Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Память и личность

Память человека связана с его личностью. Патологические изменения личности почти всегда сопровождаются нарушениями памяти.

Память человека теряется и восстанавливается по одному и тому же закону:

1) при потерях памяти в первую очередь страдают наиболее сложные и недавно полученные впечатления;

2) при восстановлении памяти дело обстоит наоборот, т. е. сначала восстанавливаются наиболее простые и старые вспоминания, а затем наиболее сложные и недавние.

3. Фрейд писал, что во всех случаях забывания в основе лежит мотив нежелания помнить, исходящий от чего-то вытесненного. Например, человек непроизвольно теряет, закладывает куда-либо вещи, связанные с тем, что он хочет забыть.

Человек непроизвольно удерживает в памяти и в первую очередь воспроизводит то, что наиболее отвечает актуальным, действующим в данный момент и не вполне удовлетворенным его потребностям.

На забывание влияет ряд факторов.

1. Возраст (пожилые люди склонны забывать о недавних событиях, т. к. им трудно организовать события, которые надо запомнить. Пожилым требуется время, чтобы освоить новое).

2. Неиспользование информации и ее характер. Лучшим залогом к сохранению в памяти являются повторение, интерес и увлеченность материалом. Однако этой закономерности не подчиняются двигательные навыки – они имеют тенденцию к длительному сохранению. Это же касается и большинства знаний, полученных в раннем возрасте.

3. Интерференция может быть связана с событиями, происшедшими до запоминания (проактивная интерференция). Ретроактивная интерференция: последующая деятельность может ухудшить сформированное перед этим умение. Если старое и новое умения очень сходны или очень различны, то ретроактивная интерференция выражена слабо. Интерференция всегда выражена сильнее при вспоминании, чем при узнавании.

4. Подавление, или активное забывание – это торможение следов памяти на уровне сознания и вытеснение их в подсознание, где они удерживаются ценой значительных затрат энергии. Мотивированное забывание – так субъект пытается уйти от неприятных сторон той или иной ситуации.

Забывание не сводится только к количественному уменьшению объема ранее воспринятого материала. Материал в процессе сохранения подвергается определенным качественным изменениям и разные части его поэтому забываются неодинаково. Сохраняющийся в памяти материал приобретает все более обобщенный характер.

Некоторые ученые считают, что память – это весьма ненадежное хранилище данных, содержимое которого может меняться под влиянием новой информации, слова. В ситуациях, когда нужно узнать человека по фотографии его лица, только треть людей делает это правильно, еще одна треть его вовсе не узнает, а остальные уверенно дают ошибочный ответ (Zeippeetal, 1978).

Главным средством борьбы с забыванием является использование материала, хранящегося в памяти, в дальнейшей деятельности.

2.7. Нарушения памяти

При агнозиях нарушается зрительное, слуховое или тактильное восприятие и человек не узнает предметы или людей. Вследствие повреждения мозга (хотя рецепторы не нарушены, и информация поступает в мозг) информация не расшифровывается или расшифровывается плохо.

При амнезиях человек забывает о тех или иных событиях. Для переноса следов события в долговременную память требуется от 15 минут до часа. Если в этот период у человека произойдет, например, сотрясение мозга, то события последних минут, предшествующих сотрясению, могут не запомниться. В случаях хронической алкогольной интоксикации или маразма разрушаются блоки памяти, и человек не может вспомнить даже свое имя.

При апраксиях больной не может воспроизводить определенные действия. Это может быть как результатом повреждения тех зон мозга, где эти движения программируются и координируются, так и результатом нарушения памяти.

При афазиях затрагивается одна из областей мозга, ответственная за речь, нарушается способность пользоваться языком или вспоминать его. У больного нарушается либо произнесение слов, либо письмо, либо понимание речи устной или письменной.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Запоминание | Системные представления о внимании и памяти
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 362; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.