Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тест № 31

План

Лекция 31. Становление правовой системы в РФ

1. Исторические и социально-культурные корни российской правовой системы.

2. Особенности советской системы законодательства.

3. Становление и развитие правовой системы в РФ.

Литература

1. Гойман-Червонюк В.И. Очерк теории государства и права: Учебное пособие. – М., 1996.

2. Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы российского права: Учебное пособие. – М., 1996.

3. Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права: Учебно-методическое пособие. Краткий учебник для вузов. – М., 1999.

4. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: Учебник для вузов. – М., 2000.

5. Спиридонов Л.И. Теория государства и права: Учебник. – М., 1999.

6. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов и факультетов / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. – М., 1997.

1. Исторические и социально-культурные корни российской системы законодательства

В отечественной литературе по теории и истории государства и права, возникшую в Х веке в Киевской Руси, юридическую сис­тему традиционно называют правом. Такой подход основывается на позитивистских представлениях о праве, на отождествлении права и закона. В тоже время, сравнивая древнерусскую мифоло­гию с мифологией этносов, известных своей правовой культурой (например, древнегреческой и древнеримской), авторы обращают внимание на отсутствие в отечественной мифологии образов, идей, сюжетов и представлений правового характера. У древних греков, например, это мифы о Фемиде - богине правосудия и правопоряд­ка, а также её дочерях Эвномии («благозаконии»), Дине («справед­ливости") и Ирене («мире»).

В древнерусской мифологии отсутствуют и весы - важный предправовой символ, свидетельствующий об осознании людьми таких понятий, как соразмерность деяния и воздаяния за него, мера. Древние славяне не выделяли и не осознавали социальности своего бытия, его нормативности и упорядоченности, возможностей своей деятельности.

Большинство ученых сегодня признают, что право, правовая система и правовая культура неразрывно взаимосвязаны с частной собственностью, с осознанием человеком своей индивидуальности, самостоятельности. В тоже время присущая русскому обществу коллективная форма общежития подавляющего большинства насе­ления - община - являлась препятствием на пути выделения част­ной собственности, индивидуальности, а также формирования пра­ва, правовой системы, являющихся средством защиты индивида, личности от произвола общества и публичной политической власти (см.: Теория государства и права: Учебник для юридических вузов и факультетов / Под ред. В.М Корельского и В.Д. Перевалова.- М., 1997.- С. 471-474).

Сохранение общины, а также необходимость консолидации перед лицом постоянной внешней угрозы привели к тому, что пуб­личная политическая власть на Руси складывалась в форме деспо­тии, жестоко подавлявшей практически весь народ. В движении России по деспотическому, а значит неправовому пути, колоссальную роль сыграло и монголо-татарское иго, и гибель именно господствующего при Иване Грозном класса (Юзганов А. У истоков деспотизма // Знание-сила.- 1989- №9.С. 25). Уничтожение родовой знати, замена её опричным (случай­ным) сословием, вызвали рост холопского самосознания даже в сфере правящей верхушки. В результате в России неизвестен был институт рыцарства как самозащиты своего субъективного права и чести. Деспотическая власть подчинила себе все слои общества и все институты, включая церковь. Отсутствие в стране какой-либо оппозиции власти исключало возможность возникновения право­вой системы. Поэтому не случайно многие русские философы и правоведы связывали поступательное развитие России, ее народа с необходимостью преодоления деспотизма и бесправия, обретения веры в силу права.

Сформировавшаяся в Х - первой половине XIX века россий­ская система законодательства имела следующие признаки:

1) приоритет общих интересов, общего дела, дух соборности в ущерб личным правам и интересам индивида;

2) слабость личностного, а значит и правового начала в рос­сийской культуре;

3) широкое распространение наряду с законодательными средствами таких регуляторов поведения, как моральные, религи­озные, корпоративные и другие нормы;

4) отрицательное отношение православной церкви к фунда­ментальным устоям правового общества, к праву и правовой куль­туре;

5) высокая степень огосударствления всех сторон жизни и, как следствие, слабое развитие структур гражданского общества;

6) начало формирования правовой системы в результате отмены крепостного права и осуществления правовой реформы во второй половине XIX - начале XX веков.

В процессе правовой реформы в России была ликвидирована сословность суда, провозглашено равенство всех перед законом и судом, осуществлено отделение суда от ад­министративной власти, установлены выборность и несменяемость судей, коллегиальность рассмотрения дел, состязательность про­цесса, введён институт присяжных заседателей и т. д.. Всё это за­ложило в конце XIX - начале ХХ вв. в России фундамент современной правовой системы.

2. Особенности советской системы законодательства

В феврале 1917 года российское самодержавие пало, в стране возникла демократическая республика. Началась демократизация политической жизни, прошли выборы в Учре­дительное собрание, которое должно было утвердить в России парламентарную республику и избрать временного Президента. Однако эволюционное развитие государственности было прервано восстанием 25 октября (7 ноября) 1917 года. В России была провозглашена Советская Республика, в которой в конце 20-х годов утвердилась тоталитарная разновидность политического режима

Возникшая в условиях тоталитаризма советская законодатель­ная система, которую сторонники позитивизма называют правовой, отличалась рядом особенностей.

1. Идеологизированность. Это проявилось в том, что она строилась на официальной идеологии марксизма-ленинизма и была привержена политической компанейщине, театрализованным «су­дебным процессам» над «врагами народа» и диссидентами. В этом плане советская система напоминала религиозные системы, кото­рые также основаны на идеологии и зависят от официальных тол­кователей её догм и положений. С организационной точки зрения идеологизированность проявлялась в прямом вмешательстве пра­вящей коммунистической партии в юридическую практику.

2. Отрицательное отношение правящей верхушки, а со временем и воспитанного в духе марксизма-ленинизма населе­ния к праву, представление о нем как о пережитке капиталистиче­ского общества.

3. Абсолютное преимущество интересов государства над интересами личности. Как при любой деспотической власти, в СССР самыми тяжкими преступлениями считались государствен­ные преступления. Посягательства на государственную собствен­ность карались более сурово, чем на личную. Вместе с правом практически исчезли и представления о его делении на публичное и частное. Объём усмотрения частных лиц ограничивался бытовыми проблемами и семейными отношениями. По отношению к гра­жданам господствовал разрешительный законодательный принцип. Гражданские и политические права человека рассматривались как второстепенные по сравнению с социальными. Не признавались международные стандарты в области прав человека.

4. Зависимость судебной системы от партийно-государственного аппарата; карательный характер её деятельности, направленный, прежде всего против инакомыслящих. Судебный процесс был инквизиционным; нарушались права обви­няемого на защиту; использовалось объективное вменение: к уго­ловной ответственности в годы сталинизма привлекались члены семей так называемых «изменников Родины»; наказания были крайне жесто­кими. До середины 50-х годов широко практиковались внесудеб­ные расправы, осуществлялся массовый террор.

5. Роль закона сводилась практически на нет, так как все принципиальные общие положения устанавливались партийными органами. Важную роль играли различные секретные, нигде не публиковавшиеся инструкции и указания партийных органов и различных ведомств.

6. Формально система законодательства носила правовой характер: в стране действовала конституция, провозглашавшая права и свободы человека и гражданина, существовали основы законодательства, кодексы и другие юридические акты. Нередко это вводило и вводит исследователей в заблуждение, приводит к выводу о её правовом характере.

Определённые сложности при анализе советской законода­тельной системы возникают и в связи с тем, что она не была неиз­менной, а эволюционировала в сторону либерализации.

На первом этапе - этапе становления - осуществлялся слом старой, дореволюционной системы и юридических учреждений, предпринимались попытки создания новой системы. На этом этапе принимается Конституция РСФСР 1918 года. Конституция СССР 1922 года, Гражданский, Уголовный, Земельный, Гражданско-процессуальный, Уголовно-процессуальный кодексы, Кодекс зако­нов о труде; создаётся новая судебная система.

С конца 20-х и до середины 50-х годов в стране устанавлива­ется сталинская диктатура, тоталитарный режим и практически полное уничтожение каких-либо правовых начал в жизни общества, хотя принимались активные действия по маскировке тоталитаризма, в частности, в 1936 году была принята достаточно демокра­тическая по своей форме Конституция СССР.

Середина 50-х - конец 80-х годов - это либерализация тоталитарного режима, которая привела к смене общественно-политического строя и распаду СССР. В эти годы были кодифици­рованы все остальные отрасли законодательства, приняты Консти­туция СССР 1977года и конституции союзных республик, ряд за­конов декларативно-демократического характера.

3. Возникновение и развитие правовой системы в Российской Федерации

Зарождение правовой системы в Российской Федерации начи­нается в конце 80-х - начале 90-х годов Оно происходило в очень сложных условиях, связанных с острыми противоречиями между органами законодательной и исполнительной власти, «войной за­конов», «парадом суверенитетов» в бывшем СССР, а потом и в Рос­сийской Федерации, невиданным ростом преступности, коррумпи­рованности государственного аппарата, нарушения прав и свобод огромного числа людей и т.п.

Несмотря на это, модернизация в России сопровождается об­новлением юридической теории и практики. Это выражается пре­жде всего в признании личности субъектом права, правовой систе­мы. В дореволюционной России и СССР личность занимала под­чинённое положение и в качестве субъекта права не выделялась.

В современной западной и отечественной юриспруденции субъект права рассматривается как носитель прав и обязанностей и участник правовых отношений. При этом сторонники позитивист­ского правопонимания подчёркивают, что такие свойства субъект приобретает в силу правовых норм, т. е. тогда, когда они закрепле­ны в позитивном, писаном праве (законодательстве). Если же закон (государство) не предоставляет субъекту соответствующие право­вые свойства, то он не становится субъектом права

При социологическом подходе субъектом права является тот, кто реально или через своих представителей участвует в правовой деятельности, тот, кого участники правовых отношений признают в качестве их субъекта, независимо от того, как к этому отнесётся государство

Согласно естественно-правовой и либеральной концепции юридические свойства субъекта права принадлежат человеку от рождения и, следовательно, никто их ему не даёт и никто не может отнять.

Именно естественно-правовой подход использован в Консти­туции РФ, в которой признано, что «основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения» (ст. 17). Таким образом, в Конституции получило юридическое закреп­ление положение о том, что человек есть основание и центр рос­сийской правовой системы, а все остальные её субъекты - произ­водные от активной деятельности человека образования. Отсюда и основная функция государства - защита прав и свобод человека и гражданина. В результате из основания правовой системы выраста­ет государственность, что логично для правового государства, где право выступает первичным, фундаментальным фактором во взаи­моотношении «право-государственность».

С учётом этого важнейшими целями развития правовой сис­темы Российской Федерации являются:

1) создание такого государственно-правового механизма, ко­торый был бы действительно направлен на обеспечение прав чело­века как важной ценности;

2) разработка системы реального воздействия человека на го­сударство, в том числе через институты гражданского общества, находящиеся в России в стадии становления.

Второй, не менее важный элемент правовой системы- правовое сознание, не существующее в отрыве от субъекта и включающее в себя правовую идеологию и правовую психологию. Особенностью России был и остаётся правовой нигилизм на обоих уровнях. Толь­ко в последние годы внимание общества стало сосредоточиваться на идеях прав и свобод личности, на идее общественного договора и необходимости формирования правового государства.

Следующий элемент правовой системы- правовая деятель­ность, составляющими которой являются законотворческая дея­тельность органов государственной власти, правоприменительная деятельность правоохранительных и других органов государства, а также деятельность по реализации права всеми этими орга­нами и другими субъектами российской правовой системы.

В области законотворческой деятельности перед Россией стоит сложнейшая задача формирования практически новой сис­темы законодательства, соответствующей новым экономиче­ским, политическим и социальным реалиям и направляющей про­исходящие в обществе процессы в нужное русло. При этом особое значение приобретает кодификационное законотворчество, ком­плексно регулирующее целые области общественных отношений.

В процессе правоприменения на первое место в Российской Федерации выходит совершенствование системы правосудия, ко­торая должна ориентироваться на фундаментальные правовые цен­ности - права человека, руководствоваться принципами междуна­родного права. Эти принципы, в соответствии с Конституцией РФ, явля­ются составной частью правовой системы России. Роль и значение правосудия в нашей стране значительно возрастает в связи с тем, что Конституция РФ установила широкий круг новых прав челове­ка в области судопроизводства и правовой системы в целом.

Состояние правового порядка в стране складывается из право­вого поведения граждан, организаций и органов. В этом плане актуальной задачей для России является превращение устанавли­ваемых принципов и норм, правового статуса лиц и организаций в реальный правовой порядок, в характерную особенность правовой культуры. К сожалению, пока что можно говорить скорее об иде­альных мотивах и стремлении жить по законам правового государ­ства, чем о практическом воплощении желаний в жизнь.

Важной составной частью правовой системы является норма­тивно-законодательная подсистема. Юристы позитивистской ориентации считают нормативно-законодательные акты центром правовой системы, а сторонники естественно-правовой доктрины - только одним из важных её компонентов.

Термин «законодательство» в теории и практике используется в широком и узком смысле. В первом случае - это все действующие в стране нормативные акты. Во втором - это система действующих законов.

К принципиальным изменениям в законодательстве РФ за по­следнее время относятся:

а) превращение Конституции в закон прямого действия, что означает право и обязанность судебных и других органов государственной власти и управления, всех должностных лиц при отсутст­вии необходимого закона применять положения Конституции;

б) неприменение в соответствии с п.3 ст. 15 Конституции РФ неопубликованных законов, что направлено на искоренение прак­тики «тайного законодательства». Это же касается и любых норма­тивных актов, затрагивающих права, свободы и обязанности чело­века и гражданина;

в) признание принципов и норм международного права и ме­ждународных договоров РФ составной частью её правовой систе­мы. В силу п.4 ст. 15 Конституции, «если международным догово­ром Российской Федерации установлены иные правила, чем преду­смотренные законом, то применяются правила международного договора».

В настоящее время в России идёт процесс становления частного права. В правовой системе появляется субъект, наделённый автономией, независимостью, возможностью самостоятельно, сво­бодно решать свои частные дела, если при этом он не причиняет ущерба правам и законным интересам других лиц Частное право гарантируется государством.

Принципиально новым признаком правовой системы РФ является право всех субъектов Федерации издавать законы. Это приве­дёт к формированию, наряду с федеральной нормативно-законодательной системой, самостоятельных региональных систем, а в рамках федеративного права - к появлению новой подсистемы - коллизионного права.

Всё это, по мнению ученых-правоведов, свидетельствует о том, что основным направлением развития российской правовой системы является построение правового государства на базе формирования гражданского общества.

1. Год осуществления в дореволюционной России судебной реформы

1. 1864 г.

2. 1874 г.

3. 1884 г.

2. Особенность советской системы законодательства, делающая ее похожей на религиозные системы

1. Отрицательное отношение к праву

2. Идеологизированность

3. Минимальная роль закона

3. Время зарождения в РФ правовой системы

1. Середина 50-х – конец 80-х г.г.

2. Конец 80-х – начало 90-х г.г.

3. Начало – середина 90-х г.г.

4. Статья Конституции РФ, в которой признано, что «основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения»

1. 15

2. 16

3. 17

5. Центральный элемент правовой системы РФ

1. Человек

2. Правовое сознание

3. Правовая деятельность

6. Составная часть правовой деятельности, в области которой перед РФ предстоит решать задачу формирования новой системы законодательства

1. Законотворчество

2. Правоприменение

3. Реализация права

7. Составная часть правовой деятельности, в области которой в РФ необходимо усовершенствовать систему правосудия

1. Законотворчество

2. Правоприменение

3. Реализация права

8. Статья Конституции РФ, согласно которой неопубликованные законы не применяются

1. 14

2. 15

3. 16

9. Статья Конституции РФ, согласно которой общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы

1. 13

2. 14

3. 15

 

10. Статья Конституции РФ, в которой заключается принципы верховенства Конституции
1. 13

2. 14

3. 15

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тест № 30. Лекция 30. Основные правовые системы современности | Тест № 32
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 797; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.