КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные показатели и оценки работы транспортного хозяйства
Для правильного и бесперебойного транспортирования грузов необходимо обеспечить основные и вспомогательные цехи завода и транспортный цех достаточным числом соответствующих транспортных средств. Для расчета потребности в определенных видах транспортных средств и для последующей организации их работы необходимо определить грузообороты завода и цеха, грузовые потоки и номенклатуру транспортируемых грузов. Грузооборот завода или цеха − это общее количество грузов, транспортируемых по территории предприятия, цеха в единицу времени (сутки, месяц, год). Грузовой поток − это количество грузов, перемещаемых в определенном направлении между пунктами погрузки и выгрузки. Грузовой оборот завода равен сумме отдельных грузовых потоков. Грузооборот цеха определяется по таблице, состоящей из 2-х частей: поступления и отправления грузов. В каждой части таблицы указываются пункты, наименование и количество груза. Грузооборот завода рассчитывается на основе грузооборотов цехов и общезаводских складов в виде шахматной ведомости, которая дает наглядную картину грузооборота и служит основой для определения количества транспортных средств по соответствующим маршрутам (см. табл. 2).
Таблица 2 − Шахматная ведомость грузопотоков
Маршруты движения межцехового транспорта организуются по двум системам: маятниковой и кольцевой. Маятниковые маршруты устанавливаются между двумя пунктами (цехами, складами, площадками). Они могут быть односторонними, когда транспортные средства двигаются в одну сторону с грузом, а в другую − без груза, двухсторонними, когда грузы транспортируются в обоих направлениях, и веерными (рис. 1). Веерная система − это система, при которой рейсы осуществляются между одним грузообразующим (например, склад) и несколькими грузопотребляющими пунктами (цехи).
Рис. 1 – Схема маршрутов. Кольцевые маршруты, устанавливаются при обслуживании ряда пунктов, связанных последовательной передачей грузов от одного пункта к другому по замкнутой линии (склады − цехи). Кольцевой маршрут может быть с равномерно нарастающим и уменьшающимся объемом груза (рис. 2).
Исходя из схемы грузопотоков и объема перевозок по каждой группе грузов, выбирают транспортные средства и рассчитывают потребность в них. Основными показателями работы транспортного хозяйства на предприятии являются: 1. Величина суточного грузооборота определяется по формуле: , где Кнер − коэффициент неравномерности поставок (для внутризаводских перевозок Кнер = 1,5); Qгод − годовой грузооборот, т; Ф − годовой фонд рабочего времени, час. 2. Количество транспортных средств Qт.р. прерывного действия (электрокаров, автомашин) определяется по формуле:
где − суммарный грузооборот, т; nр − количество рейсов за смену; m − количество погрузо-разгрузочных пунктов; q − номинальная грузоподъемность транспортного средства, т; Кгр − коэффициент использования грузоподъемности; Кэкст − коэффициент экстенсивного использования времени работы транспортных средств. 3. Количество рейсов за смену находят по формуле: , где Тсм − время работы транспортного средства за смену, час; Тр − продолжительность одного рейса, час. 4. Длительность одного рейса находят по формуле: , где Тд − время доставки груза от одного пункта до другого; mразгр − количество пунктов разгрузки в течение маршрута, мин, час; Тпогр, Тразгр − соответственно время на погрузочные и разгрузочные операции, мин. 5. Производительность одного рейса определяется но , Qсм − величина грузооборота за смену, т.
3. Организация и планирование работы транспортного хозяйства
Планирование работы транспортного хозяйства разделяется на технико-экономическое и оперативно-календарное и диспетчеризацию. Технико-экономическое планирование заключается в разработке годового плана с разбивкой по кварталам. Как правило, этот план включает: а) производственную программу выпуска продукции б) план по труду; в) лимиты материально-технического обеспечения; г) план по себестоимости транспортных работ; д) план организационно-технических мероприятий; е) сводку технико-экономических показателей. При планировании определяются следующие показатели: грузооборот и объем погрузочно-разгрузочных работ; потребность в транспортных и погрузочно-разгрузочных средствах (шахматная ведомость, грузовые потоки и расчеты потребности в транспортных средствах); потребность в кадрах и фонды заработной платы; потребность в топливе (горючем) и смазочных материалах; объем ремонтных работ и потребность в материалах и запасных частях; цеховые расходы (смета затрат). Кроме того, составляются смета затрат по транспортному хозяйству и калькуляция себестоимости транспортных услуг. Себестоимость транспортных услуг определяется в виде двух показателей: себестоимости транспортировки 1 т груза и себестоимости погрузки и выгрузки 1 т груза. Расчеты по планированию проводятся на основе технически обоснованных норм работы транспортных средств, материальных затрат и других плановых нормативов. Услуги транспортного цеха, оказываемые другим цехам, рассчитываются по цеховой себестоимости. Работы, выполняемые транспортным цехом для своего хозяйства, оцениваются исходя только из статей основных расходов без включения цеховых и общехозяйственных расходов. Оперативно-календарное планирование работы транспортного хозяйства состоит в разработке месячных программ и сменно-суточных заданий на перевозки и погрузочно-разгрузочные работы, а также в текущем регулировании работы транспортных средств. Месячная программа составляется на основе квартального плана и дополнительных месячных заявок на перевозки грузов, поступающих из цехов, со складов, из отделов (снабжения и сбыта до начала планового месяца). В зависимости от типа производства организация и сменно-суточное планирование транспортных работ изменяются. В крупносерийном и массовом производствах грузопотоки являются относительно устойчивыми согласно шахматной ведомости. Это позволяет организовывать перевозку грузов по постоянным маршрутам, а работу транспортных средств – по постоянному графику (стандартный план межцеховых перевозок грузов). В серийном производстве грузопотоки менее устойчивые, чем в крупносерийном и массовом производстве, поэтому перевозки грузов организуются как по постоянным, так и по разовым маршрутам. На разовые маршруты цехи, склады и отделы накануне плановых суток подают транспортному цеху заявки на перевозку грузов (в счет месячного плана), которые должны быть выполнены в течение следующего дня. На основе этих заявок диспетчер составляет сменно-суточное задание по перевозке грузов на следующий день, указывая в нем, как распределяются транспортные средства по отдельным участкам работы и разовым маршрутам. На перевозки по постоянным маршрутам заявки не подаются, а транспортные средства работают по постоянному графику. В единичном и мелкосерийном производствах, при отсутствии устойчивых грузопотоков, перевозки грузов осуществляются в основном по разовым маршрутам. Сменно-суточное задание составляется на основе поступивших в транспортный цех заявок из основных цехов завода, отделов и со складов. Работа внешнего транспорта планируется на основе сведений о поступлении и отправке грузов, присылаемых отделами снабжения и сбыта. Диспетчеризация транспортной работы заключается в составлении графиков и сменно-суточных заданий по перевозке грузов, в оперативном регулировании и контроле за их выполнением. В своей работе диспетчер транспортного хозяйства тесно связан с диспетчерской службой завода и диспетчерами цехов. К техническим средствам, которые он использует, относятся: диспетчерские табло, схемы, графики, радио и телефонная связь, сигнализация и др. Оперативное регулирование сводится к наблюдению за выходом на линию определенного графиком и сменно-суточными заданиями количества транспортных средств, к контролю за выполнением суточного плана перевозок, к ликвидации аварий, замене транспорта в случае поломок. Оперативный учет по работе транспортного хозяйства осуществляется в суточном и месячном разрезах: суточный рапорт о работе транспортного цеха и месячный отчет о производственной и хозяйственной деятельности транспортного хозяйства в целом. В сводку технико-экономических показателей включаются: • коэффициент использования парка транспортных средств по времени (число часов фактической работы парка, деленное на фонд рабочего времени парка); • коэффициент использования пробега (пройденное расстояние с грузом в километрах, деленное на полный пробег с грузом и порожняком); • коэффициент использования тоннажа (фактическое количество перевезенного груза в тоннах, деленное на номинальную амортизацию оборудования, умноженное на число поездок); • себестоимость 1 машиночаса, рассчитываемая по формуле:
, где 3 − заработная плата с начислениями обслуживающего персонала; А − амортизация оборудования; R − расходы на текущий ремонт оборудования; е − стоимость энергоресурсов (топлива); М − затраты материалов (смазочные, обтирочные и др.); Пр − прочие расходы (связанные с уходом и надзором). • расход энергии (топлива) – нормы и отклонения; • расход смазочных и обтирочных материалов – нормы и отклонения; • себестоимость перевозки 1 т груза, составляющая: , где Qчас − масса груза, перевозимого за 1 час, т; Повышение эффективности работы транспортного хозяйства означает сокращение нерациональных перевозок, удлинение сроков эксплуатации транспортных средств, снижение затрат на содержание транспорта.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 5544; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |