Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие земельного кадастра. История земельного кадастра в России и мире. Роль государственного земельного кадастра в системе управления земельными ресурсами

 

Российский земельный кадастр берет свое официальное начало в се­редине XVII в. (на этот момент сохранились документальные пись­менные свидетельства), когда по указу царя и великого князя Михаила Федоровича впервые проводились «писцовые межевания». В резуль­тате этих действий устанавливалась принадлежность земель по их вла­дельцам, описывалось качество земли, а особо пашня, определялись на местности и согласовывались с соседними собственниками грани­цы (межи), что в то время позволяло избегать междоусобиц. Все это заносилось в писцовые и межевые книги. Уже тогда эти данные учи­тывались при налогообложении, а также для целей стимулирования освоения и рационального использования земель.

В Советском Союзе государственный земельный кадастр велся в пер­вую очередь в интересах общегосударственного управления земельны­ми ресурсами в сельском хозяйстве. Следует отметить, что по полноте информации кадастр земель сельскохозяйственного назначения, по общему признанию, являлся одним из лучших земельных кадастров в мире: наряду с общерегистрационными данными по каждому земле­пользователю, он содержал полную информацию о качестве земель, их бонитете и оценочной стоимости (кстати, в те годы только на тер­ритории Российской Федерации было проведено три тура оценки зе­мель сельскохозяйственного назначения на уровне землепользовате­лей, районов и областей). Переход России к рыночной экономике потребовал создания адекватной системы земельного кадастра, кото­рая бы явилась информационной инфраструктурой, поддерживающей зарождающийся рыночный механизм.

Конституционные требования единого экономического простран­ства страны обусловили жесткий государственный характер, а не му­ниципальную форму этой системы.

Государственный земельный кадастр ведется в целях планирования рационального использования и управления земельными ресурсами, оценки земель, установления всех видов платежей за землю и налого­обложения земли и недвижимости, государственного контроля за ис­пользованием и охраной земель, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также поддержки граждан­ского оборота земли и недвижимости.

Понятие земельного кадастра неразрывно связано с понятиями уче­та, оценки состояния и использования земельных ресурсов и в своей основе предполагает выделение и описание земельных участков, их территориальных границ с последующим картографированием и пред­ставлением количественных и качественных характеристик. Государ­ственный земельный кадастр ведется в целях защиты прав собствен­ников земли и создания объективной основы для налогообложения, обеспечения рационального использования и охраны земель, плани­рования использования земельных ресурсов. Ведение земельного ка­дастра должно обеспечивать реализацию основных мероприятий, при­нятых в развитие постановления Правительства РФ от 25 августа 1992 г. № 622 «О совершенствовании ведения государственного земельно­го кадастра в Российской Федерации», Федеральной целевой про­граммы «Создание автоматизированной системы ведения государ­ственного земельного кадастра» (далее — Программа), способствующей обеспечению поступления платежей за землю и предусматривающей функционирование цивилизованного рынка земли и недвижимости, защиту прав на землю, разработку, развертывание и функционирова­ние автоматизированной системы ведения земельного кадастра на тер­ритории Российской Федерации.

К ним в настоящий момент относятся требования, включающие в себя следующие работы:

♦ разработка законодательной и нормативно-технической базы си­стемы ведения государственного земельного кадастра;

♦ проведение кадастрового зонирования территории России в це­лях присвоения объектам недвижимости уникальных кадастро­вых номеров;

обеспечение единого порядка ведения государственного земель­ного кадастра во всех субъектах РФ и муниципальных образова­ниях;

♦ формирование в рамках государственного земельного кадастра информационной базы о федеральных землях, землях субъектов РФ и муниципальных образований;

♦ обеспечение доступа граждан и юридических лиц к кадастровой информации, установление принципов платы за ее получение;

♦ внедрение программно-технических комплексов, обеспечива­ющих автоматизацию ведения земельного кадастра;

♦ разработка и опытная эксплуатация системы передачи кадастро­вых данных на основе единых общероссийских стандартов, фор­матов обмена данными, классификаторов и технологических процедур;

♦ организация взаимодействия государственного земельного када­стра с отраслевыми кадастрами (градостроительным, лесным, водным и др.) на основе единых принципов, форм и процедур;

♦ разработка и организация системы защиты информации от не­санкционированного доступа, обеспечение безопасности баз ка­дастровых данных на основе обязательной сертификации ис­пользуемого оборудования и программного обеспечения.

♦ введение в городах и других поселениях единой системы иденти­фикации земельных участков и иных объектов недвижимости;

♦ завершение создания системы передачи кадастровых данных и обес­печение на этой основе периодического уточнения данных госу­дарственного земельного кадастра;

♦ создание государственного кадастра недвижимости Российской Федерации путем интеграции государственного земельного ка­дастра и других отраслевых баз данных о недвижимости;

♦ создание информационной базы данных о федеральных землях, землях субъектов РФ и землях муниципальных образований.

Вместе с тем объективная оценка ситуации со всей наглядностью позволяет сделать вывод, что, несмотря на значительный объем про­деланных работ, решающий шаг к созданию в Российской Федерации национальной земельно-кадастровой системы может быть сделан только в рамках принятия Программы, предусматривающей замену технологии ведения земельного кадастра и переход к цифровым мето­дам получения, обработки, хранения и предоставления земельно-ка­дастровых данных.

Необходимость принятия Программы обусловливается также тем, что в соответствии с действующим законодательством РФ вопросы формирования объектов недвижимости, регистрации прав на них и их экономической оценки находятся в ведении различных министерств и ведомств, подведомственных им организаций (комитеты по земель­ным ресурсам и землеустройству, комитеты по управлению государ­ственным и муниципальным имуществом, комитеты по архитектуре и градостроительству и др.).

С начала 1990-х гг. в Российской Федерации идет процесс рефор­мирования земельных отношений, происходит значительное перерас­пределение земли, передача ее в частную и коллективно-долевую соб­ственность. Около 16 млн га занимает личное подсобное хозяйство граждан (в основном представлено индивидуальной застройкой и приусадебным участком), 15 млн га — коллективные садоводства. Бо­лее 5 млн индивидуальных застройщиков имеют почти 7,5 млн га зем­ли, развиваются крестьянские (фермерские) хозяйства.

Новый тип земельных отношений, основанный на многообразии форм собственности на землю, закреплен в Конституции РФ и дру­гих законодательных актах. Узаконены такие нормы общественных отношений, как институты собственников и арендаторов земли, залог, продажа и другие сделки с земельными участками, платность земле­пользования, регистрация прав на землю и выдача соответствующих документов. Более 30 млн юридических и физических лиц получили документы, подтверждающие права на землю.

Потребовалось в срочном порядке провести сплошную инвентари­зацию земель населенных пунктов. По состоянию на 1 января 2001 г. такие работы проведены на площади около 4,5 млн га и в настоящее время продолжаются.

В ходе проведения реформ стало очевидным отсутствие современ­ных методов ведения государственного земельного кадастра как адек­ватного инструмента управления земельными ресурсами.

В городах до начала земельной реформы не было необходимости в регистрации землепользовании они рассматривались исключитель­но как пространственный базис для решения градостроительных за­дач. При обследовании крупных городов практически везде отсутство­вали документы на право пользования земельными участками.

Мировая практика показывает, что земельно-кадастровые системы являются неотъемлемой частью управления, без их создания невоз­можно формирование рынка земли и недвижимости, а также развитие инвестиционного процесса.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Современная система государственного земельного кадастра в России | Ведение государственного земельного кадастра
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1808; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.161 сек.