Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 2. Деятельность центральных и местных органов власти России по охране общественного порядка и борьбе с преступностью до образования регулярной полиции

Вопросы:

1. Зарождение первых звеньев протополицейских органов в Древней Руси

2. Формирование местного самоуправления, розыскной системы управления, и института воевод

3. Зарождение и развитие приказной системы управления

4. Политические преступления и борьба с ними

5. Складывание первой пенитенциарной системы

 

1. Зарождение первых звеньев протополицейских органов в Древней Руси

В VI - IX вв. ведущие позиции в славянском обществе занял слой профессиональных воинов - княжеских дружинников во главе с князем. В IX - X вв. дружина жила на княжеском дворе в особом помещении (гриднице) и находилась на полном содержании князя. Первоначально она состояла из опытных воинов (мужей) и молодых дружинников (отроков), впоследствии – княжих мужей (старшей дружины), а также отроков и детских (младшей дружины). Обе части дружины отличались друг от друга не только возрастом, но и степенью участия в управлении делами княжества.

Старшие дружинники состояли из богатых и знатных людей - «мужей». Они выполняли судебные, дипломатические функции, обязанности военачальников, собирали налоги на местах. Киевский князь за их услуги одаривал их землями с размещенными на них деревнями общинников, откуда старший дружинник брал себе все необходимое для жизнедеятельности.

Княжий муж был свободным человеком и всегда мог уйти от одного князя к другому. Постепенно часть дружинников стала превращаться в земельных собственников, феодалов. Среди них выделялась аристократическая прослойка – бояре. Особо приближенные к князю бояре составляли княжеский совет, без которого не принималось ни одно важное решение. Из бояр формировалась и первая княжеская администрация.

Старшая дружина участвовала в совещаниях с князем, и ее мнение имело большой вес при первых князьях. Князь мог лишь убеждать дружину, но не приказывать ей. Из членов дружины состоял в течение долгого времени примитивный аппарат управления.

Из числа старших дружинников князь назначал посадников в отдельные центры своего государства. Посадник представлял собой административную власть: собирал дань, судебные и торговые пошлины, вершил суд. Часть собираемых средств шла на содержание посадника и его дружины. Кроме даней-податей население облагалось рядом натуральных повинностей (военной и подводной), участвовало в постройке и ремонте укреплений.

Младшие дружинники назывались «отроки», «детские», «дети боярские». Возраст при этом не имел значения, «отроком» мог быть и очень старый человек. В основном они выполняли функции профессионального воина.

Многие дружинники в XI - XII вв. становились слугами при дворе и в княжеском хозяйстве (тиуны). Тиунами являлись агенты, выполнявшие различные функции. Обычно они назначались из дворовых слуг князя, заведовали княжеским хозяйством на селах и на княжеском дворе и в зависимости от этого назывались «тиуны сельские» и «тиуны дворские». Они могли присутствовать на суде князя или посадника, нередко замещая их на суде, т.е. выполняли функции судей низшей степени.

Князь назначал специальных лиц, которые исполняли судебные функции, – мечников, брали виру (собирали судебные штрафы за убийство человека) – вирников и осуществляли охрану вирниковпри сборе дани и пошлин - гриди. По мере развития торговли появились мытники – люди, взимавшие торговую пошлину, и пятенщики, взимавшие пошлину за продажу лошадей. Строительством городов ведали городники, а мостов – мостники.

Среди окружавших великого князя должностных лиц особое место занимали тысяцкий, окольничий и казначей. Войско набиралось из населения по мере надобности. Собиралось оно из всех частей Киевского государства. Дружинники обычно были конные, войско – пешее. Оружием должен был снабжать князь. Из старших дружинников князь назначал и военачальников – воевод и тысяцких. В распоряжении князя был также флот – речной и морской. Окольничий был ближайшим советником князя и исполнителем его особых поручений, казначей – хранителем великокняжеской казны и архива.

В древнерусском государстве продолжало действовать вече – народное собрание. Оно часто решало вопросы войны и мира, обсуждало кандидатуры князей и посадников. Из 50 князей, занимавших киевский престол, 14 были приглашены вечем. Решения принимались большинством голосов. Постепенно решающую роль на этих собраниях горожан стали играть потомки родоплеменной знати – «старцы градские». Некоторые из них также входили в княжеский совет.

Таким образом, князь, дружина и вече составляли основу древнерусской государственности. Однако деятельность княжеской власти и ее представителей на местах не вполне заменяла деятельность крестьянских общин-миров, с глубокой древности привыкших выполнять судебные, административные и финансовые функции. Общинные порядки были приспособлены к требованиям государства. Община, например, была обязана разыскивать убийц и воров (в противном случае ей грозили высокие штрафы), судебные дела разбирались только в присутствии представителей крестьян.

Примечательно то, что к числу полицейских функций, возникших задолго до создания регулярной полиции, относится надзор за передвижением населения. С XIII века вводятся проезжие грамоты для иностранцев, которые были своеобразным удостоверением личности и в то же время позволяли местным властям контролировать их поведение. Развитие торговых и дипломатических отношений с другими государствами обусловило появление проезжих грамот для русских, отъезжающих за границу.

Требование законодательного удостоверения личности было закреплено в Соборном Уложении 1649 года, которое предусматривало три вида удостоверения личности: 1) проезжие грамоты в иные государства; 2) проезжие грамоты для служилых людей Сибири и Нижней Волги; 3) проезжие грамоты для иностранцев[2].

Введение такого контроля преследовало цели защиты государственных интересов, поэтому нарушение установленного паспортного режима строго каралось, вплоть до смертной казни. Так, если по возвращении отлучившегося без «проезжей грамоты самовольством» будет доказано следствием, что он «впрямь ездил в иное государство без проезжей грамоты для измены или иного какого-либо лихого дела», то таковой подвергался смертной казни. Если будет обнаружено, что отлучившийся ездил «для торгового промыслу», то «ему за то чинили наказание битье кнутом, чтобы на то смотря иным неповадно было так делати».

Соборное Уложение обязывало воевод выдавать проезжие грамоты «без всякого промедления»[3].

 

2. Формирование местного самоуправления, розыскной системы управления, и института воевод

На Руси сложилась дворцово-вотчинная система ведения хозяйства. В рамках этой системы государством управляли как феодальной вотчиной. Происходит образование местных органов управления. В этом качестве выступали местные князья, а также наместники и волостели – должностные лица, назначаемые великим князем.

Местное управление тогда было довольно простым. Княжество подразделялось на уезды, состоявшие из города и сельских обществ, т.е. волостей. Наиболее близко расположенная к уездному городу волость именовалась станом. Городами и пригородами управляли наместники-бояре, а волостями - волостели из более мелких феодалов. Особое административно-территориальное деление сохранялось в феодальных республиках (в Новгородской - пятины, в Псковской - губы).

Местное управление основывалось на системе кормлений. Наместники и волостели великого князя жалованья не получали, а «кормились» за счет населения, которое три раза в год (на Рождество, Пасху и Петров день) было обязано преподносить этим должностным лицам «корм» в форме различных продуктов, фуража для лошадей и т.п. В пользу наместников поступала часть пошлин с торгов и лавок (полавочные, таможенные, судебные). «Кормленщики» обладали на местах всей полнотой административно-полицейской, судебной и военной власти. Права наместников и волостелей определялись кормленной грамотой, которая содержала, в частности, призыв местному населению повиноваться великокняжеским назначенцам. Назначение на «кормление» было средством вознаграждения феодалов за их службу великому князю.

Как правило, великие князья сохраняли земли за их бывшими владельцами, но всегда изымали из их юрисдикции города, в основном из-за их военного значения. Поэтому постепенно военно-административные дела перешли к городовым приказчикам, подчинявшимся непосредственно великому князю. Основной сферой деятельности городовых приказчиков было строительство и укрепление городов, мостов, дорог (ямское дело), производство и хранение боеприпасов и оружия, сбор народного ополчения. Со второй четверти XVI века их функции значительно расширились. Они осуществляли надзор за великокняжеским земельным фондом в городах и уездах, описанием земель, сбором косвенных налогов. Они имели право сажать в тюрьму неплательщиков государственных налогов и нередко участвовали в работе наместнического суда. Городовые приказчики назначались великим князем из поместного служилого дворянства и не зависели ни от наместников, ни от Боярской думы. Они подчинялись великому князю по ведомству казначея. С образованием Разрядного приказа они попали в его ведение[4].

Объединение русских земель под властью московского князя оказало серьезное влияние на служилое сословие. Чем раньше местные властители переходили на положение великокняжеских слуг, тем более почетные места по службе они получали. Великий князь стремился гарантировать им привилегированное положение.

Таким образом стали складываться первые местные органы власти. Дальнейшее их развитие происходило в XV веке, когда стала расширяться сеть органов осуществлявших судебно-полицейские функции.

Преступление стало рассматриваться, как деяние, нарушающее интересы государства, правопорядок, установленный государством. В XV в. начинает складываться, а в XVI и XVII веках становится ведущей процессуальная форма, получившая название розыск или сыск. Признание подследственного, достигнутое в результате пытки, считалось доказательством его вины и служило основанием для наказания.

В XV - начале XVI вв. возникают своего рода розыскные органы. Таковыми стали так называемые «особые обыщики», которые присылались из Москвы в случае увеличения в какой-либо местности преступлений. Однако они приносили мало пользы, поскольку вместо оказания населению помощи они причиняли ему только убытки.

В XVI веке сформировался институт городовых приказчиков, который был первым дворянским органом местного самоуправления. Постепенное расширение сферы их деятельности означало оттеснение наместников и волостелей от местного управления. Была осуществлена губная реформа. В 1539 - 1541 гг. московские власти стали выдавать наместникам так называемые губные грамоты, согласно которым на местах для борьбы с преступниками («лихими людьми») образовывались специальные уголовно-полицейские округа («губы»), первоначально совпадавшие с существовавшим административно-территориальным делением. Многочисленные жалобы на притеснения со стороны особых обыщиков побудили Ивана Грозного ввести постоянный полицейский орган из числа местных выборных людей – губные избы [5], которые возглавляли губные старосты.

Губные старосты избирались в каждом губном округе из дворян и детей боярских, которые затем утверждались в Разбойном приказе. Необходимо было, чтобы кандидат на эту должность и грамоте «был горазд, и душою прям, и животом прожиточен». Им в помощь свободные крестьяне-общинники и посадские избирали сначала старост, десятских и «лучших людей», а позднее целовальников. Делопроизводство в губном округе вел губной дьяк.

С учреждением губных старост посылка «особых обыщиков» из Москвы прекратилась, но ненадолго. Их вскоре стали присылать по-прежнему, так как действия преступников приобретали такой размах, что для их пресечения нередко возникала необходимость в применении военной силы. Перед началом розыска «особые обыщики» и губные старосты были обязаны произвести повальный обыск – опрос представителей всех социальных слоев: бояр, детей боярских, служителей религиозного культа, крестьян. Сведения, полученные от лиц, подвергавшихся обыску, записывались губными дьяками в «списки», к которым эти лица «прикладывали руки». Названных при допросе лихими людьми доставляли к обыщику или губному старосте или принимались меры к их поимке[6].

С появлением приказов ведущими категориями служащих стали судьи и дьяки. Судьи (начальники) назначались из членов Боярской думы: бояр, окольничих, думных дворян, думных дьяков. Некоторые думные чины управляли сразу несколькими приказами.

Помощниками судей были дьяки, которыми становились наиболее грамотные и опытные служащие приказов. Число дьяков в приказах зависело от их назначения и функций и колебалось от 1 до 15 (в Поместном приказе). В некоторых случаях дьяки назначались судьями приказов (в основном финансовых). Судьи и дьяки вместе обсуждали дела, выносили приговоры. Дьяки присутствовали на докладе судьи царю по делам приказа. Со слов царя дьяк делал «помету» (резолюцию), составлявшую основу царского указа.

Приказные люди пользовались различными привилегиями. Основной из них было освобождение от тягла – уплаты и части косвенных налогов в пользу государства.

«Губная реформа» стала первым шагом государственной власти по пути признания органов местного самоуправления и «встраивания» их в систему управления.

В 1551 году началась земская реформа. В тот год крестьяне Владимирского уезда получили от царя уставную земскую грамоту, согласно которой они могли избрать «излюбленных голов» и «целовальников». Должность местного наместника упразднялась. Через четыре года (1555 - 1556 гг.) повсеместно была проведена земская реформа. В уездах и волостях, где отсутствовало частное землевладение, крестьяне черносошных и дворцовых земель и посадские люди в городах получили право избирать из своей среды «излюбленных голов» (земских старост), целовальников или земских судей, а также земского дьяка для ведения делопроизводства. Все эти лица избирались населением вначале на неопределенный срок, а затем были установлены ежегодные перевыборы.

Власть земского старосты распространялась на волость или город. Он должен был организовывать сбор подати и разбор гражданских и второстепенных уголовных дел (крупные уголовные дела вели губные органы). В центральных уездах России, где население в основном было феодально-зависимым, указанные функции осуществляли городовые приказчики и губные старосты.

В начале XVII в. был введен института воевод. По указу Михаила Романова Разрядный приказ стал назначать в уездные города воевод на 1-3 года. В крупные города назначалось несколько воевод, из которых один был главным. В волостях они управляли с помощью приказчиков. При себе воевода имел приказную (съезжую) избу, возглавляемую дьяком. Здесь хранились государевы грамоты, печать, приходные и расходные книги, росписи разных податей и сборов. В крупных городах приказные избы делились на столы, находившиеся в ведении подьячих.

Воевода в соответствии с полученным из Разрядного приказа наказом осуществлял следующие функции: обеспечивал охрану порядка, боролся с укрывательством беглых крестьян, руководил городским хозяйством и готовил город к обороне в случае военной опасности, набирал на службу служилых людей, вел их списки с указанием земельного и денежного жалованья, исправности службы каждого, сам проводил смотры и отправлял дворян и детей боярских на службу по требованию Разрядного приказа. На окраинах государства воевода ведал пограничным делом, надзирал за судом губных и земских старост. В крупных городах полицейские функции выполнял подчиненный воеводе городничий (бывший городовой приказчик).

В XVII веке продолжали действовать выборные губные и земские старосты. Соборное уложение 1649 г. подчеркнуло их независимость от воевод. Однако на деле губные старосты вскоре оказались в полном подчинении у воевод во многом из-за сходства функциональных обязанностей.

Воевода получил право набирать на службу дворян и детей боярских. Он вел учет служилых людей. В соответствующих списках указывали размер выданной земли, жалованья, исправность самой службы и т.п. На окраинах государства воеводы руководили охраной границы: организацией дозоров в степи, засечных крепостей, сторожек. В подчинении воевод находился ряд должностных лиц: коменданты крепостей, засечные, казачьи, пушкарские, объезжие, стрелецкие и иные головы.

Продолжал существовать и институт губных старост. В их ведении находились не только разбойные дела, но и множество других преступлений, не связанных с разбоями: душегубство, поджоги, совращение из православия, непочтение к родителям. На них иногда возлагался гражданский суд, сбор доходов, а при отсутствии воевод – исполнение их обязанностей.

Постепенно власть воевод и губных старост становилась однородной. На практике это выглядело так. Часть территории государства находилась под властью воевод, часть – под властью губных старост. В некоторых случаях на одной и той же территории присутствовали и губной староста, и воевода. Но на деле функции воеводы были гораздо шире, и поэтому воевода старался подчинить себе губных старост. Однако и тем и другим были свойственны злоупотребления, взяточничество, превышения должностных полномочий. В этой связи в 1669 году был упразднен институт губных старост, а их функции были переданы воеводам.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
История ОВД России как наука и учебная дисциплина | Зарождение и развитие приказной системы управления
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1857; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.