Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Потребности, мотивы, мотивировки




Сфере человека

Традиционный подход к потребностно-мотивационной

ПОТРЕБНОСТИ И МОТИВЫ

ЛЕКЦИЯ 5.

 

Источником активности живого существа являются его потребности, побуждающие его действовать определенным образом и в определенном направлении.

Потребность – это состояние живого существа, выражающее его зависимость от конкретных условий его существования, порождающую активность по отношению к этим условиям.

Потребность это состояние, вызванное необходимостью в определенных условиях жизни и развития. Потребности человека многообразны, они находятся в определенной связи и взаимовоздействии между собой в целостной системе направленности личности. Доминирующая в данное время потребность может подавлять все остальные и определять основное направление деятельности. Между потребностями может быть конфликт за право вызывать ту или иную активность субъекта. Потребности побуждают человека к активности.

В потребностях животного непосредственно представлена природная вещь как стимул его активности.

Иную картину представляют активность человека и источники этой активности – человеческие потребности. Потребности человека формируются в процессе его воспитания и самовоспитания, т.е. приобщения к миру человеческой культуры.

Потребности выступают как такие состояния личности, благодаря которым осуществляется регулирование поведения, определяется направленность мышления, чувств, и воли человека.

Потребности могут быть осознанными, и тогда они проявляются в форме мотивов поведения, а могут выступать в форме влечений или малоосознанных побуждений, когда человек только чувствует, что ему чего-то недостает или испытывает состояние напряженности и беспокойства.

Поскольку процесс удовлетворения потребностей выступает как целенаправленная деятельность, потребности являются источниками активности личности. Осознавая цель субъективно как потребность, человек убеждается, что удовлетворение последней возможно лишь через достижение цели.

Прерванное действие, вызванное актуализированной потребностью, имеет тенденцию возобновляться (феномен Б.В. Зейгарник).

Основные характеристики потребностей: сила, периодичность возникновения и способы удовлетворения.

Объективная сторона потребности – это нехватка чего-либо, состояние напряженности. Субъективная – появление соответствующих ей образов, слов и пр., а также предвосхищение ожидаемого удовольствия, наслаждения (в этом случае говорят о наличии «желания») или предвосхищение грядущего страдания от невозможности удовлетворить актуальную потребность (это ожидание вызывает страх).

Страх неудовлетворения сильнее, чем само переживание неудовлетворенности потребности:

– страх перед голодом переживается субъективно тяжелее, чем само состояние голода;

– случаи преждевременной смерти потерпевших кораблекрушение: до 90% людей погибают в первые три часа, главным образом, от страха (если исключить случаи обморожения в холодной воде, неумение плавать и др.);

– худшее психологическое состояние людей, переживших бомбежку в убежище по сравнению с состоянием людей, выполнявших работу при непосредственной угрозе;

– более частые неврастенические нарушения у солдат второй линии обороны, чем у солдат на передовой;

– на войне неврозы редки у тяжелобольных и искалеченных, а почти исключительно встречаются у физически здоровых и легкораненых;

Страх перед диетой, физической нагрузкой, страх заразиться, съесть что-то не то, не добежать свои километры – психологически тяжелее, чем сама опасность.

Мотив (от лат. mоvеге – приводить в движение, толкать) – это: 1) совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность; 2) предмет ради которого деятельность осуществляется; 3) осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности.

Мотив выполняет следующие функции:

– направляющую;

– смыслообразующую (придает деятельности личностный смысл);

– контролирующую (через механизм «эмоциональной коррекции» поведения, когда эмоции оценивают личностный смысл происходящих событий).

Мотивы всегда связаны с процессами познания: восприятием, мышлением, памятью и речью. Они являются потенциально осознаваемые (т. е. способные стать осознанными) стимулы поведения.

Напряжение, связанное с неудовлетворением потребности, у разных людей одно и то же, однако интеллектуальная обработка возникших переживаний различна.

Каждая из потребностей может быть реализована во многих мотивах, т.е. удовлетворена с помощью различных предметов.

Мотив возникает при реализации потребности в ходе поисковой активности, когда объект активности превращается в «предмет потребностей». Следовательно, развитие мотивов происходит через изменение и расширение круга деятельности.

Мотивация – 1) система факторов, детерминирующих поведение (сюда входят потребности, мотивы, цели, интересы и пр.); 2) характеристика процесса, который поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.

В наиболее широком смысле мотивация иногда определяется как детерминация поведения вообще.

Мотивационная сфера человека, как и другие его психологические качества, имеет свои источники в практической деятельности.

Развитие мотивации связывают не только с ее обогащением, но и с установлением определенной иерархии мотивации.

Мотивировка – это рациональное объяснение субъектом причин действия посредством указания на социально приемлемые для него и его референтной (значимой) группы обстоятельства, побудившие к выбору данного действия. Мотивировка отличается от мотивов поведения и выступает как одна из форм осознания этих мотивов.

С помощью мотивировки личность иногда оправдывает свои действия и поступки, приводя их в соответствие с нормативно задаваемыми обществом способами поведения в данных ситуациях и своими личностными нормами.

Мотивировка может иногда сознательно использоваться субъектом для маскировки действительных мотивов своего поведения.

Мотивация человека является устойчивой характеристикой его личности. Причем критерием оценки мотивационной направленности личности служит объективный результат ее действий. В зависимости от того, в какую мотивационно-смысловую систему включено данное действие, меняется не только его направленность, но и эффективность, полноценность.

На мотивации и восприятии, которые неразрывно связаны между собой на уровне экстравертированного сознания, основывается активация организма. Без мотивации любое восприятие становится бесполезным. С другой стороны, без восприятия и осознания внешней действительности человек был бы неспособен направлять свою активность на удовлетворение потребности.

 

1.2. Классификация потребностей

В истории психологии были попытки свести все потребности человека к одной – первичной и основной (так в работах Фрейда и Адлера это соответственно либидо и «стремление к власти»).

В то же время в классификации потребностей Мюррея насчитываются более 140 потребностей человека.

Томас в 1924 году задался вопросом: каково минимальное число потребностей человека? Отвечая на свой вопрос, он назвал четыре потребности: в безопасности, признании, дружбе, новом опыте (ответ им был дан на основании изучения проституции среди молодежи).

Ю. Петер (1938) утверждал, что в ходе истории наиболее часто у людей вызывали соперничество следующие причины: средства к существованию, свобода, сексуальный партнер, вера (убеждения, идеалы).

Понятие «потребность», не теряя своей субъективной (идеальной) стороны, может иметь отношение и к материальным, и к духовным сферам жизни. Во всех случаях сама потребность является чисто субъективным переживанием.

Потребности можно разделить по происхождению и предмету.

По происхождению потребности могут быть естественными (органическими) и культурными.

Естественные потребности связаны с необходимостью сохранения и поддержания жизни человека и его потомства (пища, сон, защита от холода или жары и т.д.). Неудовлетворенная естественная потребность ведет к гибели человека или его вырождению.

Культурные потребности – это потребности в достижении определенного статуса, общественной оценке, дружбе, любви, общественной деятельности. Неудовлетворение культурных потребностей не ведет к физической гибели человека, но вызывает смерть социальную (не обеспечивается личностное развитие).

По характеру предмета потребности могут быть разделены на материальные, связанные с предметами материальной культуры (пища, одежда, жилище, предметы быта и т.д.), и духовные, выявляющие зависимость от продуктов общественного сознания (потребность делиться мыслями и чувствами, получать информацию, слушать музыку, видеть прекрасное и т.п.).

Вполне очевидна неразрывная связь всех видов потребностей между собой. Так, естественная по происхождению потребность может быть вместе с тем материальной по предмету, культурной по происхождению – либо материальной, либо духовной по предмету. Удовлетворение духовных потребностей невозможно без удовлетворения материальных.

А.Н. Леонтьев разделяет потребности на низшие (органические или биологические) и высшие: материальные и духовные (познавательные, эстетические, в общении, труде).

Польский психолог К. Обуховский рассматривает следующие потребности человека:

– биологические (обеспечивают физиологическое функционирование организма);

– личностные (обеспечивают правильное развитие личности и полную ее реализацию в зрелой жизни): познавательные, эмоционального контакта, смысла жизни;

– индивидуальные (отражают личностные особенности отдельного человека, его личный опыт, отражают зависимость человека от определенных условий): привычные (динамические стереотипы), наркоманические, болезненные, концептуальные (идеологический строй мысли).

Выраженность тех или иных потребностей личности позволяет говорить об ее потребностном профиле.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 619; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.