Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 6. Гуманистическая парадигма психологической помощи




1. Механизмы возникновения психологических проблем.

2. Гуманистические методы консультирования.

 

После рассмотрения психодинамической парадигмы психологической помощи логично перейти к гуманистической. Эти парадигмы внешне имеют много общего между собой. Так, обе парадигмы акцентируют помощь на факте вытеснения из процесса осознания текущего опыта жизни личности его существенных моментов, без которых невозможно найти решение возникающих трудностей. Однако они по-разному трактуют этот факт. Если психодинамическая парадигма считает вытеснение травматического, внутренне конфликтного опыта следствием нарушенных детско-родительских отношений в младенчестве и раннем возрасте, что повлекло за собой нарушение личностного развития. То в гуманистической парадигме основное внимание уделяется анализу текущего опыта жизни личности, а не прошлому. Все проблемы, как полагают сторонники гуманистического подхода, берут свое начало в сегодняшнем дне личности. Если в психодинамической парадигме центральным пунктом понимания психологических проблем является внутриличностный конфликт в качестве их источника, то в гуманистической центральным пунктом выступает позитивная идея личностного роста, остановка которого приводит к психологическому дискомфорту.

Такое отличие связано с иным общепсихологическим пониманием личности психологами «третьей волны». Как известно, в рамках гуманистического течения в психологии нет общепризнанной, единой концепции личности. Однако все личностные теории психологов-гуманистов объединяют три базовых принципа. Первым принципом выступает экзистенциальная идея уникальности бытия каждой личности, которая заключается в наличии некоего индивидуального жизненного «проекта» с особой целью, своими внутренними резервами и возможностями ее достижения. По причине наличия этого проекта каждый человек имеет внутреннюю потребность достижения заложенной в жизненный проект цели. Цель эта рассматривается достаточно общо – в самоактуализации всех заложенных в конкретного человека возможностей существования, или в личностном росте (последовательном создании и достижении адекватных возможностям человека разнообразных жизненных целей), или в самореализации (определении и достижении потенциально возможных для этого человека смыслов и целей жизни, которые не имеют предзаданного характера, а носят конкретно-ситуативную природу и связаны с обстоятельствами жизни). На основании этого экзистенциального принципа понимания личности психологов гуманистического направления в теоретическом аспекте часто объединяют с психологами экзистенциального направления, выделяя экзистенциально-гуманистическое течение в психологии. В теоретическом плане такое объединение вполне обоснованно. Однако в плане анализа методологии оказания психологической помощи такое объединение может показаться спорным, поскольку для экзистенциальных психологов (как мы увидим в последующих лекциях) главной причиной психологических трудностей, требующих профессиональной помощи, оказывается утрата смысла существования. А для психологов гуманистической парадигмы, как и для психологов психодинамического подхода, центральным пунктом является факт вытеснения отдельных элементов из сознательного восприятия текущего опыта вследствие психологической травмы.

Но вернемся к принципам психологического понимания личности в гуманистических концепциях. Вторым принципом гуманистических теорий личности является положение о целостности восприятия жизненного опыта личности, предложенное в гештальт-психологии.

Третьим принципом выступает анализ личности и поведения через феномен личностной перцепции, предложенный К. Роджерсом. К. Роджерс полагал, что личность и поведение индивида являются функцией уникального восприятия человеком себя и окружающих людей, фиксируемого в виде субъективного мира личности, который включает в себя все, что осознается в любой данный момент времени. На основе этого принципа К. Роджерсом был сформулирован личностно-центрированный подход к оказанию психологической помощи. Этот подход предполагает отказ от параметрических способов психологической диагностики личности и переход к непараметрической диагностике посредством общения, что позволяет зафиксировать процесс осознания человеком данного момента времени и обнаружить вытесняемые из осознания важные моменты жизненного опыта, которые наблюдает консультант в процессе общения с клиентом.

Сочетание этих трех принципов позволяет сформулировать общую идею личности, которая раскрывается посредством пяти базовых понятий: процесс, рефлексия, самость, организм и переживание опыта.

Личность в гуманистической парадигме представляет собой беспрерывный процесс становления: достижения целей, самоактуализации или личностного роста. Остановка этого процесса означает психологическую «смерть» личности. Если перефразировать известное высказывание Р. Декарта «я мыслю, следовательно, я существую», можно утверждать, что человек психологически жив, т.е. является человеком по сути, а не по названию, только пока находится в процессе личностного роста. Именно остановка процесса, прекращение личностного роста, самоактуализации, отсутствие достижений целей, которые человек считает для себя важными, выступают причиной возникновения психологических проблем. Соответственно, психологическая помощь должна быть направлена на возобновление остановившегося процесса. Функция психолога – в процессе общения обращать внимание клиента на внутренних и внешних факторах, препятствующих процессам изменения и личностного роста.

Поскольку личность представляет собой не ставшую структуру, а процесс постоянного изменения, при оказании психологической помощи ее нельзя изучать с помощью объективных психологических методов. Эти методы позволяют зафиксировать только результат процесса, но не отвечают на вопрос, как и когда человек вытесняет из целостного восприятия своего личностного опыта важные элементы, что не позволяет ему сдвинуться с «мертвой» точки и двигаться дальше. Наилучшим способом увидеть процесс личностного роста и обнаружить подводные камни, затрудняющие или останавливающие его течение, выступает диалог с клиентом. Диалог – единственное доступное и адекватное сущности явления психологического роста средство анализа и помощи человеку. Все остальные средства, имеющиеся в распоряжении психолога (ролевые игры, фантазирование, техники самовыражения в невербальной экспрессии и др.) являются вспомогательными, позволяющими запустить главный механизм помощи – диалогическую беседу по поводу происходящего.

Потребность в личностном росте, в позитивных изменениях, по убеждение гуманистических психологов, является неотъемлемой стороной бытия личности, она всегда заложена в опыт человеческого существования хотя бы в виде возможности. В рамках гуманистической парадигмы эта идея является концептуальной аксиомой, на которой держится вся технология оказания психологической помощи. Психолог не в коей мере не инициирует и не моделирует изменения в личности! Он всего лишь обращает внимание человека на внешние и внутренние факторы, препятствующие этим изменениям, составляющим основу личностного роста.

Процесс личностного роста возможен, благодаря такому качеству человеческого восприятия, как рефлексия. Под рефлексией здесь понимается способность отслеживать эмоциональные реакции, возникающие у человека в ответ на различные события в его жизни: поступки себя и других людей, действия, ситуации, в которые он оказывается вовлеченным. Эмоциональные реакции выступают своего рода сигналами правильности или неправильности, нужности или ненужности участия в чем-либо, позитивного или негативного влияния на личность с точки зрения процесса личностного роста, самоактуализации. Благодаря способности к рефлексии над своим личностным опытом человек имеет свободу выбора жизненного пути и несет ответственность за результаты процесса личностного роста. Именно утрата этой способности выступает причиной прекращения личностного роста. Человек оказывается не в состоянии распознавать значимость происходящего в его жизни, игнорирует в своем восприятии отдельные элементы опыта, не обращает на них внимания. А если эти элементы вызывают сильные негативные эмоции, то человек вместо принятия случившегося, его признания и на основе этого – коррекции жизненного пути, начинает вытеснять неприятный, травмирующий опыт, начинает воспринимать себя и свою жизнь выборочно. Место рефлексии в восприятии может занимать точка зрения других людей. Тогда человек начинает реализовывать в своей жизни «проекты» окружающих, реализовывать их стремления, сам при этом оставаясь несамоактуализированным. Это вызывает у него психологический дискомфорт, но в силу жесткой ориентации на другого, в ущерб себе, личность вытесняет этот факт и не рассматривает его в качестве причины возникающих проблем. В результате личность теряет подлинность (аутентичность) своего существования и живет чужими смыслами. Диалог как средство оказания психологической помощи восстанавливает способность личность к рефлексии над своим жизненным опытом и позволяет обнаружить вытесняемые компоненты.

В процессе рефлексии над опытом социального взаимодействия формируется образ «Я» - самость личности: представление о том, кто я есть, каковы мои жизненные цели и ресурсы (возможности). Если рефлексия выборочна, соответственно, ущербной оказывается и самость.

Гуманистическая психология обращает внимание на то обстоятельство, что человек является существом телесным. Тело, организм со своими телесными функциями является носителем психических процессов. Телесность и чувственность никогда не обманывают человека в плане оценки того, что хорошо, а что плохо для организма. Разум же, напротив, обладает способностью конструировать фантомную реальность, имеющую мало общего с действительными потребностями конкретного человека. Именно благодаря разуму человек может вытеснять неприятные эмоции из своего жизненного опыта, избирательно воспринимать реальность, давать различные объяснения происходящему. Излишняя рациональность, приоритет разума над чувствами мешают рефлексии текущего опыта. Человек перестает «слышать» себя, свои чувства, которые сигнализируют о позитивных или негативных изменениях, адекватном или неадекватном течении процесса личностного роста. В результате происходит рассогласование процессов осознания жизненного и опыта и чувств, возникающих в этом опыте. Личность оказывается раздвоенной: образ «Я», представление о себе одно, а реальные чувства, возникающие в ходе жизни и в процессе реализации этого образа – другие, неконгруэнтные ему.

Здесь мы подошли к последнему понятию, описывающему личность человека в гуманистической парадигме – переживанию текущего опыта. Переживание опыта – понятие более широкое по содержанию, чем осознание опыта. Осознание связано с рациональным восприятием, рациональным объяснением своего жизненного пути и событий в нем. Тогда как переживание центрировано на эмоциональных реакциях и чувствах, возникающих в процессе жизни личности. Подлинным субъективным миром личности гуманистические психологи считают такой мир, в котором сознательные представления о себе (когниции, складывающиеся во взаимодействии с окружающими) и о ситуациях, в которых оказывается личность, по модальности совпадают с чувствами, возникающими в процессе жизни. Совпадение когниций с имеющимися чувствами, обнаружение связи между чувствами и ситуациями, которые их вызывают, обеспечивают человеку возможность держать в поле зрения действительную цель своего существования, цель, свойственную именно его жизненному проекту. Рассогласование когниций, сознательных представлений об опыте и чувств, возникающих в связи с этим опытом, является характерным признаком психологической проблемной ситуации, которая может быть разрешена установлением утраченных связей, восстановлением способности видеть и чувствовать себя, переживать реальный, а не воображаемый жизненный опыт.

Вопрос 2. На основе изложенной концепции личности складываются особые личностно-центрированные техники оказания психологической помощи. Использование этих техник запускает три помогающих процесса:

а) осознание важных моментов текущего жизненного опыта;

б) продвижение вперед и интеграция разрозненных (вытесненных и осознаваемых) моментов жизненного опыта;

в) встреча со своим подлинным «Я», которое характеризуется целостностью восприятия и совпадением сознательных когниций и чувств, возникающих в опыте жизни.

Главной техникой выступает особого рода диалог психолога с клиентом, который К. Роджерс назвал «терапевтическим диалогом». Терапевтический диалог характеризуется центрацией на чувствах клиента, возникающих в процессе работы над проблемой. Основными признаками терапевтического («роджерианского») диалога выступают:

- недирективность;

- рефлексивность;

- эмпатичность;

- метафоричность.

Недирективность предполагает следование за клиентом, полное доверие ему, отказ от какой-либо интерпретации его версии изложения собственного жизненного опыта, контроль психолога над тем, не навязывает ли он клиенту какой-либо трактовки происходящих событий. Никто лучше клиента не знает, что и как происходит или должно происходить в его жизни. Другое дело, что клиент может воспринимать свой опыт разорвано: чувства, несущие информацию об опыте в целом, отдельно от осознаваемых частей этого опыта. Только чувства обеспечивают целостность восприятия опыта, разум всегда отрывочен и выборочен. Пока человек сам не начнет рефлексировать над своим опытом, на начнет учиться распознавать существенные его элементы, он не избавиться от психологической проблемы, которая в основе своей имеет торможение процесса личностного роста. Недирективность реализуется в диалоге через максимальную безоценочность и одобрение самопроявлений клиента в общении, разъяснение без навязывания своей точки зрения (а как один из возможных вариантов видения ситуации глазами психолога), создание атмосферы благоприятствования и невмешательства. Психолог всего лишь сопровождает клиента в глубины его опыта переживаний. Вопросы психотерапевт задает не для себя, а для клиента, чтобы именно клиенту стали более понятны его чувства, возникающие в той или иной ситуации, которая обсуждается с психологом. Психолог не должен формулировать проблему за клиента, а помогать ему сделать это самостоятельно через подробное прояснение проблемной ситуации, запроса, с которым он обратился.

Рефлексивность заключается в том, что психолог выступает в роли зеркала, в котором отражается текущий (разворачивающийся в процессе общения здесь и теперь) жизненный опыт клиента. В этом зеркале клиент может увидеть те аспекты, которые вытесняются из осознания текущего момента и делают переживание опыта разорванным, неконгруэнтным. В этом «зеркале» должны отражаться, прежде всего, чувства, возникающие у клиента в процессе общения с психологом, при обсуждении волнующих клиента проблем. Рефлексивность достигается за счет использования особых техник:

- перефразирования,

- отражения чувств (отзеркаливания),

- присоединения чувств к содержанию опыта.

Техника перефразирования (парафраза) ориентирована на отражение вербального описания текущего опыта клиента (то, что осознается, но зачастую проскакивает мимо внимания, на что не обращается особого внимания). Будучи услышанным из уст психолога, рассказ клиента о проблеме приобретает внешнюю, отстраненную от его личности форму, на которую можно взглянуть «со стороны» и проанализировать, увидеть несоответствия, неточности в определении сути происходящего. В результате этого клиент может попытаться высказать свои ощущения и чувства иначе, более точно, пока не будет нащупано подлинное описание тех переживаний, которые клиент испытывает в ходе общения с консультантом. Иногда эту технику называют техникой повторов. Обычно после пересказа того, что сказал клиент, психолог делает паузу, чтобы дать человеку возможность эмоционально отреагировать на услышанное. Если клиент, излагая свою жалобу психологу, говорит много, то техника повторов не сработает — она выведет клиента из процесса. Здесь уместна техника обобщения: «Да, сегодня с Вами многое произошло...», после чего психолог некоторое время должен подождать в тишине. В это время клиент решит, о чем говорить (из того, что было уже сказано) и нужна ли ему помощь в изменении. Это дает клиенту свободу, в том числе — свободу не изменяться. Важно, чтобы, соблюдая принцип недирективности, психолог сам не выделил, что же является главным из того, что сказал клиент.

Техника отражения чувств ориентирована на отражение невысказывемых чувств клиента. Она представляет собой простое описание эмоционального состояния и реакций клиента на те или иные аспекты диалога по поводу решаемой проблемы. Описание того, возникновение каких эмоций и чувств психолог видит в клиенте со своей стороны, когда они ведут диалог. Эта техника особенно важна в тех случаях, когда клиент затрудняется описать словами, какие чувства он испытывает в данный момент времени.

Техника присоединения чувств к содержанию опыта заключается в осознании клиентом связи между событиями, которые происходят в текущем опыте (описываются в рассказе о проблеме), и чувствами, которые он реально (!) испытывает связи с этим. Эта техника завершает процесс рефлексии, инициированный с помощью техник перефразирования и отражения чувств (отзеркаливания). Поскольку перефразировние и отзеркаливание касаются исключительно чувств, а не рационального содержания (интерпретации) событий текущего опыта, тем самым клиент обращает внимание на то, какие чувства в действительности возникают в его опыте при переживании тех или иных событий. Психолог всего лишь обращает внимание, что у клиента возникает то или иное чувство в связи тем или иным событием в текущем опыте, т.е. устанавливает связь между содержанием текущего опыта и испытываемыми чувствами.

Эмпатичность, проявляемая психологом в диалоге, состоит в способности правильно определять текущее эмоциональное состояние клиента и вести себя в соответствии с ними («быть конгруэнтным»). Эмпатическое понимание клиента (на уровне испытываемых клиентом эмоций и имеющихся у него чувств) означает не просто «настройку» психолога на мир клиента, но и поощрение клиента к дальнейшему «исследованию» своего внутреннего мира. Важна не столько точность понимания клиента сама но себе, сколько интерес к миру клиента со стороны терапевта. Эмпатия — это процесс, в котором терапевт становится все ближе и ближе к мыслям и чувствам клиента. Точная эмпатия — идеальный случай. Эмпатия в роджерианском диалоге подразумевает сензитивность к постоянно изменяющимся в другом человеке чувственным смыслам, которые плавно переходят друг в друга.

Эмпатия в работах Роджерса имеет следующие характеристики: во-первых, сохранение в эмпатическом процессе собственной позиции эмпатирующего, сохранение психологической дистанции между ним и эмпатируемым, или, другими словами, отсутствие в эмпатии отождествления между переживаниями эмпатируемого и эмпатирующего (что, собственно, и отличает этот процесс от фенотипически сходного процесса идентификации). Во-вторых, наличие в эмпатии сопереживания (каким бы по знаку ни было переживание эмпатируемого), а не просто эмоционально положительного отношения (симпатии) эмпатирующего к эмпатируемому. В-третьих, это динамический процесс, а не статичное состояние.

С эмпатией связана проблема конгруэнтности/инконгруэнтности в отношениях психолога с клиентом. Если у психолога отсутствует доверие к клиенту, то он становится осторожным и защищающимся. Он привносит в отношения с клиентом свои страхи и опасения, становясь инконгруэнтным. Существует две формы инконгруэнтности: 1) инконгруэнтность между чувствами психолога и его осознанием этих чувств; 2) инконгруэнтность между осознанием этих чувств и их выражением. При второй форме инконгруэнтности психолог сознательно скрывает свои чувства, пытаясь быть «профессионалом» в отношениях с клиентом. Такой «профессиональный фасад» антитерапевтичен для личностно-центрированного консультанта. Результат инконгруэнтности — установление «двойных связей» с клиентом: расхождение вербального и невербального поведения, слов и чувств. Психолог не должен играть социальную роль «помогающего профессионала»: улыбаться, когда совсем не до улыбки, печалиться, когда не печально, — одним словом, психолог должен быть самим собой в процессе помощи, устанавливая «прозрачные», «незамутненные» отношения с клиентом. Средством психологической помощи является личность психолога, а не технические приемы.

Наряду с рефлексивностью, которая имеет опасность приобрести характер интеллектуальной игры, терапевтический диалог должен быть «уравновешен» иррационалистическим компонентом – метафоричностью. Опыт клиента может быть выражен в виде метафоры. Метафора позволяет войти в символический пласт сознания клиента, уйти от предметной определенности мира, накладывающего существенные внешние ограничения на принятие решения самим клиентом. Метафора позволяет избежать прямого выражения травмирующих чувств (чувства вины, например). Метафора является прекрасным средством терапевтической регрессии в том смысле, что освобождает клиента от взрослой определенности мира, его причинно-следственной взаимосвязанности.

Контрольные вопросы к лекции.

1. Чем гуманистическая модель оказания психологической помощи отличается от психодинамической и экзистенциальной моделей?

2. В психологи гуманистического направления усматривают причину возникновения психологических проблем?

3. Что является основным средством оказания психологической помощи в гуманистической парадигме?

4. Утрата какой личностной способности лежит в основе психологических проблем?

5. На что направлены гуманистические техники оказания психологической помощи?

6. Каковы основные признаки роджерианского диалога?

7. С помощью каких техник происходит восстановление способности к рефлексии?

8. Какие отношения психолога и клиента можно назвать конгруэнтными?

Список литературы.

1. Бурлачук Л.Ф., Кочарян А.С., Жидко М.Е. Психотерапия. – Киев: Наукова думка, 2003. Стр. 240-251, 252-267.

2. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. – СПб.: Питер, 2000, с. 35-57

3. Осипова А.А. Общая психокоррекция. – М.: ТЦ «Сфера», 2000, с. 47-56.

4. Орлов А.Б. Человек-центрированный подход в психологии, психотерапии, образовании и политике (к 100-летию со дня рождения К. Роджерса) // Вопросы психологии. – 2002. № 2. С.64-84.

5. Польстер М. Гештальт-терапия: эволюция и практика // Эволюция психотерапии. В 4 тт. Т. 3. – М.: НФ «Класс», 1998. Стр. 109-126.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 4222; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.