КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Учет муниципальной недвижимости (на примере города Москвы)
К настоящему времени среди всех проблем, связанных с имущественными отношениями, и в частности с земельными отношениями, наиболее спорным является вопрос о земельном рынке. Ведь процесс вовлечения в рыночный оборот затрагивает правовые, социальные, экологические, морально-нравственные и политические аспекты. Но прежде всего рынок земли является способом перераспределения земель. Для любых социально-экономических условий обязательным является требование установления рационального соотношения производства и территории, это одна из закономерностей земельных отношений. Ведь по мере развития НТП, эволюции экономического развития общества, изменения демографической ситуации меняются материальные, финансовые и другие возможности субъектов земельных отношений. Кроме того, эти возможности зависят и от результатов хозяйственной деятельности конкретных землепользователей. Поэтому под воздействием различных экономических и социальных процессов перераспределение земель объективно неизбежно. Такое перераспределение соответствует потребностям как общества, так и конкретных землепользователей. Можно выделить два основных способа перераспределения земель. Первый заключается в том, что старый и новый пользователи земли сами находят друг друга (участие посредника при этом возможно, но землепользователи сами определяют, нужен ли им такой посредник) и в соответствии с установленным в обществе порядком осуществляют это перераспределение (путем продажи, аренды, обмена, передачи в безвозмездное пользование и т. п.), т. е. перераспределение осуществляется на основании желания. Второй заключается в том, что перераспределением земель занимается государственный или муниципальный орган; это административное перераспределение земель. Исходя из экономических, социальных, природных и т. п. особенностей, складывающихся в обществе, рыночные или административные механизмы в разной степени обеспечивают эффективность производства и рациональное использование земли. Поэтому, как правило, все реально существующие формы перераспределения земель являются различными вариантами сочетания этих способов, т. е. происходит регулируемое рыночное перераспределение земель. Переход к рыночным земельным отношениям нацелен на более эффективное пользование земельным ресурсом в интересах всего общества на основе перехода прав землепользования от нерадивого землепользователя к настоящему хозяину на земле. Создание конкурентного рынка земли и недвижимости необходимо для нормального функционирования российской экономики. В условиях антиинфляционной политики государства это обеспечит базу для самофинансирования деятельности предприятий, гарантии для привлечения российских и иностранных инвестиций в производственную сферу. Цивилизованный земельный рынок способствует также привлечению заемных средств через процедуру залога недвижимости. Поэтому развитие земельного рынка становится фундаментальной потребностью рыночной экономики, без чего производство уже не сможет развиваться и совершенствоваться. К факторам, определяющим условия формирования конкурентного рынка земли, относится законодательно оформленное право на объект рынка, которое может легко устанавливаться, реализовываться и передаваться. Законодательство РФ определяет следующую совокупность имущественных прав: ♦ право собственности; ♦ право хозяйственного ведения; ♦ право оперативного управления; ♦ право пожизненного наследуемого владения; ♦ право постоянного пользования; ♦ сервитута; ♦ залог (ипотека). В основе рыночных отношений лежит механизм ценообразования, влияющий на соотношение спроса и предложения объекта рыночных отношений в условиях свободной конкуренции. На рынке земли действуют четыре группы лиц: 1)продавцы (собственники земли, фонды имущества, конкурсный управляющий, органы, уполномоченные местной властью); 2)покупатели (юридические лица, физические лица, инвесторы, кондоминиумы, ипотечные банки); 3)профессиональные участники (агентства оценщиков, фирмы-риэлторы, аукционные фирмы, страховые компании, рекламные агентства, биржи недвижимости, фондовые биржи); 4)государственные и муниципальные органы (БТИ, конкурсные и тендерные комиссии, комитеты по управлению имуществом, земельные комитеты, комиссии по приватизации предприятий, нотариальные конторы, налоговые инспекции). Степень свободы действий участников рынка и целесообразность государственного вмешательства определяются объективной социально-экономической необходимостью, вытекающей из сложившейся системы земельных отношений и структуры землепользования, а также зависят от того, о каких землях идет речь. Помимо того, что рынок земли уникален в силу исключительной важности для жизнедеятельности человека его объекта — земли, этот рынок всегда будет делиться на специфичные сегменты, соответствующие отдельным категориям земель. И хотя рыночное перераспределение неизбежно для всех земель, различные категории земель всегда будут различаться по темпам вовлечения в рыночный оборот, преобладанию или, наоборот, полному исключению на какое-то время некоторых видов сделок. Фактически рынок земли выступает в роли механизма регулирования землепользования. При этом рыночные регуляторы реализуются посредством целенаправленных, подчиненных определенным объективным потребностям действий землепользователей и других субъектов земельных отношений, самостоятельных в рамках существующей правовой базы и с учетом разрешенного использования земли. Таким образом, развитие рынка земли — это важнейший элемент структурной перестройки экономики, содержанием которого являются: ♦ формирование единых объектов недвижимости, включающих земельный участок и расположенные на нем здания, строения, сооружения; ♦ регулирование использования недвижимости на принципах зонирования вместо нынешнего административного целевого использования участков и объектов; ♦ вовлечение земельных участков в экономический оборот, в том числе активное использование конкурентных процедур предоставления земельных участков и прав по их использованию; ♦ содействие гражданскому обороту земли с целью обеспечения ее наиболее эффективного использования; ♦ содействие выявлению рыночной цены на объекты недвижимости, включая земельные участки; ♦ создание простой и понятной административной системы обслуживания участников рынка недвижимости. В соответствии с Конституцией страны каждый субъект собственности имеет право на свободное использование своего имущества для предпринимательской деятельности. Для граждан и юридических лиц основной целью такой деятельности, как правило, является улучшение условий существования и получение стабильно высоких доходов от использования принадлежащего им имущества. В противоположность этому, цели государства по использованию недвижимого имущества, а также способы достижения этих целей затрагивают интересы всех членов общества, по крайней мере населения территорий, на которые распространяются управленческие решения. Государство как участник имущественных отношений не может ставить своей основной целью только получение доходов от принадлежащего ему недвижимого имущества. Политика государства должна быть направлена на достижение основной цели, закрепленной в Конституции, — создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Из этого следует, что получать доходы от пользования государственным имуществом государство должно лишь в той мере, в какой это способствует повышению благосостояния его граждан. Реализуемая государством стратегия регулирования земельно-имущественного комплекса должна обеспечивать поступление доходов, используемых в интересах самого государства и направляемых на улучшение благосостояния его граждан. Применительно к органам государственной власти цель регулирования заключается в формировании доходной части бюджета и создании на этой основе условий для экономического развития территорий, на которые распространяются полномочия этих органов. Однако государство выступает не только собственником преобладающей части земельных ресурсов, но и выразителем общественных интересов, связанных с рациональным использованием земельного фонда. В этом качестве его целеполагающая функция состоит в нормативном обеспечении и правовом регулировании земельных отношений всех владельцев и пользователей земли, а непосредственная цель синтезируется из блока решаемых задач. Важнейшие из них следующие: ♦ рациональное использование и охрана земли как природного, социального и хозяйственного объектов; ♦ сохранение и улучшение экологического состояния территорий; ♦ создание юридических, экономических и организационных предпосылок /для равноправного функционирования всех форм собственности, владения и пользования землей и форм хозяйствования; ♦ ограничение деятельности владельцев и пользователей земли, наносящих ущерб безопасности страны, противоречащей ее стратегическим задачам или ущемляющей законные права других лиц; ♦ наделение правомочиями субъектов РФ и органов местного самоуправления по регулированию земельных отношений на своих территориях. Земля в пределах городской черты находится в федеральной, государственной, субъекта РФ и городской (муниципальной) собственности. Федеральной собственностью на территории Москвы являются земельные участки с расположенными на них зданиями и сооружениями: ♦ в которых размещены высшие органы законодательной, исполнительной и судебной власти РФ, Генеральная прокуратура, Центральный банк, Пенсионный фонд; ♦ в которых размещены посольства и представительства иностранных государств, а также представительства республик, краев в составе РФ; ♦ отнесенные к объектам ландшафтной архитектуры, лесопаркового хозяйства и историко-культурного наследия России; ♦ построенные за счет средств государственного бюджета, находящиеся в пользовании органов власти РФ и на их балансе; ♦ находящиеся на балансе предприятий (организаций), относящихся к федеральной собственности, за исключением объектов социального назначения; ♦ находящиеся на балансе Министерства обороны России, ФСБ, МВД РФ, ФАПСИ и др. Перечень этих объектов и порядок предоставления федеральным органам власти земельных участков в Москве определяются совместно Правительствами РФ и Москвы на основании Закона РФ от 15 апреля 1993 г. № 4802-1 «О статусе столицы Российской Федерации». Российская Федерация и Москва имеют земельные участки, находящиеся в общей государственной собственности, в их состав включаются земли, необходимые для осуществления совместных задач. Порядок их использования определяется договорами между Правительствами. Основная часть земли Москвы является городской собственностью, управление и распоряжение которой осуществляются городской администрацией и уполномоченными органами управления. Разграничение компетенции органов власти по вопросам земельного регулирования в городе строится на основе Устава Москвы. К землям, находящимся в ведении Правительства Москвы, относятся: ♦ главные улицы и площади с застройкой, формирующей фронт улиц и ансамбли площадей; ♦ территории размещения объектов государственного управления; ♦ территории промышленно-производственных зон, подлежащих ликвидации или предусмотренных к реконструкции с изменением функций; ♦ территории общегородских транспортных сооружений; ♦ территории головных объектов инженерного оборудования города; ♦ территории существующих и перспективных технических зон инженерных и транспортных коммуникаций, зон красных линий; ♦ охранные зоны объектов природного комплекса, архитектуры и т. д.; ♦ территории, обеспечивающие городскую программу массового муниципального жилищного строительства. Все остальные земли находятся в ведении префектур административных округов Москвы, префекты которых принимают решение о предоставлении и изъятии земельных участков, проведении всех видов строительства, реконструкции, ремонта зданий и сооружений на этих территориях. При мэре Москвы действует Комиссия по разработке нормативной базы землепользования, градостроительства и управления недвижимостью, которая является органом, осуществляющим координацию и непосредственную подготовку проектов законодательных и иных нормативных актов по реализации городской земельной, градостроительной политики и по управлению недвижимым имуществом города, а также подготовку предложений по рациональному использованию и распоряжению земельными участками и иными объектами недвижимости Москвы. Для более эффективного управления в области земельных отношений Московская городская Дума и Правительство Москвы образовали совместный орган — Комиссию по разработке нормативной базы земельных и имущественных правоотношений, предметом ведения которой являются разработка и подготовка проектов правовых актов и внесение их на рассмотрение в Думу и Правительство города. Комиссия по вопросам земельных отношений в Москве (с 31 января 1996 г. — Городская комиссия по имущественно-земельным отношениям и градостроительству) создана при Правительстве для предварительного оперативного рассмотрения участков. Структура и персональный состав этого органа утверждаются городской Думой по согласованию с Правительством Москвы. В конце 1995 г. Правительство приняло решение о создании Земельной палаты — городской коммерческой структуры, контрольный пакет акций которой принадлежит Правительству Москвы и которая занимается вопросами первичного и вторичного рынка прав аренды земли. Система управления земельными ресурсами в Москве складывается из общегородской, окружной и районной систем управления земельными отношениями. Рассмотрим разграничение компетенции различных уровней управления городом в вопросах земельных отношений. Городская Дума: 1) установление порядка: • использования, охраны и контроля городских земель; • отчуждения земель и оформления прав собственности на участки; • предоставление земель в аренду; 2)земельные налоги, порядок их взимания и предоставления льгот по ним; 3)определение размеров штрафов; 4)утверждение границ земельных участков, находящихся в федеральной собственности; 5)утверждение границ участков, которые не могут быть переданы в аренду. Правительство Москвы: 1)управление и распоряжение землей; 2)определение ставок арендной платы; 3)сбор земельных платежей и штрафов; 4)рекультивация земель; 5)зонирование территории; 6)составление и ведение земельного кадастра города Москвы; 7)разработка градостроительных планов развития города; 8)контроль за использованием и охраной земель города; 9)расчет субвенций и объемов потерь за пользование землей, изъятой из оборота города. Префектуры: 1)проведение конкурсов и аукционов на предоставление в аренду земли; 2)принятие решений по предоставлению и изъятию земельных участков; 3)согласование предоставления земли под строительство коммунальных зон городского назначения, сети городского наземного пассажирского транспорта; 4)осуществление контроля землепользования на территории административного округа. Управы районов 1)участие в конкурсах и аукционах предоставления земли на территории своего района; 2)согласование предоставления и изъятия земли на территории района; 3)принятие решений о выделении земли (по согласованию с ТОРЗ Москомзема):
• под временные стоянки и гаражи; • под объекты мелкорозничной торговли; 4) осуществление контроля землепользования в пределах своих полномочий. Органом Правительства Москвы по координации управления городской землей является Московский земельный комитет, который был образован совместным постановлением Госкомзема РСФСР и Правительства Москвы от 15 октября 1991 г. № 126-2 во исполнение совместного распоряжения Госкомзема РСФСР, Моссовета и Мосгор-исполкома от 15 февраля 1991 г. № 7-280р-184р «О создании органов управления по проведению земельной реформы в г. Москве». Он входит в состав органов Правительства города и наделен исключительным правом решать все вопросы экономико-правового регулирования земельных отношений в столице. В своей работе он руководствуется действующим законодательством РФ, нормативными актами Москвы, указами Президента РФ, решениями мэра Москвы, Правительства и Положениями Москомзема. • На Москомзем возложена основная задача реализации государственной политики в области земельных отношений и использования земельных ресурсов города, а также обеспечение экономико-правового регулирования землепользования в Москве и контроля за его реализацией. Другими не менее важными задачами являются: распоряжение и управление землей в пределах делегированных полномочий в установленном порядке в рамках действующего законодательства; создание и ведение государственного земельного кадастра и мониторинга земель в Москве; создание, ведение и эксплуатация автоматизированной информационной системы учета земельных участков и землепользователей; представление интересов Правительства Москвы в создаваемых специализированных предприятиях и организациях, осуществляющих гражданско-правовые сделки с земельными участками; координация деятельности городских и территориальных органов управления по совершенствованию системы землепользования; подготовка и осуществление практических мер по совершенствованию системы земельных платежей pi их полному поступлению в бюджет города; разработка совместно с Госкомземом, Московской городской Думой и Правительством Москвы методологии критериев оценки городских земель, размеров платы за землю и порядка ее взимания, системы экономико-правового регулирования земельных отношений, включающей в себя механизм экономического стимулирования высокоэффективного использования земель, экологически чистого и рационального землепользования; рассмотрение по поручению Правительства Москвы заявок на предоставление земельных участков и подготовка предложений в Комиссию по вопросам земельных отношений и градостроительства в Москве; проведение торгов (конкурсов и аукционов) по продаже имущественных прав землепользования в пределах делегированных Комитету полномочий; оформление разрешительной документации на резервирование земельных участков для строительства, реконструкции, реставрации городских объектов с указанием стадии и сроков проектирования; оформление, выдача и хранение правоустанавливающих документов на землю на основании распорядительных актов Правительства Москвы; регистрация (перерегистрация) прав на земельные участки и осуществление государственной регистрации гражданско-правовых сделок с правами на земельные участки в Москве; государственный контроль за использованием и охраной земель в соответствии с земельным законодательством, городскими нормативными актами и целевым назначением; профилактика нарушений; привлечение физических и юридических лиц в установленном порядке к административной ответственности за нарушения земельного законодательства, наложение взысканий; участие в подготовке и разработке проектов законов и других нормативно-правовых актов по регулированию земельных отношений. Для выполнения функций и возложенных на него задач Московский земельный комитет: ♦ участвует в разработке и обеспечении реализации городской земельной политики; ♦ участвует в работе Комиссии по вопросам земельных отношений; ♦ участвует в работе Градостроительного совета и Комиссии по перспективному и текущему строительству; ♦ возглавляет разработку и организует целевое финансирование и выполнение городских и районных программ по проведению земельной реформы, контролирует их соответствие Генеральному плану города; ♦ в рамках ведения Кадастра городских земель представляет в Росимущество и Правительство Москвы отчетные данные для сводного земельного баланса и единого банка данных о количественном и качественном состоянии земельных ресурсов; ♦ выступает в арендных отношениях арендодателем городских земель от имени Правительства Москвы. Москомзем имеет право: ♦ приостанавливать исполнение неправомерных решений по вопросам изъятия и предоставления земель; · принимать участие в разработке инвестиционных программ города по вопросам, входящим в компетенцию Комитета; ♦ оказывать платные услуги по оформлению, заключению, внесению изменений, продлению, расторжению сделок с правами на землю, консультированию, выдаче справок; ♦ выступать арендодателем от имени Правительства Москвы, осуществлять передачу прав пользования земельными участками; ♦ подготавливать предложения в Правительство Москвы об изъятии земельных участков в случае их несвоевременного освоения, нарушения условий землепользования; ♦ давать согласие на совершение вторичных сделок с правами аренды земельных участков; ♦ разрабатывать и утверждать примерные формы договоров аренды земли; ♦ отказывать в продлении разрешительной документации в случае нарушения условий, на которых был предоставлен земельный участок; ♦ предъявлять иски в судебные учреждения в защиту государственных и общественных интересов; ♦ заключать договоры, вносить в них изменения, продлевать действие договоров, расторгать в установленном порядке договоры на аренду земли; ♦ получать от физических лиц, организаций, предприятий и учреждений, а также государственных органов необходимые материалы и сведения по вопросам, относящимся к деятельности Москомзема; ♦ в случае необходимости предъявлять штрафные санкции, предусмотренные за нарушение земельного законодательства и городских нормативных актов по вопросам землепользования; ♦ обследовать территорию объектов как долгосрочного, так и краткосрочного землепользования и требовать от землепользователей выполнения обязанностей и обязательств; ♦ разрабатывать, согласовывать годовые и долгосрочные планы работ в рамках проведения земельной реформы. Комитет обязан: 1) осуществлять ведение: • государственного кадастра городских земель; • мониторинга городских земель совместно с Москомприродой, Москомархитектурой и другими уполномоченными органами; • автоматизированной информационной системы банка данных государственного земельного кадастра Комитета, автоматизированной системы учета земельных платежей и других программно-аппаратных комплексов, которые необходимы для обеспечения выполнения Комитетом возложенных на него задач; • Книги записей государственных актов на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей и договоров аренды земли Москвы; • городской Поземельной книги;
2)отчитываться о результатах своей деятельности перед Росимущества и Правительством Москвы; 3)выполнять иные поручения в соответствии с распоряжениями Минимущества и Правительства Москвы. Основными элементами системы управления земельными ресурсами административных округов Москвы являются Территориальные объединения регулирования землепользования (ТОРЗы) и управления Государственной земельной инспекции. ТОРЗы являются структурными подразделениями Москомзема, главная задача которых состоит в проведении единой земельной политики на территории административного округа в рамках реализации Генерального плана Москвы. Реализация главной задачи осуществляется на основе выполнения следующих основных функций: ♦ непосредственное участие в решении вопросов планировки и застройки административного округа путем экономико-правового регулирования земельных отношений; ♦ подготовка заключений по земельным участкам, предоставляемым в пользование по предложению Москомархитектуры для последующего оформления Москомземом постановлений Правительства Москвы или распоряжений префектов по предоставлению земельных участков; ♦ сбор и обработка данных по инвентаризации земель и перерегистрации землепользователей; ♦ выполнение работ и услуг физическим и юридическим лицам в рамках проведения земельной реформы; ♦ согласование предложении по предоставлению земельных участков; ♦ обследование территорий для предоставления их в постоянное (бессрочное) и (или) срочное пользование; оформление документов для подготовки распоряжений префектов по предоставлению земельных участков и договоров о предоставлении земель во временное пользование; сбор, обработка и передача данных для ведения городского земельного кадастра и мониторинга земель; ♦ контроль исполнения землепользователями условий договоров аренды земли, договоров срочного пользования, субаренды, соблюдения земельного законодательства, городских нормативных актов. Деятельность территориальных управлений Госземинспекции сконцентрирована на вопросах государственного контроля за использованием и охраной земель административных округов столицы путем: ♦ организации проверок и экспертиз в случае изменения качественного состояния земель; ♦ контроля за устранением выявленных нарушений земельного законодательства; ♦ участия в согласовании градостроительных и землеустроительных вопросов, приемке рекультивированных и других земель, подготовке в соответствии с их компетенцией нормативных и законодательных актов. Происходящие коренные изменения в экономической жизни России, связанные с созданием современной рыночной экономики, требуют принципиально новых подходов к формированию и осуществлению земельной политики. Особенно это актуально для Москвы. Являясь субъектом РФ, она вместе с тем и город местного самоуправления, и крупнейший промышленный, научный, культурный и финансово-политический центр. Все это отражается в особенностях землепользования города. Москва как субъект РФ имеет право самостоятельно определять порядок установления и изменения городской границы, но все изменения границ города утверждаются Советом Федерации РФ. Основной особенностью земельной политики города является то, что расширение территории Москвы происходит только за счет территории другого субъекта РФ — Московской области. Предоставление земли в Москве также имеет свои особенности: ♦ предоставление земельных участков только в аренду; ♦ предоставление участков без выделения их в натуре на местности; ♦ предоставление земли только на основании конкурсов; ♦ взимание платы за право заключения договора аренды земли, за исключением участков, предназначенных под объекты социальной сферы и городского заказа. Р1з всего многообразия земельных отношений московские городские власти выбрали аренду городских земель как основную форму земельных отношений. Максимальный срок аренды земельного участка в Москве составляет 49 лет. Предоставление земельных участков в долгосрочную аренду исключительно на условиях конкурса преследует основную цель — гласное распределение земель, установление реальной рыночной цены земельных участков, создание благоприятных условий для инвесторов и получение дополнительных средств в городской бюджет. Предоставление земельных участков для пользования, исключающего долгосрочный характер, производится в Москве только на условиях краткосрочной аренды (до 5 лет). Право выпуска распоряжений и заключения договоров краткосрочной аренды земельных участков предоставлено председателю Москомзема. Земли, принадлежащие административным округам, предоставляются также в аренду на конкурсной основе; конкурсы проводятся окружными комиссиями при обязательном согласовании и утверждении в Москомземе и Комиссии по земельным вопросам Правительства Москвы стартовой цены земельного участка. Префекты административных округов затем принимают решение о предоставлении земли. Право аренды земельного участка удостоверяется договором аренды земли, типовая форма этих договоров утверждена распоряжениями мэра. К договору обязательно прилагается план предоставляемого земельного участка. Установление субъективных прав на участок удостоверяется также записью в регистрационной (поземельной) книге. Регистрация обеспечивает не только гарантии прав на землю субъектов земельных отношений, но и предоставление систематизированных сведений для составления земельного кадастра. Изъятие земель в Москве производится для государственных, городских, общественных и иных нужд из всех земель, в чьем бы владении или пользовании они ни находились, по постановлению Правительства Москвы. Правительство города имеет право в случае необходимости, изъять земельный участок или его часть во временное пользование на период строительства городских или местных сетей и коммуникаций с компенсацией ущерба землевладельцу, землепользователю. Московская земельная политика существенно отличается от общероссийской в вопросах предоставления и изъятия земли, земельных платежей и договоров аренды, а также предоставления льгот в плате за землю. Учитывая большое количество землепользователей в Москве, имеющих льготы в плате за землю (около 70 %), в 1995 г. был принят закон, существенно снижающий число льготников. Московские органы власти первыми признали, что использование земли должно быть особенно эффективным в условиях дальнейшего развития города в процессе размещения нового строительства и реконструкции сложившихся районов. С 1991 г. в Москве начался процесс формирования экономико-правовой базы, направленной на регулирование земельных отношений в общем комплексе экономических реформ в системе управления городским хозяйством. За время своей работы Москомзем принял участие в разработке правовой базы земельных отношений, выявил и зарегистрировал десятки тысяч землепользователей, заключал договоры аренды земли с организациями и предприятиями России, а также с зарубежными фирмами. Работа Москомзема внесла существенный вклад в формирование имущественно-земельных отношений в Москве. В целях реализации земельной политики Правительства Москвы Комитетом был подготовлен и оформлен ряд нормативных правовых актов по экономике землепользования, организации продажи прав аренды земельных участков, введению земельных векселей и других ценных бумаг, обеспечивающих развитие земельного рынка, регистрации прав на земельные участки и сделок с ними, созданию и ведению Государственного земельного кадастра, осуществлению контроля за использованием земель. Наиболее важным направлением развития нормативной базы является создание системы экономического регулирования земельныхотношений в рамках основных положений концепции развития земельной реформы в РФ. В процессе реализации земельной политики в Москве сформировались земельные арендные отношения, основные положения платного землепользования, система регистрации прав на землю и рыночных сделок с правами на землю, система количественного и качественного учета земель. Москомземом проведены работы, по государственной кадастровой оценке земель Москвы. В соответствии с актом государственной комиссии введена в эксплуатацию система Государственного земельного кадастра (ГЗК) Москвы. ГЗК Москвы является системой регистрации, учета и оценки земель, включающей информацию о правовом, хозяйственном, природном и экономическом состоянии всех земель города, и предназначается для регулирования земельных отношений II управления земельными ресурсами Москвы, обеспечения органов управления города, физических и юридических лиц достоверной земельно-кадастровой информацией. Информационные ресурсы и автоматизированные средства системы ГЗК Москвы зарегистрированы в Реестре городских информационных ресурсов. Разработана система регистрации прав на землю и сделок с ними (залог, купля-продажа, внесение в уставный фонд и др.), что способствует привлечению средств для строительства и реконструкции в Москве. Создана основа для единой системы регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ними на базе Государственного земельного кадастра. Разрабатываются новые финансово-экономические инструменты развития земельного рынка и земельных платежей, включая создание системы ценных земельных бумаг, что позволит ввести в Москве систему ипотечного кредитования и увеличить поступления земельных платежей в городской бюджет и внебюджетные фонды. Осуществляется контроль за состоянием и использованием земель Москвы. Создана автоматизированная система учета и контроля земельных платежей, которая обеспечивает взыскание в судебном порядке задолженностей с неплательщиков. В течение 2001 г. Государственной земельной инспекцией проведено 18 705 проверок. Выявлено 7269 нарушителей, в том числе 680 арендаторов, уклонявшихся от своевременного внесения арендной платы за земельные участки. С нарушителей взысканы штрафы на сумму более 38 млн руб. В результате принятых мер арендаторами погашена задолженность по арендной плате за землю на сумму свыше 100 млн руб. Необходимо отметить, что нормативные правовые документы, разработанные в предыдущие годы, не отвечают в полном объеме задачам интенсивного развития городского хозяйства, реализации крупных городских программ и проектов, привлечения частных инвестиций и формирования современных рыночных отношений в области недвижимости и земли. Значительное количество документов требует приведения своих положений в соответствие с последними законодательными актами РФ и Москвы. Необходима общая кодификация нормативных правовых актов по землепользованию с точки зрения их сокращения, устранения внутренних противоречий и упрощения процедуры оформления прав на землю. Требуют дополнительной проработки вопросы регулирования землепользования и разграничения полномочий между Правительством Москвы и префектами административных округов, структурной реорганизации Москомзема, ориентированной на расширение прав префектур по управлению земельным фондом.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1216; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |