы. Третья группа — территории префектурного или окружного ведения. Это внутриквартальные территории массовой жилой застройки, то есть территории, находящиеся в межмагистральном пространстве. Здесь полномочия по предоставлению или изъятию земельных участков принадлежат соответствующим префектурам. Вся остальная земля (в соответствии с Земельным кодексом РФ) находится в собственности жителей, проживающих на данной территории. Особенностью регулирования в сфере земельных отношений в современных условиях стала разработка государственных программ, среди которых сейчас можно выделить основные: Государственная комплексная программа увеличения плодородия почв России (утв. 17 ноября 1992 г. Постановлением Правительства РФ № 879); Федеральная целевая программа стабилизации и развития агропромышленного производства в РФ на 1996-2000 гг. (утв. Указом Президента РФ от 18 июня 1996 г. № 933); Федеральная целевая программа «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра» (утв. 3 августа 1996 г. Постановлением Правительства РФ №932), которая предусматривает разработку, развертывание и функционирование автоматизированной системы ведения земельного кадастра территории РФ; Федеральная целевая программа «Развитие земельной реформы в РФ на 1999-2002 гг.» (утв. Постановлением Правительства РФ от 26 июня 1999 г. № 694), ее целью является обеспечение разработки и реализации комплекса взаимосвязанных правовых, организационных, финансовых, научно-технических, землеустроительных и иных мер, позволяющих к концу 2002 г. в основном завершить осуществление земельной реформы в России и создать эффективный механизм регулирования земельных отношений и государственного управления земельными ресурсами. Что касается муниципального регулирования земельных отношений, то в ведении муниципального образования находятся вопросы ведения, пользования и распоряжения землями, находящимися в муниципальной собственности, а также контроля за использованием земель на территории муниципального образования. Контрольная функция не является важным способом регулирования земельных отношений со стороны не только муниципальных, но и федеральных органов власти. Осуществленная в ходе реформы передача земель в ведение местных органов власти, значительные их площади, предоставленные гражданам (в особенности вновь начинающим фермерским хозяйствам), развитие коттеджного строительства, вовлечение земель в рыночный оборот, а также продолжающаяся деградация земель потребовали усиления контрольной функции. Осуществление государственного контроля возложено на специальные уполномоченные органы, в первую очередь — на Росземкадастр, а его задачей является обеспечение соблюдения физическими, должностными, юридическими лицами требований земельного законодательства в целях эффективного использования и охраны земель. Важной функцией, направленной на регулирование земельных отношений и управление землепользованием, является лицензирование проектно-изыскательских работ, связанных с организацией использования земель. Такое лицензирование позволяет обеспечить требуемые периодичность и качество соответствующих работ, а также упорядочить рынок этих работ. Выдача лицензий сопровождается изучением технических, технологических, кадровых возможностей лицензируемых предприятий, возможности соблюдения ими режимных условий при выполнении работ, связанных с использованием материалов и данных, составляющих государственную тайну, а также метрологической аттестацией применяемых технических средств и технологий. Лицензии на проведение работ должны выдаваться органами исполнительной власти субъектов РФ. В зависимости от конкретной задачи и на областном, и на местном уровнях в управленческий процесс, как правило, вовлечен вполне определенный, хотя и достаточно широкий круг органов власти, государственных организаций и служб. В него входят: ♦ комитеты по земельным ресурсам и землеустройству; ♦ комитеты по управлению государственным (муниципальным) имуществом; ♦ органы архитектуры и градостроительства; ♦ комитет охраны окружающей среды и природных ресурсов; ♦ комитет по охране и использованию историко-культурного наследия; ♦ фонд имущества; ♦ учреждение юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; ♦ управление лесами; ♦ органы санитарно-эпидемиологической службы. Вместе с тем в сфере управления земельными ресурсами происходят существенные изменения, которые выражаются в создании новых органов и форм управления. Реализацией новых форм организации управления, например, в Нижегородской области является создание государственного федерального учреждения по ведению государственного земельного кадастра и кадастровой оценке земель. Косвенное участие в управлении на этапе согласования некоторых управленческих решений принимают специализированные службы, такие как энергонадзор, пожнадзор. Следует также отметить, что регулирование бюджетно-финансового процесса в сфере управления земельными ресурсами осуществляется органами федерального казначейства, государственной налоговой службы, финансовыми органами. В рамках комплексного анализа региональной системы управления земельными ресурсами необходимо также выделить ряд проблемно-ориентированных подсистем, обеспечивающих ее формальное функционирование, и такая систематизация также вполне типична для большинства регионов России. Особое место в управлении земельными ресурсами занимают задачи организации плановой инвентаризации земель, межхозяйственного и внутрихозяйственного землеустройства, мониторинга и различных видов натуробследования земель (геоботанических, почвенных, агрохимических), в процессе которых формируются и уточняются планово-картографические материалы и данные о качественных характеристиках земель, являющиеся основой создания государственного земельного кадастра, картины состояния регионального земельного фонда и динамики его изменения. Кроме того, поступательное развитие земельной реформы создает условия для активизации земельного рынка, обслуживание которого предполагает выполнение оперативных работ по установлению границ и описанию земельных участков, вовлекаемых в гражданско-правовой оборот. Отдельной проблемой при обеспечении этой деятельности является реанимация и поддержка региональной опорной геодезической сети, необходимой для корректного проведения землеустройства. Организационная схема реализации этих процессов на региональном уровне построена следующим образом. Бюджетные финансовые ресурсы, выделенные на проведение плановых проектно-изыскательских работ в сфере землеустройства, мониторинга состояния земель, мероприятий по предотвращению негативных явлений в земельном фонде, размещаются на конкурсной основе среди подрядных организаций, имеющих право на осуществление соответствующих видов работ. Хотя эти организации фактически образуют единую подсистему обеспечения государственного управления земельными ресурсами, ее структура далеко не однородна, и для выработки стратегии ее трансформации представляется целесообразным провести классификацию формирующих ее организаций. К первому классу уместно отнести специализированные государственные предприятия отраслевой принадлежности Росземкадастра, по существу, выполняющие глобальные проекты в сфере землеустройства, мониторинга земель, аэрофотогеодезии и создания земельного кадастра. Второй класс образуют специализированные организации, выполняющие работы по проектированию в сфере архитектуры и градостроительства, существующие также практически повсеместно. Наконец, третий класс формируют муниципальные предприятия и частные фирмы, нацеленные на выполнение небольших объемов землеустроительных работ, в основном при сделках с земельными участками. Следующая подсистема обеспечения государственного управления земельными ресурсами ориентирована на организацию подготовки и переподготовки управленческих кадров, в структуре которой также можно выделить три отдельных компонента. Первый из них — крупные высшие учебные заведения, осуществляющие обучение и подготовку специалистов в области землеустройства, топогеодезии, ведения земельного кадастра, геоинформационных технологий, государственной службы. В качестве примера можно назвать Государственный университет по землеустройству, Московский институт геодезии, аэрофотосъемки и картографии. Российскую и региональные академии государственной службы, агрономические и строительные институты. Ко второй категории относятся, как правило, существующие в регионах специализированные учебные заведения по повышению квалификации в сфере управления экономикой. В Нижегородской области такими являются, например, Институт приватизации и управления, Нижегородский институт экономического развития. Наконец, третьим компонентом по праву можно считать региональный учебный класс комитета по земельным ресурсам и землеустройству Нижегородской области, осуществляющий специальную подготовку кадров в части информационно-программного обеспечения кадастровых задач (и это отличительная особенность региона, связанная с реализацией в нем международного проекта ЛАРИС). С законодательной точки зрения при отсутствии разграничения земель по уровням собственности в границах муниципальных образований они отнесены к ведению местного самоуправления. Поэтому фундаментальной основой сбалансированного развития земельной реформы, упорядочения управления земельными ресурсами и формирования рациональной системы государственного управления является установление на федеральном уровне порядка отнесения земель к собственности Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований. В силу вышесказанного можно сделать вывод, что существующая региональная система управления земельными ресурсами достаточно типична для России в целом и организована по принципу разделения полномочий органов государственной власти и местного самоуправления по управленческим задачам с учетом установленной компетенции представительной и исполнительной власти.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1427; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |