Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Юридическая техника – это система средств, правил и приемов подготовки и упорядочения правовых норм, применяемая в целях обеспечения их совершенства и повышения эффективности

План

Лекция 20. Правотворчество

1. Понятие, принципы и субъекты правотворчества.

2. Формы (виды) стадии правотворчества.

3. Юридическая техника.

Литература

1. Гаврилова О.А. Стадия правотворчества и социальное прогнозирование. – М., 1993.

2. Гойман-Червонюк В.И. Очерк теории государства и права. – М., 1996.

3. Исаков В.Б. Федеральное законодательство: некоторые тенденции развития // Журнал российского права. – 2000. - № 3.

4. Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права: Учебно-методическое пособие. Краткий учебник для вузов. – М., 1999.

5. Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права: Учебник. – М., 1998.

6. Марченко М.Н. Теория государства и права: Учебник. – М., 1996.

7. Муромцев Г.И. Юридическая техника (некоторые теоретические аспекты)// Правоведение. – 2000. - № 1.

8. Общая теория государства и права: Академический курс / Под ред. М.Н. Марченко. – М., 1998.

9. Поленина С.В. Законотворчество в Российской Федерации. – М., 1996.

10. Российское законодательство: проблемы и перспективы. – М., 1995.

11. Серегина Е.В. Законодательство: его понятие и задачи // Юридический вестник. – 2000. - № 1.

12. Студеникина М.С. Вступление федерального закона в силу: правовое регулирование и практика // Журнал российского права. – 2000. - № 7.

13. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – М., 1997.

14. Хутыз М.К., Сергейко П.Н. Энциклопедия права. – 2-е изд., - М., 1995.

1. Понятие субъекта и принципы правотворчества

Правотворчество – это деятельность компетентных органов по подготовке к принятию нормативно-правовых актов либо решений об отмене или изменении действующих юридических норм, а также принятие законов на референдуме.

Правотворческая деятельность осуществляется в рамках установленных процессуальных норм, которые содержаться в конституции, регламентах, уставах.

Знание основ правотворчества необходимо всем юристам, так как правотворчеством занимаются государственные органы любых уровней – от высших до местных и некоторые негосударственные структуры, т.е. органы и структуры, в которых трудится большинство юристов.

Субъектами правотворчества выступают государственные органы, органы местного самоуправления, профсоюзы и некоторые другие негосударственные структуры, наделенные соответствующими полномочиями, а также народ при принятии законов на референдуме.

Правотворчество характеризуется тем, что:

- оно представляет собой интеллектуальную, активную, творческую, государственную деятельность;

- его основной итог – юридические нормы, воплощающиеся главным образом в нормативных актах, а также в нормативных договорах, правовых обычаях, юридических прецедентах;

- это важнейшее средство управления обществом;

- уровень и культура правотворчества, качество принимаемых нормативных актов является одним из показателей цивилизованности и демократичности общества.

В основе многообразной правотворческой деятельности лежат определенные принципы – основополагающие идеи, руководящие начала, исходные положения. К этим принципам относятся:

- демократизм – обязательность выявления и выражения в нормах права воли и интересов народа, «прозрачность» законотворчества для общества;

- законность – соблюдение процедуры и компетенции принятия актов;

- научность – обоснованность актов, учет доктрин, социологических данных, прогноза последствий действия принятых норм права;

- своевременность – правильное определение времени подготовки и принятия актов, учет степени зрелости регулируемых общественных отношений;

- профессионализм – компетентность, юридическая и общая грамостность субъектов правотворчества;

- исполнимость – учет финансовых, кадровых, организационных, юридических условий, наличие которых позволяет

- планирование – четкое распределение правотворческой работы по предмету, этапам, времени;

- дифференциация правотворческой компетенции – правильное и точное определение полномочий правотворческих органов с учетом иерархии и системности прав;

- системность, которая требует органически увязывать подготавливаемые нормы права с действующим законодательством, не дублировать действующие нормы, не содержать пробелов, устанавливать соответствие разрабатываемых норм общим нормам и принципам конкретной отрасли права, привлекать к разработке нормативных актов специалистов в разных сферах деятельности.

2.1. Виды правотворчества

Правотворчество – это разнообразный по содержанию процесс, сверхсложная деятельность по формулированию общих правил поведения.

В зависимости от субъектов этой деятельности правотворчество в РФ подразделяется на следующие виды:

1) непосредственное правотворчество народа в процессе проведения референдума – всенародного голосования по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни;

2) правотворчество государственных органов и должностных лиц государства: Государственной Думы и представительных (законодательных) органов субъектов Российской Федерации, Президента, Правительства РФ, федеральных министров и других центральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ;

3) правотворчество органов местного самоуправления;

4) локальное правотворчество, например, на предприятии, в учреждении, в организации;

5) правотворчество общественных организаций, например, профсоюзов;

6) совместное правотворчество государственных органов и общественных объединений.

В зависимости от значимости правотворчество делится на следующие виды:

1) законотворчество, т.е. правотворчество высших представительных органов – парламентов, в процессе которого издаются нормативные акты высшей юридической силы – законы, принимаемые в соответствии с усложненной процедурой;

2) делегированное правотворчество – нормотворческая деятельность органов исполнительной власти, прежде всего, правительства, осуществляемая по поручению парламента, с целью принятия для оперативного решения определенных проблем нормативных актов, входящих в компетенцию представительного органа;

3) подзаконное правотворчество, в процессе которого нормы права принимаются и вводятся в действие структурами, не относящимися к высшим представительным органам – президентом, правительством, министерствами, ведомствами, государственными комитетами, местными органами государственного управления, губернаторами, главами администраций, руководителями предприятий, учреждений, организаций. Такое правотворчество характеризуется большей оперативностью, гибкостью, меньшей формальностью.

2.2. Стадии правотворчества

Как и всякая сложная деятельность, правотворчество подразделяется на ряд взаимосвязанных ситуаций, процедур, которые в теории права называются стадиями правотворчества. Результатом правотворчества являются законы, подзаконные нормативные акты, правовые обычаи, нормативные договоры, юридические прецеденты. Рассмотрим стадии законотворчества в РФ:

1) законодательная инициатива – закрепленное в Конституции РФ право определенных субъектов внести предложение об издании, изменении или отмене закона и соответствующий законопроект в законодательный орган. Право законодательной инициативы порождает у законодательного органа обязанность рассмотреть предложение и законопроект. Но законодатель имеет право на только принять законопроект, но и отклонить его. Право законодательной инициативы, согласно ч.1 статьи 104 Конституции РФ, принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ, Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ, Высшему Арбитражному Суду РФ;

2) подготовка проекта закона;

3) обсуждение законопроекта – стадия, которая начинается в Государственной Думе с заслушивания доклада представителя субъекта, внесшего законопроект. Данная стадия необходима для того, чтобы довести документ до нужного качества: устранить противоречия, пробелы, неточности и дефекты. Наиболее существенные законопроекты могут выноситься на всенародное обсуждение;

4) принятие закона, что достигается с помощью двух механизмов голосования (простым большинством и квалифицированным). Принятие закона – главная стадия, которая в свою очередь распадается на три подстадии:

а) принятие закона Государственной Думой (федеральные законы принимаются простым большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы; федеральные конституционные законы считаются принятыми, если за них было подано не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы);

б) одобрение закона Советом Федерации (в соответствии с ч. 4 ст. 105 Конституции РФ «федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты, либо если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации»; в соответствии с ч.2 ст. 108 Конституции РФ «федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации»);

в) подписание закона Президентом РФ (согласно ч. 2 ст. 107 и ч. 2 ст. 108 Конституции РФ, Президент в течение 14 дней подписывает одобренный закон и обнародует его);

5) опубликование закона (как правило, федеральные конституционные законы и федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение 7 дней после их подписания Президентом РФ; неопубликованные законы не применяются).

3. Юридическая техника

Основным объектом юридической техники является текст правовых актов, информационное воплощение юридических предписаний.

Юридическая техника призвана структурировать правовой материал, совершенствовать язык юридических актов, делать его более понятным, точным и грамотным. Во многом именно уровень юридической техники символизирует определенный уровень правовой культуры общества.

Виды средств юридической техники:

1) средства юридического выражения воли законодателя;

а) нормативное построение – норма права должна быть выражена в виде нормы – предписания (гипотеза – диспозиция; гипотеза - санкция);

б) системное построение – норма права должна быть выражена в виде логической нормы (гипотеза – диспозиция - санкция);

в) отраслевая типизация – каждая норма права должна быть помещена в соответствующую отрасль права;

2) средства словесно-документального изложения текста документа:

а) реквизиты (наименование акта, его заголовок, дата принятия, вступление в действие, подписи и т.п.);

б) структурное построение – определенный порядок расположения материала, его расчлененность и согласованность;

в) юридическая терминология – совокупность слов и словосочетаний, в которых выражаются юридические понятия;

г) стиль правового акта – система приемов наиболее целесообразного использования средств языка в нормативных документах.

Приемы (способы) юридической техники:

1) по степени обобщения конкретных показателей:

а) абстрактный – при формулировании нормы права используется обобщающая формулировка;

б) казуистический – при формулировании нормы права последовательно перечисляются условия, при которых она действует;

2) по способу изложения элементов юридической нормы:

а) прямой – гипотеза, диспозиция и санкция изложены в одной статье нормативного акта;

б) отсылочный – отдельные элементы нормы (или гипотеза, или диспозиция, или санкция) изложены в других конкретных статьях конкретного закона и к ним сделана отсылка;

в) бланкетный – разновидность отсылочного, но отсылка делается чаще всего путем упоминания соответствующих правил, инструкций, иных законодательных актов.

Как пишет В.М. Сырых, российскими правоведами еще не проведена работа по систематизации всех приемов юридической техники. И хотя в 1995 г. Государственно-правовым управлением при Президенте РФ был издан «Справочник по подготовке и оформлению официальных документов», «подготовка нормативных актов пока что осуществляется в основном при опоре на интуицию и собственный опыт работников». В результате многие законы и иные нормативные акты в РФ страдают существенными недостатками в виде пробелов, противоречий, нечетких формулировок, стилистических погрешностей, которые в теории права называются правотворческими ошибками. В зависимости от сферы содержания нарушенных правил выделяют три вида правотворческих ошибок: юридические, логические и грамматические.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тест №19 | Тест № 20
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 771; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.