Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Системные представления о внимании и памяти

 

Внимание принято рассматривать как бессодержательный процесс, «как динамическую сторону всех познавательных процессов», хотя не ясно, в чем состоит содержание других познавательных процессов, например, такого познавательного процесса, как ощущение и какой динамической стороной ощущения является внимание.

По традиции предполагается, что внимание выполняет «функцию внутреннего контроля» или «активного регулирования протекания психических процессов».

Однако функции контроля и регулирования предусматривают сравнение наличного состояния психических процессов с желательными. Иными словами, нужно сохранять «образец» требуемых или желательных состояний, а затем с помощью специального механизма сравнивать наличное состояние с образцом. Функции внимания не предусматривают ни хранение образца, ни возможности сравнения.

С точки зрения системной концепции функция внимания обусловлена открытостью и избыточностью психики, что, с одной стороны, является важнейшим условием развития психики, но, с другой – затрудняет достижение конкретной цели (А. Горбатенко).

Функция внимания состоит в том, чтобы:

– из множества одновременно действующих потребностей и мотивов, образующих полимотивированность достижения цели, зафиксировать психику на одном наиболее актуальном мотиве;

– из множества образов, актуализированных этим мотивом, составляющих избыточность психического образа, зафиксировать психику на одном, наиболее адекватном поставленной цели;

– из множества возможных действий, образующих надситуативную деятельность, зафиксировать психику на тех, которые ведут к достижению цели и удовлетворению актуального мотива.

В том случае, если потребность не удовлетворена и мотив не «снят», внимание опять фиксирует этот мотив как наиболее актуальный, и все повторяется до тех пор, пока потребность не будет удовлетворена; если данный актуальный мотив удовлетворен, внимание фиксирует новый наиболее актуальный мотив и т. д.

Традиционно принято выделять два вида внимания: произвольное и непроизвольное. В соответствии с пониманием психики как системы с двумя параллельными контурами самоуправления – сознательным и бессознательным, термины «произвольное» и «непроизвольное» необходимо понимать как синонимы терминов «осознаваемое» и «неосознаваемое» внимание.

О произвольном внимании говорят в том случае, когда индивид ставит осознанную цель, т.е. такую цель, содержание и способ достижения которой контролируется сознанием. О непроизвольном внимании говорят тогда, когда цель или способы ее достижения не осознаются, не контролируются индивидом в полной мере.

Память в соответствии с системной концепцией психики является центральным элементом системы самоуправления жизнедеятельностью индивида – психики, единственным, непосредственно связанным со всеми остальными элементами системы.

Все остальные элементы системы последовательно связаны друг с другом в систему с обратной связью и поэтому каждый элемент системы непосредственно связан только с предыдущим и с последующим; с остальными элементами они связаны опосредствованно, через другие элементы системы, в частности через память. Такое расположение отдельных элементов психики, включая память, напоминает блок–схему компьютера (см. рис. 5).

 

Рис. 5

Не следует утверждать, что психика функционирует как компьютер. Напротив, разработчики компьютеров осознанно или неосознанно смоделировали место и роль памяти в функционировании психики и эта модель оказалась вполне удачной, оказав, в дальнейшем, влияние на понимание памяти в психологии. Так, понятие «оперативная память» проникло в психологию явно из вычислительной техники и заняло в ней прочное место.

Правильнее было бы рассматривать память не как один из процессов формирования психического образа, а как функционально самостоятельный процесс, выполняющий особую роль.

Основная функция памяти состоит в координации функционирования всех элементов психики и достижении актуальной цели индивида путем запоминания и последующего воспроизведения необходимой информации.

Именно память, а не внимание, как это принято считать, обеспечивает выполнение «функции внутреннего контроля» и «активного регулирования протекания психических процессов», сохраняя эталонный образ, включающий метод достижения цели и оптимальное состояние психических процессов, который необходим для сравнения и контроля наличного образа.

Важнейшие процессы памяти это, с одной стороны, запоминание, «запечатление» необходимой информации, с другой – актуализация, извлечение из памяти сохраняющейся в ней информации.

Воспроизведение, забывание и сохранение материала – это различные аспекты одного и того же процесса – актуализации информации, находящейся в памяти. Так, говоря об особенностях воспроизведения, мы тем самым однозначно детерминируем соответствующие особенности забывания и сохранения; говоря о забывании, однозначно определяем особенности воспроизведения и сохранения и т. д.

Как и все остальные элементы психики, память делят на непроизвольную (неосознаваемую) и произвольную (осознаваемую). В том случае, когда индивид не ставит перед собой специальной цели запомнить что бы то ни было, но, тем не менее, запоминает и сохраняет какой-то материал, говорят о непроизвольной памяти. В том случае, когда индивид сознательно ставит перед собой цель запомнить и сохранить необходимый ему материал, говорят о произвольной памяти.

 

 

ЛЕКЦИЯ 7.

ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ МИРА

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Память и личность | Понятие об ощущении
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 281; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.