Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Запоминание

Запоминание – психическая деятельность, направленная на закрепление в памяти новой информации путем связывания ее с приобретенным ранее знанием.

Большой вклад в изучение запоминания внес немецкий психолог Г. Эббингауз (1850-1909). В 1885 году он опубликовал первое экспериментальное исследование памяти. Ему принадлежит разработка ряда методов количественного учета процессов заучивания и сохранения.

Основной задачей, которую перед собой ставили психологи (Г. Эббингауз, Г. Мюллер), изучавшие память, является измерение памяти – выражение в количественных величинах и объема, и процессов заучивания, и процессов забывания. Уже с самого начала психологам-экспериментаторам было понятно, что процесс запоминания существенно изменяется мышлением человека, смысловой организацией материала.

Основная задача исследователей сводилась к тому, чтобы разработать приемы, позволяющие изучить память в возможно «чистом» виде, устранив влияние всяких дополнительных факторов (смысловой организации материала, включения ассоциаций и т. д.).

В связи с этим Эббингауз предложил специальные приемы, сделав предметом своего исследования запоминание изолированных (не связанных) слов, цифр или бессмысленных слогов.

Эффективность запоминания зависит от того, какие приемы применяет субъект и какую систему смысловых связей он использует для запоминания.

Эббингауз, исследуя процесс запоминания в наиболее «чистом» виде, стремился подобрать для своих исследований однородный материал, который минимально связан с прошлым опытом испытуемых, почти не вызывая у них никаких ассоциаций.

В начале XX века в Германии, а затем в России были составлены специальные книжки, содержащие все слоги, которые могут употребляться для подобного эксперимента.

Для исследования памяти Эббингауз разработал ряд методов, носящих сейчас название классических. С помощью метода непосредственного выучивания аучивается до безошибочного воспроизведения определенное число слогов) он установил кривую заучивания.

По оси абсцисс откладывается число повторений, по оси ординат число воспроизведенных слогов. Эта кривая отражает ту закономерность, что при многократном предъявлении 12-15 элементов число удержанных членов постепенно возрастает. У человека, находящегося в состоянии утомления, кривая поднимается медленнее, или сначала поднимается, а затем начинает опускаться.

Кривая заучивания сильно изменялась в зависимости от длины ряда. Если при предъявлении ряда из 10 слогов она достигала предела после 3-4 повторений (удерживались все 10 слогов), то при предъявлении 20-30 слогов заучивание шло дольше и не достигало полного воспроизведения. Увеличение объема информации, поступающей за один раз, приводит к торможению запоминания.

Приемы организации запоминания:

1) не давать материал, рассчитанный на запоминание, в конце занятия, беседы;

2) материал для запоминания давать порциями, а не весь сразу.

Роль установки на запоминание. Установка на запоминание является существенным условием запоминания, без которого простое повторение ряда не дает эффекта.

Классический эксперимент Эббингауза фактически всегда опирается как на ассоциативные связи, так и на установки. Установка создавалась инструкцией запомнить.

Установка также влияет и на длительность запоминания.

С помощьюметода удержания членов ряда Эббингауз установил объем «чистой памяти». Он предлагал испытуемому запоминать бессмысленные слоги или цифры. Он составляет 7±2 изолированных элементов, которые человек легко запоминает после первого прочтения.

Порция не связанного логически материала на одном занятии ограничивается формулой 7±2 элемента. Это могут быть иностранные слова, лекарственные дозы и пр.

Фактор края. При изучении объема памяти была обнаружена закономерность, получившая название «фактор края».

Элементы предложенного ряда удерживаются не одинаково. Первые и последние элементы ряда удерживаются прочнее и чаще, чем срединные. Этот факт говорит о тормозящем эффекте, который отдельные звенья ряда оказывают друг на друга (проактивное и ретроактивное торможение).

При запоминании материала необходимо более активно повторять и подкреплять середину.

Метод «удачных» ответов. Метод «удачных» ответов состоял в том, что слова парами читают и запоминают. Затем одному слову требовалось сопоставить другое. В основе этого метода лежал ассоциативный механизм. Факт внешней смежности впечатлений сам по себе признается достаточным для установления связи между представлениями и для их воспроизведения.

Ассоциативные связи играют значительную роль особенно в элементарных формах памяти. Однако высшие формы памяти человека не сводимы к одним лишь ассоциациям.

Оборотной стороной сохранения является забывание. Многие исследователи рассматривали забывание как функцию времени, прошедшего с момента заучивания.

Влияние смысловой организации на запоминание. Эксперименты советского психолога Л.С. Рубинштейна были посвящены изучению связи памяти с мышлением и воображением.

Задача, которую он ставил: выяснить зависимость прочности запоминания, как от смыслового содержания, так и от речевой формы, т. е. структурирования и организации текста.

При таком эксперименте кривая забывания принципиально отлична от кривой Эббингауза. Сохранялось после первого предъявления до 70% материала.

Вывод, который сделали сотрудники Рубинштейна: в основу изучения памяти, запоминания и забывания смыслового содержания, данного в речевой форме, должно быть положено единство мысли и речи.

Опыты показали, что надо включить материал в систему, которая отражает объективные его смысловые связи. Организация элементов в целые смысловые (логические) структуры существенно расширяет возможности памяти и делает ее более продуктивной.

Пример 1.

Задание – запомнить последовательность цветов в радуге.

1 способ: заучивать последовательность цветов (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый), используя несколько повторений.

2 способ: составить смысловую фразу, каждое слово которой будет начинаться с той же буквы, что и каждый следующий цвет («Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»). В этом случае достаточно однократного повторения.

Пример 2.

Задание – запомнить числовой ряд (10100110011100111000).

1 способ: заучивать последовательность цифр, используя несколько повторений.

2 способ: разбить числовой ряд на 4 группы и запомнить названия 4-х чисел: 10100 – десять тысяч сто, 11001 – одиннадцать тысяч один, 11001 – одиннадцать тысяч один, 11000 – одиннадцать тысяч.

В данных примерах описана модель процесса логического кодирования запоминаемого материала.

Процесс логического запоминания приближает мнестическую деятельность к мышлению. Он включает в свой состав ряд вспомогательных логических операций.

Процессы мнестической деятельности (запоминания, сохранения, припоминания) начинают носить не прямой, а опосредованный характер, и именно это повышает продуктивность памяти. В результате логически организованного запоминания требуется меньшее число повторений, материал в меньшей степени подвергается тормозящему влиянию интерферирующих факторов, увеличивается объем запоминаемого материала.

Зависимость непосредственного запоминания от структуры деятельности. Каким законам подчиняется процесс запоминания, когда не ставится специальная цель запомнить или заучить материал?

Успешность непроизвольного запоминания зависит от цели или задачи, на которую направлена деятельность. Человек запоминает, прежде всего, то, что имеет отношение к цели его деятельности (содействует ее достижению или препятствует ей).

Успешность непроизвольного запоминания зависит и от характера деятельности (от степени ее сложности и активности). Интеллектуальная работа над материалом приводит к тому, что материал удерживается значительно более точно и полно, чем при механическом запоминании.

Успешность непроизвольного запоминания зависит от протекания деятельности. Всякая задача сохраняется в нашей памяти, пока соответствующая деятельность не выполнена, и именно в связи с этим следы незаконченной и невыполненной деятельности сохраняются в памяти лучше, чем следы законченной.

Зависимость непроизвольного запоминания от эмоциональной окрашенности материала. Эмоционально окрашенные переживания удерживаются в памяти значительно лучше, чем безразличные. Эмоционально окрашенные впечатления вызывают повышенный ориентировочный рефлекс и протекают при более высоком тонусе коры. Человек склонен гораздо чаще возвращаться к ним; в этом отношении эмоционально окрашенные переживания вызывают такое же повышенное напряжение, как и незаконченные действия.

Приемы организации запоминания.

1. Давать установку на длительное хранение заучиваемого материала с последующим воспроизведением его в профессиональной врачебной ситуации.

2. В процессе запоминания повторять в различных формах новый материал.

3. Рекомендовать повторять материал в тот же день или на следующий (основное забывание происходит на 2-й день после заучивания).

4. Заучивание материала чередовать с периодами отдыха. Сконцентрированное повторение дает меньший эффект.

5. Использовать различного рода мнемонические приемы, когда требуется запомнить много несвязанного материала.

6. Давать новый материал в строгой логической последовательности, обращая внимание обучающегося на его логическую структуру.

7. Использовать схемы, диаграммы, таблицы, в сжатом виде отражающие логическую структуру материала.

8. Обучать при работе с текстами выделять в материале смысловые группы, устанавливать внутригрупповые отношения между элементами и межгрупповые связи.

9. Рекомендовать учащимся делать записи, опираясь на логическую структуру занятия для облегчения последующего процесса воспроизведения материала на основе смысловых связей.

10. Материал для запоминания должен обеспечивать достижение цели деятельности.

11. Материал для запоминания должен быть включен в интеллектуальную деятельность.

12. Материал для запоминания должен быть эмоционально окрашенным.

2.4. Хранение и воспроизведение

Тульвинг (1972) выделил такие две формы памяти как эпизодическая и семантическая.

В эпизодической памяти хранится вся информация о различных событиях в жизни человека. По своей сути эта память автобиографична.

Семантическая память включает структуры свойственные данной культуре и позволяющие познавать мир. В семантической памяти хранятся правила, лежащие в основе языка и различных умственных операций. Семантическая память служит каркасом для событий текущей жизни, хранящихся в эпизодической памяти.

Существует несколько способов «укладки» информации в памяти:

– пространственная организация (лежит в основе построения «когнитивных карт»);

– линейная организация (позволяет, например, ориентироваться в днях недели);

– ассоциативная организация (группировка элементов по каким-то общим признакам или сходным функциям);

– иерархическая организация (по соответствию элемента общей или более специальной категории).

Эффективность воспроизведения тесно связана с тем, насколько хорошо организован материал в памяти. В извлечении информации из памяти важную роль играет контекст: всегда легче узнать какой-то элемент среди других, чем вспомнить без опорных точек или объектов для сравнения. Узнавание, а не вспоминание считают более чувствительным показателем фактического объема усвоенного материала.

 

2.5. Забывание и сохранение

Забывание не бывает абсолютным. Психологически оно означает лишь трудность перевода определенного содержания психики в поле осознаваемого. В принципе забывание – явление целесообразное.

Забывание как процесс начинается с отвлечения внимания от объекта.

Забывание зависит от времени. Эббингауз установил следующее:

– забывание особенно интенсивно протекает сразу после заучивания, а затем замедляется;

– темп забывания зависит и от содержания материала, его осознанности (чем более осознан материал, тем медленнее он забывается);

– даже относительно осмысленный материал забывается сначала быстрее, а затем медленнее;

– забывание имеет избирательный характер, сохранение материала определяется степенью его участия в деятельности личности;

– забывание зависит от объема запоминаемого материала, процент сохранения заученного материала после определенного отрезка времени находится в обратно пропорциональном отношении к объему этого материала;

– cохранение материала зависит от того, какое место он занимает в общем ряду информации (как правило, первые и последние элементы ряда удерживаются лучше, чем средние – фактором края);

– бессмысленный материал забывается значительно быстрее, чем связанный по смыслу;

– забывание в значительной степени зависит от характера деятельности, непосредственно предшествующей запоминанию и происходящей после него.

На воспоминание материала влияют связанные с ним эмоции. О ситуациях, оставивших в памяти яркий эмоциональный след думают больше, чем об эмоционально нейтральных событиях. Положительные эмоции, как правило, способствуют припоминанию, а отрицательные препятствуют.

Если в момент запоминания материала человек находился в приподнятом или подавленном настроении, то искусственное восстановление у него соответствующих эмоциональных состояний при припоминании улучшает память.

Резкие, странные, необычные впечатление запоминаются лучше, чем привычные.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Общая характеристика. Память – процесс запоминания, сохранения и поcледующего воспроизведения индивидом своего опыта | Память и личность
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1652; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.