Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предмет истории экономической мысли

ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ИСТОРИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

 

1.Предмет истории экономической мысли.

2.Метод истории экономической мысли.

3.Периодизация истории экономической мысли

4.Место истории экономической мысли в системе экономических наук.

5.Значение истории экономической мысли для подготовки современного экономиста.

Простейшим элементом любой науки является мысль. Мысль – это отражение в общественном сознании людей определенных сторон действительности. Таким образом, познавательный процесс имеет две стороны: действительность, которая существует независимо от познающего её человека, то есть oбъективная реальность, данная нам в ощущениях. В философии данное положение называется материей. С другой стороны, предстаёт сам объект отражения – мысль. Понятно, что выяснение того, почему для определенной эпохи мысль предстала именно такой, а не другой, необходимо выяснить породившую её действительность. Исходя из этого, следует, что мысль есть не сама действительность, а её отображение. Например, картина И.Левитана «Осень» есть отражением природы одной из деревень Подмосковья, однако, это не сама деревня, а лишь изображение её отдельного фрагмента. Например, в черчении изображение какой – либо детали на чертеже не является самой деталью. Кроме того, даже точное отражение детали не дает всех её характеристик, т.е является односторонним. Данный аспект в научном познании получил название абстрагирования. Отсюда, при изучении определенной мысли, необходимо помнить какую сторону действительности она фиксирует, а какая не отражена.

Следующим моментом в соотношении действительность – мысль является наличие двух сторон познания, одна из которых направлена на изучение действительности, а другая – на использование изученных закономерностей в практике. Таким образом, в отображении действительности всегда присутствуют два момента –познавательная и практическая части. Приведенное выше, дает характеристику общего для любой мысли, касающегося всякой науки. Однако, следует помнить о существовании огромного количества наук, которые имеют своим объектом исследования две стороны действительности: природу или общество. Природа включает в себя изучение трёх форм

 

 

движения материи: физической (двигатель внутреннего сгорания), химической (вода, сплавы металлов), биологической (лягушка). Первые две формы являются неорганическими системами и при выделении из целого, например, поршень из двигателя внутреннего сгорания, остаются теми же что и в целом. Тоже касается воды, т.е. кислород, выделенный из воды, остаётся кислородом.

Науки, изучающие общество, имеют своим объектом исследования хозяйственную деятельность людей. Как определенная часть наук, они представляют собой отражение одной из сложнейших форм движения материисоциальной. Эта форма обладает особенностью, состоящей из наличия такой характеристики как органическая целостность. Последняя является живым организмом, каждая из частей которого изменяется существенно, отделяясь от целого. Например, также как и биологическая форма движения материи, обладающая теми же характеристиками, что и социальная форма, хотя и проще, чем предыдущая, при определенных условиях теряет свои качества, которые она имела как часть целого. Например, рука, оторванная от человеческого организма, перестает быть рукой и превращается в кусок мяса с костями. Или же, например, при удалении банковской системы из рыночного механизма она перестаёт быть таковой.

Среди общественных наук особое место стали занимать науки, получившие название экономических, в основе которых лежит экономическая мысль как особая форма мысли вообще. Необходимо дать её характеристику, отличающую от других форм мысли. В первом приближении экономическая мысль предстаёт как процесс отражения хозяйственной деятельности людей. С одной стороны – это изучение действительности исходя из неё. С другой, как и мысль вообще, она имеет практическую часть, которая называется экономической политикой. Однако, следует помнить, что не любые процессы, отражающие хозяйственную деятельность людей относятся к экономическим. Строго говоря, экономические процессы и экономика, как среда осуществления хозяйствования, будет в том случае, если связи между людьми получат вид рыночных в развитом виде, имеющих характер стоимостных процессов. Отсюда в рабовладельческих и феодальных обществах таких связей было немного, поэтому данные системы общественного устройства не являлись, строго говоря, экономическими и получили название дорыночных, что следует помнить при изучении блока курса «История экономических учений».

Познавательная часть любой науки оформляется в виде структурных частей как-то, её предмет исследования, метод, основные блоки, периодизация, место в системе наук. При изучении любой науки, прежде всего, необходимо определить ее предмет, т.е. круг изучаемых проблем. Среди общественных наук можно выделить науки, изучающие общие экономические законы общест-

 

 

венного развития, отраслевые экономические науки и, наконец, науки, изучающие конкретные экономические процессы и явления. История экономической мысли (ИЭМ) относится к общественным наукам.

Экономическая мысль может быть представлена в двух аспектах: с одной стороны, развитие какой – либо экономической проблемы, например, стоимости, ценообразования во времени и т.д., то есть экономических идей или же, с другой стороны, как изложение взглядов определенных экономистов, например, А.Смита, Д. Рикардо, К.Маркса, А.Маршалла, Дж.М.Кейнса и других.

Однако, прежде чем говорить о предмете науки, обратимся к проблеме истории формирования её простейшего элемента – экономической мысли. Она начала зарождаться в глубокой древности. Первобытный человек уже обладал хозяйственными познаниями, которые были вкраплены в мифы, легенды, сказания, верования. Постепенно начинают выкристаллизовываться элементы экономического мышления через обобщение опыта хозяйственной жизни.

Прорыв в осмыслении экономической действительности произошел в Древней Греции в V – ІІІ веках. до н.э., когда удалось вычленить экономическую мысль в виде объекта анализа. Этому процессу предшествовали наиболее весомые наработки человечества.

Прежде всего, это наследие цивилизации Шумеров, которая дала миру Законы царя Хаммурапи (1792 – 1750 годы до н.э.). Законы, отражали и закрепляли основы рабовладельческого строя Древней Вавилонии.

Вторым источником стала Библия.

Третьим источникоминдийские веды и китайские песни.

В данных источниках есть, прежде всего, сведения о хозяйственном быте, но не его осмысление, что является собственно предметом самой экономической мыслью в полном смысле этого слова.

Выделение экономической мысли связано с именем греческого философа Аристотеля (384 – 322 до н.э.). Именно ему на уровне формальной логики удалось отделить от обыденного мышления абстрактное. Результатом этого процесса стало появление категорий – исходных кирпичиков научного мышления. Данное открытие позволило Аристотелю сделать важные выводы во многих науках, в том числе и в экономических процессах рабовладельческого общества.

Из философов Эллады Аристотель первый среди первых:

1. Поставил вопрос о меновой стоимости. (Загадку решили через 2 тыс. лет).

2. Уловил отличие денег как денег от денег как капитала чем выделил два типа хозяйств: экономику и хрематистику. Экономика ставит задачу удовлетворения материальных потребностей. Хрематистика (происходит от слова

 

 

хрема – имущество, владение). Под ней подразумевалось преследование наживы, денег и её олицетворяли ростовщический и купеческий капиталы.

3. Исследовал рабство как естественное состояние части людей, указав на его неэффективность. Гомер до Аристотеля описал угнетающее влияние рабства на человека.

В первобытном обществеэкономическая мысль не существовала. Рабовладение получило её через древних греков (Аристотеля). При феодализме мысль приобрела религиозную окраску, а в капиталистическом обществевыделяется в качестве специального объекта анализа. Необходимость этого связана с резким усложнением процессов, протекающих в хозяйственной практике.

Из сказанного выше следует, что экономическая мысль как предмет науки ИЭМ имеет ту особенность, что проблемы отражения процессов хозяйствования рассматриваются во времени. Иными словами, в данной науке постоянно фиксируется момент зарождения экономической идеи, её развитие и достижение зрелости, а также развитая часть. Фактор времени, в данном случае, предстает как существенный момент науки.

Анализ действительности показывает её неоднородность даже применительно к одному и тому же периоду времени и месту. Причиной тому является наличие классов и разное отражение ими действительности. В своё время Л.Фейербах писал, что «во дворцах мыслят иначе, чем в хижинах». При этом доминирующее положение будет занимать мысль господствующего класса, хотя его взгляды не всегда будут прогрессивными. Классовый подход может отрицать, хотя и не всегда, объективность отражения экономических процессов. Так, например, в период позднего средневековья существуют экономические взгляды разных сословий. Например, феодалов, как господствующего класса (феодальная экономическая мысль), становящейся буржуазии (буржуазная мысль) и угнетенных классов (социалистическая экономическая мысль).

При этом первую и последнюю мысль к разряду прогрессивных отнести нельзя. Причина тому уходящие с арены действительности феодальные отношения и их представители. Отсюда апологетический характер мысли данного сословия, попытка доказать его необходимость в новых условиях. В данном случае мысль будет как бы запаздывать.

Не будет прогрессивной и социалистическая мысль, ибо ее использование при отсутствии условий для реализации неминуемо влекло бы усиление форм связей докапиталистического строя, т.е. установление строя еще более отсталого, чем был феодализм. Появление социализма возможно лишь после того, когда товарные связи как основа капитализма «отработают свой ресурс». Он возможен только при наличии процессов отрицания самой капиталистиче-

 

 

ской системой своей основы – товарных отношений. Отсюда мысль опережает действительность. Таким образом, снова прослеживается временной аспект в исследовании экономических проблем, сначала в виде сословного строя (рабовладение, феодализм), а затем уже и классового (капитализм). Меняются не только сами формы отражения но и сами общественные группы людей в виде сословий или классов, отражающих данную действительность.

Таким образом, экономическая мысль имеет с одной стороныобъективнуюдействительность, а с другойрезультат еёотражения, собственно саму мысль. Законы мышления человека, как и действительность её породившая, объективны, а значит, по сути, объективна и экономическая мысль, хотя субъективна по форме.

Следует помнить и о периоде времени, когда появляется экономическая мысль. Одно дело отражение экономических процессов в начале формирования общества, например, капиталистического, другое дело – его развитое состояние и третье – период упадка.

Мысль может иметь разные степени глубины познанияявлений. Одно дело указать связь между явлениями, другое дело выявить их глубинную причину, третье – связь всех процессов как органическую целостность. Отсюда можно говорить или об экономическом взгляде, теории, или учении (экономические взгляды, сложившиеся в определенную систему). Понятно, что в докапиталистических обществах учений не было. Однако они тоже будут объектом нашего анализа. Стало быть, корректней науку назвать «Историей экономической мысли», а не учений, так как в данном случае будет охвачена вся совокупность взглядов, а не только их наиболее развитаячасть. Это тем более правильно, что простейшим основанием экономического взгляда, теории и учения является экономическая мысль.

Из отмеченного выше, следует различать используемые в ИЭМ понятия: школа экономической мысли (совокупность экономических учений, объединенных базовыми идейными принципами, а также общностью или последовательностью методов); течения экономической мысли (совокупность школ, представленных как альтернативные варианты или модификации, основанные на единых принципах экономических исследований); направления экономической мысли (глобальные образования, которые эволюционизируют на протяжении длительного исторического периода и охватывают совокупность течений, которые имеют существенные расхождения, но придерживаются некоторых общих принципиальных положений);

Экономическая мысль сама по себе не появляется. С одной стороны, она – требование потребностей людей, которые хотят постичь действительность. С другой – попытка использовать её в практических целях, для преобразования

 

 

действительности или решения хозяйственных задач. Это практическая задача экономической науки предстает в виде экономической политики государств.

Теория, даже самая фундаментальная, не может охватить весь экономический процесс в целом. Стало быть, прежде чем её изучать, нужно найти ту сторону действительности, которую она отражает. Это чётко укажет на проблемы, которые в ней подняты и те которых в ней нет. Выявить эту сторону помогает политическая экономия как основа, база экономических наук, а значит и истории экономических учений.

Напомним, что предметом её исследования есть способ производства и соответствующие ему отношения производства и обмена. Способ производства мало учитывался в анализе проблем социалистической экономики.

Экономикс отражает другой ракурс общества – его общеэкономические закономерности или технологический способ производства. Более того, когда они становятся социальными и появляется потребность в этой науке. Отец экономикс – А.Маршалл определил её предмет как науку о богатстве, с одной стороны, и побудительных мотивах людей, с другой. Это показывает особый ракурс этой науки как отражение экономических процессов, так и использование в практике открытых закономерностей.

Теперь определим предмет истории экономических учений. Им является исторический процесс возникновения, развития, борьбы и смены системы экономических взглядов. В советской истории экономической мысли преобладали взгляды, относящиеся к политэкономии. Она сердцевина истории экономических учений, хотя предмет науки шире и включает в себя историю развития всех экономических наук. Представленный курс акцентирован на общеэкономические науки.

В предмете "Истории экономических учений", акцент сделан не только на сами теории, но и на их реальное воздействие на ход экономического развития. Они объективный фактор экономического развития. Таким образом, теперь мы можем дать полное определение предмета «Истории экономической мысли» как исторический процесс возникновения, развития, борьбы и смены экономических идей в связи с решением задач хозяйственной практики.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
ВВЕДЕНИЕ. Курс лекций по разделу «История экономических | Метод истории экономической мысли
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 525; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.