КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Способы нахождения табличных результатов
Проблема выбора пути I путь в дореволюционной школе. Вспомните метод изучения чисел Грубе, «Арифметику» Магницкого. II путь используется повсеместно уже многие десятилетия. III путь практикуют некоторые учителя по мере овладения учащимися знаниями о способах составления таблиц. Проблема последовательности изучения таблиц для каждого частного случая: а+1 (2,…,9) – по постоянному второму слагаемому; а·2 (3,…,9) или 2 (3,…,9)·а – по постоянному II или I множителю; 2, 3,…, 9 или 9,8,…, 2 или 9, 7, 2…? (традиционная, Пиядин, Давыдов, Истомина).
2. Анализ приёмов нахождения табличных результатов
1. Эмпирические (практические) – универсальные, но трудоёмкие. Как именно находятся при этом результаты? 2. Логические: а) для сложения и вычитания - прибавление и вычитание по частям, б) для умножения - переход к сложению одинаковых слагаемых, в) для деления - основанный на взаимосвязи деления с умножением. Эти способы тоже универсальные, т.е. применимые к любой паре чисел, но для некоторых пар чисел рациональными являются другие ВП. Например: 3+7, 3·7, 9-6. Как вычислять легче? Способы нахождения табличных произведений: 1) вычисление суммы одинаковых слагаемых; 2) используя предыдущий табличный результат; 3) группировка слагаемых – 2·7=2·5+2·2; 4) перестановка множителей – 2·7=7·2; 5) используя последующий результат – 2·4=2·5-2. А для таблиц сложения? (2; 4; 5) Каждый из названных способов нахождения табличных результатов имеет свое теоретическое обоснование, т.е. ответ на вопрос, почему так можно вычислять, даёт ответ математическая наука. Приёмы сложения и вычитания по частям основаны на правилах: а+(в+с)=(а+в)+с-ассоциативный закон сложения, и а-(в+с) =(а-в)-с ‑правило вычитания суммы из числа Например: 9+4=10+3=13; 12-7=10-5=5 1 3 2 5 По действующей программе уровень овладения учащимися этими правилами – интуитивный, поэтому при составлении таблиц сложения и вычитания используются преимущественно эмпирические методы обучения. Для вычитания как в пределах 10, так и в пределах 20 во многих случаях рациональным является прием, основанный на правиле нахождения неизвестного слагаемого Например: или ; или
Это правило, переместительные законы сложения и умножения и др. теоретические основы названных ВП рассматриваются в НКМ явно (на экспериментальном или на логическом уровнях), а потому при введении таких ВП используются как эмпирические, так и логические – дедуктивные методы обучения. Например: 2·5=10 5·2=10 и таблица начинается с 5·5 18=3·6 18:3=6 и 18:6=3 И на одном уроке можно составить сразу две таблицы деления.
3. Содержание подготовительной работы к составлению таблиц
Содержание подготовительной работы к составлению той или другой таблицы определяется исходя из анализа тех ВП, которые будут использоваться для нахождения табличных результатов. Например: а) Сложение в пределах 10 (ОС № 13)
+1 - конкретный смысл сложения, принцип n1, последовательность чисел в N. +2,3,4 - состав чисел I пятка, предшествующие таблицы. +5,6,7,8 – переместительный закон сложения, оперативное правило, предшествующие таблицы. б) Сложение с переходом через 10. Состав чисел первого десятка, сложение в пределах 10, десятичный состав. 9+4= 1 3 в) Табличное деление. Конкретный смысл деления, термины, взаимосвязь деления с умножением, правило нахождения неизвестного множителя. Находит ли отражение содержание подготовительной работы в опорных схемах?
4. Особенности уроков по составлению таблиц
1.Учащиеся привлекаются к активному участию в составлении таблиц. (Предметно-практическая деятельность. Всё, к чему готовы делают самостоятельно. Зона актуального развития.) 2. На уроке используются необходимые средства наглядности. Например, для нахождения табличных произведений: числовые фигуры, записи на доске и в тетради, модель 1 дм2 и прямого угла. 3. Применяют разные способы нахождения результатов. 4. Обосновывают, доказывают (практическим или логическим способами) правильность вычислений. Например: 7-3=4, 24:4=6 Как доказать? 5. Таблица записывается на доске и в тетради. 6. Заучивание таблиц начинается на этом же уроке.
На одном и том же уроке можно составлять только одну таблицу (например: □+2 □ или 3·□) или связку таблиц (например, □+2 □ и □-2; 3·□ и □3, а также две таблицы деления).
5. Система работы по закреплению знания таблиц и формированию навыка воспроизведения по памяти табличных результатов
Какую бы методическую систему мы не избрали, работа с учащимися по заучиванию таблиц занимает исключительно важное место. Знание таблиц – это фундамент, база для овладения техникой быстрых и правильных устных и письменных вычислений. Именно этот факт является мотивом для заполнения таблиц. Особенности сохранения и воспроизведения информации, хранящейся в памяти, зависят от того, как организовано запоминание. И непроизвольное, и произвольное запоминание зависят от эмоционального отношения и интереса (удивление, восторг) к изучаемому материалу → создавать благоприятные условия. Например, соревнование с калькулятором, со счетом на пальцах (римская школа). Важным условием запоминания является включение в работу разных видов памяти: зрительной (физиологи утверждают, что зрительный анализатор в 800 раз мощнее слухового); слуховой, образной, словесно-логической (вербальный) → упражнения по таблицам должны быть разнообразны по видам деятельности учащихся: вслух, письменно, с объяснением, в игре и т.п. В воспроизведении табличных результатов типичными являются ошибки памяти учащихся: 1) называют ответ соседнего в таблице примера: 6+4=9, 4·9=32, 32:4=7, 36:9 =5 (36:9=6); 2) смешивают примеры, результаты которых близки в натуральном ряду: 3·7=28, 69=56, 7·8=54. Самые трудные для запоминания случаи умножения
Следовательно, их следует чаще включать в содержание обучения. б) произведения с равными значениями: 18= □·□, 24=□·□, 12=□·□ 3) смешивают правила оперирования с числами 0 и 1: 5·1=6, 5·0=5 и другие подобные случаи. В работе над табличными случаями эффективны те же методические приемы, что и в работе над внетабличными, когда запомнить надо не результат, а способ вычислений, потому что речь идет об одном и том же познавательном процессе – запоминании. Но есть и различия: специальное внимание уделяется отработке знания состава чисел из двух слагаемых; из двух множителей, т.к. это важный шаг к выполнению обратных действий и прочному запоминанию производных таблиц. С этой целью полезно: 1) читать и запоминать табличные равенства слева направо и справа налево: 2·6=12 и 12=2·6; 3+4=7 и 7=3+4; 2) предлагать связки взаимообратных заданий (УДЕ): 3·8= □, 24=□·8, 3·□ =24
Другие специальные приемы в их логической последовательности законспектировать (ксерокопировать) в свою методическую копилку(см.: Медведская В.Н., Гудалина Т.И. Лабораторный практикум, с.94). В Римской школе заучивались только таблицы умножения на числа 2, 3, 4,5. Все остальные произведения находили путем счета на пальцах. Дано: a>5 и b>5. Найти: а·в.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 644; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |