Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формат обучения




УНИВЕРСИТЕТЫ. ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СРЕДНИЕ ВЕКА И В НОВОЕ ВРЕМЯ

 

В начале II тысячелетия в Европе начинают действовать новые социально — экономические и политические факторы: развитие городов и появление городских коммун, подъем сельского хозяйства, развитие торговли. Развитие новых форм торговли и в определенной степени ремесла вызывает необходимость в грамотных людях.

Расширяются связи с мусульманскими территориями. Знакомству с более высокой арабской культурой способствовали и крестовые походы, и различные взаимоотношения (от войны до союза) в Испании и Южной Италии.

Культурные последствия всех этих явлений весьма значительны. Начали расширяться знания европейцев в области математики, астрономии, географии, медицины и других наук. Развитие наук вызывает необходимость в специализации.

Появляются новые социальные группы, усложняются различные формы гос. образований. Кроме того, для Европы была характерна конкуренция различных институтов власти, например папства и империи.

Это приводило к усложнению права и росту различных управленческих структур. Резко растет необходимость в грамотных людях и специалистах, что привело к возникновению новой системы высшего образования, т.е. к созданию университетов.

Это привело к увеличению количества школ, для которых было также готовить грамотных преподавателей.

Начиная с 12 века, появились первые университеты. Они создавались как высшие образовательные учреждения. Название пошло от латинского слова «универсум», т.е. совокупность. Чтобы стать университетом, учреждению нужно было получить папскую буллу (указ) о своем создании.

3.1. Отличия монастырской школы от университета.

В монастырской школе и студенты, и преподаватели были связаны обетом послушания и являлись частью церковной организации с ее иерархией. Кто будет учиться, а кто преподавать, что именно будет изучать студент, и что ему будут преподавать, решало начальство.

При этом иногда (здесь очень многое зависело от личности конкретного аббата и наличия в монастыре толковых преподавателей) уровень преподавания в отдельной монастырской школе мог быть очень высок, намного выше, чем в первых университетах. А уж о монастырских библиотеках многие университеты могли только мечтать.

Как и монастырские школы, университет также развивался под патронажем церкви, и значительную часть его преподавателей и студентов составляли представители духовенства.

Но университет был намного более гибкой и приспособленной к жизни структурой. Дело в том, что университет работал на открытом рынке образования.

С самого начала студенты имели право выбора университета, преподавателя и факультета. Преподаватели также имели право выбора университета. Было обычной практикой, что преподаватель, проработав несколько лет в одном месте, переезжал в другое. А за наиболее известными учителями устремлялись и студенты.

В этих условиях не могло быть и речи о таком же строгом контроле, как в монастырской школе. И эта свобода приводила к тому, что университеты намного лучше улавливали нужды общества.

Слово факультет буквально обозначает способность.

В средневековом университете существовало четыре факультета.

Младший, подготовительный — факультет «свободных искусств», где изучались риторика, логика, грамматика, арифметика, геометрия, астрономия и музыка;

Старшие:

— медицинский,

— факультет права (современный юридический, который, как и в наше время, пользовался большой популярностью: там обучалось около 50% студентов) и

— богословский (здесь обучались очень долго: около 15 лет, тогда как на всех остальных — 5-8 лет).

 

В средневековых университетах семь свободных искусств изучались на младшем, «артистическом», факультете, окончание которого давало право поступления на один из старших факультетов— богословский, медицинский или юридический. Другие учебные дисциплины стали постепенно проникать в этот замкнутый ряд лишь с XII века, и то с большим трудом. Даже современная система титулатуры— магистр искусств и доктор философии (MA и PhD) отражает это древнее деление.

Свободные искусства преподавались в средневековых средних учебных заведениях (монастырских и епископальных школах, коллегиумах монашеских орденов) и университетах.

В средневековых университетах свободные искусства составляли первую ступень высшего образования и преподавались на низшем, подготовительном факультете— факультете искусств

3.3. Хроника университетского образования

В XI—XIIвв. появились светские высшие школы в Европе, в которых обучение и научная работа были взаимосвязаны в едином учебном процессе. В основе обучения в этих школах были положены как теоретические исследования, так и наблюдения и опыт. В XII—XIIIвв. во многих странах Европы (Италия, Испания, Франция, Англия) стали возникать первые университеты. В них, в основном, было лишь три факультета— богословский, медицинский и юридический. Обучение в первых университетах велось на протяжении 5-6 лет.

Старейший в мире университет — Болонский. Он возник в XI веке. Основой университета послужило возникшее объединение учащихся, прибывших из разных стран Европы для изучения юриспруденции. Согласно исследованиям итальянских ученых датой основания университета считается 1088 г.

Первоначально университет состоял из множества колледжей, каждый из которых был абсолютно независим. Колледжи разделялись главным образом по национальностям (испанский, итальянский и т. д.) и, позднее, по специальностям. В 1563, когда Болонья вошла в состав Папского государства, университет был централизован, все факультеты были собраны в одном здании, был создан единый орган управления, преподавателям было назначено жалованье

Практически одновременно с ним возникает Парижский университет.

В течение XII в. в Париже образовались два школьных района: более старый, на острове «Сите» на земле епископа, около соборной церкви Notre Dame, — и более новый, на возвышенности св. Женевьевы, во владениях аббата. Во второй половине XII в. иностранные схолары Болонской юридической школы и частные парижские магистры, подчиненные канцлеру собора Notre Dame, организуются в корпорации, высвобождаются из-под опеки местных властей,

С появлением университетов в Средневековой Европе закрепляется система независимого от государства образования.

Император Священной Римский империи Фридрих Барбаросса в 1158 г. издал знаменитый указ, который поставил под особое покровительство всех тех, кто из-за научных интересов принужден был покинуть свою родину, странствовать и жить в чуждых землях.

Тем же указом болонские схолары освобождались от круговой поруки по долговым обязательствам и от подсудности городским властям. Они переводились под юрисдикцию собственных профессоров или местного епископа.

Указ императора стал охранной грамотой для всех студентов, где бы они ни странствовали или учились. Еще более могущественного союзника первые университеты в своем стремлении к автономности встретили в папстве. Это и понятно: в то время всякая школа считалась на службе у церкви.

 

Старейший университет в англоязычном мире и первый в Великобритании— Оксфордский университет, основан около 1117года английским духовенством, которое решило дать своим священнослужителям образование (в отличие от континентальных, английские священники часто были неграмотны). Если со временем через Оксфорд почти в обязательном порядке проходили члены высшего общества, то в средние века до этого было еще далеко. Там обучались только священнослужители, они снимали комнаты у местных жителей и зачастую были бедны.

При Генрихе II Оксфорд стал настоящим университетским городом; со временем обучение в этом университете стало обязательным для знати. Название «Оксфорд» происходит предположительно от двух слов— «бычий» и «брод».

 

В 1209 году группой профессоров и студентов, бежавших из г. Оксфорда после стычки между горожанами и студентами был основан Кембриджский университет.

В 1348 году открывается первый славянский университет в Праге.

Средневековое высшее образование, в первую очередь преследовало цель обоснования богословских догм. Лишь в XIV—XVIвв. происходит постепенное освобождение науки и образования от схоластики. Этому способствовали крупные научные открытия и успехи в области медицины в эпоху Возрождения в Италии. Среди видных представителей науки того времени— Леонардо да Винчи, Н. Коперник, И. Кеплер, Г. Галилей, Р. Декарт, И. Ньютон, Г. Лейбниц. Резкой критике схоластическая школа подверглась со стороны английского философа— Ф. Бекона. Писатели-гуманисты и педагоги того времени— Витторино да Фельтре, Эразм Роттердамский, Л. Вивес, Ф. Рабле, М. Монтень— выступали против монополизации католической церковью области образование. Они предложили новые методы обучения, основанные на развитии самостоятельного критического мышления.

Исключительно важное значение для развития высшего и образования в целом имело изобретение книгопечатания в XVв.

В 1632 году в Киеве путем объединения Киевской братской школы и Лаврской школы была создана Киево-Могилянская академия, в которой изучали славянский, латинский и греческий языки, богословие и «семь свободных искусств»— грамматику, риторику, диалектику, арифметику, геометрию, астрономию и музыку.

В 1687 году в Москве была организована Славяно-греко-латинская академия, которую окончили Л.Ф.Магницкий, В.К.Тредиаковский и М.В.Ломоносов.

В XVII веке начинают создаваться научные лаборатории, в которых провозглашается принцип свободного научного исследования и преподавания. В эти годы во Франции, Англии, Германии создаются первые государственные научные академии, начинают систематически издавать научные журналы.

Развитие науки, техники, мореплавания на рубеже XVII—XVIIIвеков приводит к повышенному спросу на специалистов с высшим образованием (т.н. в России «служилых людей»).

В 1724 году в Петербурге была создана Академия наук, при которой открывается Академический университет (ныне Санкт-Петербургский государственный университет) и гимназия. В становлении Российского высшего образования сыграл роль Михаил Ломоносов, которому в 1758 году было поручено «смотрение» за Академией наук. Он разработал оригинальный учебный план, в котором на первом году обучения «для того, чтобы иметь понятие о всех науках, чтобы всяк мог видеть, в какой кто науке больше способен и охоту имеет» предусматривалось обязательное посещение всех лекций, на втором— посещение только специальных циклов, а на третьем— прикрепление студентов к отдельным профессорам для «упражнения в одной науке».

Стараниями Михаила Ломоносова в 1755году был учреждён Московский университет. Среди первых профессоров которого были Н.Н.Поповский, А.А.Барсов и другие ученики Ломоносова.

17 ноября 1804 года в Казани учреждается Казанский университет. Уже в первые десятилетия своего существования он стал крупным центром образования и науки. В нем сформировался ряд научных направлений и школ (математическая, химическая, медицинская, лингвистическая, геологическая, геоботаническая и др.). Предмет особой гордости университета— выдающиеся научные открытия и достижения:

— создание неевклидовой геометрии (Н.И.Лобачевский),

— открытие химического элемента рутения (К.К.Клаус),

— создание теории строения органических соединений (А.М.Бутлеров),

— открытие электронного парамагнитного резонанса (Е.К.Завойский),

— открытие акустического парамагнитного резонанса (С.А.Альтшулер) и многие другие.

3.4. Статистика:

В 1916 в России было 11 университетов и около ста вузов.

В 1914—1915 учебном году в России в 105 вузах обучалось 127,4 тыс. человек.

В 1970—1971 учебном году в Советском Союзе в 805 вузах обучалось 4,6млн студентов. Из них по инженерно-техническим и экономическим специальностям— 43,6%, гуманитарным и естественнонаучным— 35,6%, сельскохозяйственным— 7,7%, медицинским— 7,1%.

В 1994 в Российской Федерации насчитывалось свыше 40 государственных университетов.

По данным на 2000год в России 562 (45,9%) государственных высших учебных заведений, в том числе подчиненные Министерству образования РФ— 338 (26,0%), и 662 (54,1%) негосударственных (из них имеют государственную аккредитацию— 203 (15,5%)). В них обучалось 4 739 500 человек, в том числе на дневном отделении— 2 624 300 человек.

в 2005 году на каждые 10 тысяч жителей России приходилось 495 студентов, в США — 445, в Германии — 240, Великобритании — 276, Японии — 233.

3.5. Образ жизни университета

На сегодняшний день студент, пожалуй, один из самых необычных представителей человечества. Его рост и развитие не такие, как раньше. Количество студентов во всём мире на сегодняшний день превышает 85 млн. А ведь какие-то 700 лет назад их было всего несколько тысяч.

Как гласит история, до XI-XII веков в Европе царила почти поголовная безграмотность. И даже священнослужители не хотели проводить время за изучением грамматики. А если перешагнуть по временному отрезку на пару веков назад, то мы увидим, что умение читать и писать — это не что иное, как колдовство. Сам Карл Великий (742 — 814), завоевавший большую часть Европы, так до конца своей жизни и не научился складывать буквы в слова, а папа Григорий I прямо говорил, что невежество — мать благочестия. В общем, все шло просто великолепно, люди не портили себе за книгами ни зрение, ни гордую осанку, пока в XI веке совершенно некстати не случился экономический подъем. И тут всем торговцам понадобились помощники, которые знали бы азы математики, представителям власти — современные юристы. Конечно, при монастырях давно существовали школы и скриптории, где переписывались старинные рукописи и учили читать и писать (такому счастью можно было научиться за три года), но было таких грамотеев очень немного. К концу XI века в Европе выделилось несколько городов, ставших центрами различных наук.

Тур славился преподавателями медицины,

Камбрэ — математики,

Болонья — права.

Вокруг каждого учителя складывался свой круг последователей, и вот около 1080 г. несколько болонских школ права объединились в одно целое. Так и возникли старейшие университеты (кстати, назывались первые вузы «студиями»). Верховодили в первых университетах студенты (называвшиеся «схоларами» или «школярами»): студенческое братство нанимало преподавателей (профессоров), составляло правила, по которым жила студия, и даже избирало ректора, обязательно студента, причем почему-то холостого. Студии подобного типа появляются несколько позднее в Ферраре, Падуе и других городах, составив «южный» тип университетов. Посмотрев на царившую в соседней Италии студенческую вольницу и прозорливо прикинув, что от студентов все равно нигде не будет спасения, французские учителя решили сформировать университет самостоятельно, не дожидаясь, пока это сделают школяры. Так около 1180 г. на основе объединения нескольких коллегий преподавателей возник Парижский университет. В XIII веке появляются студии в Оксфорде, Кембридже, Саламанке. Всего к началу XIV века в Европе их насчитывалось 18, в XV веке — уже 65, в XVI — 76.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 798; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.