КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Задачи, структура и значение транспортного хозяйства
Производственный процесс каждого предприятия пищевой промышленности связан с большим объемом перемещения грузов (сырья, материалов, полуфабрикатов, отходов, тары, готовой продукции и т.п.) как за пределами завода, так и внутри него. На завод в общезаводские или прицеховые склады доставляются материалы, топливо, комплектующие изделия и другие материальные ценности, а со складов или непосредственно из цехов вывозятся готовая продукция и отходы производства. Все эти перемещения осуществляются разнообразными видами транспортных средств, которые по принадлежности могут быть собственными и арендованными. Внутри завода осуществляется транспортировка материалов, комплектующих и других изделий с общезаводских складов в цехи; заготовок, деталей, сборочных единиц − между цехами; готовой продукции и отходов − из цехов в соответствующие пункты назначения. Внутри цехов заготовки, детали и сборочные единицы в процессе изготовления и сборки перевозятся между кладовыми и участками, с одного участка на другой, а на участках − между рабочими местами. В соответствии с этим различают внешнюю и внутреннюю транспортировку грузов. Внутренняя транспортировка грузов подразделяется на межцеховую и внутрицеховую. Внутризаводская и частично внешняя транспортировка грузов осуществляется с помощью различных транспортных средств, принадлежащих заводу. Перевозка грузов, погрузочно-разгрузочные и экспедиционные операции являются основными функциями транспортного хозяйства предприятия. Транспортное хозяйство − это комплекс средств предприятия, предназначенных для перевозки сырья, материалов, полуфабрикатов, готовой продукции, отходов и других грузов на территории предприятия и за его пределами. Транспортное хозяйство занимается осуществлением бесперебойной транспортировки всех грузов в соответствии с производственным процессом, содержанием транспортных средств в исправном и работоспособном состоянии, снижением издержек на транспортные и погрузо-разгрузочные работы. Рациональная организация транспортного хозяйства служит предпосылкой снижения себестоимости продукции. Функции транспортного хозяйства предприятия не ограничиваются только перемещением грузов. Организация внутризаводского транспорта и его работа оказывают непосредственное влияние и на ход производственного процесса и на себестоимость выпускаемой продукции. От работы транспорта зависит ритмичная работа рабочих мест, участков и цехов, а также равномерный выпуск заводом готовой продукции. Время, затрачиваемое на внутрицеховые и межцеховые перевозки, влияет на продолжительность производственного цикла. Затраты на содержание транспортного хозяйства на некоторых заводах составляют 10-15 % суммы всех косвенных расходов в себестоимости продукции. В соответствии с рассмотренными функциями, организация транспортного хозяйства призвана решать задачи, направленные на повышение эффективности работы предприятия. В число этих задач входят: • рационализация транспортных потоков (путем исключения лишних перевозок и перегрузок); • выбор наиболее рациональных маршрутов передвижения грузов и транспортных средств для отдельных видов грузов, перемещаемых с перерывами во времени; • рационализация складирования сырья и материалов; • обеспечение сохранности, количества и качества грузов при их перемещении, перегрузках и складировании; • рациональное использование транспортных средств, поддержание их на высоком техническом уровне; • обеспечение высокой производительности труда рабочих транспортного хозяйства и снижение затрат на транспортные и погрузочные операции; • организация учета и отчетности; • технико-экономические расчеты и анализ производственно-хозяйственной деятельности транспортного цеха, транспортного хозяйства в целом на предприятии. В связи с этим, основной задачей транспортного хозяйства завода является бесперебойная транспортировка грузов при полном использовании транспортных средств и минимальной себестоимости транспортных операций. Это достигается путем правильной организации транспортного хозяйства и четкого планирования работы транспорта, обоснованного выбора транспортных средств, повышения уровня механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных работ. В зависимости от особенностей технологических процессов и типов производств на предприятии применяются различные транспортные средства. Классификация транспортных средств предприятия приведена в таблице 1. В зависимости от условий и характера производства, применяемые на заводах транспортные средства классифицируются, следующим образом: • по способу действия: прерывного действия (автомобили, мостовые краны, подъемники, электрокары и т. д.) и непрерывного действия (конвейеры, транспортеры всех видов, гидромеханизированные лотки);
Таблица 1 – Классификация транспортных средств предприятия.
• по видам транспорта: рельсовый (напольный − железнодорожный и подвесной, подъемные грузовые лифты), безрельсовый, механический, водный, воздушный, трубопроводный, подъемно-транспортный и специальный транспорт; • по назначению − внешние, межцеховые и внутрицеховые; • по направлению перемещения грузов − горизонтальные, вертикальные (лифты, подъемники), горизонтально-вертикальные (кран-балки, автопогрузчики), наклонные (монорельсовые дороги, конвейеры). Вся совокупность транспортных работ на предприятиях сводится к трем взаимосвязанным видам транспорта: внешнего, межцехового и внутрицехового. Внешний транспорт − завозит на предприятие сырье, материалы, топливо и другие предметы материально-технического снабжения извне, а также вывозит готовую продукцию и другие грузы. Эти операции совершаются периодически в соответствии с условиями снабжения и сбыта, видом транспорта, нормами запасов, емкостью складов. Многие предприятия не распоряжаются средствами внешнего транспорта. Поэтому задача организации работы внешнего транспорта на предприятиях ограничивается обеспечением и созданием необходимых условий для своевременного приема транспортных средств, разгрузки сырья и погрузки готовой продукции. Межцеховой транспорт − служит для перемещения сырья, материалов, полуфабрикатов, тары и других грузов на территории предприятия между его цехами, службами, а также между складами и цехами. Организация работ межцехового транспорта обеспечивается на основе плана межцеховых перевозок. Такой план формируется по заявкам цехов, в которых указывается: вид заказываемого транспорта, его количество по дням подачи к погрузке. Внутрицеховой транспорт − предназначен для выполнения транспортных операций в пределах отдельных цехов и складов. Внутрицеховой транспорт, в свою очередь подразделяется на общецеховой и межоперационный. Общецеховой транспорт служит для транспортировки грузов между внутрицеховыми складами, производственными участками. Межоперационный транспорт обеспечивает транспортную связь отдельных рабочих мест, участвующих в технологическом процессе изготовления продукции. Структура транспортного хозяйства завода зависит от характера выпускаемой продукции (габаритные размеры, масса), состава цехов, типа и масштаба производства. Транспортное хозяйство завода включает в себя все транспортные средства завода, осуществляющие внутренние и внешние перевозки, и все устройства общезаводского назначения (гаражи, ремонтные мастерские и т.д.). На крупных и средних предприятиях создается транспортный отдел, подчиненный непосредственно заместителю директора по общим вопросам или по маркетингу и сбыту (снабжение, сбыт, транспорт). Этот отдел объединяет ряд хозрасчетных единиц по видам транспорта (транспортный цех и др.). В состав транспортного отдела входят бюро (группы): планово-экономическое, диспетчерское, техническое, учета и другие. Планово-экономическое бюро разрабатывает план производственно-хозяйственной деятельности, определяет грузооборот по заводу и объем погрузочно-разгрузочных работ, рассчитывает потребность в транспортных и погрузочно-разгрузочных средствах, потребность в кадрах и фонд заработной платы, составляет смету затрат по транспортному хозяйству и калькуляцию себестоимости на отдельные виды услуг. Диспетчерское бюро осуществляет оперативно-производственное планирование работы транспорта, которое сводится к составлению квартальных, месячных и суточных планов перевозок и кооперативному регулированию транспортных работ. Методы построения планов определяются степенью устойчивости грузопотоков на заводе. Техническое бюро выполняет следующие функции: • проводит техническую подготовку производства с целью комплексной механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных и транспортных операций; • разрабатывает транспортно-технологические схемы, обеспечивающие стыковку отдельных звеньев транспортной сети предприятия и технологического оборудования; • формирует альбомы чертежей по каждому виду подъемно-транспортного оборудования для изготовления запасных частей и проведения ремонтных работ. Бюро учета ведет паспортизацию всех видов транспортных средств, осуществляет бухгалтерский учет и отчетность работы транспортного хозяйства. Транспортный цех является материальной базой транспортного хозяйства. Цех, как правило, укомплектован различными транспортными средствами для осуществления межцеховых и внешних перевозок грузов. Для внешних перевозок используется, как правило, автомобильный и другой безрельсовый транспорт; для межцеховых перевозок − электрокары, роботоэлектрокары, тележки и т.д. Для внутрицеховых перевозок применяют конвейеры различной конструкции, электротележки и другие специальные транспортные средства, закрепленные за соответствующими цехами предприятия.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 4780; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |