КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Особенности воспитания юношей и девушек
Особенности развития личности студента Поздняя юность Среди достижений психического развития в поздней юности необходимо выделить следующие из них: – зрелость в умственном и нравственном отношении; – убежденность, сложившееся мировоззрение; – чувство нового; – смелость, решительность; – способность к увлечению; – оптимизм; – самостоятельность; – прямолинейность; – критичность и самокритичность. Самооценка противоречива, что вызывает внутреннюю неуверенность, сопровождающуюся резкостью и развязностью; – скептическое, критическое ироничное отношение к преподавателям и режиму учебного заведения; – сохраняется максимализм и критичность, отрицательное отношение к мнению старших; – неприятие лицемерия, ханжества, грубости, стремления воздействовать окриком; – пик интеллектуальных и познавательных способностей и возможностей; – принятие ответов, решений: выбор и овладение профессией, выбор стиля и места в жизни; – выбор спутника жизни, создание своей семьи, активность в сексуальной сфере. 5. Особенности развития и воспитания личности студента Термин «студент» латинского происхождения, в переводе на русский язык означает усердно работающий, занимающийся, т.е. овладевающий знаниями. Развитие студента на различных курсах имеет некоторые черты: 1 курс решает задачи приобщения недавнего абитуриента к студенческим формам коллективной жизни. Поведение студентов отличается высокой степенью конформизма; у первокурсников отсутствует дифференциальный подход к своим ролям. 2 курс – период самой напряженной учебной деятельности студентов. В жизни второкурсника интенсивно включены все формы воспитания и обучения. Студенты получают общую подготовку, формируется их широкие культурные запросы и потребности. Процесс адаптации к данной среде в основном завершен. 3 курс – начало специализации, укрепление интереса к научной работе как отражение дальнейшего развития и углубления профессиональных интересов студентов. Настоятельная необходимость в специализации может привести к сужению сферы разносторонних интересов. 4 курс – первое реальное знакомство со специальностью в период прохождения учебной практики. Для поведения студентов характерен интенсивный поиск более рациональных путей и форм специальной подготовки, происходит переоценка студентами многих ценностей жизни и культуры. 5 курс – перспектива скорого окончания вуза – формирует четкие практические установки на будущий род деятельности. Проявляются новые, становящиеся все более активными ценности, связанные с материальным и семейным положением, местом работы и т.д. Студенты постепенно отходят от коллективных форм жизни вуза.
5.2. Трудности и противоречия развития психической сферы юношей и девушек Из особенностей юношеского возраста вытекают следующие трудности и противоречия развития психической сферы юношей и девушек: дискомфорт на психофизиологическом уровне; личностные проблемы; трудности, возникающие в процессе взаимодействия с другими людьми на микрогрупповом уровне (общение в семье, общение с преподавателями и сокурсниками). 1. Дискомфорт на психофизиологическом уровне. Hа психофизиологическом уровне юноши могут испытывать дискомфорт от: а) ощущения своей физической непривлекательности – синдром дисморфофобии; б) неустойчивости эмоциональной сферы; в) высокого уровня ситуативной тревожности. 2. Личностные проблемы. Объективно и субъективно важные проблемы личностного уровня (дефекты личностной сферы) проявляются у студентов в: а) недостаточном уровне самостоятельности; б) неадекватности самооценки и уровня притязаний; в) несформированном мировоззрении, нравственных эталонов и идеалов; г) отсутствии конкретных жизненных целей и устремлений (вариант: в институт привели родители); д) сохранении подросткового негативизма; е) неудовлетворенности собой. 3. Трудности, возникающие в процессе взаимодействия с другими людьми на микрогрупповом уровне (общение в семье, общение с преподавателями, однокурсниками): 1) несформированность навыков общения (замкнутость, застенчивость, может быть чрезмерная болтливость); 2) неадекватное понимание сущности высших человеческих чувств, отношений дружбы и любви; 3) преобладание эгоистических тенденций, деформированное понятие справедливости; 4) излишняя критичность, скептицизм в восприятии чужих мыслей, высказываний; 5) неприятие позиций и требований взрослых, отсутствие уважения и признания авторитета в отношении к ним; 6) неадекватные претензии на статус и роли в различных группах; 7) ярко выраженные тенденции к «самопоказыванию», оригинальничанью; 8) проявление юношеского максимализма в отношениях с окружающими. Многие из этих проблем можно выявить в процессе бесед со студентами и наблюдения за ними в учебной деятельности в процессе изучения отдельных дисциплин.
Психологические особенности юношеского возраста, а также наличие трудностей и противоречий развития психической сферы юношей и девушек должны учитываться преподавателями-кураторами при организации учебного и воспитательного процесса. При этом необходимо обращать внимание: во-первых, на разностороннее изучение студентов своей группы и выявление личностных трудностей и трудностей взаимодействия; во-вторых, на оказание помощи в период социальной адаптации, связанной со сменой социальной ситуации развития – это работа с первокурсниками; в-третьих, на расширение «психологического поля» личности, развитие и утверждение индивидуальности, то есть беседы со студентами о них самих, смысле жизни, отношениях со значимыми взрослыми (родными); в-четвертых, на формирование их общечеловеческой культуры (посещение выставок, концертов, дискуссии о художниках и т.п.); в пятых, на развитие социально-психологической культуры студентов, то есть развития коммуникативной культуры, умения общаться на различных уровнях; в шестых, на развитие и социальной активности каждого студента.
ГЛАВА VI. ПСИХОЛОГИЯ И ТЕРАПИЯ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1015; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |