Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 6. Реформа полицейских органов в первое десятилетие XX в




Учреждение сыскных отделений полиции

Образование жандармских подразделений полиции

В 1815 году в действующей армии появились жандармские части, на которые была возложена обязанность военной полиции. Жандармы наблюдали за порядком на местах отдыха войск, при их передвижении, пресекали случаи мародерства и др. В 1817 г. в составе Корпуса внутренней стражи были созданы жандармские дивизионы, а в 1821 г. при гвардейском корпусе была сформирована военная полиция. 23 апреля 1827 года был создан исполнительный орган III отделения – Корпус жандармов.

В соответствии с законом от 28 апреля 1827 г. «Об образовании пяти округов жандармского корпуса» был создан аппарат Корпуса жандармов. При шефе Корпуса жандармов большую роль играло «дежурство». Вся страна (за исключением Польши, земель Войска Донского и Сибири) была разделена на пять жандармских округов с центрами в Петербурге, Москве, Витебске, Киеве, Казани. Округ возглавлял жандармский генерал. Округа делились на отделения (по 1 - 3 губернии) во главе с жандармским штаб-офицером. Жандармским генералам и штаб-офицерам подчинялись жандармские соединения. Число округов и их территории изменялись. После подавления польского восстания указом 27 февраля 1832 года был добавлен округ и в царстве Польском.

Дальнейшее укрепление и централизация полиции были сделаны 1 июля 1836 года учреждением Отдельного корпуса жандармов. Жандармские части были полностью переданы в ведение шефа Корпуса жандармов (до этого они в хозяйственном отношении подчинялись Корпусу внутренней стражи). « Дежурство » корпуса было заменено штабом. В местном управлении произошло перераспределение территорий жандармских округов. Их число возросло до семи (Петербургский, Московский, Царства Польского, Виленский, Полтавский, Казанский, Тобольский). Было ликвидировано деление жандармских округов на отделения, так как в каждую губернию был назначен жандармский штаб-офицер. Значительно увеличилось число жандармских команд. 7 декабря 1837 года утверждается восьмой жандармский округ — Кавказский.


Лекция 5. Развитие полицейских органов России в период буржуазных реформ (вторая половина XIX века)

Вопросы:

1. Развитие структуры и совершенствование деятельности

Министерства внутренних дел в период «великих реформ»

2. Деятельность III–го отделения полиции. Политическая полиция: состав, полномочия

3. Учреждение сыскных отделений полиции

4. Реформа 1880 г. в системе полиции.

 

1. Развитие структуры и совершенствование деятельности Министерства внутренних дел в период «великих реформ»

Во второй половине XIX века в России была осуществлена серия преобразований, вошедших в историю под названием «великих реформ». Коренному переустройству были подвергнуты уездная полиция и центральный аппарат Министерства внутренних дел. Непосредственной причиной преобразований 1862 г. была крестьянская реформа 1861 г., которая внесла существенные новшества в жизнь уездов.

На территории всей России были размещены войска Корпуса внутренней стражи, осуществлявшие охрану общественного порядка, тишины и спокойствия. В каждом губернском городе был расположен батальон этого корпуса в 1000 человек; в уездах имелись 564 инвалидные команды; конвоирование арестантов проводили 296 этапных команд. Общий состав войск Корпуса внутренней стражи к началу Крымской войны исчислялся в 145 тыс. человек[29]. Батальоны и команды Корпусов внутренней стражи сковывали проявления недовольства многомиллионной массы неорганизованных и безоружных крестьян[30].

8 июня 1860 г. был подписан Указ, передававший предварительное следствие, производившееся ранее полицией, вновь учрежденным судебным следователям. Полиция теперь производила дознание и выполняла законные требования судебных органов. Все материалы дознания полиция передавала судебному следователю и с этого момента обязана была выполнять его отдельные поручения.

В 60-е годы рост преступности стал опережать рост народонаселения в два раза, а преступления, связанные с телесными повреждениями, - в семь раз. Данный факт привел к необходимости объединения в 1862 г. городской и уездной полиций.

25 декабря 1862 г. были приняты «Временные правила об устройстве полиции в городе и в уездах губерний» [31]. В соответствии с этим актом уездная и городская полиции были объединены. Единая уездная полиция имела Управление во главе с уездным исправником, который назначался губернатором. Глава уездной полиции отныне назначался правительством, а не избирался дворянами уезда. Низшими чинами полиции в уездах оставались сотские и десятские, избиравшиеся из крестьян.

9 июня 1878 г. был создан институт урядников, которые занимались предупреждением и пресечением преступлений, производством дознания по уголовным делам и в меньшей степени занимались управленческой, хозяйственной, санитарной и другими видами деятельности.

В среднем на уезд назначалось по 11 урядников. Они подчинялись становому приставу, осуществляли полицейские обязанности и непосредственное руководство сотскими и десятскими на местах. Только в 46 губерниях их численность составила 5 тысяч человек.

Городская полиция осталась в губернских центрах и крупных уездных городах.

В городах, подведомственных уездному полицейскому управлению, полицейскую службу несли городские, участковые приставы, полицейские надзиратели.

Санкт-Петербургскую полицию возглавлял обер-полицмейстер, при котором находились три полицмейстера, выполнявшие инспекторские функции и два чиновника для особых поручений. Основным звеном полицейской структуры был участок, во главе которого стоял пристав. В участок, кроме пристава, входили два его помощника, прикомандированный офицер и письмоводитель. Участки делились на околотки, возглавлявшиеся околоточными надзирателями. Каждый участок охватывал от 3-х до 4-х тыс. населения. Они занимались тем, что руководили городовыми постовой службы, дворниками, наблюдали за внешним порядком, освещением улиц и дворов, правильным ведением домовых книг, своевременным открытием и закрытием торговых заведений и др.

Отсутствие специального аппарата эффективной борьбы с преступностью не могло не отразиться на оперативной обстановке в стране. Особенно сложным было положение в городах, где основными исполнителями по розыску и дознанию были частные приставы, околоточные надзиратели и их помощники. Невысокий профессиональный уровень чинов городской полиции, прежде всего в сыскном деле, не способствовал снижению преступности. Эти и другие факторы требовали изменения структуры органов, совершенствования форм и методов работы[32].

Во второй половине XIX века в состав МВД входили начальники и подчиненные им губернские жандармские управления, охранные отделения, городские полицейские управления во главе с полицмейстером, почтовые телеграфные округа - во главе их стояли начальники; губернаторы - в губернских правлениях. В дальнейшем образовались новые полицейские органы и учреждались новые должности. Так, в 1896 году в стране существовало 73 губернских жандармских управления железных дорог; в отдельном корпусе было 23 конных и крепостных жандармских команды, Петербургский, Московский и Варшавский жандармские дивизионы. Всего в корпусе было 710 офицеров, 23 классных чина, 9087 низших чина, причем вахмистров и унтер-офицеров — 7500 человек. Кроме того, в губернских управлениях трудились 364 офицера и 2474 вахмистра и унтер-офицера.

В 1853 году законодательно был установлен порядок, по которому во всех городах полицейские команды (стража) стали комплектоваться из солдат и унтер-офицеров, признанных негодными к строевой службе («неспособными чинами 2-го разряда»). Этим же законом определялись штаты городских полицейских команд из нижних чинов военного ведомства; на 2000 жителей - 5 полицейских служителей и на 5000 жителей - 1 унтер-офицер и 9 полицейских служителей[33].

В конце 70-х годов в крупных центрах страны (Астрахань, Воронеж, Ростов-на-Дону, Нижний Новгород, Киев и др.) создается конно-полицейская стража. Ее цель состояла в том, чтобы «при каких-либо экстренных обстоятельствах в одном пункте можно было бы сосредоточить с должной быстротой достаточное количество силы, проникнутой духом дисциплины»[34].

 

2. Деятельность III–го отделения полиции. Политическая полиция: состав, полномочия

В 1854 году III отделение обязало подпиской всех владельцев фабрик установить самое строгое и неусыпное наблюдение за теми из фабричных работников, поведение которых могло быть подвержено сомнению и которые становились причиной нарушения спокойствия. Все политические процессы после восстания декабристов (за исключением петрашевцев) III отделение полиции разрешало без суда. Следствие вели специальные следственные комиссии, и следователями были часто чины III отделения.

Следственное дело поступало к главному начальнику III отделения, который представлял по нему доклад с проектом мер наказания. Император утверждал доклад, внося иногда в него некоторые коррективы. Таким внесудебным путем участники процессов попадали в политические тюрьмы, ссылались в административном порядке в отдаленные губернии на жилье и службу, отдавались в солдаты. Это нравилось Николаю I быстротой и отсутствием нежелательной огласки.

6 августа 1880 года был принят Указ об упразднении 3-го отделения Его Императорского Величества канцелярии, в соответствии с которым его дела были переданы в ведение МВД, образовав особый, для заведывания ими в составе МВД, Департамент государственной полиции. Одновременно с этим на Министра внутренних дел была возложена обязанность завершить рассмотрение возбужденных Верховною Распорядительною Комиссией вопросов «с правом приглашать членов, закрываемой ныне Комиссии»[35].

В конце XIX начале XX в. политическая полиция организационно состояла из отдельного корпуса жандармов и охранных отделений. Структура жандармерии определялась Положением о корпусе жандармов от 9 сентября 1867 г. [36], в соответствии с которым Корпус состоял из Главного управления корпуса, Управлений Кавказского, Варшавского и Сибирского округов, 56 губернских управлений, 50 уездных управлений Северо-Западного края, петербургского и московского дивизионов, 15 конных команд и полицейских управлений на железных дорогах.

Отдельный корпус жандармов был специальным воинским подразделением, чины которого составляли основу штата жандармско-полицейских учреждений Российской империи: губернских жандармских управлений, Петербургского охранного отделения, жандармско-полицейских управлений железных дорог, жандармских дивизионов, крепостных команд и т.д.

Основным звеном структуры отдельного корпуса жандармов были губернские управления. В штат губернского управления входили: начальник, помощник начальника, адъютант, секретарь и два писаря. Наблюдательный состав Отдельного корпуса жандармов, переименованный в 1870 г. в дополнительный штат губернских управлений, состоял исключительно из унтер-офицеров, осуществлявших сбор информации о состоянии образованности в империи.

Главное управление корпусом сосредотачивалось в лице шефа жандармов, который являлся непосредственным начальником всех управлений и чинов, составляющих Корпус жандармов. Он имел право осуществлять наблюдение за точным исполнением обязанностей всеми подчиненными ему лицами, и обязан был заботиться о благосостоянии всех вверенных ему частей корпуса. Шеф жандармов по управлению вверенным ему корпусом в строевом, инспекторском, хозяйственном и военно-судном отношениях пользовался правами и властью Командующих войсками в военных округах. Начальник Штаба корпуса избирался по непосредственному высочайшему усмотрению и назначался высочайшим приказом. Начальник штаба пользовался правами начальников штабов военных округов. Помощник начальника штаба избирался шефом жандармов и назначался высочайшим приказом.

Губернские жандармские управления, Наблюдательный состав корпуса, а равно Уездные жандармские управления несли только наблюдательные обязанности, содействуя восстановлению нарушенного порядка только в таком случае, если они были приглашены к осуществлению данных действий местными властями. По собственному же желанию они принимали непосредственное участие только при отсутствии на местах чинов исполнительной полиции.

Для выполнения обязанностей полиции в месте своего нахождения назначались столичные дивизионы и конные городские команды.

После принятия в 1871 году закона «О порядке действий чинов корпуса жандармов по исследованию преступлений» [37] упростился порядок административной ссылки. Жандармские офицеры, а иногда и полицмейстеры, и уездные исправники получали право ареста всех, по их мнению, причастных к совершению государственного преступления, и применять меры к ним, например, административную ссылку. Ссылка сопровождалась гласным надзором полиции и сообщением чинам прокурорского надзора для сведения.

 

В 1866 г. в Санкт-Петербурге создается сыскное отделение полиции, работа которого строилась на использовании негласных методов. Его первым начальником стал И.Д. Путилин.

Первоначально штат сыскного отделения был невелик – 22 оперативных работника при населении города 517 тыс. жителей. В основу организации его работы был положен территориальный принцип: чиновники по особым поручениям распределялись по полицейским частям, а полицейские надзиратели - по участкам. В результате вся территория оказалась под наблюдением чиновников сыскного отделения.

Вслед за Петербургом сыскные отделения стали создаваться в полицейских органах других крупных городов – Москвы, Киева, Риги, Одессы, Тифлиса, Баку, Ростова-на-Дону[38].

3 декабря 1883 года было утверждено положение «Об устройстве Секретной полиции в Империи», которое предусматривало создание в крупных городах охранных отделений – особых розыскных отделений в составе жандармских управлений, «по охране порядка и общественной безопасности»: «для ближайшего заведывания на месте розысками могут быть учреждаемы, по распоряжению товарища Министра, заведывающие гос. Полицией особые розыскные отделения в составе жандармских управлений или в ведомстве общей полиции по образцу существующих в столицах отделений по охранению общественного порядка и спокойствия. Все изменения в действующих штатах существующих в столицах розыскных учреждений производятся властью заведывающего гос. Полициею».

Ее возглавлял военный прокурор Г.П. Судейкин, в функциональных обязанностях которого было: возбуждение с помощью особых активных агентов ссоры и распри между различными революционными группами; распространение ложных слухов, удручающих и терроризирующих революционную среду; передача через тех агентов, а иногда с помощью приглашений в полицию кратковременных арестов с тем, чтобы дискредитировать революционные прокламации и разные органы печати, придавая им значение агентурной, провокационной работы.

Согласно Положению об устройстве Секретной полиции в империи были созданы особые розыскные отделения в составе жандармских управлений или в ведомстве общей полиции. Политическими делами вновь стала ведать жандармерия, а не судебные следователи.

В 1898 г. в составе Департамента полиции был создан Особый отдел, который руководил работой с иностранной и внутренней агентурой, наблюдал за политическим настроением рабочих. В компетенцию этого отдела входила также выемка и систематизация всех противоправительственных книг, брошюр, напечатанных в России и за рубежом. Сюда стекалась вся информация, полученная оперативным путем.

Следующим шагом по пути развития оперативно-розыскных органов был изданный в августе 1902 г. циркуляр Департамента полиции № 5200. В нем содержалось утвержденное Министром внутренних дел 12 августа 1902 г. «Положение о начальниках розыскных отделений» [39], которых в народе и называли «охранками».

В соответствии с этим положением розыскные отделения образовывались в тех местах империи, где отмечалось особо усиленное развитие революционного движения. Заведование политическим сыском возлагалось на начальников, которые занимались наружным наблюдением и ведали секретной агентурой в определенном районе. В числе обязанностей начальников было приобретение секретных агентов, руководство их деятельностью, выбор наблюдательных агентов. В случаях переезда лиц, состоящих под наблюдением, в район другого Отделения, наблюдение передавалось местным агентам, о чем агент, начавший наблюдение, должен был докладывать начальнику местного отделения.

В интересах розыска начальники розыскных отделений, кроме данных агентуры и наблюдения, должны были пользоваться также и всеми имеющимися в жандармских управлениях сведениями. В этой связи начальники губернских жандармских управления обязаны были предоставить начальникам розыскных отделений доступ ко всем делам и данным Управления и направлять к ним все поступающие сведения, которые могли иметь отношение к розыску, в частности анонимные и подписанные заявления, доносы, предложения, услуг и т.п.[40].

Жандармы осуществляли производство дознания по политическим преступлениям, а охранные отделения осуществляли оперативно-розыскные мероприятия по этим же преступлениям. Они не могли без согласия начальника охранного отделения производить обыски и аресты. Губернские жандармские управления должны были допускать начальников охранных отделений ко всем своим бумагам, сообщать им о лицах, предлагавших агентурные услуги. Охранные отделения создавались как органы исключительно оперативно-розыскных дел. Они были независимы от жандармских управлений и подчинялись только Департаменту полиции. Они состояли из общей канцелярии, отдела внутреннего наблюдения и отдела наружного наблюдения.

 

4. Реформа 1880 г. в системе полиции. Реформа 1880 г. в системе полиции. Департамент полиции: структура, функции (1880 - 1917 гг.)

8 февраля 1880 г. Александр II собрал совещание из своих ближайших помощников, а на следующий день 9 февраля издал Указ о создании Верховной распорядительной комиссии (ВРК) и назначил ее председателем М.Т. Лорис-Меликова, все требования которого подлежали немедленному исполнению всеми должностными лицами и ведомствами. Основная задача ВРК заключалась в осуществлении организационной борьбы с революционным движением. Председателю давались широкие полномочия – права главноначальствующего в Санкт-Петербурге и его окрестностях, с непосредственным подчинением столичного градоначальника. Упразднялась должность петербургского генерал-губернатора.

Однако крупнейшая реформа полиции в России была проведена 6 августа 1880 г., когда была распущена Верховная распорядительная комиссия (ВРК). III Отделение было подвергнуто чистке, а чуть позже было упразднено, и управление всей полицией в империи было сосредоточено в Министерстве внутренних дел. Его функции были переданы созданному в составе Министерства внутренних дел Департаменту полиции. Корпус жандармов был подчинен министру внутренних дел. Это означало, что в руках Лорис-Меликова оказалась сосредоточенной огромная власть.

Департаменту полиции был подчинен и отдельный корпус жандармов, который с 1871 г. являлся органом по политическим преступлениям. С упразднением Верховной распорядительной комиссии МВД стало доминирующим в правительстве. Штат полиции был увеличен. В Петербурге численность полицейских чинов возросла с 231 до 431 человека, почти в два раза стало больше полицейских в крупных городах.

Однако реформы второй половины XIX века, проведенные Александром II и носившие прогрессивный характер, далеко не разрешили назревших к тому времени общественных проблем.

В течение 70 - 80-х годов активизировалась деятельность студенческих кружков, интеллигенции. Все более важным фактором внутриполитической жизни становилось набиравшее силу рабочее движение. К началу 80-х гг. укрепились позиции сил, требовавших более решительной борьбы с противоправительственными действиями и укреплением репрессивного аппарата самодержавия. Событием, подтолкнувшим правительство к решительным действиям в этом направлении, явился сильнейший взрыв в Зимнем дворце, под царской столовой, организованный С. Халтуриным. Только по случайности никто из царской семьи не пострадал.

6 августа 1880 года в России образовалось новое учреждение в составе МВД - Департамент государственной полиции, ставший высшим органом политической полиции в Российской империи и призванный направлять и координировать работу всей полиции империи.

Первоначально Департамент государственной полиции был создан в составе трех структурных частей, которые назывались делопроизводствами: 1-е делопроизводство – распорядительное, 2-е – законодательное, 3-е - секретное. Во главе Департамента стоял директор. По первоначальному штатному расписанию он имел одного вице-директора, а в дальнейшем с расширением структуры и функций Департамента количество их доходило до 4-х: распорядительное, законодательное, судебное, исполнительное делопроизводства. В 1894 г. было создано делопроизводство, которое занималось контролем за выделкой и хранением взрывчатых веществ. На него было возложено руководство жандармерией по обнаружению и расследованию преступлений.

1-е делопроизводство (распорядительное) занималось делами личного состава Департамента, перепиской о продвижении по службе, наградами, финансами Департамента, перепиской с иностранными государствами о выдаче русских подданных, задержанных за границей, о нарушениях государственной границы. Почти все эти функции оставались в ведении 1-го делопроизводства до 1907 г.

2-е делопроизводство (законодательное) занималось вопросами организации полицейских учреждений во всех местностях империи, пересмотром штатов этих учреждений, разработкой законопроектов МВД, наблюдением за точным исполнением законов на местах, разработкой законопроектов по рабочему вопросу в области урегулирования отношений между рабочими и фабрикантами, наблюдением за питейными учреждениями, перевозкой пороха и взрывчатых веществ. Это единственное делопроизводство, которое сохранило свои функции до 1917 г.

3-е делопроизводство (секретное) занималось наблюдением за неблагонадежными элементами в России и за границей, их перепиской, связями, наблюдением за партиями, организациями, распространением нелегальной литературы, контролировало деятельность внутренней и заграничной агентуры; ему была поручена охрана царя, высокопоставленных лиц. В 1907 г. это делопроизводство становится финансовым: здесь сосредотачивается перепись по пенсионной части и кредитам. С этого времени формируются дела чисто полицейского характера: о назначениях на полицейские должности, перемещениях и деятельности чинов полиции, нарушениях по службе, судимости чинов полиции, награждениях полицейских.

Судебный отдел состоял из двух структур (1-го и 2-го делопроизводства). 1-е делопроизводство Судебного отдела (четвертое) осуществляло наблюдение за ходом политических дознаний и сосредотачивало в своих руках материалы дознаний, которые передавались министром юстиции на предмет принятия административных мер и взысканий. Оно занималось дознанием по делам о революционной пропаганде, принадлежности к тайным обществам, делами, присланными министром юстиции, которые требовали решения министра внутренних дел. Во 2-ом делопроизводстве Судебного отдела (пятое) в основном была сосредоточена переписка об административной высылке, об установлении наблюдения за политическими неблагонадежными лицами как в центре России, так и в ссылке, переписка о розыске лиц, бежавших с места высылки.

6-е делопроизводство ведало контролем за изготовлением и перевозкой взрывчатых веществ, разрабатывало проекты фабрично-заводского законодательства.

7-е делопроизводство занималось расследованием государственных преступлений (до 1902 г.);

8-е делопроизводство руководило сыскными отделениями.

Основными задачами Департамента государственной полиции являлись: 1) предупреждение и пресечение преступлений, охрана общественной безопасности и порядка; 2) ведение дел о государственных преступлениях; 3) организация и наблюдение за деятельностью полицейских учреждений; 4) охрана государственных границ и пограничных сообщений; 5) выдача паспортов иностранцам на жительство в России, высылка иностранцев из России; наблюдение за всеми видами культурно-просветительской деятельности и утверждение уставов различных обществ.

18 февраля 1883 года Департамент государственной полиции был переименован в Департамент полиции, просуществовавший почти тридцать шесть лет.

 


 

Вопросы:

1. Основные проекты и направления реформирования полиции в начале XX века. Расширение сети охранных отделений

2. Формирование, деятельность и ликвидация районных охранных отделений (РОО)

3. Организация сыскной части полиции

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 3400; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.051 сек.