КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Поляризация стратегического и оперативного анализа
Стратегический анализ – это элемент процесса определения стратегии организации путем оценки внутренней и внешней среды организации с целью помочь ей минимизировать слабые и укрепить свои сильные стороны для достижения и развития конкурентных преимуществ, а также для повышения социально-экономической эффективности функционирования. Для понимания сущности стратегического анализа отметим, что стратегический анализ – это анализ социально-экономической системы, в которой можно выделить следующие стороны: - функциональную, при которой анализ рассматривается как совокупность видов действий, направленную на достижения определенных результатов; - процессную, при которой анализ рассматривается как действие по выявлению проблем, т.е. как процесс подготовки принятия решений; - элементную, при которой анализ рассматривается как деятельность по организации взаимосвязей определенных структурных элементов. 1. Функции стратегического анализа: 1.1. Описание; 1.2. Объяснение; 1.3. Предсказание (прогноз). 2. Этапы процесса: 2.1. Анализ миссии и целей; 2.2. Анализ внешнего окружения; 2.3. Анализ внутренней среды; 2.4. Оценка стратегической позиции. 3. Элементы механизма стратегического анализа: 3.1. Информация; 3.2. Кадры; 3.3. Финансовые средства; 3.4. Техника анализа. Так, клетка 1.3.-2.3. (заштрихована) – означает модель прогнозирования развития внутренней среды организации; клетка 1.1.-2.2. – модель процесса описания внешнего окружения организации. Это представление процесса стратегического анализа на плоскости. Для объемного представления процесса стратегического анализа дополним его третьей характеристикой – элементами. Получим геометрическое тело –параллелепипед. Тогда куб 1.3.-2.3.-3.1. будет означать модель информационной системы прогнозирования внутренней среды предприятия. В целом же, модель I-II-III будет включать все виды работ, которые необходимо системно выполнять в ходе проведения стратегического анализа.
2. Историки бизнеса обычно выделяют четыре этапа в развитии корпоративного планирования, и, следовательно, четыре этапа возникновения и применения методов стратегического анализа: бюджетирование и контроль, долгосрочное планирование, стратегическое планирование и, наконец, стратегический менеджмент. [53, 34, 4] 1. Бюджетирование и контроль как управленческие функции активно разрабатываются и совершенствуются уже в первой четверти XX века. Такие методы планирования как, например, диаграммы Г. Гантта (полосовые диаграммы) и в наши дни являются одним из самых распространенных методов планирования. Бюджетирование и контроль по-прежнему являются важнейшими методами управления, однако в настоящее время более точно определена область их успешного применения: это так называемые жесткие проблемы, которые характеризуются определенностью задач, средств для их решения, необходимого количества ресурсов, применением известных методов достижения целей и жесткими временными рамками. Основная предпосылка бюджетирования и контроля – представление о стабильной среде организации, как внутренней, так и внешней. 2. Методы долгосрочного планирования сформировались в 1950-е годы. Стержневая идея метода – составление прогноза продаж фирмы на несколько лет вперед. При этом в связи с медленным нарастанием характеристик изменчивости внешней среды долгосрочное планирование основывалось на экстраполяции сложившихся в прошлом тенденций развития фирмы. При таком подходе широко использовались расчеты окупаемости капитальных вложений, соизмерение (дисконтирование) затрат во времени. 3. Широкое применение методов и приемов стратегического планирования в практике бизнеса начинается с конца 1960-х – начала 1970-х годов [4, 34]. Изменчивость внешних факторов достигла той отметки, выше которой адаптация к ней методом изменения первоначального плана просто неэффективна. Дальнейшее развитие моделей стратегического анализа базировалось на моделях портфельного анализа. Матрицы BCG, GE/McKINSEY, SHELL, ADL и другие модели портфельного анализа, разработанные в этот период, широко используются и в настоящее время, особенно в крупных, многоотраслевых организациях. Однако, эти модели основываются на методиках долгосрочного прогнозирования, а в условиях макроэкономической нестабильности их применение не всегда эффективно. 4. К 1990-м годам большинство корпораций по всему миру начали переход от стратегического планирования к стратегическому менеджменту. Следующие модели направлены на анализ конкуренции и стратегического позиционирования. Процесс формирования стратегии теперь направляли факторы, ранее вообще не учитывавшиеся в стратегическом анализе, такие как, например, размер компании и количество конкурентов. В числе недостатков этих подходов отмечались статичность анализа, излишнее внимание к среде организации, а не к ее внутренним способностям; к конкуренции, но не к сотрудничеству. Таким образом, можно заметить, что развитие школ стратегического управления следовало за изменениями, происходящими в окружающей среде, которые затрагивали как производительные силы общества и, следовательно, факторы конкурентных преимуществ, так и саму суть конкурентных отношений. Исходя из вышесказанного, возникает возможность классифицировать приемы, методы и модели стратегического анализа согласно историческим этапам развития стратегического управления, которую мы представляем в таблице 1.3. Таблица 1.3. Классификация приемов, методов, моделей стратегического анализа согласно историческим этапам развития стратегического управления
Важно упомянуть о том, что некоторые авторы отмечают появление пятой школы. [29, 5] Обусловленная новыми реалиями постиндустриализма в промышленно развитых странах, эта школа делает ставку не на конкуренцию, а на сотрудничество как основу существования, развития и процветания бизнеса. При этом, наиболее эффективная организация подобного сотрудничества между конкурентами строится именно на взаимодополнении способностей и компетенций участвующих организаций. Поэтому все чаще в поисках конкурентного преимущества организации обращают внимание вовнутрь себя, стараясь идентифицировать в себе те способности, вокруг которых можно будет выстроить бизнес-пространство. [24] Следует согласиться с замечанием Ансоффа, который указывает, что на практике используются все четыре модели стратегического развития. Компаниям необходимо определить условия, при которых способна принести успех конкретная стратегия. [4] Следовательно, отказываться от инструментов стратегического анализа более ранних периодов также не разумно. Известны примеры, когда применение каждого из инструментов стратегического анализа в отдельности и в сочетании с другими моделями способствовало разработке и реализации успешной стратегии. Но особенно популярны в настоящее время модели так называемого «портфельного анализа» Однако классификация моделей согласно историческим этапам не дает представления о практической стороне дела, т.е. с точки зрения проведения стратегического анализа фирмы в настоящее время. Таким образом, возникает необходимость классифицировать модели согласно этапам проведения анализа.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 710; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |