Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Соблюдение условий




Психологическая помощь в большей мере будет эффективной, если ее оказывает специалист, профессионально владеющий навыками терапевтического взаимодействия (которые зависят от теоретической позиции) и имеющий выраженные личностные качества «успешного помогающего специалиста». Для разных направлений психологической помощи характерны различные акценты в оценке значимости личностных качеств. В роджерианской модели оказания психологической помощи важны умения психолога быть искренним, подлинным во взаимоотношениях, сохранять безусловную положительную позицию по отношению к клиенту, невзирая на его недостатки; он должен быть эмпатичным, способным вчувствоваться во внутренний мир клиента, уловить и вербализовать то, что клиент еще только начинает осознавать в работе с ним. В поведенческой модели для психолога важны директивность, умение манипулировать процессом, поощрять и подкреплять полезные реакции, убеждать и внушать, быть информированным, чтобы давать советы и рекомендации. Для всех школ важно знание психологом своих коммуникативных особенностей и проблем. Психолог не может иметь низкую самооценку, быть неуверенным в себе, добиваться признания.

Психолог должен иметь возможность периодически прорабатывать собственные проблемы, регулярно прояснять свои чувства, возникающие при работе с клиентами, в Балинтовских группах, участвовать в профессионально-ориентированных тренингах навыков, проходить супервизии собственной практики.

Супервизия представляет собой интерактивный оценочный процесс, в котором более компетентный в профессиональном отношении специалист контролирует работу другого психолога с целью повысить его профессиональные возможности. В идеале супервизором должен быть человек, который в результате специального обучения получил статус супервизора. В крайнем случае, супервизию можно получить у любого специалиста, которому мы доверяем и которого рассматриваем в качестве компетентного в нашей области.

Эффективная супервизия должна проходить на уровне, соответствующем уровню развития специалиста, получающего супервизию.

Единой модели супервизирования не существует. Есть поведенческая, содействующая, динамическая, рефлектирующая, экспертная и системная модели супервизии. Для того, чтобы супервизия была продуктивной, супервизор должен сначала выявить уровень развития навыков супервизируемого и составить письменный перечень реалистичных целей повышения квалификации.

Для эффективной психологической помощи необходимо соблюдение экологичности пространства психологической помощи. Физическое пространство (комнаты, кабинета) должны обеспечивать ощущение конфиденциальности и психологической безопасности. Помещение для оказания психологической помощи должно быть отдельным, исключающим возможность случайного подслушивания, участия или вторжения других лиц, не имеющих отношения к оказанию психологической помощи

Для эффективной работы необходимо соблюдение техники или процедуры. Разное владение одним и тем же методом даст различные результаты на выходе.

Профессиональный опыт и подготовка. Психологическая помощь будет эффективной, если специалист регулярно проходит тренинговые занятия, повышающие уровень развития необходимых навыков, если он владеет навыками активного слушания (перефразирования, отзеркаливания чувств, позитивной коннотации – придания положительного или нейтрального смысла негативным высказываниям клиента). Эффективный консультант относится к поведению и фактам личной жизни клиента безоценочно (т.е. не прибегает в своем общении с клиентом к моральным оценкам, указаниям, как себя следует вести и т.п.).

Эффективная помощь предполагает работу с ожиданиями и мотивацией клиента, формирование и поддержание готовности к сотрудничеству клиента с психологом.

Существенное значение имеет интенсивность коррекционных мероприятий – не реже одного раза в неделю при продолжительности занятия 1-1,5 часа, а также насыщенность содержания занятий, разнообразие используемых методик и техник, мера участия клиента в занятиях.

Важна пролонгированность взаимодействия после завершения психокоррекции для отслеживания изменений в поведении клиента (катамнез).

Чтобы оценить эффективность психокоррекции необходимо четко определить метод, с помощью которого будет проводится или проводилась коррекция. Однако это достаточно проблематично, потому что в рамках современной психотерапии методы обычно сочетаются. Для оценки важно набрать количественно и качественно адекватную выборку клиентов, проходивших психокоррекцию. Следует также учитывать личность самого клиента – степень выраженности у него черт, известных как неблагоприятные для психокоррекции, установок на тот или иной вид психокоррекционной работы. Возможно сравнение непосредственных и отдаленных результатов коррекции. Для повышения качества оценивания можно поручать оценку тому психологу, который не проводил психокоррекции (чтобы исключить влияние отношения клиента к психологу). При этом желательно, чтобы эксперт не знал, каким методом и какой техникой достигались изменения. Также необходима контрольная группа, чтобы исключить влияние не связанных с коррекцией факторов. Группы переменных, характеризующих психокоррекционное воздействие:

· симптоматическое улучшение субъективного плана, субъективная оценка клиента;

· объективно регистрируемые изменения – здесь проблема выбора регистрируемых переменных: они могут произвольно устанавливаться авторами программ в соответствии с их теоретическими позициями, целями занятий;

· устойчивость изменений.

Какие методы более эффективны в психокоррекционной терапии?

Метаанализ результатов исследования эффективности психотерапии К. Граве. В коррекции проблем более эффективны поведенческие, поддерживающие методики, а не раскрывающие. Тренинг уверенности повышает уверенность, конфронтацией преодолеваются фобии (предъявление клиенту неосознаваемых или амбивалентных установок, стереотипов поведения, отношений с целью их осознания и проработки, может проводится в жесткой, прямой форме, а может – в скрытой, через метафоры и невербальные приемы), сексуальная коррекция лечит фригидность, гипноз смягчает боли, семейные проблемы корригируются изменением структуры семьи, изменением когнитивных компонентов лечат депрессию, поведенческий тренинг позволяет усилить самоконтроль. В коррекции эмпатических приемов, необходимых для терапии как улучшения понимания себя и необходимых в начале психокоррекционной работы для установления контакта и диагностики, в самом коррекционном процессе недостаточно. Для коррекции важно уметь и иметь риск ставить под угрозу хорошие отношения с клиентом и психологический комфорт у корректора при работе с клиентом.

Контрольные вопросы к лекции.

1. Какие компоненты составляют структуру ситуации оказания профессиональной психологической помощи?

2. Какими характеристиками должен обладать человек, чтобы стать клиентом психолога?

3. Какие компоненты личности должны быть сформированы у специалиста, оказывающего профессиональную психологическую помощь?

4. Каковы функции научно-теоретического знания при оказании профессиональной психологической помощи?

5. Что такое личностная готовность к оказанию профессиональной психологической помощи?

6. Что является первичным запросом клиента?

7. Что такое «рабочий диагноз проблемы» клиента?

8. Каково содержание контракта на психологическую помощь?

9. Как можно оценить эффективность оказания психологической помощи?

Список литературы.

1. Абрамова Г.С. Практическая психология. – М.: Академический проект, 2001.

2. Глэддинг С. Психологическое консультирование. – СПб.: Питер, 2002.

3. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. – М.: Академический проект, 1999.

4. Осипова А.А. Общая психокоррекция. – М.: ТЦ «Сфера», 2000.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1012; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.