КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тест № 29
План. Лекция 29. Правосознание и правовая культура 1. Понятие правосознания, его структура и виды. 2. Деформация правосознания. 3. Правовая культура, правовое воспитание, правовое обучение. Литература. 1. Венгеров А.Б. Теория государства и права: В 2-х частях. Ч 2. Теория права. - М., 1996. 2. Гойман-Червонюк В.И. Очерк теории государства и права. — М., 1996 3. Ильин И.А. О сущности правосознания. - М., 1993.
4. Кудрявцев В.Н., Казимирчук В.П. Современная социология права: Учебное пособие. - М.,1995. 5. Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права: Учебно-методическое пособие. Краткий учебник для вузов. - М., 1999. 6. Мялкин В.А. Взаимосвязь правосознанияс нормой права / Власть силы, сила власти. - М, 1996 - с. 117-122. 7. Невважай И.Д. Типы правовой культуры и формы правосознания // Правоведение. - 2000.- № 2. 8. Общая теория права / Под ред. А.С.Пиголкина. - 2-е изд. - М., 1995. 9. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В.Лазарева. - 2-е изд., перераб. и доп.- М., 1996. 10. Присяжный Н.С. Правовая культура России как отображение особого типа ментальности // Юридический вестник. – 2000 - № 1. 11. Семитко А.П. Развитие правовой культуры как правовой прогресс. - Екатеринбург, 1996. 12. Сырых В.М. Теория государства и права: Учебник. - М., 1998. 13. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И.Матузова и А.В. Малько. - М., 1997. 14. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов и факультетов / Под ред. В.М.Корельского и В.Д.Перевалова. - М., 1997. 1.1. Понятие правосознания Право как социальное явление вызывает то или иное отношение к нему людей. Оно может быть или положительным, если человек понимает необходимость и ценность права, или отрицательным, если человек считает право бесполезным и ненужным. Люди выражают свое отношение ко всему, что охватывается правовым регулированием, что связано с представлениями о праве в той или иной форме. Если признать право объективной реальностью, то надо признать и наличие субъективной реакции люде на право. Правосознание является неизбежным спутником права. Это обусловлено тем, что право является регулятором отношений людей, наделенных волей и сознанием. Например, процесс создания права очевидно связан с сознательной деятельностью людей. Ясно и то, что процесс воплощения права в жизнь тоже является осознанной волевой деятельностью людей. Яркой иллюстрацией работы сознания как на рациональном так и на эмоциональном уровне может служить законотворческая деятельность Совета Федерации и Государственной Думы РФ. Таким образом, правосознание - это совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей к праву и правовым явлениям в общественной жизни. Правосознание обычно не существует в «чистом» виде. Оно взаимосвязано с другими видами и формами осознания реальности и действительности. Так, достаточно часто правосознание переплетается с моральными представлениями. Люди оценивают право и правовые явления с точки зрения моральных категорий добра и зла, справедливости и несправедливости, совести, чести, достоинства и т.д. Отношение к праву часто определяется и политическими взглядами. Это особенно характерно для марксистско-ленинского отношения к праву. Марксизм понимает право как возведенную в закон волю господствующего класса, а закон — как меру политическую. Правосознание тесно взаимодействует и с философскими теориями, идеологическими воззрениями, религиозными доктринами. Некоторые философы и ученые даже считали, что нормы права, их обязательность и принудительность живут лишь в сознании людей и поэтому право - явление психологическое (психологическая теория права Л.Петражицкого). Другие подчеркивали внешнюю принудительность права (Гегель, Кант). Третьи считали право классовым регулятором (Маркс, Ленин). Четвертые признавали за правом роль гаранта естественных прав человека (Монтескье, Руссо). Влияние правосознания на организацию общественной жизни достаточно велико. Этим объясняется его включение в механизм правового регулирования как одного из средств воздействия на общественные отношения. Специфическая черта правосознания в этом случае состоит в том, что его роль не ограничена какой-либо одной стадией правового воздействия. Оно включается в работу и на стадии законотворчества, и на стадии реализации права, присутствует во всех элементах механизма правового регулирования - нормах права, актах реализации права, правоотношениях. От уровня и качества правосознания, его характера и содержания во многом зависит, каким будет поведение человека - правомерным, социально полезным или неправомерным, социально опасным. 1.2. Структура правосознания и его виды Структура правосознания включает в себя два элемента: 1) правовую психологию (переживания, которые испытывают люди в результате отношения к праву, это уровень чувств, настроений, во многом выражающий поверхностные, эмоциональные оценки права); 2) правовую идеологию (понятия, принципы, убеждения, выражающие отношения людей к прошлому, к действующему и желаемому праву; это более глубокое осмысление правовых явлений, характеризующее рациональный уровень правовых оценок). Правовая идеология является главным элементом в структуре правосознания. По содержанию правосознание подразделяется на следующие виды: 1) обыденное (массовые представления людей, настроений по поводу права, возникающие под влиянием жизненного опыта); 2) профессиональное (чувства, убеждения, традиции, складывающиеся у юристов на основе юридического образования и юридической практики); 3) научное (идеи, понятия, концепции, выражающие теоретическое освоение права исследователями, научными работниками). По субъектам (носителям) правосознание можно разделить на индивидуальное и групповое. Групповое правосознание надо отличать от массового, которое характерно для нестабильных временных объединений людей (участников митингов, демонстраций, бунтующей толпы и др.) Для характеристики правосознания макрогрупп (населения страны, континента, исторической эпохи) используется понятие общественное правосознание. Например, рядом особенностей и условиями развития российского общества, русскому народу, присущ взгляд на право как на обязательные предписания стоящих на вершине власти людей. Кроме того, российскому обществу свойствена подмена правосознания этическими воззрениями, а также правовой нигилизм, неуважение к праву и закону. 1.3. Профессиональное правосознание юриста Профессиональное правосознание — это правовое сознание юристов. Оно формируется в ходе специальной подготовки, например, при обучении в юридическом учебном заведении, а также в процессе осуществления практической юридической деятельности. В зависимости от предмета отражения в правосознании юриста образуются сферы, соответствующие разным отраслям правовых отношений: уголовно-правовых, уголовно-процессуальных, гражданско-правовых, гражданско-процессуальных и т.д. Сущность и особенности правового сознания юристов конкретизируются в правовой идеологии и правовой психологии, в системе присущих данной профессиональной группе правовых знаний, представлений, установок, ценностных ориентации. Субъекты профессионального правосознания обладают специализированными детализированными знаниями действующего законодательства, а также умениями и навыками его применения. Правовое сознание юристов должно быть теоретическим. К нему вполне подходит такая степень выражения сознания, как идеологический уровень. Юристы традиционно входят в состав идеологического сословия. Юриста-профессионала должно отличать устойчиво положительное отношение к праву и практике его применения, что предполагает максимально высокую степень согласия с правовой нормой, понимание полезности, необходимости и справедливости ее применения, привычку соблюдать закон. Интенсивность, степень выраженности, острота проявления правовых знаний, правовых установок и ценностных ориентации отличает профессиональное правосознание юристов от правового сознания законопослушных граждан и преступников. В то же время и деформация правосознания юристов носят более негативный характер, чем у представителей других групп. Имеют место раздвоенность и внутренняя противоречивость профессионального правосознания, выражающая, в частности, в возможности противопоставления законности и целесообразности, в допустимости нарушений законности «в интересах дела», в умалении роли и значения прав, свобод и законных интересов личности. 2. Деформация правосознания. Правовой нигилизм В общественно-политической жизни возможны деформации правосознания, которые проявляются в правовом нигилизме и правовом идеализме. Правовой нигилизм — это отрицательное отношение к праву, правовым формам организации общественных отношений. Он может существовать как на уровне индивидуального, так и группового и общественного сознания. Правовой нигилизм имеет различные формы проявлении. Это и равнодушное, безразличное отношение к праву и его возможностям, и неверие в право, негативное отношение к нему, отрицание его социальной и личностной ценности. К основным причинам распространения правового нигилизма в нашей стране относят: 1) исторические корни, которые в России являются следствием самодержавия, многовекового крепостничества, лишавшего людей прав и свобод, а также тоталитаризма, его репрессивного законодательства, неправового характера правосудия; 2) семидесятилетнюю теорию и практику понимания диктатуры пролетариата, как власти не связанной и неограниченной правом; 3) правовую систему, в которой господствовали командно-административные методы, секретные и полусекретные подзаконные нормативные акты, формальные конституция и законы, которые только декларировали права и свободы личности, но не обеспечивали их соблюдение; 4) количественную и качественную реформу правовой системы в 90-е годы, связанный с этим кризис законности и неотлаженность механизма приведения в действие принимаемых законов, длительность процесса осуществления реформ, особенно судебной реформы. В качестве специальных средств сведения к минимуму правового нигилизма можно назвать: 1) обеспечение правового характера принимаемых законов; 2) строгое соблюдение Конституции; 3) повышение роли суда и осуществление судебной реформы; 4) приведение в соответствие с требованиями времени правового воспитания населения, профессионального обучения и воспитания юристов; 5) систематическая работа по повышению уровня правовой культуры всех субъектов, правоохранительной системы. В одном ряду с правовым нигилизмом находится другая форма деформации правосознании - правовой идеализм. Это преувеличение реальных регулятивных возможностей, роли и значения права. Как и правовой нигилизм, правовой идеализм сопровождает человеческую цивилизацию на всем пути ее развития. Так, еще Платон считал, что одним из главных средств создания идеального государства будут идеальные законы, принимаемых мудрыми правителями. Такие заблуждения характерны и для некоторой части российского общества в наши дни. На самом деле, право и законы являются только одним из средств социального регулирования и к тому же в немалой степени зависящего от общего уровня экономического, политического, социального и духовного развития общества. 3.Правовая культура, правовое воспитание, правовое обучение Правовая культура в широком смысле слова - это качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом в уровне развития субъектов права, а также степени гарантированности государством прав и свобод человека. Правовая культура личности - это знание и понимание права, а также действия в соответствии с ним Структура правовой культуры личности состоит из следующих элементов: 1) правовой психологии; 2) правовой идеологии; 3) юридически значимого поведения. Структура правовой культуры общества состоит из следующих элементов: 1) уровня правосознания и правовой активности; 2) степени прогрессивности юридических норм, т.е. уровня развития права, культуры юридических текстов; 3) культуры правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности. Правовое воспитание — это целенаправленная деятельность по передаче правовой культуры, правового опыта, правовых идеалов и механизмов разрешения конфликтов в обществе от одного поколения к другому. Обычно говорят о правовом воспитании в широком и узком смысле В первом случае речь идет о правовой социализации человека, когда он воспитывается всей окружающей обстановкой в целом, всей юридической практикой и поведением людей, а также должностных лиц в правовой структуре Правовое воспитание в узком смысле слова отличается от правовой социализации своей целенаправленностью на повышение правовой культуры личности, социальной группы и общества в целом. Оно осуществляется в определенных организационных формах. Правовое воспитание тесно связано с правовым обучением. Воспитание не может осуществляется без обучения, также как и обучение обязательно оказывает воспитательное влияние на обучаемых Различия между ними проходит по сфере воздействия: воспитание влияет в основном на эмоционально-волевую, ценностную, мировоззренческую сторону сознания, а обучение - на рациональную, с целью информационно-ознакомительного воздействия на человека Основной упор в деле повышения правовой культуры российского общества должен быть сделан на правовое обучение, на информирование населения о существующих юридических предписаниях. Очень важно также ознакомление населения с правовым опытом и традициями правовых государств. 1. Русский правовед, считавший, что нормы права живут лишь в сознании людей, что право - явление психологическое 1. Ильин 2. Петражицкий 3. Коркунов 2. Русский ученый, рассматривавший правосознание как совокупность воззрений на право, на государство 1. Ильин 2. Петражицкий 3. Коркунов 3. Функция правосознания, которой соответствует определенная сумма юридических знаний, выражающихся в понятии «правовая подготовка» 1. Познавательная 2. Оценочная 3. Регулятивная 4. Функция правосознания, которая вызывает определенное эмоциональное отношение личности к разным сторонам и явлениям правовой жизни 1. Познавательная 2. Оценочная 3. Регулятивная 5. Элемент структуры правосознания, который представляет собой систематизированное научное выражение правовых взглядов, принципов, требований общества и различных социальных групп 1. Правовая идеология 2. Правовая психология 3. Отношение людей к праву и закону 6. Тип правосознания в зависимости от его уровня, характерный для основной массы граждан 1. Научное 2. Профессиональное 3. Обыденное 7. Тип правосознания по его субъектам, характерный для нации, народности, населения страны в определенную эпоху 1. Индивидуальное 2. Массовое 3. Общественное 8. Один из аспектов исследования правовой культуры, который предлагает ее понимание как системы идеальных и овеществленных элементов, относящихся к сфере действия права и их отражения в сознании людей 1. Аксиологический 2. Содержательный 3. Научный 9. Преувеличение роли права и законодательства в жизни общества 1. Правовой идеализм 2. Правовой нигилизм 3. Правовой вакуум 10. Целенаправленная деятельность по передаче правовой культуры и правового опыта от одного поколения к другому 1. Правовая социализация 2. Правовое обучение 3. Правовое воспитание
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1483; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |