Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Операции мышления




При формировании понятий и в процессе решения различных проблем важную роль играет уверенное владение человеком операционными компонентами мышления (или операциями мышления). Операционными компонентами мышления являются система мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация, классификация, систематизация. Каждая из этих операций выполняет определенную функцию в процессе познания и находится в тесной взаимосвязи с другими операциями.

Анализ - это разделение целого на части, выделение отдельных признаков и сторон предмета. При анализе происходит расчленение (практическое или мысленное) предмета на составляющие его элементы с последующим их сравнением. Анализ неразрывно связан с синтезом.

Синтез - это объединение отдельных элементов, которые выделены в результате анализа. Анализ и синтез обеспечивают проникновение в суть вещей, раскрывают их внутренние связи, закономерности и их существенные свойства. Как указывает проф. С.Л. Рубинштейн; "Анализ и синтез - общие знаменатели всего познавательного процесса". Они относятся не только к отвлеченному мышлению, но и к чувственному познанию и восприятию. В плане чувственного познания анализ выражается в выделении какого-нибудь чувственного свойства объекта, до того должным образом не выделявшегося. Познавательное значение анализа связано с тем, что он выявляет и "подчеркивает", выделяет "существенное".

Сравнение вскрывает сходство и различие отдельных объектов. Результатом сравнения, кроме того, может стать классификация.

Классификация направлена на разделение и последующее объединение объектов по каким-либо основаниям в определенные классы. Нередко классификация выступает как первичная форма теоретического и практического познания.

Абстрагирование - это выделение какой-либо стороны или аспекта явления и отвлечение от других сторон и аспектов. Абстрагирование производится для более тщательного их изучения и осуществляется, как правило, на основе уже произведенного анализа и синтеза. Абстрагироваться могут не только отдельные свойства, но и действия. В частности, способы решения задач.

Обобщение является средством объединения объектов по их существенным признакам и свойствам. Обобщение выступает как выделение существенного (абстрагирование) и связывание его с определенным классом предметов и явлений. Понятия являются одной из форм мысленного обобщения. Иногда выделяют в качестве операций мышления конкретизацию, как операцию обратную обобщению. Конкретизация заключается в том, что из общего определения (понятия) выводится суждение о принадлежности единичных вещей и явлений к определенному классу.

Систематизация обеспечивает разделение и последующее объединение групп объектов или классов (периодическая система Д.И.Менделеева, систематика животного и растительного мира, систематизация небесных тел и т.д.). Все операции мышления не могут происходить изолированно, вне связи друг с другом. Каждую мыслительную операцию мы можем рассматривать как умственное действие, направленное на распознавание и преобразование действительности (решение познавательных задач).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1795; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.