КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общее представление о мышлении
Тема 1.3. Мышление "Мало иметь хороший ум, главное-хорошо его применять» Р.Декарт Все жалуются на свою память, но никто не жалуется на свой разум. (Ф. Ларошфуко)
1. Общее представление о мышлении. 2. Операции мышления. 3. Формы мышления. 4. Решение проблемной ситуации (задач). 5. Виды мышления. 6. Индивидуальные особенности мышления. Мышление является высшим познавательным процессом. В реальности мышление, как отдельный психический процесс, не существует. Оно присутствует во всех других познавательных психических процессах: восприятии, внимании, памяти, речи. Высшие формы этих процессов обязательно связаны с мышлением, и степень его участия в этих процессах определяет их уровень развития. В ходе мышления, на основании имеющейся сенсорной информации, человек делает определенные выводы, пытается отразить существующий мир не только как отдельные вещи, явления и их свойства, но и определить связи, существующие между ними, которые непосредственно в чувственном восприятии человеку не даны. Свойства вещей и явлений и связи между ними отражаются в мышлении в обобщенной форме, в виде понятий, законов, принципов. Мышление - обобщенное, опосредованное отражение действительности в ее существенных связях и отношениях. На чувственной ступени познания внешние воздействия (стимулы) приводят непосредственно к возникновению образов в нашем сознании. Мышление же, как уже подчеркивалось, это опосредованное отражение действительности, которое производится с помощью средств отсутствующих на чувственной ступени познания. Такими средствами являются мыслительные операции (или операции мышления). Мыслительные операции совершаются с образами объектов представленными либо в восприятии, либо в воображении. Мышление как процесс состоит из 8 операций: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация, классификация, cистематизация. Результатом мыслительных операций становится понятие - определение какого-либо объекта или явления выраженное словами. Иначе говоря, понятие - это мысль об объекте или явлении, выраженная словами. Отражение действительности на уровне мышления носит обобщенный характер, так как в результате мыслительных операций в понятиях отражаются общие свойства объектов или явлений. Мышление позволяет человеку познать сущность явлений, а не только то, что непосредственно дается при чувственном восприятии. Мышление позволяет найти и установить скрытые связи и отношения между объектами и явлениями. Особенно большое значение имеет установление причинно-следственных связей. Это дает человеку возможность прогнозировать ход событий, а также влиять на действительность и изменять ее. Раскрыть сущность явлений можно лишь в том случае, если мы будем включать объект (образ объекта) в различные связи и отношения. Например, чтобы определить, что такое "жилище", необходимо представить различные виды жилищ (форма, материалы из которых построены, число этажей и т.д.) в зависимости от климатических условий, культуры, уровня развития тех народностей, которым они принадлежат. Чем больше объем предыдущих знаний человека, его опыт, более полными и четкими будут его понятия. Человек может приобретать знания двумя путями: либо на основе своего непосредственного опыта, либо использовать знания и опыт других людей. Каждый человек обладает своим уникальным набором чувственных образов, то есть каждый может представлять и видеть мир по-своему. Однако понятия носят универсальный характер, общий для всех людей. Именно это дает нам возможность обмениваться знаниями, передавать свой опыт и знания другим людям, перенимать их опыт и умения. Для того, чтобы процесс передачи знаний был эффективным, необходимо, чтобы собеседники использовали понятия, уже известные каждому из них, либо, чтобы один из собеседников объяснил сущность и содержание новых понятий, используя уже известные. Например, объясняя понятие "мышление" студентам мы пытаемся использовать слова (знания), которые уже у вас есть. Но объяснить первокласснику понятие "мышление" невозможно, так как он не обладает достаточным словарным запасом и набором знаний. Процесс формирования и усвоения понятий является одним из двух проявлений мышления, играющих важнейшую роль в наших постоянных попытках адаптироваться к реальной жизни. Вторым проявлением мышления опирающимся на формирование понятий, является процесс решения проблем (задач). Основные типы и виды задач с которыми сталкиваются люди в своей деятельности (в том числе профессиональной) мы рассмотрим несколько позднее. А сейчас закончим обсуждение вопроса о формировании понятий. Учитывая все, оказанное выше, можно дать такое определение термину понятие. Понятие - форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношение предметов и явлений, выраженная словом или группой слов. По Д.Брунеру выделяют простые понятия ("круглый", "сладкий" и т.п.), которые характеризуются одним общим свойством и сложные понятия, в определении которых входят несколько (не менее двух) общих свойств или признаков. В свою очередь сложные понятия подразделяют на три вида: 1) Конъюктивные понятия, определяемые не менее двумя признаками. Например, понятие "стул" включает 3 основные признака: обычно 4 ножки, горизонтальная поверхность для сидения, спинка. Совокупность этих трех признаков позволяет отличить "стул" от других предметов, на которых можно сидеть (кресло, табуретка, тахта, пень и т.д.). 2) Дизъюктивные понятия, определяемые либо одним, либо другим признаком, либо обоими одновременно. Так понятие "здоровье" можно определить либо как отсутствие болезней, либо (как рекомендует ВОЗ) "состояние полного физического и психического благополучия". 3) Соотносительные понятия, включающие все связи и отношения существующие между какими-то элементами некоторой совокупности.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 802; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |