Модернизм
| Постмодернизм
|
Однолинейность, одновариантность развития мира:
· Человечество проходит через одни и те же этапы и формы социального, культурного развития: (следовательно, копирование образцов поведения)
| Многовариантность развития мира
|
Иерархия культур с выделением эталонных. Стремление к культурной универсализации, ассимиляции и т.д.:
· «бремя белого человека» в том, чтобы помочь «культурно отсталым народам» усвоить «передовую» европейскую культуру
| Равноценность культур, сомнение в превосходстве культур, считавшихся эталонными. Идея культурного плюрализма как основы общества:
· тенденции формирования и культивирования этнического плюрализма
|
Вера в светлое будущее, безусловный оптимизм:
· по мере прогрессивного развития народ приближается к идеальному обществу;
· расцвет морали самоограничения и ограничения сегодня во имя счастья в будущем;
· «длительное воздержание и пир желудка во имя праздника», «завтра будет лучше, чем вчера», «безграничное потребление в райских кущах»;
· производство - базис общества
| Сомнение в том, что завтра будет лучше, чем сегодня, опасения, предсказания конца света и т.д.:
· идеальное, рациональное общество маловероятно
· общество постмодерна - это общество потребления
|
Безоговорочная вера в прогресс:
· новое всегда лучше, чем старое.
| Отрицание прогресса, особенно морального. Скептическое отношение к долгосрочным последствиям научно-технического прогресса
· пренебрежительное отношение к старине постепенно превращается в ее культ.
|
Вера в познаваемость мира, во всесилие науки:
· природа и общество – объекты, открытые для научного познания;
· наука в состоянии дать ответы на все тайны природы;
· последствия – стремление ученых предлагать практические рекомендации, давать советы практикам;
· высокий статус науки, престижность образования.
| Сомнение в возможностях естественных и общественных наук, резкое сужение круга их функций:
· природа и общество – системы, развивающиеся по своим, во многом не поддающимся изучению, законам;
· наука – не только «мостик к светлому будущему».
|
Идея создания единой культуры общества, объединенной общей системой ценностей, единообразие мира:
· национальное разнообразие – проявление отсталости, неразвитости;
· тенденция к превращению одного языка в язык межнационального общения (английский, русский);
· тенденция к стремительному уничтожению традиционной культуры (национальной одежды, народной музыки, промыслов, унификация быта, одежды и проч.);
· мода – жесткая норма, которая не терпит отклонений, следовательно – массовое производство одинаковых вещей.
| Идея фрагментарности культуры:
· каждая страна – особая ценная для человечества в целом культура;
· тенденция к возрождению национального языка и письменности;
· возникновение по всему миру участков иной культурной реальности;
· мода теряет былую жесткость;
· переход от массового производства к гибким и замещение массового рынка микрорынками, рыночными нишами.
|
Управляемость мира (следствие мифа о полной познаваемости природы и общества):
· субъект, познавший истину и путь к счастью людей – это государство (в годы гражданской войны в России – «железной рукой загоним человечество в счастье!»;
· личное потребление – объект государственного регулирования;
· доверие к государству как руке прогресса, опирающейся на достижения науки
| Сомнение в возможностях управляемости мира и ведущей роли государства в этом процессе:
· недоверие к государству, отказ ему в праве вторгаться во многие сферы жизни общества, стремление к разгосударствлению общества.
|
Эпоха массового производства однотипных вещей, порождающего массовое потребление в соответствии с принятыми стандартами
| Формирование глобального рынка, охватывающего весь мир. В этих условиях продукты производства, рассчитанные на узкий круг потребителей, специфический и даже экстравагантный вкус, могут (но не должны) заинтересовать многих других
|
Потребитель – рационален, планирующий, организованный и, вероятно, лояльный
| Потребитель – иррационален, непоследователен, противоречив и, возможно даже аморален
|
Потребление – это, прежде всего инструментальная деятельность, направленная на удовлетворение природных потребностей человека
| В обществе постмодерна потребление – это, прежде всего потребление символов, а не инструментальная деятельность
|