Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности воспитания юношей и девушек




Особенности развития личности студента

Поздняя юность

Среди достижений психического развития в поздней юности необходимо выделить следующие из них:

– зрелость в умственном и нравственном отношении;

– убежденность, сложившееся мировоззрение;

– чувство нового;

– смелость, решительность;

– способность к увлечению;

– оптимизм;

– самостоятельность;

– прямолинейность;

– критичность и самокритичность. Самооценка противоречива, что вызывает внутреннюю неуверенность, сопровождающуюся резкостью и развязностью;

– скептическое, критическое ироничное отношение к преподавателям и режиму учебного заведения;

– сохраняется максимализм и критичность, отрицательное отношение к мнению старших;

– неприятие лицемерия, ханжества, грубости, стремления воздействовать окриком;

– пик интеллектуальных и познавательных способностей и возможностей;

– принятие ответов, решений: выбор и овладение профессией, выбор стиля и места в жизни;

– выбор спутника жизни, создание своей семьи, активность в сексуальной сфере.

5. Особенности развития и воспитания личности студента

Термин «студент» латинского происхождения, в переводе на русский язык означает усердно работающий, занимающийся, т.е. овладевающий знаниями.

Развитие студента на различных курсах имеет некоторые черты:

1 курс решает задачи приобщения недавнего абитуриента к студенческим формам коллективной жизни. Поведение студентов отличается высокой степенью конформизма; у первокурсников отсутствует дифференциальный подход к своим ролям.

2 курс – период самой напряженной учебной деятельности студентов. В жизни второкурсника интенсивно включены все формы воспитания и обучения. Студенты получают общую подготовку, формируется их широкие культурные запросы и потребности. Процесс адаптации к данной среде в основном завершен.

3 курс – начало специализации, укрепление интереса к научной работе как отражение дальнейшего развития и углубления профессиональных интересов студентов. Настоятельная необходимость в специализации может привести к сужению сферы разносторонних интересов.

4 курс – первое реальное знакомство со специальностью в период прохождения учебной практики. Для поведения студентов характерен интенсивный поиск более рациональных путей и форм специальной подготовки, происходит переоценка студентами многих ценностей жизни и культуры.

5 курс – перспектива скорого окончания вуза – формирует четкие практические установки на будущий род деятельности. Проявляются новые, становящиеся все более активными ценности, связанные с материальным и семейным положением, местом работы и т.д. Студенты постепенно отходят от коллективных форм жизни вуза.

 

5.2. Трудности и противоречия развития психической сферы

юношей и девушек

Из особенностей юношеского возраста вытекают следующие трудности и противо­речия развития психической сферы юношей и девушек: дискомфорт на психофизиологическом уровне; личностные проблемы; трудности, возникающие в процессе взаимодействия с другими людьми на микрогрупповом уровне (общение в семье, общение с преподава­телями и сокурсниками).

1. Дискомфорт на психофизиологическом уровне. Hа психофизиологическом уровне юноши могут испытывать дискомфорт от:

а) ощущения своей физической непривлекательности – синдром дис­морфофобии;

б) неустойчивости эмоциональной сферы;

в) высокого уровня ситуативной тревожности.

2. Личностные проблемы.

Объективно и субъективно важные проблемы личностного уровня (де­фекты личностной сферы) проявляются у студентов в:

а) недостаточном уровне самостоятельности;

б) неадекватности самооценки и уровня притязаний;

в) несформированном мировоззрении, нравственных эталонов и идеа­лов;

г) отсутствии конкретных жизненных целей и устремлений (вариант: в институт привели родители);

д) сохранении подросткового негативизма;

е) неудовлетворенности собой.

3. Трудности, возникающие в процессе взаимодействия с другими людьми на микрогрупповом уровне (общение в семье, общение с препо­давателями, однокурсниками):

1) несформированность навыков общения (замкнутость, застенчи­вость, может быть чрезмерная болтливость);

2) неадекватное понимание сущности высших человеческих чувств, отношений дружбы и любви;

3) преобладание эгоистических тенденций, деформированное понятие справедливости;

4) излишняя критичность, скептицизм в восприятии чужих мыслей, высказываний;

5) неприятие позиций и требований взрослых, отсутствие уважения и признания авторитета в отношении к ним;

6) неадекватные претензии на статус и роли в различных группах;

7) ярко выраженные тенденции к «самопоказыванию», оригинальни­чанью;

8) проявление юношеского максимализма в отношениях с окружающими.

Многие из этих проблем можно выявить в процессе бесед со студен­тами и наблюдения за ними в учебной деятельности в процессе изучения отдельных дисциплин.

 

Психологические особенности юношеского возраста, а также наличие трудностей и противоречий развития психической сферы юношей и девушек должны учитываться преподавателями-кураторами при организации учебного и воспитательного процесса. При этом необходимо обращать внимание:

во-первых, на разностороннее изучение студентов своей группы и выявление личностных трудностей и трудностей взаимодействия;

во-вторых, на оказание помощи в период социальной адаптации, связанной со сменой социальной ситуации развития – это работа с перво­курсниками;

в-третьих, на расширение «психологического поля» личности, раз­витие и утверждение индивидуальности, то есть беседы со студентами о них самих, смысле жизни, отношениях со значимыми взрослыми (родными);

в-четвертых, на формирование их общечеловеческой культуры (по­сещение выставок, концертов, дискуссии о художниках и т.п.);

в пятых, на развитие социально-психологической культуры студен­тов, то есть развития коммуникативной культуры, умения общаться на различных уровнях;

в шестых, на развитие и социальной активности каждого студен­та.

 

ГЛАВА VI. ПСИХОЛОГИЯ И ТЕРАПИЯ СЕМЕЙНЫХ

ОТНОШЕНИЙ

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 990; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.